Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика речевого общения и этикетные Формулы речи

Поиск

 

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, <понимающего понимания> - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, сочувствия являются не только реплики, но и другие средства: мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду

Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями).

В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они).Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:

— мужчина — женщину; младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую); младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее; младший по должности — старшего.

ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.

При выражении просьбы принято представлять свои <интересы> в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? также следует предварить свой вопрос просьбой: Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете… сколько времени?

При выражении просьбы, в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те).

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в раз­говор с незнакомым человеком и самому представлять­ся. Однако бывают случаи, когда это необходимо сде­лать. Этикет предписывает следующие формулы: Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.(Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.Будем знакомы.Хорошо бы познакомиться)

При посещении официального учреждения (паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, когда предстоит разговор с официальным лицом) необходимо представить­ся, используя одну из формул: Позвольте (разрешите) представиться.(Моя фамилия Колесников (или Николай Колесников).Я Павлов. Мое имя ….)

Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: Как ваша (твоя) фамилия?(Как ваше (твое) имя, отчество? Как вас (тебя) зовут?)

Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас...(Приходите на праздник (юбилей, встречу...), будем рады (встретить вас).Приглашаю вас (тебя)...)

Если необходимо выразить неуверенность в умес­тности приглашения, тогда оно выражается воп­росительным предложением: Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас...

Поздравление: Разрешите (позвольте) поздравить вас с...(Примите мои (самые) сердечные (теплые, горя­чие, искренние) поздравления...От (всей) души (всего сердца) поздравляю...Сердечно (горячо) поздравляю...)

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разоре­нием, ограблением и другими событиями, принося­щими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболез­нования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глу­бокие (искренние) соболезнования.(Приношу (вам) мои (примите мои, прошу при­нять мои) глубокие (искренние) соболезнования.Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.Скорблю вместе с вами.Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выраже­ния: Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!Какая большая (невосполнимая, ужасная) ут­рата постигла вас! Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!

В трагической, скорбной или неприятной ситуа­ции люди нуждаются в сочувствии, утешении. Эти­кетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание: (Как) я вам сочувствую!(Как) я вас понимаю!

Утешение сопровождается уверением в благопо­лучном исходе:

Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!(Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).Все будет в порядке!Все это изменится (обойдется, пройдет)!

Утешение сопровождается советом: Не нужно (надо) (так) волноваться (беспо­коиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).(Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку). Нужно (надо) успокоиться (держать себя в ру­ках, взять себя в руки). Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы).

Выражение благодарности:

Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарностьза… (Позвольте (разрешите) выразить большую (ог­ромную) благодарность…)

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами: Я благодарен вам за то, что…((Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…(Я) очень (так) благодарен вам!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать: Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодар­ность! (Я до такой степени благодарен вам/тебе, что мне трудно найти слова!Вы/ты не можете себе представить, как я благода­рен вам/тебе! Моя благодарность не имеет (не знает) границ!)

Совет, предложение:

Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме: Разреши (позволь) дать совет (посове­товать вам)…(Разрешите предложить вам/тебе… (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посове­товать (предложить) тебе/вам… Я посоветовал бы (предложил бы) вам…Я советую (предлагаю) вам…)

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания: Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...(Если вам не трудно (вас это не затруднит)...Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...(Не) могу ли я попросить вас...(Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне.... Просьба может быть выражена с некоторой кате­горичностью:Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)...

При отказе используются выражения: (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…((Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выпол­нить вашу просьбу.В настоящее время это (сделать) невозможно.Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),Простите, но мы (я) не можем (могу) выпол­нить вашу просьбу.)

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказан­ный, он поднимает настроение у адресата, настраива­ет его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встре­че, знакомстве или во время беседы, при расстава­нии. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комп­лимента, чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свиде­тельствует об отличных способ­ностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку: Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.(Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообрази­тельны, находчивы, рассудительны, практичны).)

Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.95.148 (0.008 с.)