Интеграционные процессы в рамках СНГ: ход, акторы, перспективы




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в рамках СНГ: ход, акторы, перспективы



Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в г. Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 года, принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ.

В августе 2005 года Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

В январе 1993 года принят Устав СНГ, в январе 1996 года приняты положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Уставные цели и направления деятельности СНГ:

· осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств‑участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства в сфере экономики через формирование зоны свободной торговли;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами ОБСЕ;

· сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению гонки вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов ОМУ, достижение всеобщего и полного разоружения;

· достижение более тесного взаимодействия государств СНГ с ООН и другими международными организациями в сфере урегулирования международных конфликтов;

· содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

· взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

· объединение сил и средств в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

· мирное разрешение споров и конфликтов между членами Содружества.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты. В Содружестве действуют около 70 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ, основными из которых являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет.

В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.

В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя.

Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза, и Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ 21 октября 1994 года.

На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями:

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Задача ОДКБ ‑ координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Приоритетные направления деятельности ‑ наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов;

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);

Союзное государство России и Белоруссии.

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).

Наиболее последовательную и конструктивную позицию в реализации интеграционных инициатив занимают лидеры России, Белоруссии и Казахстана. Более того, понимание необходимости в усилении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, как фактора политической и экономической безопасности, у большинства государств СНГ все же присутствует. Подтверждение тому - довольно успешное сотрудничество в рамках таких межгосударственных объединений, как Союз России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ и ряда других.

Перспективы: Разновекторная, дифференцированная, многосторонняя и многогранная система интеграции на пространстве СНГ является ключевым дезинтегрирующим фактором. События будут наиболее стремительно развиваться вокруг государств Центрально-азиатского региона. в основу деятельности глав постсоветских государств должно лечь глубокое понимание интересов своих народов в их самоопределении и в выборе вектора интеграции, и уже на этой базе поиск и разработка продуманной политики коллективной безопасности, включающей в себя в том числе экономические, политические, гуманитарные и другие компоненты.

СНГ открыто демонстрируют желание конструктивно работать, признавая ведущую роль России, как единственно возможного гаранта безопасности и ключевого актора в развитии интеграционных процессов.

существует несколько сценариев организации: 1) полная интеграция;; 2) «интеграция разных скоростей»; 3) СНГ- клуб по интересам (СНГ как зонтик, под которым будут формироваться другие союзы и организации); 4) распад СНГ.

 

 

Институциональная структура СНГ

СНГ – региональная межправительственная организация. Первый учредительный документ – соглашение о создании 8 декабря 1991. Второй – протокол к соглашению – 21 декабря 1991 г, Алма-атинская декларация в тот же день. В 1993 г был принят Устав СНГ. Устав делится на разделы, включает цели и принципы. Принципы стандартные: суверенные равенство государств, мирное разрешение споров. Цели – осуществление сотрудничество политическое, экономическое и гуманитарное ,создание общего экономического пространства . обеспечение прав и свобод человека, взаимная правовая помощь, содействие разного рода контактов и решение споров ,учёт интересов друг друга и духовное единение народов ,сохранение культурных ценностей и культурный обмен.

Органы СНГ

Состав:

СГГ (Совет Глав Государств)

СГП – совет глав правительств,

СМИД - совет министров иностранных дел.

Координационно-консультативный комитет – ККК.

Совет министров обороны.

Совет командующих пограничными войсками

экономический Суд СНГ.

Комиссия СНГ по правам человека.

Межпарламентская ассамблея.

Исполнительный секретариат.

СГГ – самый главный, собирается 2 раза в год. Но бывают чрезвычайные сессии. Чрезвычайная сессия может быть создана по инициативе любого государства – члена.

Совет глав правительств заседает как минимум 4 раза в год. Так же могут быть чрезвычайные внеочередные заседания.

Есть возможность создавать вспомогательные органы. Собираются рабочие группы перед совещанием, эта группа готовит рекомендации для совещания самих глав государств. . совет министров иностранных дел лично контролирует внешнюю политику стран СНГ. Это консультативный орган.

ККК – постоянный орган, исполнительный и координирующий. Входят полномочные представители, полномочие от всех государств. Функция – вносить предложения по вопросам в самых разных сферах. Кроме того он следит за выполнением конкретных обязательств, прежде всего в экономической сфере. Все эти люди сидят в Минске.

Существовала концепция объединённых вооружённых сил в Европе, в последствие отказались.

Сейчас существует штаб по координации военного сотрудничества.

1992 – был создан совет командующих пограничными войсками.

Военнополютическое сотрудничество в СНГ

Ядрная проблема. После распада СССР оружие осталось в Украине, Казахстане и Белоруссии. Белоруссия отказалась добровольно. Остальных пришлось уламывать. Причём у Казахстана оказалось больше оружия, чем у Франции и Великобритании

1994 – Будапештская декларация о гарантиях безопасности.

Разрешение различных конфликтов.

Судебные органы СНГ.

· Экономический Суд СНГ. Компетенция права трактовать положения соглашений и иных актов СНГ. Механизма по принуждению у Суда нет. 1992 – принято положение о его статусе. 1994 – принят официальный регламент Суда.

Межпарламентская ассамблея

Обеспечивает деятельность межпарламентских делегаций. Создано на основании соглашения руководителей парламентов 27 марта 1992 г. ассамблея занимает целый раздел в Уставе. Делегации избираются, либо назначаются парламентами стран-участников. Образует совет Ассамблеи. Сессии ассамблеи проходят не реже 2 раз в год. Одна из задач ассамблеи – организация законодательства. Обсуждает: даёт консультации советам государств и советам глав правительств. Разрабатывает модельные и типовые законы. Она же следит за ратификацией договоров и соглашений в рамках СНГ.

Комиссия по правам человека – консультативный орган, который контролирует выполнения обязательств в сфере защиты прав человека.

Секретариат отвечает за организационно-техническое обеспечение органов и предварительную экспертизу проектов и документов.

Органов отраслевого сотрудничества много: совет по международному транспорту. Межгосударственный экологический совет. Межгосударственный совет по космосу. Межгосударственный совет по электроэнергетике.

Главные принципы экономического сотрудничества – взаимозависимость и взаимодополняемость. Единая система транспорта.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.006 с.)