Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По очной и по заочной формам обучения↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ББК 88.53 П 86
Рецензент: кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры общей психологии АНОО ВПО ОГИ Лазуткин В.И.
Составитель: кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии АНОО ВПО ОГИ Донцов Д.А.
Программа учебной дисциплины «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология». Дисциплина «Психология общения» входит в научно-региональный (вузовский) компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Программа учебной дисциплины «Психология общения» включает следующие основные пункты: пояснительную записку к дисциплине;цели и задачи дисциплины; требования к уровню освоения содержания дисциплины; объём дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; темы и контрольные вопросы семинарских занятий по дисциплине, литературу для подготовки к семинарам; задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине; темы докладов и рефератов по дисциплине; вопросы к зачёту по дисциплине; формы контроля знаний студентов по дисциплине; список основной, дополнительной и рекомендуемой литературы по дисциплине; методические указания и рекомендации по изучению дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины, контрольно-тестирующий комплекс по дисциплине.
ББК 88.53 © АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012 © Донцов Дмитрий Александрович
1. Место дисциплины в учебном плане
Предметная учебная дисциплина «Психология общения» изучается студентами-психологами по очной форме обучения в течение 6-го учебного семестра, а по заочной форме обучения – в течение 7-го учебного семестра. С целью теоретического и практического овладения студентами знаниями, умениями и навыками по дисциплине, на очной форме обучения предусмотрены аудиторные занятия в объёме 64 часов: 28 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, самостоятельная работа студентов в объёме 22 часов; на заочной форме обучения, – аудиторные занятия в объёме 6 часов (6 часов – лекции) и самостоятельная работа студентов в объёме 58 часов. Студенты выполняют дидактически сформированные задания для самостоятельной работы по дисциплине. Самостоятельная работа студентов нацелена на глубокое усвоение обучающимися изучаемого материала, на формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа информации и применения теоретических знаний. Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем на семинарах, учитываются при промежуточной аттестации (рубежном контроле) и при итоговом контроле знаний студентов – на зачёте по дисциплине. В качестве промежуточной аттестации (рубежного контроля) по данной дисциплине, на очной и на заочной формах обучения предусмотрена контрольная работа в виде тестирования, проводимого в электронном формате в системе дистанционного обучения (СДО) Одинцовского гуманитарного института, размещенной в информационной сети Интернет на официальном web-сайте АНОО ВПО ОГИ http://www.odinuni.ru/ Предметное содержание учебной дисциплины «Психология общения», согласно учебному плану по специальности 030301.65 – «Психология», научно и методологически сопряжено с содержанием такой естественнонаучной дисциплины как «Антропология», и таких общепрофессиональных психологических дисциплин, как: «Введение в профессию», «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология труда», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология». Всем этим многообразием межпредметных связей объясняется содержательная глубина проблематики, всесторонне прорабатываемой со студентами в рамках дисциплины «Психология общения». Специфическое значение для успешной учебной успеваемости студентов-психологов по данной дисциплине имеет доскональное овладение ими базовым учебным информационным материалом по общепрофессиональным дисциплинам «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», а, в особенности, по дисциплине «Социальная психология». Таким образом, в целях образовательной оптимизации целостного педагогического процесса, согласно образовательным принципам информационной целесообразности и единой направленности содержания учебных предметов, тематика дисциплины «Психология общения», в контексте межпредметных связей, скоординирована со всеми указанными выше дисциплинами, входящими в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО «второго поколения») по специальности 020400 (030301.65) – «Психология». Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии. 2. Цели и задачи дисциплины 2.1 Цели преподавания дисциплины 1. ознакомить студентов с существующими в мировой психологической науке подходами к пониманию и анализу коммуникативной сферы личности, – с общими теориями и конкретными концепциями зарубежных и отечественных ученых, повествующими о базовых характеристиках области общения; 2. сформировать у студентов категориальный аппарат, соответствующий современным профессиональным требованиям в контексте психологических знаний о коммуникативной сфере личности; 3. сформировать у студентов представления об имеющихся в теоретическом психологическом научном знании и эмпирической психологической практике способах и формах практической психологической работы по развитию коммуникативной сферы личности; 4. развить у студентов теоретико-практические психологические умения и навыки понимания и анализа коммуникации, интеракции и социальной перцепции, характерной для разнообразных социально-профессиональных групп. 2.2 Задачи изучения дисциплины 1. ознакомить студентов с основными видами, принципами, формами, характеристиками коммуникативной сферы личности; 2. рассмотреть со студентами основополагающие теоретические модели психологии общения; 3. раскрыть со студентами специальные вопросы психологической практики в области формирования интеракции личности; 4. на основе интегрированной базы знаний развить у студентов способность к построению собственной концепции психологического развития личности в контексте раскрытия социальной перцепции; 5. изучить со студентами основные направления в практике психологического формирования коммуникативной сферы личности; 6. обеспечить усвоение студентами методов практической психологической работы по развитию интерактивной стороны общения личности; 7. исследовать со студентами особенности индивидуальной и групповой психологической специфики социальной перцепции в разных возрастах; 8. практически научить студентов профессиональному осознанию психологического диагноза и прогноза, – относительно динамики развития личности в общении. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В итоге изучения дисциплины студенты должны знать: – научный тезаурус предметной области психологии общения; – место, роль и значение психологии общения в системе психологического знания и психологической практики; – общий содержательный контекст имеющегося в области психологии общения широкого спектра социально-психологических ситуаций и проблем; – основные теоретико-методологические и этические принципы профессиональной деятельности в области психологии общения; – специфику, структуру и модели построения процесса взаимодействия в рамках психологии общения; – современное состояние теории и практики психологии общения; – наиболее значимые для теории и практики психологии общения проблемы и категории; – основные теоретические концепции психологии общения; – разнообразные методологические позиции в отношении способов организации работы психолога, осуществляемой на разных этапах проведения развивающей работы в области психологии общения; – основные параметры оказания профессионально обоснованного воздействия на человека, с целью оптимизации его коммуникации с другими людьми; – основные способы практической психологической работы по развитию интеракции человека и групп людей; – профессиональные базовые элементы психологической работы с людьми, имеющими разнообразные психолого-возрастные и социально-психологические проблемы в сфере общения; – основополагающие формы и способы развития социальной перцепции у личностей и групп людей уметь: – самостоятельно работать с научной и учебно-методической психологической литературой по психологическим проблемам формирования и развития коммуникативной сферы личности; – теоретически обосновывать собственную профессиональную позицию относительно понимания динамики развития системы социальных отношений в контексте области общения; – научно защищать собственную профессиональную позицию, в контексте анализа коммуникации в системе социальных отношений людей разнообразных возрастов – в соответствии с современными подходами; – вести аналитическую научную дискуссию по изученному учебному материалу, в контексте анализа коммуникации в системе социальных отношений людей разнообразных социально-профессиональных групп, – в соответствии с современными подходами; – формулировать цели профессиональной деятельности в сфере психологии общения в соответствии с общими вопросами коммуникации; – осуществлять процесс профессиональной деятельности в области общения; – проводить психологическую работу по оптимизации развития коммуникативной сферы личности; – дифференцировать модели принятия решения в процессе коммуникативного взаимодействия людей; – описывать результаты проведения профессиональной деятельности в контексте развития коммуникации, интеракции, социальной перцепции человека или группы людей; – осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими и методологическими профессиональными принципами владеть навыками: – оценки разносторонних, характерных для обширной психологической нормы, проявлений коммуникативного развития личности; – теоретико-методологического анализа общепсихологических аспектов формирования коммуникативной сферы личности; – выявления специфики выраженности свойств, видов психических возрастных параметров развития коммуникативной сферы личности; – выделения основополагающих коммуникативных свойств личности в рамках её социально-психологического становления; – анализа основных проявлений развития коммуникативной сферы личности человека в динамике; – осмысления психосоциальной роли интерактивных и социально-перцептивных качеств личности человека; – понимания типических особенностей и специфики формирования коммуникативной сферы личности в области социально-профессиональных отношений; – оперативной ориентировки в типичных случаях из общей профессиональной практики в области психологии общения; – эффективного решения основных задач психологии общения; – восприятия и анализа информации коммуникативного рода, полученной в ходе психологической работы с людьми разных возрастов и социально-профессиональных статусов; – применения прикладных психотехнологических способов и методик развития и формирования коммуникативной сферы личности человека и оптимизации взаимодействия в группе людей. 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам работ Очная форма обучения
Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам работ Заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины Очная форма обучения Раздел 1. Тезаурус психологии общения (6 часов) Семинарское занятие № 1 (2 часа) Очная форма обучения
Заочная форма обучения
7.2 Примерные темы докладов, рефератов, курсовых работ по дисциплине, для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения 1. Понятие «общение». 2. Структура общения. 3. Коммуникация как обмен информацией. 4. Коммуникативные действия. 5. Функции коммуникационного процесса. 6. Коммуникативные барьеры. 7. Интеракция как обмен действиями. 8. Условия эффективности интеракции. 9. Типы взаимодействия. 10. Перцепция как восприятие и понимание партнера по общению. 11. Механизмы человеческого познания. 12. Социальная перцепция. 13. Классификация видов общения. 14. Критерий «по роду общения». 15. Критерий «по содержанию общения». 16. Критерий «по целям общения» 17. Критерий «по средствам общения». 18. Непосредственное общение. 19. Пантомимика. Мимика. Жестикуляция. 20. Опосредованное общение. 21. «Контакт масок». 22. Примитивное общение. 23. Формально-ролевое общение. 24. Деловое общение. 25. Духовное, межличностное общение друзей. 26. Манипулятивное общение. 27. Светское общение. 28. Кодекс светского общения. 29. Кодекс делового общения. 30. Тактика общения. 31. Уровни общения. 32. Функции общения. 33. Средства общения. 34. Речевая коммуникация. 35. Речевое общение. 36. Речевой акт. 37. Речевое поведение. 38. Структура коммуникативного взаимодействия. 39. Контекст (ситуация) общения. 40. Код в речевой коммуникации. 41. Каналы передачи информации. 42. Декодирование сообщения. 43. Обратная связь. 44. Значение. 45. Интонация. 46. Процедура общения. Фазы процедуры общения по Леонтьеву А.А. 47. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации. 48. Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция). 49. Замысел сообщения. 50. Ближайшая и отдалённая цели речевого общения. 51. Комплексное определение понятия «общение». 52. Общение как процесс. 53. Источники общения. 54. Общение и деятельность. 55. Структура общения. 56. Интеракция в общении. 57. Коммуникация в общении. 58. Социальная перцепция в общении. 59. Виды коммуникации. 60. Коммуникативные действия. 61. Функции коммуникационного процесса. 62. Коммуникативные барьеры в общении. 63. Условия эффективности интеракции. 64. Типы социального взаимодействия. 65. Перцептивная сторона общения. 66. Основные механизмы человеческого познания в общении. 67. Рефлексия как форма общения с собой. 68. Классификация видов общения. 69. Важнейшие виды общения. Первичные виды общения. 70. Пантомимика как форма невербального общения. 8. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля знаний студентов по дисциплине и требования к их проведению Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения осуществляетсяна основе: – проверки устных отчетов студентов о самостоятельной работе с указанной по каждой теме литературой; – проведения устных групповых опросов студентов по выполнению по каждой теме заданий для самостоятельной работы (пункт 7.1.); – заслушивания информационных сообщений и/или докладов студентов по рефератам, подготовленным по темам (вопросам), представленным в пункте 7.2; – учёта выступлений студентов на семинарских занятиях по вопросам, представленным по каждой теме в пункте 6. Промежуточный (рубежный) контроль знаний студентов очной и заочной форм обучения проводится на основе проверки результатов выполнения теста промежуточного контроля знаний студентов (пункт 10.1). Наряду с этим, при проставлении студенту очной формы обучения промежуточной аттестации (рубежный контроль) по дисциплине учитывается количественная и качественная продуктивность (учебная эффективность) выполнения студентом форм текущего контроля. Итоговый контроль знаний студентов очной и заочной форм обучения проводится в классической устной форме в виде зачёта по контрольным зачётным вопросам, целиком отражающим основное содержание дисциплины и представленным в пункте 8.1. Зачёт по учебной дисциплине для студентов очной формы обучения определяется путём учёта результатов устного ответа студента непосредственно на зачёте, а также с учётом успешности (результативности) выполнения студентом форм промежуточного (рубежного) и текущего контроля. Зачёт по учебной дисциплине для студентов заочной формы обучения определяется с учётом результатов устного ответа студента на зачёте, а также успешности (результативности) выполнения студентом промежуточного (рубежного) контроля и с учётом результатов выполнения студентом самостоятельной работы (доклад, реферат, конспект главы литературного тематического источника). 8.1 Контрольные вопросы для подготовки к зачёту по дисциплине для студентов очной и заочной форм обучения 1. Комплексное определение понятия «общение». 2. Структура общения людей. 3. Коммуникация как обмен информацией. 4. Коммуникативные действия. 5. Функции коммуникативного процесса. 6. Коммуникативные барьеры. 7. Интеракция как обмен действиями. 8. Условия эффективности интеракции. 9. Типы взаимодействия людей. 10. Перцепция как восприятие и понимание партнёра по общению. 11. Механизмы познания человеком окружающего мира. 12. Социальная перцепция. 13. Классификация видов общения. 14. Понимание информационного сообщения с точки зрения сходства/различия представлений людей. 15. Классификационный критерий «по содержанию общения». 16. Классификационный критерий «по результатам общения». 17. Классификационный критерий «по средствам общения». 18. Непосредственное общение. Опосредованное общение. 19. Пантомимика. 20. Примитивное общение. Формально-ролевое общение. «Контакт масок». 21. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.009 с.) |