Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурирование речи – вступление

Поиск

 

Для результативности устного выступления непреходящее значение имеет его правильно оформленная структура. Структурирование речи – это разделение ее на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. В любой речи выделяются три главных части: вступление, основная часть и заключение. Рассмотрим их функции.

Вступление. Задача этой части – привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, найдя, по выражению адвоката А.Ф.Кони, «зацепляющие крючки». Это не слишком простое дело: оратору надо, по сути, произвести в мозгу слушателя небольшую революцию, переведя его сознание из нерабочего состояния в рабочее. Эта операция состоит из двух фаз: а) очистки сознания слушателя от предшествующих мыслей, посторонних для данной темы; б) фокусировки внимания слушателя на данной теме. Подобным же образом сначала стирают с классной доски старый текст, а затем пишут новый.

Две фазы вступления реализуются разными речевыми средствами. На первой (фаза очистки) оратор должен показать слушателям, что прежняя жизнь прервалась и началась новая эпоха – эпоха данного выступления, со всей его проблематикой, и все прочие заботы, будь они для слушателя хоть в тысячу раз важнее темы данной речи, временноуступают ей пальму первенства. Это достигается произнесением этикетных фраз: Уважаемые коллеги! Дорогие товарищи! Дамы и господа! И т.п.

На второй фазе (фаза концентрации ) необходимо, если это речь информирующая (лекция, доклад, отчет, сообщение) в 10-15 первых секунд сосредоточить внимание слушателей на теме и ее частях (заголовок, план), а затем подать необходимые крючки и приманки, заостряющие постановку главной проблемы выступления. Если же это речь убеждающая, агитационная, то никакого заголовка, а тем более плана не надо, - следует сразу же «брать быка за рога»: Граждане! Родина в опасности! Враг у ворот! Или: Все мы знаем, что наша экономика находится в состоянии затяжного кризиса… и т.п.

Средством привлечения внимания могут быть не только важные, жгучие факты, но и целенаправленно возбуждаемые эмоции. Хороший оратор умеет с первых секунд зажечь аудиторию и не дать ей расслабиться до конца речи.

Хорошей «затравкой» для вступления бывает удачно подобранный эпиграф в виде пословицы, поговорки, крылатого выражения или стихотворения.

Нельзя, дав яркое, многообещающее вступление, затем разочаровать слушателя малосодержательной речью. Но и бледное вступление – тоже ошибка. Начало, как и конец речи, должны быть выразительнее, энергичнее и эмоциональнее середины.

Помимо ввода аудитории в психологическую атмосферу речи, вступление играет ту же роль и для самого оратора. Выступающий отчетливо ощущает, как, зажигая аудиторию, загорается сам, без чего никакой психологический контакт со слушателями невозможен. Это справедливо для любого вида речей – информационных, агитационных и эмоциональных.

Кроме того, произнося вводную часть речи, оратор изучает психологический портрет аудитории, выделяя в ней различные адресные группы и, соображая, кому, что и как подать.

Характерной особенностью вступления является его низкая информационная плотность (количество информации, подаваемой за единицу времени) в сравнении с основной частью. Это вполне естественно для вспомогательной части речи, единственная задача которой (частная речевая цель) привлечь внимание слушателей к основной части выступления.

Если начало оказывается информационно столь же насыщенным, как основная часть, то вместо одной речи получается две. Возникает ситуация как в плутовских романах эпохи Возрождения, когда хитрый слуга подменяет господина. Поэтому следует еще раз напомнить: вступление должно не давать конкретную информацию, а лишь ориентировать на ее восприятие в основной части (см.: схему 6).

Схема 6

Что произойдет, если речь начать сразу с основной части, проигнорировав вступление, как делают некоторые лекторы и докладчики, борясь с ненужным краснобайством?

Вступление, по сути дела, все равно будет, как фраза раскачки аудитории, преодоления психологической инерции, только оно будет вклинено в начало основной части, богатой конкретной информацией, в результате чего часть этой информации будет для слушателей неизбежно потеряна. Обратим внимание, что речь идет о начальной части информационного блока, на которой строится все остальное! Лишь через 5-6 минут слушатели окончательно проснутся и станут активно воспринимать информационный поток, но упущенного начала это уже не скомпенсирует. А ведь этого можно было бы избежать, потратив всего 1 минуту на грамотно организованную психологическую мобилизацию аудитории, и не потеряв при этом ни бита драгоценной информации.

Вместе с тем, встречаются речевые ситуации, когда можно обойтись без вступления, не понеся ни малейшего ущерба в информационном массиве речи (см.: нижеследующую схему 7). Вступление необходимо лишь для введения слушателя в курс дела и приведения его сознания в рабочее состояние, и если эти задачи уже решены, то надобность во вступлении отпадает. Это происходит во время конференций, на которых читается ряд докладов по смежным темам и уже первое выступление выполняет все функции речевой «затравки», избавляя последующих ораторов от необходимости раскачивать публику. Еще лучше, если председатель собрания прочтет вступительное слово, которое как раз и будет коллективной речевой «затравкой». Сходная ситуация наблюдается и на диспутах и митингах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.007 с.)