Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 5. Культура разговорной речи.

Поиск

Соблюдениие норм речевого поведения

В различных сферах общения.

Цели: - повторить особенности речевой этики.

Ход.

Анализ материала.

Конспектирование.

Этика речевого поведения входит в состав норм. Этика проявляет себя в речевых актах, связанных с ритуальными ситуациями, требующими соблюдение этикета (приветствие, прощание, поддержка интереса). Особенности этики зависят от ситуации общения (бытовая или деловая), от статуса собеседника, его возраста, пола, национальности. Самый главный принцип переговоров звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Соблюдение правил этикета позволяет повысить эффективность решения поставленных коммуникативных задач.

Обращение:

Цель – определить статус, установить контакт.

Формулы – обращение на Вы выражает большую степень уважения.

Приветствие:

Цель Формулы – выразить желание вступить в контакт.

Роль – приветствие в формах Здравствуй (те) указывает на желание вести разговор на Ты или Вы.

Формулы: - соотносятся со статусом собеседника.

Знакомство:

Цель – войти в контакт с незнакомым.

Роль – в случае представления третье лицо выступает в роли посредника.

Формулы

- Познакомьтесь, пожалуйста, это…

- Разрешите представить вам…

- Разрешите представиться, я…

- Давно хотел познакомить вас с…

Приказ, предложение, просьба:

Цель – направить действие в нужное русло.

Роль – зависит от компетенции. Если ожидаемое действие входит в круг обязанностей сотрудника, то уместен приказ, если нет, то лучше просьба.

Формулы

- Будьте любезны…

- Если вас не затруднит…

- Хочу попросить вас о личном одолжении…

- Убедительно советую вам…

Благодарность, похвала, комплимент.

Цель – расположить собеседника, проявить вежливость.

Роль – человек, умеющий найти нужные слова, располагает к себе.

- Разрешите поблагодарить вас…

- Спасибо! Благодарю»!

- Вы, как всегда, правы!

- Спасибо, вы очень любезны!

- Спасибо за комплимент.

Извинение:

Цель – просьба о прощении.

Роль – социальные роли равны; в разговоре с начальством извинение должно быть искренним.

Формулы

- Извините, пожалуйста!

- Вы правы, приношу свои извинения.

- Позвольте извиниться.

- Прошу прощения, я правильно вас понял?

Прощание:

Цель – завершить контакт.

Роль – обычно первым прощается инициатор встречи.

Формулы –

- До свидания!

- Всего доброго, до встречи!

- Спасибо, что помогли мне. Всего хорошего!

- Простите, не могу вас дольше задерживать.

О принципе вежливости.

О принципе вежливости и его использовании в речевой деятельности написано немало работ (см. Р.Лакофф, Дж.Лич, И.А.Шаронов, В.Е.Гольдин, Н.И.Формановская и др.). Р.Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

Не навязывай своего мнения.

Давай собеседнику возможность выбора.

Будь доброжелателен.

Цель принципа вежливости, считает Н.И.Формановская, - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться. А по И.А.Шаронову основная роль принципа вежливости – «различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов, поддерживать между ними социальное равновесие и хорошие отношения». Дж.Лич считает принцип вежливости определенной стратегией общения, направленной на предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости по Личу находит свое отражение в шести максимах (или постулатах): такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии.

Польский ученый Э.Томичек сформулировал определение вежливости так: «это своего рода стратегия языкового и неязыкового поведения человека, сводящаяся к соблюдению общественных, конвенциональных норм, цель которой - сохранить свой «имидж» и «имидж» партнера».

Стремиться нужно и к таким качествам речи, как доказательность и убедительность. Необходимо знать коммуникативные обязательства говорящего по отношению к слушающему. Эти правила (максимы) разработал американский философ П. Грайс: качества (говори правду): количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания); манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).

Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей. К вопросам речевого этикета относятся следующие советы:

- выполняйте обещания;

- держите слово;

- говорите с людьми, а не о них;

- признавайте свои ошибки, не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других;

- не участвуйте в распространении сплетен, интригах;

- не говорите дурно об отсутствующих;

- не отзывайтесь дурно о конкурентах;

- берите на себя долю ответственности за ошибки ваших подчинённых, коллег;

- защищайте других от несправедливых нападок;

- говорите только то, что думаете, за что вы готовы ответить в любое

время или повторить;

- не выдавайте чужие идеи за свои;

- стройте свой успех на собственных достижениях;

- давайте честные и откровенные объяснения, не преувеличивайте, не

лгите, ничего не скрывайте, не делайте из ничего тайны;

- не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных известий, от которых всё равно никуда не уйти;

- если вы сомневаетесь, что Вам следует сделать, задайте себе вопросы:

это законно? Как я буду после этого себя чувствовать? Смогу ли я рассказать

об этом своей семье и друзьям?

Также важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. Недаром говорят, чтобы быть интересным, будьте интересующимся. Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Поощряйте его на разговор о нём самом, о его успехах и достижениях. Правило гласит: «Будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе».У большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им слушать:

- повышенное внимание к наружности и недостатком говорящего;

-привычка слушать, не глядя на человека;

-реакция на любое отвлекающее действие;

-поспешная оценка и выводы по ещё недослушанному материалу;

-быстрый отказ от усилий слушать говорящего;

-неумение сдерживать отрицательные эмоции;

-проявление показного внимания, в то время как голова занята личными заботами;

-попытка подробно конспектировать речь собеседника, что мешает её внимательно прослушать.

Безусловно, речевое общение должно опираться не только на правила культуры речи, но и на эстетические, нравственные, социальные стороны общения. По Грайсу, неэффективность общения – это всегда вина только говорящего (не смог найти точных, понятных собеседнику слов, неверно сформулировал мысли, нарушил благозвучие речи и т.д.) Однако, грубые, бранные слова и выражения, штампы лежат на совестине только адресанта, но и адресата. Слушающий может спровоцировать речевую некорректность говорящего своим, например, безразличием к теме разговора.

Таким образом, оба участника коммуникации несут ответственность за успешность речевого сотрудничества. Лингвисты давно пришли к выводу: сменяются поколения, и каждое новое преобразует родной язык, совершая это отчасти из чувства протеста против старших (в основе - проблема «отцов» и «детей»), чтобы самовыразиться. Жаргонизация и вульгаризация речевой сферы общения – это прежде всего следствие незнания основ культуры речи, а не только «языкового эксперимента». Поэтому сохранение принципа «соразмерности и сообразности» по отношению к языку (завещание А.С.Пушкина), формирование бережного отношения к нему – наша основная задача. Важно, чтобы и через десять, и через сто лет слова И.С.Тургенева о русском языке не потеряли актуальность: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

 

ИТОГ: -Объясните, как вы понимаете принцип вежливости?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учить материал.

 

Литература:

• Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д.Черняк. – М.,С-Пб., 2005.

• Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М., 2006.

• Григорьев М.Ю. Нужно ли уметь мастерски говорить? // Русская речь. – 2004. - № 3.

• Аннушкин В.И. Хорошее слово – половина счастья.// Русская речь. – 2001. - № 1.

• Николаева А.В. Когда не все средства хороши // Русская речь. – 2009. - №

• Крысин Л.П. Жив ли «живой как жизнь»? // Журналист. – 2000.- № 3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.150 (0.008 с.)