Поиск, обработка и структурирование речевого материала - речевой дискурсивный граф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск, обработка и структурирование речевого материала - речевой дискурсивный граф



Содержание этого раздела определяется изложением основных законов сбора, обработки и структурирования речевого материала с целью оптимизации результатов информационно-психологического воздействия на слушателей. Слагаемых базового и оперативного речевого дискурсивного графа, его ключевых параметров и методиках использовании в различных речевых ситуациях. Особенностей композиции речей информирующих, аргументирующих и эмоциональных. А также основных видов риторического анализа и требований к внутреннему конспекту как оптимальной форме записи устного выступления.

Изучив данный раздел, студент должен знать:

· факторы выбора темы устного выступления;

· условия формирования смыслового поля выступления;

· иерархию речевых целей участников речевого общения;

· правила сбора и обработки речевого материала;

· принцип смыслового ранжирования фактов;

· сущность методов «пасьянса» и речевого дискурсивного графа;

· виды и функции топов - алгоритмов анализа и синтеза речевой информации;

· правила оптимального структурирования речи;

· функции частей устного выступления;

· логические формы изложения речевого материала;

· специфику структурирования разных функциональных видов речей;

· условия применения дедукции и индукции в различных речевых средах;

· основные параметры и приемы риторического анализа;

· рациональные приемы конспектирования.

Изучив данный раздел, студент должен уметь:

· рационально выбирать и формулировать тему своего выступления;

· определять, что и в какой мере нужно ему самому, а что - слушателям;

· грамотно искать необходимый исходный речевой материал;

· пользоваться методами рассыпного и линейно- графического эскизов устного выступления;

· использовать топику для составления речей;

· грамотно и логически строить речь;

· использовать приемы дедукции и индукции в соответствующих речевых средах;

· умело анализировать содержание и риторический «инструментарий» чужих речей;

· рациональным образом конспектировать свои и чужие выступления.

Изучив данный раздел, студент должен приобрести необходимые навыки и умение:

· оптимального выбора темы устного выступления и ракурса его подачи, используя правила ранжирования элементов речевого материала, его оптимального структурирования и изложения в надлежащем ключе с целью достижения максимального убеждающего эффекта;

· максимальной рационализации и оптимизации процесса создания плана устного выступления, определения ключевых моментов и «отсечения» второстепенных

· скрупулезного риторического анализа выступлений с различением формы речей от их сути, обнаружением логических нестыковок и казусов, скрытого смысла

· рационального составления конспектов не как «шпаргалок», а как логического остова речи и способа организации самих идей в зависимости от их логического соотношения.

Выбор темы и определение цели

 

Выбор темы (предмета) устного выступления диктуется самой жизнью, будь то речь информирующая, агитационная, юбилейная или любая иная. Тему задают или внешние обстоятельства (политика, культурные или спортивные мероприятия, юбилеи, научная и преподавательская деятельность), или вдохновение оратора, способного отреагировать на данную ситуацию любым из доступных ему речевых действий. Часто тема задается внешним по отношению к оратору источником воли – приказом, просьбой, учебным планом и т.п. Маяться от отсутствия темы – это абсурд; если не о чем говорить, то лучше промолчать.

Гораздо важнее и, как правило, сложнее определить цель выступления - установить, зачем эта речь нужна оратору (а также ее заказчику, если таковой имеется) и зачем – слушателям. Здесь может быть целая гирлянда или даже пирамида речевых целей. Что даст вам эта речь: право поставить галочку в графе плана, душевное удовлетворение, самоутверждение, почет, престиж, чье-то расположение, деньги, шанс сделать карьеру? Или кому-то помочь или помешать? Или изменить ситуацию на заводе, в отрасли, в стране?

Цель любого действия всегда есть выражение чьих-то интересов, и эти интересы необходимо принимать за отправную точку в выборе и самой темы, и отдельных ее аспектов, и ракурса их подачи, и риторических приемов их показа и комментирования. Всегда держите в уме цель всех ваших ораторских действий, и не меняйте ее без достаточно весомых причин.

Следует иметь в виду, что у слушателей также есть своя речевая цель, которая может в большей или меньшей степени совпадать с речевой целью оратора. Пересечение этих целей и определяет тему выступления, притом, что оратор сообщает слушателям и кое-что сверх того, что они первоначально ожидали услышать (см.: схему 3).

Сбор и обработка материалов

 

Определив, что и зачем будете говорить, вы приступаете к сбору и обработке материалов. Это одновременные процессы. Типовой перечень источников для большинства видов речей один и тот же: книги, газеты, журналы, справочники, словари, энциклопедии, кино- фото- фоно- и телематериалы, «Интернет», письма, мемуары, дневники, конспекты, полевые записи, беседы, интервью, свидетельства участников и очевидцев событий, собственная память, раздумья и впечатления. Как поставить этот архив на службу оратору при подготовке выступления?

Прежде всего, вы создаете эскиз (предварительный план) вашей речи, исходя исключительно из вашего первоначального знания предмета. Не смущайтесь, если он покажется вам слишком кратким или явно дилетантским. План быстро совершенствуется по мере накопления и осмысления материала. План – это не только структурный, но, прежде всего, смысловой каркас темы, своего рода новогодняя елка, на которую оратор вешает яркие игрушки фактов и сверкающий серпантин своего красноречия.

Обработка исходного материала речи – это, прежде всего, отбор только той информации, которая входит в смысловое поле вашей темы (совокупных фактов и идей, прямо или косвенно необходимых для раскрытия темы), а определение границ и структуры этого поля есть вопрос философии, логики, сути самого предмета и, разумеется, вашей речевой цели.

Начните с теории. Когда станет ясно, какого рода факты надо собирать, следует определить место каждого факта в данном предмете как системе (какую роль он играет, что доказывает) и его относительную важность – смысловой ранг, который можно оценивать по 10-балльной шкале, опираясь на ваши собственные критерии, но непременно с учетом речевой цели данного выступления.

Каждый факт, равно как и каждый вывод, идея для оратора важны не сами по себе, а применительно к конкретной цели подготавливаемой речи. Более важные факты должны получить более подробное освещение. Иначе можно попасть в положение героя басни И.А.Крылова, восторгавшегося божьими коровками и не заметившего слона.

Яркие, но малозначащие детали часто «тянут» на себя энергию оратора, отвлекая его от главного и рассеивая внимание слушателей. Лишние слова, не в меру цветистые метафоры и речевые обороты, избыточные ходы мысли – это гири, тянущие речь на дно.

По замечанию российского политического деятеля рубежа XVIII – XIX вв. М.М.Сперанского, «все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой… Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно».

Иными словами, любой приводимый оратором факт ранжируется и структурируется (обретает свое место в тексте) исключительно с учетом речевой цели данного выступления.

 

Методика составления эскизов речи –

Речевой дискурсивный граф

 

Для смыслового анализа, ранжирования и оптимального расположения речевого материала применяется несколько общеупотребительных методов составления эскизов – предварительных структурно-смысловых планов речи. Рассмотрим здесь два из них.

Первый – метод «пасьянса» – заключается в придании материалу формы рассыпных элементов – информационных квантов. Каждый факт – квант (событие, свидетельство, цифра, цитата, мысль и т.п.) наносится на карточку, а затем из этих карточек на столе раскладывается пасьянс, в котором факты группируются по смысловым блокам, каждому из которых придается общий заголовок.

Из этих блоков – частных тем (пунктов общей темы) создается смысловая конструкция, реализующая речевую цель выступления. При этом хорошо видно, что оказывается лишним, а чего не хватает. «Пасьянс» – это, по сути дела, рассыпной эскиз речи.

Обозначив, таким образом, смысловую структуру выступления, мы можем переходить к третьей (после изобретения содержания и расположения речевого материала) задаче риторического канона – оформлению словесного выражения речи.

Второй метод подбора и расположения речевого материала – метод дискурсивного графа. Дискурс по латыни означает поиск пути, или такой путь, где каждый отрезок приходится намечать по ходу движения, постоянно ориентируясь в окружающей ситуации (в нашем случае – речевой).

Дискурсивность – поисковость, рыскание туда и сюда в поисках оптимального отрезка маршрута – свойство всех систем, где известна конечная цель, но неизвестен путь к ней. Подобным образом ищут дорогу к заметной башне в незнакомом городе, так же совершают процесс любого творчества, включая творчество мысли и речи. Этот процесс представлен в виде разветвленной линейной схемы – речевого дискурсивного графа ( см.: нижеследующую схему 5).

Обозначим стартовый момент речи точкой А. Из нее нам надо перейти в конечную точку F, воплощающую в себе речевую цель нашего выступления. Эта цель может состоять в сообщении слушателям определенной информации, воодушевлении, убеждении, предостережении и т.п.

В первом смысловом блоке – начале речи (отрезок АВ) мы последовательно излагаем вводный материал до тех пор, пока он не будет исчерпан. В точке В надо обеспечить этому материалу надлежащее продолжение, которое в конце-концов привело бы нас в точку F. В точке В мы попадаем в ситуацию кризиса (кризис – это такой момент в эволюции системы, когда она не может далее действовать по прежним законам и должна либо прекратить существование, либо радикально измениться, дабы продолжить свою жизнь в новых условиях). В нашем случае кризис определяется смысловой исчерпанностью вводной части речи. Слушатель внутренне сигнализирует оратору: здесь все ясно – переходи к делу (например, вопрос уже поставлен – ждем ответа).

Здесь из точки кризиса раскидывается веер возможных путей, или веер выбора новых тем (вспомним картину В.М.Васнецова «Витязь на распутье»). Из любой темы можно выделить от 3 до 5 равных друг другу по значимости дочерних тем (обратите внимание на структуру книг: большинство из них делится на три, четыре или пять разделов, каждый из них – столько же глав, а те – примерно такое же количество параграфов).

Схема 5

 

Сами эти темы – возможные пути ораторской мысли – заданы объективно самой природой восприятия речевого материала и опосредованы степенью знакомства оратора с ним. Однако в точке кризиса мы можем по своему желанию выбрать любую из них, ориентируясь на нашу речевую цель. Но как только выбор сделан, он из свободы превращается в данность, в новый жесткий и однозначный отрезок пути (на схеме – ВС3), который надо пройти до конца – до новой точки кризиса с новым веером возможных путей.

При этом в начале нового пути, если мы зашли еще не очень далеко. И избранный вариант развития темы еще не сконцентрировал на себе внимания слушателей столь сильно, что они успели «охладеть» ко всем иным поворотам сюжета и не забыли, о чем шла речь в предыдущем отрезке. В данном случае можно вернуться в точку выбора. И начать движение по другому возможному пути.

Временной зазор между тематической переориентацией оратора и тематической переориентацией слушателя определяется как радиус возможного возврата к точке выбора. Эту операцию приходится проделывать, если обнаружится, что вторичная тема выбрана неудачно, и маскировать не оправдавшийся заход под какое-нибудь мимолетное замечание или лирическое отступление. Это может быть и специальный экскурс (лат. выход) – иллюстративный или психологически-разгрузочный.

Следует иметь в виду, что движение по любому из тематических путей требует расхода ресурсов – информации, физических и психических сил оратора и слушателей и, разумеется, времени. Поэтому надо:

во-первых, постоянно сверять свой курс с конечной целью речи, не ограничиваясь моментной ориентацией в точках выбора;

во-вторых, при прокладке курса следует озаботиться тем, чтобы число тематических переходов – колен в выступлении было минимальным, ибо любая перемена темы утомляет слушателя не меньше, чем само изложение. Подобно тому, как шофер устает не только от долгой дороги, но и от частых поворотов. Каждый отрезок между точками выбора – это отдельный пункт плана, раздел речи;

в-третьих, важно определить себе самому и показать слушателям, почемувы в каждом случае выбираете данный поворот темы. Этим вы построите логический каркас выступления и сможете избежать тематического и композиционного хаоса.

Ближе к концу речи число ветвей в веере выбора из-за утомления слушателей уменьшается (как число возможных ходов в шахматной партии на стадии эндшпиля). Но зато возрастает возможность достигнуть финиша двумя, а то и более путями сразу, например, приведя в доказательство конечного тезиса (имеющего, по закону края, право на последний всплеск внимания слушателей) несколько независимых друг от друга доводов, бьющих в одну цель – конечную точку графа.

На приведенной выше схеме 4 представлен вариант тройного финиша. Подобная операция возможна и в начале, и в середине речи, но там она производит впечатление структурной избыточности или логической запутанности (сумбура). Радиус возможного возврата к точке выбора к концу речи ввиду утомления слушателей также заметно сокращается.

Используя дискурсивный граф для построения речи, необходимо вместо условных обозначений точек и отрезков записывать реальные названия тем. Граф можно и разложить на столе в виде «пасьянса» карточек. Этот предварительный пробег по маршруту речи с учетом возможных многократных членений темы и обоснованных тематических отступлений (экскурсов) не только избавляет оратора от необходимости бегать мыслью туда – сюда на трибуне. Одновременно он подготавливает его к широкому кругу вопросов аудитории, могущих возникнуть на разных этапах развития темы, особенно если слушатели в значительной своей части пристрастны или недружелюбны. В процессе работы над графом выявляется множество скрытых тем, знание которых – несомненное преимущество в любой речевой ситуации.

Проработанный речевой дискурсивный граф утрачивает дискурсивность и из оперативного графа превращается в базовый. Становится четким, однозначным, хорошо продуманным маршрутом от постановки речевой цели до ее достижения, сохраняющим на всем пути дорожные указатели крутых уклонов и опасных поворотов, страхующие «водителя» - оратора от дорожных происшествий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.02 с.)