Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды речевого взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В XX в. возникла новая отрасль лингвистической науки — теория речевых актов. Ее основоположники считают: речевой акт целенаправленным речевым действием — единицей нормативного в данном языковом коллективе, в данной социальной группе речевого поведения, рассматриваемой в определенной ситуации. В речевом акте выявляются три этапа: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. На докоммуникативном этапе выделяются ситуационный и мотивационный факторы, речевое намерение вступить в общение с собеседником; внутренняя, мысленная подготовка высказывания. Коммуникативный этап имеет две ступени: вначале материализуется подготовленное высказывание с помощью акустического (голос) или графического (письмо) кодов, а затем происходит восприятие высказывания путем кодового перехода снова на мыслительный код внутренней речи. Посткоммуникативный этап может реализоваться как в вербальной форме (ответ собеседника, новое высказывание), так и в невербальной (тем или иным действием или отсутствием его). Речевой акт всегда соотнесен с личностью субъекта (адресанта, говорящего). Для передачи адресату высказывания субъект должен позаботиться о наличии общего социального опыта: чем больше общий опыт и шире социальные связи, тем более точно будет понято адресатом посланное сообщение. Затем требуется ввести предмет речи (тему) и удерживать его в сознании собеседника(ов) путем периодического напоминания. Наращивание объема информации должно дозироваться в зависимости от уровня подготовки адресата или аудитории. Параллельно субъект (говорящий) организует и собственно коммуникативный аспект разговора: использует приемы привлечения и удержания внимания слушателей, формирует оценку слушателя или аудитории, принимая официальный, дружеский или снисходительный тон общения. Речевой акт — действие, совершающееся между людьми, как минимум между двумя: это участники диалога, субъекты переписки и т.п., т.е. адресаты. В речевом взаимодействии они выполняют свои функции: побуждение говорящего к высказыванию; реагирование на него; тиражирование высказывания (текста); возможность/невозможность продолжения диалога, обратной связи. Обратная связь — весьма важный компонент любого вида общения. В начале речевого акта роль говорящего представляется ведущей и решающей, но в дальнейшем может оказаться, что результат этого акта определяется слушающим, его пониманием высказывания.
В акте речевой коммуникации могут присутствовать «социально-ролевые структурные компоненты» [93, с. 25], т.е. статусные и ситуативные роли участников общения. Социальный статус человека (возрастной, половой, должностной и пр.) должен влиять на его поведение, в том числе речевое. В начале конкретного коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это поможет сориентироваться в ситуации и выбрать соответствующую манеру речевого поведения. Характер и содержание речевых актов зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек, поэтому учитываются и ситуативные роли говорящих, несомненно влияющие на процесс общения. Психологи определяют такие ситуативные роли, как: • лидер, стремящийся повести за собой; • хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей; • «капризный ребенок», способный нарушить запреты и высказать независимое суждение; • «гибкий человек», готовый приспособиться к различным обстоятельствам и т.д. [67, с. 49]. Структура разговора Попеременное включение участников в речевой акт, ролевой обмен, учет ситуации во многом формируют структуру разговора. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия партнеров: проявляют ли они интерес к общему предмету разговора или каждый говорит о своем; насколько часто предложения, высказанные одним из участников, используются другими партнерами. Собеседники могут проявлять различную активность в процессе общения, различную продолжительность участия в разговоре и частоту включения в него. Это может свидетельствовать о степени заинтересованности человека как в теме разговора, так и в его участниках; о самооценке человека (разговорчивость, скромность); об общей склонности человека к лаконичным или развернутым высказываниям. Для успешности речевого акта немаловажно отношение субъекта (говорящего) к реакции партнеров. Это отношение может быть интеллектуальным (согласие/несогласие с мнением собеседника, оспаривание мнения) и эмоциональным (радость, удовлетворение, терпеливость — или равнодушие, неуважительность к партнеру, раздражительность и т.п.). Коммуникативная роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения нередко зависят от того, что выходит на первый план в сообщении: информация или контакт.
Функционально принято выделять два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (некоторые исследователи называют его «фатическим актом» по аналогии с «речевым актом») и информативное речевое поведение. Суть фатического речевого поведения — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Пример из повседневной жизни: — Зима нынче бесснежная. — Да, вся клубника на даче повымерзнет. — Да это еще что, у многих стекла в домиках побили. — А в нашем кооперативе в прошлом году несколько дач вообще сожгли! и т.д. Разговор представляет собой обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искренний. Перед собеседниками не стоит задача совместно решить какую-то проблему. Фатическая речь несет на себе отпечаток сиюминутности, ситуативной связанности. Фатическая речь часто варьируется в зависимости от оппозиции «близкие/неблизкие отношения». Она может возникать между незнакомыми и малознакомыми людьми, чтобы завязать знакомство, скоротать время, соблюсти вежливость и т.д. Информативное речевое поведение проявляется в межличностном общении в следующих аспектах: • совместное решение задачи, которое вырабатывается при обоюдном согласии собеседников; • задавание вопросов, ответы на которые важны с точки зрения получения информации для одного из участников коммуникации; • уточнение понимания. • Этот аспект следует (при необходимости) за предыдущими двумя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.009 с.) |