Вступление в ВТО России, стран Восточной Европы, КНР




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вступление в ВТО России, стран Восточной Европы, КНР



Вступление России.

Выгоды ВВП от вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе составят 3,3 процента от ВВП. В денежном выражении показатель составит 49 миллиардов долларов. Об этом сообщается в докладе Всемирного банка, опубликованном во вторник, 27 марта.

В долгосрочной перспективе Всемирный банк прогнозирует выгоды России от вступления в ВТО в 11 процентов от ВВП или 162 миллиарда долларов. Около 72 процентов этой выгоды будет получено за счет повышения качества услуг и снижения цен, а еще 28 процентов обеспечит снижение таможенных пошлин, в том числе и для российских экспортеров.

Доходы среднестатистического российского домохозяйства вырастут на 7,2 процента. Зарплаты квалифицированных специалистов и рабочих в краткосрочной перспективе вырастут на 5 и 4 процента соответственно, а в долгосрочной - на 17 и 13 процентов.

Во Всемирном банке прогнозируют, что жители городов и "белые воротнички" выиграют от вступления России в торговый клуб больше, чем остальное население страны. Это объясняется притоком иностранных инвестиций в сферу услуг. В докладе отмечается, что из регионов РФ максимальную выгоду получат Северо-Западный регион, Санкт-Петербург и Дальний Восток.

Во вторник, 27 марта, Всемирный банк также понизил прогноз роста российского ВВП в 2012 году до 3,5 процента с 3,8, ожидавшихся ранее. В 2013 году банк ожидает рост российской экономики на уровне в 3,9 процента. Одновременно организация снизила прогноз роста мирового ВВП с 3,2 до 2,5 процента. По прогнозам Министерства экономического развития России, в 2012 году российская экономика вырастет на 3,7 процента, в 2013 году - на четыре процента, а в 2014-м - 4,6 процента. В 2010 и 2011 годах ВВП России увеличился на 4,3 процента.

Протокол о вступлении России во Всемирную торговую организацию был подписан 16 декабря 2011 года. Страна войдет в торговый клуб после 18 лет переговоров. Россия оставалась крупнейшей экономикой мира, которая не входит в ВТО. Минэкономразвития оценило возможный ущерб для бюджета РФ от снижения таможенных пошлин после вхождения в клуб в 230-240 миллиардов рублей. (статья за 27.03.2012 « Всемирный банк оценил выгоды России от вступления в ВТО).

Тем не менее существует и другое мнение:

По данным Всемирного банка, выгода зарубежных игроков после вступления в ВТО будет в 10 раз больше, чем у российских компаний, предприятий, банков, малого и среднего бизнеса и просто обычных граждан. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают подобные прогнозы: от вступления в ВТО Россия будет терять 1 % ВВП, или 7,2 млрд долларов в год.

Говоря откровенно, анализ мнений, высказываний и прогнозов, относительно предстоящего членства Российской Федерации в ВТО говорит об одинаковой однородности – практически никто не берет на себя ответственность громко заявить, что страна выиграет, или хотя бы в определенных сферах и нишах рынка получит существенные преимущества и выгоды. Так, ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский Агропром будет терять 4 млрд долларов ежегодно. А по данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них; в годовом выражении — 90 млрд долларов против 23, то есть на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики. По словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Григорьевича Ушачёва, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте продовольствия до 1 % и увеличению импорта на 2,3 %. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 млрд долларов.

Не выиграют и обычные россияне: скоропалительное вступление в ВТО принесет России более 30 млн безработных и не менее 40 тыс. закрытых предприятий. Под угрозой деградации окажутся примерно 450 моногородов, наличие рабочих мест и инфраструктура которых зависят от работы одного предприятия.

В масштабе СНГ вступление в ВТО нанесет существенный ущерб недавно сформированному Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

Вступление в КНР

Присоединение Китая к ВТО в конце 2001 г. широко освещалось в зарубежной аналитике и куда меньше - в России. Это ошибка. Во-первых, продолжая переговоры о вступлении в ВТО, российской стороне нужно хорошо знать наиболее свежий прецедент такого рода. Актуальны и юридические детали, и опыт общего подхода к переговорам с указанной организацией крупной страны, проблемы и история хозяйства которой во многих отношениях похожи на российские. Во-вторых, стремительно увеличивая свое присутствие на мировых рынках, КНР стала перспективнейшим партнером и сильным конкурентом, оказывающим растущее воздействие на правила игры в международной торговле и позиции, занимаемые в ней другими участниками. Крупные достижения во внешнеэкономической области в 90-е годы приходили в ходе дозированной либерализации при преобладании выраженного протекционизма.

О его масштабах можно судить даже по огромному количеству поправок к законодательству, которые Пекин согласился сделать на переговорах с ВТО. Успехи пришли не сразу: еще полтора десятка лет назад страна испытывала серьезную нехватку валюты, экспорт оставался преимущественно топливно-сырьевым (табл. 1), а первые годы открытой политики не дали ощутимых результатов в привлечении зарубежных инвестиций. КНР начала переговоры с ГАТТ (предшественником ВТО) в 1986 г. и, как представляется, только выиграла от того, что не пыталась форсировать процесс вступления в эту организацию.

Китай не очень сильно зависит от внешних рынков: резкие колебания объемов торговли не оказывают заметного воздействия на темпы роста, в подавляющей части базирующегося на внутренних факторах (табл. 2). После азиатских кризисов 1997-1998 гг. это отличие от соседних новоиндустриальных стран, по-видимому, стимулировало более активную и либеральную внешнеэкономическую политику. Т.е. основу для завершения переговоров с ВТО составила уверенность Китая в собственных силах, реальная возможность утвердиться на старых и новых рынках. К тому же большее открытие внутреннего рынка для внешней конкуренции, унификация действующих таможенных и налоговых норм прямо и косвенно способствуют укреплению центральной власти. Она, в частности, усилит свою роль при необходимых реформах правовой системы, упрощении чрезмерно громоздких внешнеэкономических процедур, являющихся, помимо прочего, питательной средой коррупции.

Рынок Китая хорошо защищен. Государственные организации сохраняют очень сильные непосредственные позиции во внешнеэкономических связях КНР. На их долю приходится не менее 70% внешней торговли, если учитывать долю китайской стороны в предприятиях с иностранным участием. Поскольку частные предприятия резидентов крайне редко имеют доступ на внешний рынок (на них приходится менее 2% внешней торговли), а физическим лицам лишь в 1997 г. разрешили быть пайщиками совместных с иностранным капиталом предприятий, можно сказать, что частный сектор КНР опоздал в глобализацию: основные сегменты внешнего рынка, а также важные сферы сотрудничества с иностранным капиталом на внутреннем рынке страны уже заняты крупными государственными компаниями и предприятиями. Они в среднем уступают крупнейшим мировым ТНК, поэтому Пекин продолжает их укрупнение и реорганизацию.

По соглашениям с ВТО Китай несколько ослабил государственные монополии во внешнеэкономических связях: в течение трех лет будет формально ликвидирована система ведения экспортно-импортных операций с рядом товаров (натуральный каучук, древесина, сталь и прокат) специально уполномоченными компаниями. Государственным внешнеторговым компаниям оставлено преимущественное право ведения внешней торговли зерновыми, нефтью и нефтепродуктами (для частных компаний зарезервирована увеличиваемая квота, табл. 3), удобрениями, хлопком и хлопковым волокном, табаком и сигаретами, сахаром, некоторыми видами растительных масел, вольфрамовыми рудами и концентратами, чаем, углем и коксом, шелком, серебром, сурьмой. На большинство перечисленных позиций (а также медикаменты - около 40 товарных групп) сохранится и государственное ценообразование. Оно распространяется также на соль, природный газ, тарифы на коммунальные услуги, плату за жилье и воду для орошения, почтовые, телекоммуникационные, образовательные, транспортные и некоторые профессиональные услуги (архитектурные и инженерные, юридические, бухгалтерские, арбитражные, нотариальные, регистрационные и др.).

Для защиты внутреннего рынка Китай широко использует технические стандарты и условия. Хотя определенный прогресс в переходе на международные стандарты есть, его никак не назовешь стремительным: в течение последних 20 лет сфера использования международных стандартов расширилась с 12 до 40%. По соглашению с ВТО, КНР обязалась расширять сферу действия международных стандартов на 10% каждые 5 лет.

 

В документах о приеме КНР в ВТО зафиксированы достаточно четкие обязательства участников антидемпинговых расследований или введения компенсационных пошлин. Упор сделан на повышение прозрачности процедур, китайской стороной показаны обязанности государственных экономических органов по рассмотрению жалоб местных производителей. С 1997 г. КНР начала проводить собственные антидемпинговые расследования.

Стоит заметить, что нынешняя привлекательность китайского рынка и неплохая координация действий участников внешнеэкономических связей (большую роль, помимо государственных органов, играют ассоциации товаропроизводителей) позволяют достаточно эффективно осуществлять нажим на торговых партнеров. Заметно также традиционное для китайской политики стремление к разрешению возникающих разногласий на двусторонней основе и без особой огласки, особенно в отношениях с соседними странами.

Существенной спецификой отличается политика Китая в отношении иностранных инвестиций. Главная их часть представлена прямыми капиталовложениями в промышленность, в отношении которых на протяжении всего периода реформ проводился курс, почти противоположный идеологии ВТО. Ни принцип национального режима (зарубежному капиталу предоставлялись значительные тарифные и налоговые льготы по сравнению с местными производителями), ни принцип наибольшего благоприятствования (дополнительные преференции имели зарубежные этнические китайцы), ни принцип одинаковых условий для зарубежных вкладчиков на всей территории государства (разных типов особых зон не менее пяти), ни принцип равного доступа к рынку (предприятиям с иностранным участием, как правило, был закрыт самостоятельный сбыт продукции в КНР) не соблюдались государством, привлекшим более 300 млрд. долл. иностранного предпринимательского капитала. Вдобавок, Китай в законодательном порядке определял зарубежным инвесторам обязательства по использованию в производстве местных комплектующих, доле экспорта в продажах и т.п.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.006 с.)