Соблюдениие норм речевого поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соблюдениие норм речевого поведения



Культура разговорной речи.

Соблюдениие норм речевого поведения

В различных сферах общения

Этика речевого поведения входит в состав норм. Этика проявляет себя в речевых актах, связанных с ритуальными ситуациями, требующими соблюдение этикета (приветствие, прощание, поддержка интереса). Особенности этики зависят от ситуации общения (бытовая или деловая), от статуса собеседника, его возраста, пола, национальности. Самый главный принцип переговоров звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Соблюдение правил этикета позволяет повысить эффективность решения поставленных коммуникативных задач.

 

О ПРИНЦИПЕ ВЕЖЛИВОСТИ

О принципе вежливости и его использовании в речевой деятельности написано немало работ (см. Р.Лакофф, Дж.Лич, И.А.Шаронов, В.Е.Гольдин, Н.И.Формановская и др.). Р.Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

Не навязывай своего мнения.

Давай собеседнику возможность выбора.

Будь доброжелателен.

Цель принципа вежливости, считает Н.И.Формановская, - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться. А по И.А.Шаронову основная роль принципа вежливости – «различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов, поддерживать между ними социальное равновесие и хорошие отношения». Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (или постулатах): такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии.

Польский ученый Э.Томичек сформулировал определение вежливости так: «это своего рода стратегия языкового и неязыкового поведения человека, сводящаяся к соблюдению общественных норм, цель которой - сохранить свой «имидж» и «имидж» партнера».

Стремиться нужно и к таким качествам речи, как доказательность и убедительность. Необходимо знать коммуникативные обязательства говорящего по отношению к слушающему. Эти правила (максимы) разработал американский философ П. Грайс: качества (говори правду): количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания); манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).

Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей. К вопросам речевого этикета относятся следующие советы:

- выполняйте обещания;

- держите слово;

- говорите с людьми, а не о них;

- признавайте свои ошибки, не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других;

- не участвуйте в распространении сплетен, интригах;

- не говорите дурно об отсутствующих;

- не отзывайтесь дурно о конкурентах;

- берите на себя долю ответственности за ошибки ваших коллег;

- защищайте других от несправедливых нападок;

- говорите только то, что думаете, за что вы готовы ответить в любое

время или повторить;

- не выдавайте чужие идеи за свои;

- стройте свой успех на собственных достижениях;

- давайте честные и откровенные объяснения, не преувеличивайте, не

лгите, ничего не скрывайте, не делайте из ничего тайны;

- не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных известий, от которых всё равно никуда не уйти;

- если вы сомневаетесь, что Вам следует сделать, задайте себе вопросы:

- это законно? Как я буду после этого себя чувствовать? Смогу ли я рассказать об этом своей семье и друзьям?

Также важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. Недаром говорят, чтобы быть интересным, будьте интересующимся. Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Поощряйте его на разговор о нём самом, о его успехах и достижениях. Правило гласит: «Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе».У большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им слушать:

- повышенное внимание к наружности и недостатком говорящего;

-привычка слушать, не глядя на человека;

-реакция на любое отвлекающее действие;

-поспешная оценка и выводы по ещё недослушанному материалу;

-быстрый отказ от усилий слушать говорящего;

-неумение сдерживать отрицательные эмоции;

-проявление показного внимания, в то время как голова занята личными заботами;

-попытка подробно конспектировать речь собеседника, что мешает её внимательно прослушать.

Безусловно, речевое общение должно опираться не только на правила культуры речи, но и на эстетические, нравственные, социальные стороны общения. По Грайсу, неэффективность общения – это всегда вина только говорящего (не смог найти точных, понятных собеседнику слов, неверно сформулировал мысли, нарушил благозвучие речи и т.д.) Однако, грубые, бранные слова и выражения, штампылежат на совестине только адресанта, но и адресата. Слушающий может спровоцировать речевую некорректность говорящего своим, например, безразличием к теме разговора.

Таким образом, оба участника коммуникации несут ответственностьза успешностьречевого сотрудничества. Лингвисты давно пришли к выводу: сменяются поколения, и каждое новое преобразует родной язык, совершая это отчасти из чувства протеста против старших (в основе - проблема «отцов» и «детей»), чтобы самовыразиться. Жаргонизация и вульгаризация речевой сферы общения – это прежде всего следствие незнания основ культуры речи, а не только «языкового эксперимента». Поэтому сохранение принципа «соразмерности и сообразности» по отношению к языку (завещание А.С.Пушкина), формирование бережного отношения к нему – наша основная задача. Важно, чтобы и через десять, и через сто лет слова И.С.Тургенева о русском языке не потеряли актуальность: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

ИТОГ: - Объясните, как вы понимаете принцип вежливости?

ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.

При выражении просьбы принято представлять свои <интересы> в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? также следует предварить свой вопрос просьбой: Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете… сколько времени?

При выражении просьбы, в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те).

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в раз­говор с незнакомым человеком и самому представлять­ся. Однако бывают случаи, когда это необходимо сде­лать. Этикет предписывает следующие формулы: Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.(Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.Будем знакомы.Хорошо бы познакомиться)

При посещении официального учреждения (паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, когда предстоит разговор с официальным лицом) необходимо представить­ся, используя одну из формул: Позвольте (разрешите) представиться.(Моя фамилия Колесников (или Николай Колесников).Я Павлов. Мое имя ….)

Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: Как ваша (твоя) фамилия?(Как ваше (твое) имя, отчество? Как вас (тебя) зовут?)

Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас...(Приходите на праздник (юбилей, встречу...), будем рады (встретить вас).Приглашаю вас (тебя)...)

Если необходимо выразить неуверенность в умес­тности приглашения, тогда оно выражается воп­росительным предложением: Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас...

Поздравление: Разрешите (позвольте) поздравить вас с...(Примите мои (самые) сердечные (теплые, горя­чие, искренние) поздравления...От (всей) души (всего сердца) поздравляю...Сердечно (горячо) поздравляю...)

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разоре­нием, ограблением и другими событиями, принося­щими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболез­нования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глу­бокие (искренние) соболезнования.(Приношу (вам) мои (примите мои, прошу при­нять мои) глубокие (искренние) соболезнования.Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.Скорблю вместе с вами.Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выраже­ния: Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!Какая большая (невосполнимая, ужасная) ут­рата постигла вас! Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!

В трагической, скорбной или неприятной ситуа­ции люди нуждаются в сочувствии, утешении. Эти­кетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание: (Как) я вам сочувствую!(Как) я вас понимаю!

Утешение сопровождается уверением в благопо­лучном исходе:

Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!(Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).Все будет в порядке!Все это изменится (обойдется, пройдет)!

Утешение сопровождается советом: Не нужно (надо) (так) волноваться (беспо­коиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).(Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку). Нужно (надо) успокоиться (держать себя в ру­ках, взять себя в руки). Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).

Выражение благодарности:

Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарностьза… (Позвольте (разрешите) выразить большую (ог­ромную) благодарность…)

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами: Я благодарен вам за то, что…((Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…(Я) очень (так) благодарен вам!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать: Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодар­ность! (Я до такой степени благодарен вам/тебе, что мне трудно найти слова!Вы/ты не можете себе представить, как я благода­рен вам/тебе! Моя благодарность не имеет (не знает) границ!)

Совет, предложение:

Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме: Разреши (позволь) дать совет (посове­товать вам)…(Разрешите предложить вам/тебе… (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посове­товать (предложить) тебе/вам… Я посоветовал бы (предложил бы) вам…Я советую (предлагаю) вам…)

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания: Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...(Если вам не трудно (вас это не затруднит)...Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...(Не) могу ли я попросить вас...(Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне.... Просьба может быть выражена с некоторой кате­горичностью:Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)...

При отказе используются выражения: (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…((Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выпол­нить вашу просьбу.В настоящее время это (сделать) невозможно.Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),Простите, но мы (я) не можем (могу) выпол­нить вашу просьбу.)

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказан­ный, он поднимает настроение у адресата, настраива­ет его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встре­че, знакомстве или во время беседы, при расстава­нии. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комп­лимента, чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свиде­тельствует об отличных способ­ностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку: Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.(Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообрази­тельны, находчивы, рассудительны, практичны).)

Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.

Выучить материал.

Литература:

• Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2011.

• Григорьев М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить? // Русская речь. – 20013. - № 3.

• Аннушкин В.И. Хорошее слово – половина счастья.// Русская речь. – 20011. - № 1.

• Николаева А.В. Когда не все средства хороши // Русская речь. – 2013. - №

• Крысин Л.П. Жив ли «живой как жизнь»? // Журналист. – 2012.- № 3.

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

§ начало разговора (приветствие/знакомство)

§ основная часть

§ заключительная часть разговора

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

§ формулы речевого этикета - устойчивые выражения

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете
Приглашение Поздравление
Позвольте вас пригласить Разрешите вас поздравить
Приходите, будем рады Примите наши поздравления
Приглашаю вас От имени коллектива поздравляем
Могу ли я пригласить вас От всей души поздравляю

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете
Соболезнование Сочувствие, утешение
Позвольте выразить глубокие соболезнования Искренне сочувствую
Приношу вам искренние соболезнования Как я вас понимаю
Я вам сердечно соболезную Не падайте духом
Скорблю вместе с вами Все будет в порядке
Разделяю ваше горе Вам не стоит так волноваться
Какое нечсастье постигло вас! Вам надо держать себя в руках

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Примеры просьб и советов в речевом этикете
Просьба Совет
Сделайте одолжение, выполните... Позвольте вам дать совет
Если вас не затруднит,... Разрешите предложить вам
Не сочтите за труд, пожалуйста,... Вам лучше поступить таким образом
Могу ли я попросить вас Я бы хотел предложить вам
Убедительно прошу вас Я посоветовал бы вам

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

Примеры согласия и отказа в речевом этикете
Согласие Отказ
Сейчас будет сделано Я не в силах помочь вам
Пожалуйста, не возражаю Я не могу выполнить вашу просьбу
Готов вас выслушать Сейчас это невозможно
Поступайте, как сочтёте нужным Я вынужден отказать вам

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете
Благодарность Комплимент
Позвольте выразить благодарность Вы прекрасно выглядите
Фирма выражает благодарность сотрудникам Вы так сообразительны
Я вам очень благодарен за... Вы прекрасный собеседник
Большое вам спасибо Вы отличный организатор

В различных сферах общения.

Цели: - повторить особенности речевой этики.

Ход.

Анализ материала.

Конспектирование.

Этика речевого поведения входит в состав норм. Этика проявляет себя в речевых актах, связанных с ритуальными ситуациями, требующими соблюдение этикета (приветствие, прощание, поддержка интереса). Особенности этики зависят от ситуации общения (бытовая или деловая), от статуса собеседника, его возраста, пола, национальности. Самый главный принцип переговоров звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Соблюдение правил этикета позволяет повысить эффективность решения поставленных коммуникативных задач.

Обращение:

Цель – определить статус, установить контакт.

Формулы – обращение на Вы выражает большую степень уважения.

Приветствие:

Цель Формулы – выразить желание вступить в контакт.

Роль – приветствие в формах Здравствуй (те) указывает на желание вести разговор на Ты или Вы.

Формулы: - соотносятся со статусом собеседника.

Знакомство:

Цель – войти в контакт с незнакомым.

Роль – в случае представления третье лицо выступает в роли посредника.

Формулы

- Познакомьтесь, пожалуйста, это…

- Разрешите представить вам…

- Разрешите представиться, я…

- Давно хотел познакомить вас с…

Приказ, предложение, просьба:

Цель – направить действие в нужное русло.

Роль – зависит от компетенции. Если ожидаемое действие входит в круг обязанностей сотрудника, то уместен приказ, если нет, то лучше просьба.

Формулы

- Будьте любезны…

- Если вас не затруднит…

- Хочу попросить вас о личном одолжении…

- Убедительно советую вам…

О принципе вежливости.

О принципе вежливости и его использовании в речевой деятельности написано немало работ (см. Р.Лакофф, Дж.Лич, И.А.Шаронов, В.Е.Гольдин, Н.И.Формановская и др.). Р.Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

Не навязывай своего мнения.

Будь доброжелателен.

Цель принципа вежливости, считает Н.И.Формановская, - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться. А по И.А.Шаронову основная роль принципа вежливости – «различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов, поддерживать между ними социальное равновесие и хорошие отношения». Дж.Лич считает принцип вежливости определенной стратегией общения, направленной на предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости по Личу находит свое отражение в шести максимах (или постулатах): такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии.

Польский ученый Э.Томичек сформулировал определение вежливости так: «это своего рода стратегия языкового и неязыкового поведения человека, сводящаяся к соблюдению общественных, конвенциональных норм, цель которой - сохранить свой «имидж» и «имидж» партнера».

Стремиться нужно и к таким качествам речи, как доказательность и убедительность. Необходимо знать коммуникативные обязательства говорящего по отношению к слушающему. Эти правила (максимы) разработал американский философ П. Грайс: качества (говори правду): количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания); манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).

Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей. К вопросам речевого этикета относятся следующие советы:

- выполняйте обещания;

- держите слово;

- говорите с людьми, а не о них;

- признавайте свои ошибки, не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других;

- не участвуйте в распространении сплетен, интригах;

- не говорите дурно об отсутствующих;

- не отзывайтесь дурно о конкурентах;

- берите на себя долю ответственности за ошибки ваших подчинённых, коллег;

- защищайте других от несправедливых нападок;

- говорите только то, что думаете, за что вы готовы ответить в любое

время или повторить;

- не выдавайте чужие идеи за свои;

- стройте свой успех на собственных достижениях;

- давайте честные и откровенные объяснения, не преувеличивайте, не

лгите, ничего не скрывайте, не делайте из ничего тайны;

- не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных известий, от которых всё равно никуда не уйти;

- если вы сомневаетесь, что Вам следует сделать, задайте себе вопросы:

это законно? Как я буду после этого себя чувствовать? Смогу ли я рассказать

об этом своей семье и друзьям?

Также важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. Недаром говорят, чтобы быть интересным, будьте интересующимся. Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Поощряйте его на разговор о нём самом, о его успехах и достижениях. Правило гласит: «Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе».У большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им слушать:

- повышенное внимание к наружности и недостатком говорящего;

-привычка слушать, не глядя на человека;

-реакция на любое отвлекающее действие;

-поспешная оценка и выводы по ещё недослушанному материалу;

-быстрый отказ от усилий слушать говорящего;

-неумение сдерживать отрицательные эмоции;

-проявление показного внимания, в то время как голова занята личными заботами;

-попытка подробно конспектировать речь собеседника, что мешает её внимательно прослушать.

Безусловно, речевое общение должно опираться не только на правила культуры речи, но и на эстетические, нравственные, социальные стороны общения. По Грайсу, неэффективность общения – это всегда вина только говорящего (не смог найти точных, понятных собеседнику слов, неверно сформулировал мысли, нарушил благозвучие речи и т.д.) Однако, грубые, бранные слова и выражения, штампы лежат на совестине только адресанта, но и адресата. Слушающий может спровоцировать речевую некорректность говорящего своим, например, безразличием к теме разговора.

Таким образом, оба участника коммуникации несут ответственность за успешность речевого сотрудничества. Лингвисты давно пришли к выводу: сменяются поколения, и каждое новое преобразует родной язык, совершая это отчасти из чувства протеста против старших (в основе - проблема «отцов» и «детей»), чтобы самовыразиться. Жаргонизация и вульгаризация речевой сферы общения – это прежде всего следствие незнания основ культуры речи, а не только «языкового эксперимента». Поэтому сохранение принципа «соразмерности и сообразности» по отношению к языку (завещание А.С.Пушкина), формирование бережного отношения к нему – наша основная задача. Важно, чтобы и через десять, и через сто лет слова И.С.Тургенева о русском языке не потеряли актуальность: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

 

ИТОГ: -Объясните, как вы понимаете принцип вежливости?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учить материал.

 

Литература:

• Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д.Черняк. – М.,С-Пб., 2005.

• Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2006.

• Григорьев М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить? // Русская речь. – 2004. - № 3.

• Аннушкин В.И. Хорошее слово – половина счастья.// Русская речь. – 2001. - № 1.

• Николаева А.В. Когда не все средства хороши // Русская речь. – 2009. - №

• Крысин Л.П. Жив ли «живой как жизнь»? // Журналист. – 2000.- № 3.

 

Культура разговорной речи.

Соблюдениие норм речевого поведения

В различных сферах общения

Этика речевого поведения входит в состав норм. Этика проявляет себя в речевых актах, связанных с ритуальными ситуациями, требующими соблюдение этикета (приветствие, прощание, поддержка интереса). Особенности этики зависят от ситуации общения (бытовая или деловая), от статуса собеседника, его возраста, пола, национальности. Самый главный принцип переговоров звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Соблюдение правил этикета позволяет повысить эффективность решения поставленных коммуникативных задач.

 

О ПРИНЦИПЕ ВЕЖЛИВОСТИ

О принципе вежливости и его использовании в речевой деятельности написано немало работ (см. Р.Лакофф, Дж.Лич, И.А.Шаронов, В.Е.Гольдин, Н.И.Формановская и др.). Р.Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

Не навязывай своего мнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.122 с.)