Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Давай собеседнику возможность выбора.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Будь доброжелателен. Цель принципа вежливости, считает Н.И.Формановская, - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться. А по И.А.Шаронову основная роль принципа вежливости – «различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов, поддерживать между ними социальное равновесие и хорошие отношения». Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (или постулатах): такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии. Польский ученый Э.Томичек сформулировал определение вежливости так: «это своего рода стратегия языкового и неязыкового поведения человека, сводящаяся к соблюдению общественных норм, цель которой - сохранить свой «имидж» и «имидж» партнера». Стремиться нужно и к таким качествам речи, как доказательность и убедительность. Необходимо знать коммуникативные обязательства говорящего по отношению к слушающему. Эти правила (максимы) разработал американский философ П. Грайс: качества (говори правду): количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания); манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо). Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей. К вопросам речевого этикета относятся следующие советы: - выполняйте обещания; - держите слово; - говорите с людьми, а не о них; - признавайте свои ошибки, не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других; - не участвуйте в распространении сплетен, интригах; - не говорите дурно об отсутствующих; - не отзывайтесь дурно о конкурентах; - берите на себя долю ответственности за ошибки ваших коллег; - защищайте других от несправедливых нападок; - говорите только то, что думаете, за что вы готовы ответить в любое время или повторить; - не выдавайте чужие идеи за свои; - стройте свой успех на собственных достижениях; - давайте честные и откровенные объяснения, не преувеличивайте, не лгите, ничего не скрывайте, не делайте из ничего тайны; - не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных известий, от которых всё равно никуда не уйти; - если вы сомневаетесь, что Вам следует сделать, задайте себе вопросы: - это законно? Как я буду после этого себя чувствовать? Смогу ли я рассказать об этом своей семье и друзьям? Также важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. Недаром говорят, чтобы быть интересным, будьте интересующимся. Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Поощряйте его на разговор о нём самом, о его успехах и достижениях. Правило гласит: «Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе».У большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им слушать: - повышенное внимание к наружности и недостатком говорящего; -привычка слушать, не глядя на человека; -реакция на любое отвлекающее действие; -поспешная оценка и выводы по ещё недослушанному материалу; -быстрый отказ от усилий слушать говорящего; -неумение сдерживать отрицательные эмоции; -проявление показного внимания, в то время как голова занята личными заботами; -попытка подробно конспектировать речь собеседника, что мешает её внимательно прослушать. Безусловно, речевое общение должно опираться не только на правила культуры речи, но и на эстетические, нравственные, социальные стороны общения. По Грайсу, неэффективность общения – это всегда вина только говорящего (не смог найти точных, понятных собеседнику слов, неверно сформулировал мысли, нарушил благозвучие речи и т.д.) Однако, грубые, бранные слова и выражения, штампылежат на совестине только адресанта, но и адресата. Слушающий может спровоцировать речевую некорректность говорящего своим, например, безразличием к теме разговора. Таким образом, оба участника коммуникации несут ответственностьза успешностьречевого сотрудничества. Лингвисты давно пришли к выводу: сменяются поколения, и каждое новое преобразует родной язык, совершая это отчасти из чувства протеста против старших (в основе - проблема «отцов» и «детей»), чтобы самовыразиться. Жаргонизация и вульгаризация речевой сферы общения – это прежде всего следствие незнания основ культуры речи, а не только «языкового эксперимента». Поэтому сохранение принципа «соразмерности и сообразности» по отношению к языку (завещание А.С.Пушкина), формирование бережного отношения к нему – наша основная задача. Важно, чтобы и через десять, и через сто лет слова И.С.Тургенева о русском языке не потеряли актуальность: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» ИТОГ: - Объясните, как вы понимаете принцип вежливости?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.93.232 (0.005 с.) |