Влияние ЕС на экономику отдельных стран.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние ЕС на экономику отдельных стран.



ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения о сотрудничестве с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.

В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемой экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов.

ЕС - крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании - мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. ЕС является также крупнейшим экспортером продукции машиностроения. Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой. Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию. Основным торговым партнёром из стран ЕС является Германия. На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование - наиболее важная группа товаров, импортируемых из США.

Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, - транспортные средства Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специальное оборудование.

Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование) и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60% всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта транспортных средств. Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и перечень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией,основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства вступили в силу летом 2002. С июня 2001 - переговоры в различных областях статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества, в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались.

Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государств - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, и электронной торговли.

Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС. Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году.

Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии.

Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой.

 

 

Взаимоотношения Россия-ЕС

 

В настоящее время отношения России и Европейского союза (ЕС) переживают сложный период своей истории. Главной причиной возникающих сложностей является неготовность ЕС выстраивать отношения с Россией как с равноправным стратегическим партнером, последовательно реализующим собственные внешнеполитические задачи и интересы. С другой стороны, Россия так и не создала системы работы в ЕС и с ЕС, которая соответствовала бы важности партнера.

Переживает кризис европейская концепция европеизации России, трактуемой как постепенное восприятие ей предлагаемых ЕС принципов осуществления внутренней и внешней политики, зависимость действий российского государства от требований Европейского союза. Современные модернизационные цели России вступают в противоречие с условиями сотрудничества, которые предлагает ЕС.

Помимо общего кризиса политики ЕС на российском направлении у настоящего положения дел есть и ряд причин тактического характера:

1. российское руководство подтвердило свое твердое намерение сохранять стратегический контроль государства над такой важнейшей сферой национальной экономики как энергетика;

2. активизировалась политика России в СНГ, особенно по вопросам экономической интеграции и урегулирования локальных конфликтов;

3. в самом ЕС усилились позиции тех, кто считает, что ЕС должен проводить более активную политику в западной части СНГ;

4. саммит Россия – ЕС в Риме (6 ноября 2003г.) подтвердил неготовность ЕС к осуществлению единой и согласованной политики на российском направлении;

5. Россия проявила твердость в отстаивании своих интересов, связанных с расширением ЕС и вступлением в него стран ЦВЕ;

6. вступление в ЕС некоторых стран региона Центральной и Восточной Европы усилило антироссийские настроения в европейских политических кругах;

7. в состоянии стагнации находятся основные интеграционные проекты России и ЕС – энергетический диалог, построение четырех общих пространств, сложно идут переговоры о вступлении России в ВТО;

8. после трех лет попыток сближения наступил вполне предсказуемый период взаимных разочарований в связи с завышенными первоначально ожиданиями;

9. наконец, и это может быть самое главное, кризисные явления в становлении общей внешней политики ЕС толкают союз показать ее «эффективность» хоть на каком-нибудь – в данном случае российском направлении.

В этом контексте в Европейском союзе предпринимается попытка пересмотреть основные параметры отношений с Россией. В декабре 2003 г. Европейский совет поручил Комиссии европейских сообществ (КЕС) подготовить оценку отношений с Россией и рекомендации по их улучшению, а Совету министров ЕС – рассмотреть предложения Комиссии и сделать свои заключения. Собственный взгляд на вопрос сформулировал и Европейский парламент (ЕП).

В ЕС были последовательно одобрены три документа по отношениям с Россией«Доклад Комитета ЕП по международным делам, правам человека и общей внешней и оборонной политике», «Сообщение КЕС Совету ЕС и Европейскому парламенту» и «Заключения Совета ЕС по вопросу отношений с Россией». Помимо этого Совет ЕС одобрил закрытые доклад и рекомендации.

Несмотря на то, что тональность и стиль принятых документов существенно различаются между собой можно выделить несколько общих для них положений:

1. Общая неудовлетворенность состоянием отношений с Россией;

2. Критическая оценка способности ЕС проводить единую и согласованную политику на российском направлении;

3. Указание на Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994 г. (СПС) как основу двусторонних отношений и отказ от его пересмотра;

4. Требование к России согласиться на распространение СПС на 10 новых стран-членов без предварительных условий;

5. Выражение недвусмысленного намерения ЕС проводить более активную политику в регионе западной части СНГ при этом подчеркнуто без обязательной координации с Россией;

6. Подчеркивание необходимости продолжать политику интеграции России путем создания долгосрочных совместных проектов, таких как построение четырех общих пространств (экономического, свободы, безопасности и законности, сотрудничества в сфере международной безопасности, науки и образования, включая культуру);

7. Намерение усилить переговорную позицию ЕС путем выработки единой линии, охватывающей все области сотрудничества (принцип увязки);

8. Фактический отказ от принципа общности интересов России и ЕС как основы взаимоотношений;

9. Линия на сокращение технической помощи и на перераспределение ее на обустройство взаимной границы;

10. Стремление вести диалог с Россией исходя из, в первую очередь, собственных интересов ЕС.

Последнее является одним из наиболее знаковых моментов в содержании всех трех документов ЕС. До последнего времени официальные органы Европейского союза не упоминали интересы ЕС как основу его переговорной позиции. Напротив, упор всегда делался на подчеркивании общности интересов ЕС и России. Новая линия Европейского союза больше соответствует традиционного принципам рационализма во внешней политике. Вместе с тем, сохраняется и тезис о необходимости восприятия Россией базовых европейских норм и ценностей, т.е. ее европеизации.

Оценивая все три официальных документа ЕС, а также состояние европейской дискуссии по проблематике отношений с Россией можно сделать следующие выводы:

- Наиболее важным в новой политике ЕС является фактический призыв к построению отношений с Россией на основе рационализма и фактическому переходу к realpolitik.

- Решительный тон последних официальных документов ЕС по российской тематики является, в определенной степени, частью переговорной стратегии Евросоюза при обсуждении с Россией таких важнейших для ЕС вопросов как ратификация Киотского протокола, вступление России в ВТО и распространение действия СПС от 1994 г. на вступающие в Европейский союза страны региона ЦВЕ.

- Вместе с тем, нельзя недооценивать и тенденцию к отходу ЕС от политики вовлечения России и обращению к некоторым элементам политики сдерживания, особенно на пространстве СНГ. Несмотря на то, что Россия остается стратегическим партнером Европейского союза масштабы его участия в делах Белоруссии, Молдовы и Украины имеют тенденцию к увеличению. При этом ЕС не намерен серьезно учитывать российские интересы в данном регионе и готов предложить трем странам западной части СНГ альтернативный интеграционный проект. По всей вероятности ЕС в ближайшие годы будет осознанно торпедировать интеграционные проекты в западной части СНГ, осуществляемые с участием России.

- В тактическом плане руководство ЕС стремится к временному ослаблению интенсивности российско-европейского диалога. Такая пауза должна позволить ЕС завершить процесс своей внутренней трансформации и выйти на новый этап отношений с единой консолидированной позицией 25 стран.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.007 с.)