Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изобразительно-выразительные средстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В публицистическом стиле, особенно в художественно-публицистических текстах, используются образные языковые средства — тропы. Троп (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности [125, с. 496]. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении. Из многообразия видов тропов в газетно-публицистическом стиле чаще встречаются эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза. Эпитет — художественное, образное определение. Употребление эпитетов способствует созданию экспрессивности текста, так как этот вид тропов содержит в себе позитивную или негативную оценку. Например: добрые традиции, талантливые журналисты, приоритетное направление, народ-победитель, тайное соглашение, малообеспеченные слои населения, агрессивная реклама, обманутые вкладчики, акционер-жалобщик. Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: бюджетный пирог, предвыборная гонка, корни национального конфликта, железнодорожная ветка, град пуль, шлейф дыма. Как отмечает В.Г. Костомаров, цель использования метафоры в газетно-публицистическом стиле «не в индивидуально-образном видении мира и поэтическом самовыражении, а в объективной и всесторонней информации, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса» [56, с. 166]. Метафоризация в публицистике способствует расширению лексической сочетаемости слов, пополнению газетной фразеологии. Близок метафоре троп — олицетворение (персонификация) — перенос на неживой предмет функций живых существ. Прием используется как в текстах, так и в заголовках, например: Рубль падает; Холод наступает; Лекарство бьет мимо цели. Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Для публицистического стиля наиболее характерны следующие модели метонимии: (а) место — люди, находящиеся в этом месте. Например: «Москва готовится к Дню города»; «Белый дом дает ответ в связи с заявлением иракского лидера»; «Мир следит за событиями в Афганистане»; (б) автор — его произведения. Например: «Читать Набокова»; «Издавать Ключевского». Разновидность метонимии — синекдоха — перенос наименования с целого на его часть или наоборот: «Защита (вместо «защитник») требует оправдательного приговора»; «Первая ракетка (вместо «теннисист») мира»; «Борт (вместо «самолет») взял курс на восток». В публицистическом стиле для создания экспрессивности нередко используются перифразы (парафразы) — тропы, состоящие в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: Страна восходящего солнца (вместо «Япония»); туманный Альбион (вместо «Великобритания»); солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»); великий кормчий (вместо «Мао Цзэ-Дун»), К перифразам относятся также выражения, являющиеся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Например: пишущий эти строки (вместо «я»). Для публицистического стиля характерно использование такого языкового приема, как градация — нанизывание синонимов по степени интенсивности признака. Например: «Проделана большая, гигантская, титаническая работа»; «Пришел, увидел, победил»; «Фестиваль произвел яркое, сильное, незабываемое впечатление». К стилистическим фигурам, распространенным в публицистике, относится антитеза, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи. Например: «Новый режим — старые кадры»; «Мир — хижинам, война — дворцам». С этой же целью публицисты используют оксюморон — стилистическую фигуру, состоящую в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье. Изобразительно-выразительные языковые средства не только украшают публицистический текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты. Публицистика в значительной степени определяет нормы языка и общения, и тем более велика ее ответственность за то, чтобы эти нормы соответствовали лучшим культурным традициям. 6.2. Публицистический стиль в устной публичной речи Одна из двух основных функций публицистического стиля — функция воздействия. Воздействующая, убеждающая речь, произносимая профессионалом речи (оратором) и обращенная к широкой аудитории с целью влияния на ее взгляды, убеждения, настроения, называется ораторской речью. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию данной разновидности речевой деятельности. Это учение называется риторикой. Словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. Риторика в европейской культуре берет свое начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее — как наука. В Древнюю Русь европейская риторическая традиция пришла через Византию и достигла расцвета в XI—XIII вв. Серьезная научная разработка проблем риторики в России началась благодаря М.В. Ломоносову, создавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор появилось немало исследований по этой дисциплине. В советский период риторика, противоречащая сути тоталитарного режима, была под запретом — и как учебный предмет, и как область исследования. Понятие «риторика» связывали с пустословием, краснобайством. В центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека. Но даже в самые трудные годы отечественные лингвисты продолжали разрабатывать проблемы риторики. Назовем имена выдающегося лингвиста В.В. Виноградова, философа, знатока античной эстетики А.Ф. Лосева, философа, литературоведа М.М. Бахтина, историка риторики В.П. Вомперского и др. Возрождение демократии в России в конце 80-х и в 90-е годы XX в. способствовало и возрождению риторики. Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известного: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновленным термином — неориторика [69, с. 159]. Путь современной риторики — это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ, и обогащение риторики исследованиями по стилистике, прагматике, культуре речи. Выделяют общую риторику, рассматривающую этапы и фигуры речи, а также правила их применения, и частные риторики, связанные с процессом общения в какой-либо одной области (риторика научной речи, риторика обыденной речи и т.п.). Общая риторика. Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности — пути от мысли к слову. Традиционно риторику делили на пять частей: • учение о нахождении — подготовка содержания речи; • учение о расположении — композиция воздействующего текста, обычно связанная с речевым жанром; • учение о выражении — центральная часть риторического учения — выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика; • учение о запоминании — развитие профессиональных навыков оратора, связанных с работой памяти; • учение о произнесении — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр. Основные категории классической риторики — этос, логос и пафос. Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей; нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Логос — это словесные, языковые средства; владение логикой и искусством аргументации, используемым для убеждения. Пафос — это замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями. Гармоничное сочетание этих трех способов воздействия на аудиторию позволяет сделать речь убедительной и влиятельной. Частные риторики. Частные риторики исторически сформировались из разных родов красноречия. Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки [62, с. 98]. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Каждый род объединяет определенные виды речи, классификация которых носит ситуативно-тематический характер, так как учитывается, с одной стороны, ситуация выступления, с другой — его тема и цель. К социально-политическому красноречию относят выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи. В основе некоторых из названных жанров публичного общения лежат официальные документы, содержащие информацию по политическим, экономическим и другим текущим вопросам или включающие программно-теоретические положения, рекомендации, материалы разъяснительного, призывного характера. Поэтому некоторым видам речей, наряду с элементами публицистического стиля, свойственны черты официального или научного стилей. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, для достижения нужного оратору эффекта зачастую используются разговорная лексика и синтаксис. К академическому красноречию относятся учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения и отличается научным изложением, четкой аргументированностью, логической культурой. Данный род речи близок научному стилю, но в то же время в нем нередко используются изобразительно-выразительные средства. Судебное красноречие — это речи, произносимые участниками судебного процесса — прокурором (обвинителем) и адвокатом (защитником). Этот род речи призван оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. В судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, показания свидетелей и т.д. «Выяснить, доказать, убедить — вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия» [62, с. 102]. Социально-бытовое красноречие — это приветственная речь; юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; застольная речь, произносимая на официальных приемах или среди частных лиц; поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни. Бытовое общение, являясь, на первый взгляд, делом частным, имеет социальную природу, выражающуюся в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами. Это общение формирует у человека черты коммуникабельности, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях, развивает гибкость пользования языковыми средствами, выразительность речи. К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь — речь, которая произносится в церкви для прихожан и которая соединяется с другими церковными действиями, и речь официальная, адресованная самим служителям церкви. Цель проповеди — воспитание, наставление, и в связи с этим выделяют дидактическое (поучительное) красноречие. Речи, посвященные знаменательным церковным датам или государственным событиям, называют панегирическим красноречием. Духовное красноречие изучает гомилетика — наука о христианском церковном проповедничестве. В последние годы XX в. стала развиваться этнориторика — наука о национально-культурных особенностях речевого поведения. Для успешного общения разных культур важно учитывать различия этноэтикетов, помнить о возможности запрета на определенные темы разговора и др. Основу публичных речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, образующие микросистему с одинаковой стилистической окраской. Устным выступлениям публицистического характера присуща эмоциональность, которая реализуется (как и в других жанрах публицистики) с помощью оценочных языковых средств: особой фразеологии, риторических вопросов, инверсии, предложений с распространенными обращениями, с именительным темы; разговорной лексики и разговорного синтаксиса.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение публицистического стиля и его подстилей. Охарактеризуйте основные функции публицистического стиля. 2. Назовите жанры публицистики. 3. Сравните понятия «язык газеты» и «публицистический стиль». 4. Объясните разницу между речевым стандартом и штампом. 5. Назовите изобразительно-выразительные средства и приведите свои примеры. 6. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются? 7. Какое выступление называется ораторским? 8. Что такое риторика? На какие традиции она опирается? 9. Из каких частей состоит классическая риторика? 10. Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации? Литература 1. Введенская JI.A., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001. 2. Волков А.А. Основы русской риторики. — М., 1996. 3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1998. 4. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. — М., 1971. 5. Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994. 6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 2001. 7. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000. 8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2002. Глава 7 ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 7.1.Публичное выступление: оратор, аудитория, обстановка речи Ораторское искусство — это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой — информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей. Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами: (1) эрудицией и мировоззрением; (2) культурой мышления; (3) языковой культурой; (4) владением техникой речи; (5) психологической культурой; (6) коммуникативной культурой. В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в: • содержании речи; • точности формулировок и ясности построения выступления; • понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления; • четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи; • исполнительском мастерстве; • соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи; • умении оратора общаться с аудиторией. Установление и поддержание контакта с аудиторией — ключевая проблема публичного выступления. Существенной чертой речи считается диалогичность по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект — субъектных) отношений между говорящим и адресатом, что применимо и к формально монологической речи» [35, с. 121]. Если контакта с аудиторий нет, если не реализуются субъект — субъектные отношения, то теряется смысл выступления, заключающийся в воздействии на слушателя и реакции на это воздействие. Работа по установлению и поддержанию контакта оратора с аудиторией многопланова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.83 (0.014 с.) |