Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политкорректность на грани абсурда

Поиск

В Соединенных Штатах издана книга «Полиция языка». В нее включены 500 слов и выражений, которые никогда не встречают­ся в американских школьных и университетских учебниках. Спи­сок поражает. Казалось бы, что может быть предосудительного в таких словах, как «Бог», «ад», «слепой», «старик», «варвар», «до­мохозяйка», «сова», «библиофил», «игрок в гольф»? Оказывается, все они были сочтены «неполиткорректными».

Автор нашумевшей книги — известный эксперт в области об­разования, профессор Нью-Йоркского университета Диана Ра- вич. Раньше она работала в Министерстве образования, а до это­го — консультантом в администрации Клинтона. Теперь пишет книги. Последняя, которую можно приобрести через Интернет всего за 24 доллара, обещает стать бестселлером.

Казалось, американскую политкорректность, в том числе в области образования, успели «приложить» все кому не лень. Но Равич сумела удивить. Результаты контент-анализа американских учебников, который провела Диана, шокируют. Как выяснилось, авторы, издатели, местные комиссии, занимающиеся контролем учебной литературы, школьные советы подвергают учебники бес­пощадной цензуре.

«Я специально изучала «исключения» из учебников — ту лек­сику, которая или вообще не употребляется, или ее крайне ма­ло. Многие из таких исключений так называемая «Комиссия по вопросам предвзятости и щепетильности» отнесла к категории «необъективных» и «предвзятых», — рассказывает Диана Равич «Известиям». — На самом деле слова, против которых протесто­вала комиссия, большинство людей никогда бы не восприняли как «необъективные». Могу привести пример: из одной книги для средней школы был извлечен рассказ, относящийся к сере­дине XIX века, — о женщине и ее дочери, которые шили одеяло в приданое. Члены комиссии сочли эту историю, «ущемляющей права женщин», поскольку мать и дочь в ней показаны «слабы­ми» и «покорными». Между тем рассказ абсолютно достоверен и вовсе не принижает достоинство женщин. Еще один пример: рассказ об арахисе был исключен под тем предлогом, что суще­ствуют люди, у которых аллергия на арахис. Но ведь никто не призывает есть арахис. Неужели нельзя даже читать о нем?!»

Согласно неписаным правилам нельзя упоминать все, что хоть как-то может ущемить права той или иной категории аме­риканцев. А значит, в список запрещенных слов автоматически попадают «яхта» и «игра в поло» (как принижающие достоинст­во тех, кто не принадлежит к элите). «Красотка» вызовет недо­вольство феминисток, «глухой» и «хромой» унижают инвалидов. Совы попали в «черный список» исключительно из-за прожи­вающих в США индейцев навахо: для них любое упоминание птиц — табу.

О Боге и рае вообще говорить не приходится — ведь книги могут попасть в руки атеистов или приверженцев религий, не признающих эти понятия. Если следовать этой логике, утвер­ждает Равич, от знаменитого «Старика и море» Эрнеста Хе­мингуэя вообще ничего не останется. «Старик» — явное преду­беждение против возрастной группы, а «море» покоробит тех, кто живет в глубине континента. Последний пример, может быть, и преувеличение, но факт остается фактом: если амери­канские политкорректные цензоры не уймутся, от книг рано или поздно придется вообще отказаться.

«Конечно, все эти инициативы идут от правительства, — го­ворит Равич. — Администрация просит не использовать опреде­ленные слова, темы, образы и ссылки. Но это касается лишь половых, возрастных стереотипов, ущемления прав этнических меньшинств. Издатели же занимаются самоцензурой, опасаясь снижения тиража». Общая сумма прибыли от издания учебни­ков в США — 4 миллиарда долларов. И издатели боятся поте­рять хотя бы один из них, если содержание книг не понравится покупателям.

«Не обидеть никого — вот главный принцип. Результат — скучные книги, лишенные наглядных примеров, а зачастую и исторической точности. При этом цензура касается в основном книг по литературе и истории. А какая может быть литература без «Старика и море»? Какая может быть история, если дикта­торов начинают называть диктаторами спустя годы после их смерти?» — задает риторический вопрос Равич.

Стремление к политкорректности может сыграть с амери­канской демократией злую шутку. «Именно поэтому я написала книгу, — признается Равич. — Сейчас самоцензура издателей широко практикуется, но люди о ней ничего не знают. Я хочу сделать эти факты достоянием общественности, заставить изда­телей и официальные лица объяснить, какими принципами они руководствуются, вычеркивая те или иные куски из текстов».

( Е. Шестернина, «Известия». 2003. 19 мая)

Упражнение 60*. Прочитайте интервью. Определите тип: интервью ^расспрос, интервью — обмен мнениями, интервью-портрет. Докажите, что тема разговора влияет на выбор речевых средств. От­метьте синтаксические и композиционные особенности это­го жанра.

1. С Днем рождения, «Комсомолка»!

Самый знаменитый поп-музыкант современности, Пол Мак­картни, рассказал журналисту «КП», почему ему было важно выступать именно на Красной площади, поведал о своих отно­шениях с другими знаменитостями и поздравил нашу газету с днем рождения.

— Скажите, почему для вас было так важно выступить именно на Красной площади?

— Понимаете, для меня вообще было важно приехать в Рос­сию. Это красивая страна с богатой историей и т.д. Я знаю, что здесь много поклонников Beatles и моих в частности. А полу­чить разрешение выступать на Красной площади... Для меня это символ новой свободы, которая появилась у людей в России. Мы на Западе ассоциировали Красную площадь с военными па­радами, нам только об этом и говорили. А тут такой жест доб­рой воли со стороны народа. Это как если бы люди решили вернуть Красную площадь себе на один вечер и устроить там настоящее веселье. Это может быть хорошо для отношений Вос­ток — Запад. И уж точно это хорошо для меня. К тому же это красивое место для выступления, я всегда восхищался архитек­турой Красной площади.

— Вы, конечно, слышали о том, что были попытки сначала за­претить ваш московский концерт, а потом перенести его с Красной площади в другое место?

— Да, насколько я понял, кто-то в правительстве решил, что это не очень хорошая идея. Конечно, такие люди в мире суще­ствуют, но их становится все меньше. Вот раньше в СССР за­прещали «Битлз», а теперь не запрещают. Для меня большая честь, что меня пригласили играть на Красной площади, и мне хочется думать, что это очень важный момент для мира во всем мире. И все это куда важнее, чем протесты нескольких человек.

— А теперь откройте, пожалуйста, один секрет относительно предстоящего концерта. Будете ли вы открывать его песней Ваckin the USSR?

— Нет. Это всегда было моей целью — спеть Back in the USSR в Москве. Очень много разных рок-исполнителей, кото­рые к вам выезжают, поют эту песню. Мы, конечно, тоже спо­ем, это и меня радует, и, думаю, моих поклонников, но не в са­мом начале выступления.

— Вы собираетесь записывать этот концерт?

— Конечно, мы будет снимать это шоу для истории. Навер­няка это будет очень интересное событие. Кстати, наш с вами разговор уже снимают.

— Когда вы слышите, что какую-нибудь очередную группу на­зывают «новыми Beatles», испытываете чувство беспокойства?

— Нет, мне их ужасно жаль. Для них это такая ответствен­ность. За эти годы многих называли «новыми Beatles». Причем сами-то музыканты в основном не хотят, чтобы их так называ­ли. Это как камень на шее. Теперь ведь им придется делать му­зыку лучше, чем у Beatles.

— Ладно, закругляемся. Понимаю, такое трудно представить, но давайте попробуем. Вот повстречался вам человек, который ни­чего не слышал ни при Beatles, ни про Пола Маккартни. И вам надо как-то себя представить. Вы начинаете говорить: «Я человек, кото­рый...» А дальше что?

— Я человек, который вместе с тремя музыкантами из Ливер­пуля попал в группу Beatles. Дела у нас шли неплохо, мы сочинили много музыки. Вот она вся на этом компакт-диске. Иди домой, послушай, а потом приходи и скажи, понравилась ли тебе Beatles.

(Л. Захаров, «КП». 2003. 26 июня)

2. Белые ночи продлил физик

Лазерное шоу, проходившее в дни (а точнее сказать — в бе­лые ночи) юбилея Санкт-Петербурга в акватории Невы, посети­ли полтора миллиона человек. По данным социологических оп­росов, большинство питерцев остались довольны увиденным: с помощью лазерных лучей, специальных пленок и зеркал худож­ник-оптик Хиро Ямагато рисовал неверные абстракции, превра­тившие старинные виды петербургских мостов и башен в элемен­ты современного визуального искусства. Ямагато известен своими проектами в музее Гуггенхайма в Бильбао, а также глобальной работой по подсветке Эйфелевой башни, столетие которой отме­


чалось в Париже несколько лет назад. Перед отлетом на Родину художник-ученый раскрыл секреты уникальных технологий.

— Мистер Ямагато, говорили, что в Петербурге вы использова­ли новые, никогда ранее не использовавшиеся приборы и техноло­гии...

— Боюсь, нас немного неправильно поняли — естественно, я сочинил оригинальную визуальную композицию для этого шоу. Приборы и технологии эти я применял и раньше; как ху­дожник рисует с помощью кисти и карандаша, так и я исполь­зую свою систему для создания новых образов.

— Были ли у вашего представления какой-нибудь сюжет, фа­була?

— Говорить о сюжете в моем случае сложно: я синхронизиро­вал музыку Эдуарда Артемьева, написанную специально для юби­лея Петербурга, и собственные концептуальные световые номера. Я ведь абстрактный художник: не занимаюсь голограммами, фо­тографически точным рисованием предметов в воздухе — это удел прикладных оформителей, работающих на поп-шоу. Все мои шоу на самом деле — это пир абстракции, только вместо кисти у меня лазеры и отражатели, а вместо холста — естественные или искусственные поверхности. С тем же успехом можно было ис­кать сюжет в сочинении Эдуарда.

— Вас называют последователем Жан-Мишеля Жарра...

— Это неправильно. Во-первых, Жарр не только ставит све­товое шоу, он еще и музыку пишет. У меня музыка имеет при­кладное значение — это либо абстрактные звуковые картины, служащие фоном к моим «визуализациям», либо результат син­теза, как в случае с Артемьевым.

— Про вас говорят, что вы «художник-ученый», «физик и ху­дожник»... Как вы относитесь к таким определениям?

— Знаете, это как душа и тело. Существуют отдельные поня­тия, но душу без тела увидеть невозможно. Так и для меня нет никакой особой разницы между занятиями физикой и художест­вом — они для меня спаяны воедино. Результаты, которых уда­ется добиться, занимаясь лазерной физикой, служат для выра­ботки выразительных новых средств. Поэтому то место, где я работаю, называется не «студия», а «лаборатория».

— Где находятся корни вашего творчества? В китайско- японской «фейерверковой» традиции?

— Я вас сейчас слушаю и понимаю, что я должен немного подкорректировать свой предыдущий ответ: я, наверное, все-таки больше ученый, чем художник. У меня никогда не было соблазна «вписаться» в какую-то традицию, отнести себя к какой-то плея­де или школе, это все не про меня. Я экспериментирую с части­цами и лучами, и в процессе этих экспериментов рождаются те или иные абстрактные образы. Я не являюсь фигурой «арт- процесса», я двигаюсь в некотором параллельном измерении, по­граничном между наукой и «артом». И уж тем более не ощущаю себя привязанным к национальным корням: я учился в Париже, работал в Европе, живу и экспериментирую в Америке. И то, что я делаю, — абсолютно космополитично по своему значению.

(Р. Архипов, «Российская газета». 2003. 6 июня)

Упражнение 61*. Прочитайте очерк. Выявите в нем объединение публицистиче­ского и художественного стилей. Найдите элементы повество­вания, описания, рассуждения. Кратко сформулируйте пози­цию автора. Какими речевыми средствами она выражается?

Награда

Помню, еще в 60-е годы, когда я слушал о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарета, вырастив­шего на своей ферме рекордный урожай кукурузы?

Да за что же ему орден-то давать? Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. Что еще? И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно не доплачивает труженикам! Больше того, выдавая на­грады передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд — это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя!

Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни две­надцати цезарей» Светония. Оказывается, царь Август был очень скуп на почетные государственные награды. За услуги он всегда старался расплатиться деньгами. И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награ­ды, то восстановить ее ничем нельзя.

Вот в чем дело! Вот почему правительственные награды нель­зя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, саму жизнь.

Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. Но сей­час я вдруг понял: нет, они не абсолютны! Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. Но когда Отече­ство в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание услуг, невыразимых в денежном исчислении. Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда ви­жу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

(Г. Смирнов // Сб. текстов для подготовки к ЕГЭ. —

М., 2003. - С. 32)

Упражнение 62. Напишите заметку, статью или очерк (самостоятельно выбрав тему и жанр) в студенческую газету. Продумайте основную мысль, композицию, систему аргументации, языковые приемы.

Упражнение 63. Подготовьтесь к интервью с интересным для вас человеком.

Продумайте вопросы, форму обращения к собеседнику, свое поведение. Запишите интервью на магнитофон.

Упражнение 64*. Прочитайте заголовки газетных статей. Охарактеризуйте их структурно-синтаксические, лексические и стилистические особенности. Какие из заголовков являются, на ваш взгляд, удачными и какие — неудачными?

(1) Высокий штиль (Разногласия между странами «большой

восьмерки» так и не выплеснулись наружу).

(2) Окно в Европу (О безвизовом въезде граждан России в

страны ЕС).

(3) Гонка за лидером (Ведущие социологические агентства

России опубликовали рейтинги российских по­литических партий).

(4) Армия, которая не стреляет (В Швейцарии призыв — это

праздник, а война — игра).

(5) Бери шинель рублями (Решение Министерства обороны о

выплате долгов военнослужащим за неполучен­ную форму одежды).

(6) Шаг к прощению (Госдума приняла постановление об ам­

нистии в Чечне).

(7) Как выбить свою получку? (Статьи из Трудового кодекса

РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных нарушениях).

(8) Есть ли у вас сердце? (Главный кардиохирург страны ут­

верждает, что злые люди болеют чаще).

(9) Имидж — ничто? Имидж — все! (В России создана акаде­

мия имиджелогии).

(10) Звезды защитили животных (Артисты провели благотво­

рительный концерт; деньги от проведения ак­ции пойдут в приюты для бездомных живот­ных).

(11) Песни Куликова поля (Под Тулой завершился фестиваль

бардов).

(12) Усталая пара (Причиной демонтажа памятника «Рабо­

чий и колхозница» стала коррозия металла).

Упражнение 65. Найдите в газетах примеры удачных и неудачных заголовков статей. Мотивируйте свой выбор.

Упражнение 66. Найдите в газетах примеры использования цитат. Сделайте вывод о распространенности явления цитации в современных газетах.

Упражнение 67. Самостоятельно подберите публицистический текст. Отметьте его жанровые и стилистические особенности. Охарактеризуйте лексику, фразеологию, употребление морфологических форм и синтаксических конструкций.

Разговорная речь

Упражнение 68*. Назовите стили и жанры, в которых: (1) употребление разго­ворных элементов недопустимо; (2) разговорные элементы, как правило, не употребляются; (3) разговорные элементы могут употребляться, а могут и не употребляться; (4) разго­ворные элементы хотя и не составляют основу речевой ткани, но обязательно представлены; (5) разговорные элементы со­ставляют основу речевой ткани.

Упражнение 69*. Выпишите слова, относящиеся к разговорной лексике.


 


воспитатель

хвастун

картофель

платок

подметать

нередка добряк

выдержка

морковка

реалия

шлепнуться лидер

зарубежка

сгущенка

знать

здоровенный

частенько политикан

ерунда

напраслина

ехать

способный


 


Упражнение 70*. Приведите фразеологизмы с разговорной стилистической окра­ской, имеющие указанные ниже значения.

(1) быстро бежать; (2) очень далеко; (3) не работать, ничего не делать; (4) загрустить, опечалиться; (5) обидеться; (6) много и попусту говорить.

Упражнение 71*. Найдите слова, которые относятся к книжной лексике. Объяс­ните, всегда ли уместно их употребление в разговорной речи.

(1) Она работает на должности лаборанта. (2) Мы ездили на­вестить зятя, он пациент в больнице. (3) Не надо меня агитиро­вать, в такой холод на лыжах все равно не поеду. (4) Он посту­пил в техникум на базе десятилетки, поэтому и будет учиться три года. (5) Всех обитателей дома призывали убраться во дворе.

(6) Если ребенку потакать, это войдет в систему, потом замуча­ешься. (7) В поход собрались, картофеля набрали, чтобы печь, мяса для шашлыков. (S) В воскресенье была ярмарка, прямо на площади, вот я и совершил покупку.

Упражнение 72. Проанализируйте естественную разговорную речь (лексика, со­четания слов, синтаксические конструкции), записанную ав­торами монографии «Русская разговорная речь» [91]. Доказы­вают ли приведенные отрывки, что разговорная речь — это обычное средство общения между носителями литературного языка в определенных экстралингвистических условиях (сфе­ре непринужденного общения)?

1. (беседуют в архиве)

А. Эта рукопись / семнадцатый век //

Б. Не может быть /

Д. Вот тебе и не может //

2. (в походе)

А. Ну пошли, ребята //

Б. Сейчас я докурю и пойдем //

JI. (шутливо) Сейчас я долежу и пойдем //

А. Ну вы обалдели, мы же до темноты не дойдем //

Б. Возможно //

А. Что возможно / А ночевать где //

JI. Здесь и заночуем //

3. (после экзамена)

Д. Какой экзамен был / девочки //

А. и Б. (одновременно) Алгебра // Алгебра //

Д. Письменный //

Б. Да //

Д. Все в порядке / Пятерочка //

Б. Не-е-т / у меня четыре //

Д. А следующий / какой //

А. Физика / самое страшное //.

Упражнение 73*. Проанализируйте синтаксические особенности разговорной речи.

(1) Народу — не протолкнешься. (2) Чеснок — он полезный.

(3) Принеси во что сок наливать. (4) Холодно, ветер потому что.

(5) Закажем еще по кофе. (6) Посмотри в библиотеке. (7) Зай­дем в магазин, мне фломастеры надо. (6) Отнеси в комнату, где телевизор. (9) За мной в очках и женщина с ребенком. (10) В мед поступил. (11) Никому ни слова! Ясно. (12) В гости приде­те? Отчего же?

Упражнение 74. В отрывке найдите средства разговорной речи (из рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»).

По утрам беседуют у печки.

— Все же охота доучиться?

— Охота. Хирургом буду.

— Сколько штю?

— Восемь. Потому что в медицинском — шесть, а не пять, как в остальных.

— Ноги вытянешь, пока дойдешь до хирурга-то. Откуда она, мать, денег-то возьмет сэстоль?

— На стипендию. Учатся ребята... У нас из деревни двое так учатся.

Старик молчит, глядя на огонь. Видно, вспомнил своих детей.

— Чо эт вас так шибко в город-то тянет?

— Учиться... «Что тянет». А хирургом можно потом и в де­ревне работать. Мне даже больше глянется в деревне.

— Што, они много шибко получают, што ль?

— Кто? Хирурги?

— Но.

— Наоборот, им мало платят. Меньше всех. Сейчас прибави­ли, правда, но все равно...

— Дак на кой же шут тогда жилы из себя тянуть столько лет? Иди на шофера выучись да работай. Они вон по сколько заши­бают! Да ишо где лесишко кому подкинет, где сена привезет совхозного — деньги. И матери бы помог. У ей вить ишо трое на руках.

Юрка молчит некоторое время. Упоминание о матери и млад­ших братьях больно отзывается в сердце. Конечно, трудно мате­ри... Накипает раздражение против старика.

— Проживем, — резко говорит он. — Никому до этого не касается.

(.Шукшин В. Избранные произведения в двух томах.

Том первый. — М., 1975. — С. 50—51)

Упражнение 75. Отредактируйте текст радиоинтервью, исключите лишние эле­менты разговорной речи.

Мы приехали сюда 20 числа, нас, конечно, встретили. Не так, как мы хотели, в общем. Ну, я понимаю, что во всех стройотрядах трудно, трудности есть. Были простои всякие, конечно, незначи­тельные, из-за стройматериалов, из-за инструментов были. Но по­степенно это все как-то... вопрос утрясли, сейчас как раз главный инженер приезжал, нам пообещали фронт работ и с сегодняшнего дня видно, что не зря обещали. Потому что раньше как бы фронта работ не было все время, мы шли буквально впритык к экскаватору.

Упражнение 76. Одно и то же явление в разных стилях речи описывается с помощью различных речевых средств. Дано научное описание дождя как явления природы: «Дождь — жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6—7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью». (Сов. энциклопедический словарь).

Подготовьте художественное описание дождя и 'разговор­ный монолог на тему «Дождь». Докажите принадлежность к тому или иному стилю.

Упражнение 77. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоот­ношения и речевая характеристика собеседников в неофици­альной обстановке: (а) представителей старшего поколения;

(б) представителей разных поколений; (в) представителей младшего поколения.

Темы

1. Празднование Дня Победы.

2. Спортивный матч.

3. Любая по выбору.

Упражнение 78. Проанализируйте лексические, грамматические, стилистиче­ские особенности данных отрывков. Сделайте вывод об их стилистической отнесенности.

1. Все в вестибюле стоят / на улице никто не гуляет / Все около меня там собрались / Начали спрашивать / Какая она / Как выглядит / Я говорю / понятия не имею // В общем / сама боялась / что я ее не узнаю // Но интересно / все уже прошли / а ее нет // Потом смотрю идет // Уже позже всех //Я ее узнала / Она меня не сразу... // [91, с. 97].

2. Студенческий билет

. Студенческий билет выдается каждому студенту при его зачислении на время пребывания в высшем учебном заведении.

(2). При выбытии студента из вуза билет и зачетная книжка сдаются в деканат и присоединяются к его учебной карточке для передачи в личное дело. (3). На лицевой внутренней стороне билета над словами «Студенческий билет №» проставляет­ся наименование высшего учебного заведения. На правой внут­ренней стороне билета ежегодно отмечается, в каком учебном году и на каком курсе обучается студент. Подпись декана фа­культета удостоверяется печатью факультета. Делается отметка о форме обучения. (4). На студенческом билете должна быть на­клеена фотографическая карточка его владельца. Студенческий билет закрепляется подписью проректора и печатью высшего учебного заведения, которая должна захватывать часть фотогра­фической карточки. (5). В случае утери студенческого билета ректор вуза по представлению декана факультета может нало­жить на студента дисциплинарное взыскание и дать указание о выдаче ему нового билета с отметкой «дубликат». Дубликат со­храняет номер утерянного билета.

(Система организации учебного процесса в вузе. —

М., 2001. С. 9)

3. Суть социального партнерства в том, что профсоюзы и предприниматели посредством социальных конфликтов (забас­товок) выравнивают отношения друг с другом, в то время как государство создает условия для цивилизованного протекания данных конфликтов, вмешиваясь в них лишь в случае их неза­конности. Например, в рыночных экономиках Запада партнер­ские отношения формируются как независимая от государства система, основанная на полной самостоятельности предприни­мателей и трудящихся в принятии решений и поиске взаимовы­


годных соглашений и способная к поддержанию общественного согласия без прямого вмешательства правительства. За государст­вом остаются лишь функции контроля за поведением трудящихся и работодателей в границах их прав и свобод, определенных кон­ституцией и законодательными нормами, и пресечение действий, которые выходят за пределы общенациональных ценностей.

(Зайцев А.К. Социальный конфликт. — М., 2001. С. 159)

4. В России сейчас колоссальное перепроизводство экономи­стов и юристов. В то же время возник серьезный дефицит кад­ров на новых предприятиях, которые переходят на современные технологии. В частности, наблюдается дефицит программистов и инженеров.

В прошлом, 2002 году, согласно результатам вступительных экзаменов в российские вузы, самой популярной специально­стью у абитуриентов была юриспруденция. В зависимости от ву­за на одно место претендовали от 4 до 15 человек.

Повышенным спросом пользовались и такие специальности, как лингвистика (8—13 человек на место), история (3—13), пси­хология (3—9), политология (2—7).

Впервые за многие годы почти вдвое вырос спрос на приклад­ных математиков, конкурс в вузы был от 3 до 7 человек на место.

На каждое место по специальности «финансы и кредит» пре­тендовали 2—5 человек, а по специальности «менеджмент» — 2—4 человека.

(Российская газета. 2003. 20 июня)

Функционально-смысловые типы речи

Упражнение 79*. К какому функционально-смысловому типу речи относятся следующие тексты? Докажите, есть ли в них постоянно или одновременно присутствующие признаки чего-либо, сме­няющие друг друга действия или события, объяснение при­чин и следствий событий и явлений, оценки.

1. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это неволь­но влечет за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои ожива­ют и входят в наш дом.

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фоли­анты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего осо­бенного не показывают? Страница книги — это огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! Попро­буйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совме­стном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарно­стью вспоминают люди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто со­брался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, де­лясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одари­вает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(Львов С. j j Сб. текстов для подготовки к ЕГЭ. —

М., 2003. - С. 32-33)

2. — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим пламенем великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стати как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашу­мел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен то­потом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пы­лало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остал­ся сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окуну­лись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого до­ждем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и зо­лотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река каза­лась красной, как та кровь, что била горячей струей из разо­рванной груди Данко.

{Горький М. Старуха Изергиль. Собр. соч. в 16 т.

Т. 1. - М., 1985. - С. 70-71)

3. Современное состояние общества характеризуется обост­рением целого ряда взаимосвязанных ключевых проблем, опре­деляющих его дальнейшее развитие, среди которых экономиче­ский, энергетический, экологический кризисы, социальные и национальные конфликты, падение уровня духовности и куль­туры. Многие ученые видят решение этих проблем в совершен­ствовании образования. Во всем мире идет активный поиск но­вых образовательных систем — более демократичных, более гибких, более универсальных как с позиции отдельной личности, так и общества в целом.

Начавшаяся в нашей стране реформа высшего образования предполагает смену образовательной парадигмы и переориента­цию установок с узкопрофессиональной подготовки специалистов на комплексное образование, на достижение высокого уровня общей культуры, на развитие интеллекта и личностных познава­тельных интересов, позволяющих личности адаптироваться к динамике социальных кризисов.

В рамках этой образовательной парадигмы разрабатываются теории, направленные на устранение разрыва между естествен- но-научным и гуманитарным знанием. Причем спектр этих тео­рий достаточно широк.

{Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. —М., 2000. — С. 82)

Упражнение 80. Найдите в любом учебнике и в любой газете примеры функ­ционально-смысловых типов речи.


ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Нормы произношения

Упражнение 81*. Отметьте верные высказывания.

(!) Орфоэпия — совокупность норм национального языка, обеспечивающая единство его звукового оформления.

(2) Орфоэпия — совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, сло­восочетаний.

(3) Орфоэпия — совокупность правил, устанавливающих еди­нообразное оформление написаний слов.

(4) Орфоэпия — совокупность правил, устанавливающих еди­нообразное произношение.

(5) Орфоэпическая норма регламентирует произношение.

(6) Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.

(7) Орфоэпическая норма регламентирует ударение.

(8) Орфоэпические нормы отражены в орфоэпических сло­варях.

(9) Орфоэпические нормы отражены в этимологических сло­варях.

(10) В орфоэпических словарях не указываются варианты произношения, находящиеся за пределами литературной нормы.

Упражнение 82. Произнесите правильно следующие слова. Помните: на месте бу­квы «о» в первом безударном слоге и абсолютном начале слова произносится звук, средний между [а] и [о], в остальных без­ударных слогах — средний между кратким [о] и кратким [ы].

вода домов моя твоей приходить

прошу опять окно окружать верно

нужно победить холод молоко молодой

сохранить особенность наконец современность одновременно


Упражнение 83*. Какой звук произносится на месте буквы «а» после твердых ши-


 


жара жасмин шары крыша
жалюзи ржаной шагать

пящих?

жалеть

пожалуй

шампанское

лошадей

сожаление

шапка

дышать


 


Упражнение 84*. Прочитайте следующие слова, обращая внимание на необ­ходимость произнесения в безударной позиции после твер­дых согласных на месте буквы «е» звуков [ыэ] или [ъ].


 


железо жестяной больше целиком

жена

желудок

шестисотый

танцевать пожелание

шептать

шерстяной

цеха жестокость

шестнадцать

цена

в столице


 


Упражнение 85*. Одинаково ли вы произносите подчеркнутые слова?

(7) чистота комнаты — частота колебаний; (2) примерять платье — примирять противников; (3) флаг развевается — ребе­нок развивается; (4) посветить фонариком — посвятить стихо­творение юбиляру; (5) увидать лису — увядать в лесу

Упражнение 86*. Выпишите слова, в которых под ударением произносится звук [э].


 


афера

бытие

житие

кричит как оглашенный никчемный оседлый подключенный безнадежный

груженый

истекший год

маневры

одноименный

осужденный

современный блеклый

желоб

истекший кровью

наемник

опека

платежеспособный


 


Упражнение 87*. Среди приведенных ниже заимствованных слов выделите те, в которых при произношении сохраняется безударный звук [о].
аромат боа болеро бордовый
бокал вето досье какао
конкретно конспект концерт коммюнике
модель ноктюрн оазис поэт
радио роман рояль соната
сонет трио фойе фонема

 


 

Упражнение 88*. Данные слова распределите в две группы: с твердым и мягким произношением согласного перед буквой «е». Сравните свое произношение с нормативным, указанным в ключе к заданию.

ателье, бассейн, бизнесмен, вундеркинд, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, интервал, кодекс, музей, модель, отель, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, фланель, шедевр, шинель, энергия, эстетика

Упражнение 89*. Определите, в каких случаях звук, обозначаемый буквой «I», произносится как [г] — взрывной; [г] — фрикативный; [к]; [х]; [в].

(1) гордый, гора, долго, нога, сапоги, грустить

(2) друг, долог, творог, набег, ногги, остричься

(3) легкий, мягкий, налегке, смягчить, легчайший

(4) Господи, благодать, Богу

(5) бухгалтер, ага, ого, эге

(6) далекого, тихого, большого, твоего, первого

Упражнение 90*. Какие комбинаторные процессы влияют на произношение согласных звуков в следующих словах:

(1) березка, дорожка, улыбка, перегородка, уловка, вчера, от­гадать

(2) сделать, сбежать, просьба, молотьба, вокзал, футбол

(3) степь, нести, боязнь, зонтик, гонщик, кандидат

(4) бесшумно, без шапки, из шахты, сжигать, безжизненный, из жести

Упражнение 91. Пр<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.176 (0.014 с.)