Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 11. Статусные роли, ситуативные роли и стили участников общения (1 час)Содержание книги
Поиск на нашем сайте Основные вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Статусные роли участников общения. 2. Ситуативные роли участников общения. 3. Стилевые механизмы, использующиеся в общении. 4. Социально-символические средства речевого сообщения. Основная литература по теме: 1. Аминов, Илья Исакович. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009, с. 19 – 62; 148 – 200. 2. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2010, с. 61 – 145. 3. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. / Леонтьев А.А. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008, с. 135 – 258. Тема № 12. Коммуникативная компетентность. Совместимость в общении (1 час) Основные вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Факторы, влияющие на интерпретацию сообщения: 2. Коммуникативная компетентность. Характеристики эффективной коммуникации. 3. Причины контрпродуктивной коммуникации. 4. Совместимость и сработанность людей между собою в процессе общения и совместной деятельности. Основная литература по теме: 1. Аминов, Илья Исакович. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009, с. 14 – 19; 62 – 83; 176 – 200. 2. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2010, с. 61 – 145; 205 – 272. 3. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. / Леонтьев А.А. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008, с. 234 – 258. Семинарское занятие № 7 (2 часа) Тема № 13. Социально-перцептивные эффекты в общении (1 час) Основные вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Основные эффекты социально-перцептивного свойства, возникающие в процессе общения и влияющие на общение. 2. Эффект «″Мы″ и ″Они″». 3. Эффект аттракции. 4. Эффект стереотипизации. 5. Эффект ореола, эффекты новизны и первичности. Основная литература по теме: 1. Аминов, Илья Исакович. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009, с. 19 – 62; 83 – 148. 2. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2010, с. 87 – 131; 145 – 194. 3. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. / Леонтьев А.А. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008, с. 135 – 234. Тема № 14. Деловое общение. Типы собеседников (1 час) Основные вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определённой цели и решение конкретной проблемы, как основное содержание делового общения. 2. Виды делового общения. Формы делового общения. 3. Компоненты и элементы делового общения. 4. Завершающий этап деловой встречи (беседы, переговоров). 5. Принятие решения. Условное решение. 6. Умение говорить. Умение слушать. 7. Наиболее распространённые социально-психологические категории и типы собеседников. Основная литература по теме: 1. Аминов, Илья Исакович. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009, с. 3 – 19; 200 – 249. 2. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2010, с. 272 – 366. 3. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. / Леонтьев А.А. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008, с. 258 – 292. 7. Самостоятельная работа студентов по дисциплине Очная и заочная формы обучения В этом пункте содержательно отражены те вопросы и задания, которые позволяют студентам самостоятельно проработать рассматриваемый и изучаемый на лекциях и семинарах учебный информационный материал, углубить свои знания по данной дисциплине. Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем на семинарах (очная форма обучения) и учитываются при промежуточной аттестации (очная форма обучения) и при итоговой аттестации студентов по дисциплине (очная и заочная формы обучения). При выполнении самостоятельной работы, студенты очной формы обучения, наряду с лекционным материалом (см. пункт 5) должны обязательно опираться на литературу, указанную для подготовки к семинарским занятиям (см. пункт 6), являющуюся основной литературой по дисциплине, а так же, желательно, активно использовать литературные источники, указанные в перечне дополнительной литературы по дисциплине. Помимо этого, каждый студент очной формы обучения должен в течение семестра сделать четыре доклада на семинарах (см. пункт 6) или два реферата (см. пункт 7.2). При выполнении самостоятельной работы, студенты заочной формы обучения, наряду с лекционным материалом (см. пункт 5), обязательно должны использовать литературные источники, указанные в качестве основной литературы по дисциплине, тематически ориентируясь на указания по литературе в пункте 6 данной программы дисциплины. Помимо этого, каждый студент заочной формы обучения должен в течение семестра сделать, минимум, один реферат (см. пункт 7.2).
7.1. Виды и формы самостоятельной работы студентов Очная форма обучения
Заочная форма обучения
7.2 Примерные темы докладов, рефератов, курсовых работ по дисциплине, для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения 1. Понятие «общение». 2. Структура общения. 3. Коммуникация как обмен информацией. 4. Коммуникативные действия. 5. Функции коммуникационного процесса. 6. Коммуникативные барьеры. 7. Интеракция как обмен действиями. 8. Условия эффективности интеракции. 9. Типы взаимодействия. 10. Перцепция как восприятие и понимание партнера по общению. 11. Механизмы человеческого познания. 12. Социальная перцепция. 13. Классификация видов общения. 14. Критерий «по роду общения». 15. Критерий «по содержанию общения». 16. Критерий «по целям общения» 17. Критерий «по средствам общения». 18. Непосредственное общение. 19. Пантомимика. Мимика. Жестикуляция. 20. Опосредованное общение. 21. «Контакт масок». 22. Примитивное общение. 23. Формально-ролевое общение. 24. Деловое общение. 25. Духовное, межличностное общение друзей. 26. Манипулятивное общение. 27. Светское общение. 28. Кодекс светского общения. 29. Кодекс делового общения. 30. Тактика общения. 31. Уровни общения. 32. Функции общения. 33. Средства общения. 34. Речевая коммуникация. 35. Речевое общение. 36. Речевой акт. 37. Речевое поведение. 38. Структура коммуникативного взаимодействия. 39. Контекст (ситуация) общения. 40. Код в речевой коммуникации. 41. Каналы передачи информации. 42. Декодирование сообщения. 43. Обратная связь. 44. Значение. 45. Интонация. 46. Процедура общения. Фазы процедуры общения по Леонтьеву А.А. 47. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации. 48. Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция). 49. Замысел сообщения. 50. Ближайшая и отдалённая цели речевого общения. 51. Комплексное определение понятия «общение». 52. Общение как процесс. 53. Источники общения. 54. Общение и деятельность. 55. Структура общения. 56. Интеракция в общении. 57. Коммуникация в общении. 58. Социальная перцепция в общении. 59. Виды коммуникации. 60. Коммуникативные действия. 61. Функции коммуникационного процесса. 62. Коммуникативные барьеры в общении. 63. Условия эффективности интеракции. 64. Типы социального взаимодействия. 65. Перцептивная сторона общения. 66. Основные механизмы человеческого познания в общении. 67. Рефлексия как форма общения с собой. 68. Классификация видов общения. 69. Важнейшие виды общения. Первичные виды общения. 70. Пантомимика как форма невербального общения. 8. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля знаний студентов по дисциплине и требования к их проведению Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения осуществляетсяна основе: – проверки устных отчетов студентов о самостоятельной работе с указанной по каждой теме литературой; – проведения устных групповых опросов студентов по выполнению по каждой теме заданий для самостоятельной работы (пункт 7.1.); – заслушивания информационных сообщений и/или докладов студентов по рефератам, подготовленным по темам (вопросам), представленным в пункте 7.2; – учёта выступлений студентов на семинарских занятиях по вопросам, представленным по каждой теме в пункте 6. Промежуточный (рубежный) контроль знаний студентов очной и заочной форм обучения проводится на основе проверки результатов выполнения теста промежуточного контроля знаний студентов (пункт 10.1). Наряду с этим, при проставлении студенту очной формы обучения промежуточной аттестации (рубежный контроль) по дисциплине учитывается количественная и качественная продуктивность (учебная эффективность) выполнения студентом форм текущего контроля. Итоговый контроль знаний студентов очной и заочной форм обучения проводится в классической устной форме в виде зачёта по контрольным зачётным вопросам, целиком отражающим основное содержание дисциплины и представленным в пункте 8.1. Зачёт по учебной дисциплине для студентов очной формы обучения определяется путём учёта результатов устного ответа студента непосредственно на зачёте, а также с учётом успешности (результативности) выполнения студентом форм промежуточного (рубежного) и текущего контроля. Зачёт по учебной дисциплине для студентов заочной формы обучения определяется с учётом результатов устного ответа студента на зачёте, а также успешности (результативности) выполнения студентом промежуточного (рубежного) контроля и с учётом результатов выполнения студентом самостоятельной работы (доклад, реферат, конспект главы литературного тематического источника). 8.1 Контрольные вопросы для подготовки к зачёту по дисциплине для студентов очной и заочной форм обучения 1. Комплексное определение понятия «общение». 2. Структура общения людей. 3. Коммуникация как обмен информацией. 4. Коммуникативные действия. 5. Функции коммуникативного процесса. 6. Коммуникативные барьеры. 7. Интеракция как обмен действиями. 8. Условия эффективности интеракции. 9. Типы взаимодействия людей. 10. Перцепция как восприятие и понимание партнёра по общению. 11. Механизмы познания человеком окружающего мира. 12. Социальная перцепция. 13. Классификация видов общения. 14. Понимание информационного сообщения с точки зрения сходства/различия представлений людей. 15. Классификационный критерий «по содержанию общения». 16. Классификационный критерий «по результатам общения». 17. Классификационный критерий «по средствам общения». 18. Непосредственное общение. Опосредованное общение. 19. Пантомимика. 20. Примитивное общение. Формально-ролевое общение. «Контакт масок». 21. Деловое общение. Кодекс делового общения. 22. Межличностное общение. Духовное межличностное общение. 23. Манипулятивное общение. 24. Светское общение. Кодекс светского общения. 25. Тактика и техника общения. 26. Уровни общения. Функции общения. 27. Типовая процедура общения. Фазы процедуры общения по Леонтьеву А.А. 28. Средства общения. 29. Речевая коммуникация. Речевое общение. 30. Речевой акт. Речевое поведение. 31. Структура коммуникативного взаимодействия. 32. Контекст общения в качестве ситуации взаимодействия. 33. Код в речевой коммуникации. Каналы передачи информации. Декодирование сообщения. 34. Обратная связь в общении. 35. Значение и интонация как смысловые элементы общения. 36. Эмпатическое слушание и другие приёмы общения. 37. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации. 38. Коммуникативная интенция. 39. Замысел сообщения как содержательный элемент общения. 40. Ближайшая и отдалённая цели речевого общения.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1 Литература по дисциплине (основная, дополнительная, рекомендуемая) Основная литература: 1. Аминов, Илья Исакович. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 304 с. 2. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 576 с. 3. Леонтьев, Алексей Алексеевич. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. Дополнительная литература: 1. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. 2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. 5-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 238 с. 3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 254 с. 4. Панкратов, В. Н. Культура делового общения и успех / В. Н. Панкратов. – М.: А-Приор, 2008. – 192 с. 5. Панфилова, А.П. Теория и практика общения: Учебное пособие для ССУЗов / А. П. Панфилова; Доп. Мин. обр. РФ. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 288 с. 6. Психология и этика делового общения: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко; Рек. Мин. обр. РФ для студ. вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 415 с. 7. Станкин, Михаил Иосифович. Психология общения. Учебное пособие для студентов ВУЗов. 4-е изд., испр. и доп. / М. И. Станкин. – М.: МПСИ, 2008. – 352 с. Рекомендуемая литература: 1. Андреева, Г. М. Психология социального познания. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 301 с. 2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 388 с. 3. Батаршев, А. В. Психология личности и общения / А. В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 248 с. 4. Бодалёв, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалёв. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 199 с. 5. Бодалёв, А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалёв. – М.: Педагогика, 1993. – 271 с. 6. Донцов, А. И. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. – М.: Эксмо, 2011. – 544 с. 7. Жуков, Ю. М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. – М.: Знание, 1988. – 64 с. 8. Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А., Растянников, П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 96 с. 9. Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь. / А. Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 512 с. 10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Издание 3-е, стереотипное. / М. И. Лисина. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 256 с. 11. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 292 с. 12. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Под ред. Г.М. Андреевой / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с. 13. Петровская, Л. А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды. Ред.-сост. О.В. Соловьёва / Л. А. Петровская; – М.: Смысл, 2007. – 686 с. 14. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение: соврем. учеб.-практ. пособие / А. А. Реан. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 407 с. 15. Социальная психология в современном обществе. Учеб. пособие. Под редакцией Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. / Г.М. Андреева, А.И. Донцов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
9.2 Методические указания, рекомендации по изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения Правильное и системное освоение изучаемой информации по данной дисциплине обеспечивается полномасштабным использованием студентами всего лекционного материала, изучением основной, дополнительной и рекомендуемой литературы при подготовке к семинарам и в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы. По учебному плану подготовки студентов, при изучении данной дисциплины на самостоятельную работу при очной форме обучения отводится 22 часа и при заочной форме обучения – 58 часов. Пользуясь содержанием лекций, представленным в пункте 5.1, применяя информацию из литературы, рекомендованной к семинарским занятиям, имеющимся в пункте 6, студенты очной формы обучения должны суметь ответить на контрольные вопросы к семинарам по каждой теме (пункт 6). Пользуясь содержанием лекций, представленным в пункте 5.2, применяя информацию из литературы, указанной по каждой теме в пункте 5.2, студенты заочной формы обучения должны выполнить задания для самостоятельной работы (пункт 7). С целью повышения эффективности учебной работы по данной дисциплине, студентам очной и заочной форм обучения настоятельно рекомендуется выполнять следующее: в ходе аудиторных лекционных занятий обязательно составлять развернутые конспекты лекций по каждой теме; в процессе подготовки к семинарам и в ходе семинарских занятий письменно составлять краткие конспективные ответы на все основные вопросы, вынесенные для обсуждения на тематических семинарах; при осуществлении самостоятельной работы по дисциплине, устно и/или письменно формулировать для себя краткие резюме по всем темам дисциплины, опираясь на информационный материал лекций, семинаров и имеющуюся по каждой теме литературу. Сложность и большой объем дисциплины требует от студентов последовательной систематической работы над учебным материалом. В случае возникновения сомнений в полноте своего понимания основных вопросов при подготовке к семинарам и в случаях неуверенности в корректности своего ответа на какой-либо контрольный вопрос, студент может обратиться за индивидуальной консультацией к преподавателю, или предложить вызвавший затруднение вопрос для обсуждения на соответствующем тематическом семинаре, или задать вопрос на лекционном занятии. Необходимыми материальными средствами обеспечения освоения дисциплины являются: А) типовое учебное помещение (аудитория), укомплектованное стандартной учебной мебелью (столами и стульями), обычным мультимедийным проекционным оборудованием и имеющее стандартное, функционально необходимое для осуществления учебного процесса электрическое освещение; Б) литературные источники из списка основной и дополнительной научной и учебно-методической литературы по дисциплине, приведенного в пункте 9.1. Особое техническое обеспечение для осуществления обучения студентов по данной дисциплине не требуется. 10. Контрольно-тестирующий комплекс по дисциплине Тестовые проверочные контрольные вопросы по дисциплине «Психология общения» 10.1. Тест промежуточного (рубежного) контроля знаний студентов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.01 с.) |