Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика речевого общения и этикетные Формулы речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, <понимающего понимания> - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, сочувствия являются не только реплики, но и другие средства: мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями). В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они).Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют: — мужчина — женщину; младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую); младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее; младший по должности — старшего. ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения. При выражении просьбы принято представлять свои <интересы> в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? также следует предварить свой вопрос просьбой: Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете… сколько времени? При выражении просьбы, в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы: Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.(Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.Будем знакомы.Хорошо бы познакомиться) При посещении официального учреждения (паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, когда предстоит разговор с официальным лицом) необходимо представиться, используя одну из формул: Позвольте (разрешите) представиться.(Моя фамилия Колесников (или Николай Колесников).Я Павлов. Мое имя ….) Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: Как ваша (твоя) фамилия?(Как ваше (твое) имя, отчество? Как вас (тебя) зовут?) Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас...(Приходите на праздник (юбилей, встречу...), будем рады (встретить вас).Приглашаю вас (тебя)...) Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением: Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас... Поздравление: Разрешите (позвольте) поздравить вас с...(Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления...От (всей) души (всего сердца) поздравляю...Сердечно (горячо) поздравляю...) Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены: Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.(Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.Скорблю вместе с вами.Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье). Наиболее эмоционально-экспрессивны выражения: Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата постигла вас! Какое горе (несчастье) обрушилось на вас! В трагической, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение. Утешение выражает сопереживание: (Как) я вам сочувствую!(Как) я вас понимаю! Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе: — Я вам (так) сочувствую, но, поверьте мне (но я так уверен), что все кончится хорошо!(Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все (еще) изменится (к лучшему).Все будет в порядке!Все это изменится (обойдется, пройдет)! Утешение сопровождается советом: Не нужно (надо) (так) волноваться (беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать).(Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку). Нужно (надо) успокоиться (держать себя в руках, взять себя в руки). Вы должны надеяться на лучшее (выбросить это из головы). Выражение благодарности: — Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарностьза… (Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность…) За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами: Я благодарен вам за то, что…((Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…(Я) очень (так) благодарен вам! Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать: Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность! (Я до такой степени благодарен вам/тебе, что мне трудно найти слова!Вы/ты не можете себе представить, как я благодарен вам/тебе! Моя благодарность не имеет (не знает) границ!) Совет, предложение: Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме: Разреши (позволь) дать совет (посоветовать вам)…(Разрешите предложить вам/тебе… (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) тебе/вам… Я посоветовал бы (предложил бы) вам…Я советую (предлагаю) вам…) Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания: Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу...(Если вам не трудно (вас это не затруднит)...Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите...(Не) могу ли я попросить вас...(Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне.... Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)... При отказе используются выражения: (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)…((Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.В настоящее время это (сделать) невозможно.Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой),Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.) Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку: Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.(Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).) Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.95.148 (0.008 с.) |