Эффективного речевого воздействия и взаимодействия 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективного речевого воздействия и взаимодействия



 

1. Риторика как филологическая дисциплина.

2. Основные задачи риторики в современном мире.

3. Виды риторики. Общая и частная риторики.

4. Основные разделы риторики. Риторический канон.

5. Основные законы общей риторики.

6. Связь риторики со стилистикой, культурой речи, этикой, эстетикой, логикой, психологией и др. науками.

 

1. Риторика в переводе с греческого обозначает ораторское искусство, искусство красноречия (греч. rhetorice – ораторское искусство). У риторики есть и другие названия: красноречие (красная речь – «красивая»), краснословие, элоквенция (по-латыни), витийство (от славянского «вити словеса»), теория словесности, ораторское искусство. Почему же столько синонимов имеет слово риторика? В чем сущность этой науки?

Под риторикой понимается филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Объектом этой науки является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Обратимся к определению термина, предложенному в толковых словарях русского языка:

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность.

3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

Под красноречием в словарях понимается следующее: «Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика».

Подобное понимание термина риторика было характерно еще для античной эпохи, это определение широко распространено и общеизвестно. В традиционном понимании риторика и ораторское искусство рассматриваются как синонимы. Риторика – искусство убеждать с помощью слов. «Красноречие – служанка убеждения», - говорил античный оратор и философ Коракс, который еще в V в. до н.э. открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (правда, не дошедший до нас) учебник риторики. «Красноречие, - учил великий греческий философ Платон (427-346 гг. до н. э.) – мастер убеждения».

В разные периоды в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (устной и письменной), и как наука и искусство устной речи. Поэтому уже в античности четко обозначились два подхода к пониманию сущности риторики. С одной стороны, Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон развивали концепцию содержательной риторики, где одним из главных компонентов была идея (логос). С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала риторику в основном как искусство украшения речи. В теории римского красноречия наиболее популярной была формула Квинтилиана: ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо».

Уже в античности риторику рассматривали и как науку, и как искусство. Одни называли ее «царицей всех искусств» и теснее всего связывали с поэзией и сценическим творчеством. Другие, в частности Аристотель, подчеркивали, что риторика – искусство убеждать, но основывали ее на сугубо научных дисциплинах – диалектике и логике. В наше время риторика рассматривается как наука, ее часто определяют как теорию убеждающей коммуникации.

Таким образом, в общепринятом, традиционном понимании риторика рассматривалась и рассматривается как наука и искусство красноречия, краснословия, убеждения словом, теория и практика ораторского искусства, наука об умении говорить убедительно, красиво, выразительно.

Но в современном мире риторика несколько расширяет сферу своего влияния. Сегодня риторика становится интегральной областью человеческого знания, охватывающей все более широкий спектр филологических дисциплин. Она рассматривается уже не просто как теория и практика публичной речи, но охватывает проблему эффективности речи во всех сферах коммуникативной деятельности – от публичной, официальной, научной, деловой до бытовой, обиходной, как устной, так и письменной. Она понимается как теория и мастерство целесообразной, эффективно воздействующей, гармонизирующей речи во всех сферах и ситуациях общения. Риторические знания и умения охватывают гораздо более широкий и все более увеличивающийся круг явлений.

На современном этапе развития общества во всех развитых странах, включая Россию, в недрах риторики формируется новая научная дисциплина, так называемая rhetorica nova, или неориторика, предметом которой являются проблемы эффективного речевого воздействия на адресата, эффективной речи, направленной на максимальную оптимизацию процесса общения. «Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики» (Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997, с. 10). Эта новая риторика обращена преимущественно не к проблеме воздействия оратора на аудиторию, а к проблеме взаимодействия оратора и аудитории, она во многом более диалогична, биполярна, ситуативна.

Ренессанс риторики в отечественной лингвистике связан с именами Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской и др. И поддерживается достижениями неориторики в США и в Европе. При этом в России сегодня наметились два направления в использовании риторического наследия. Одно из них составляет исследование исторической роли риторики в системе филологических дисциплин. Эту проблему изучали В.В. Виноградов, В.П. Вомперский, Н.А. Безменова, А.А. Волков, В.И. Аннушкин и др. Эти исследователи изучали роль риторики в прошлом, отмечали ее вклад в новые филологические науки, возникшие во второй половине XIX в.

Второе направление связано с созданием новой научной дисциплины под названием риторика. А в рамках этого направления научного поиска изучается организация языкового материала, ориентированная в основном на современные проблемы аргументации. В зарубежной лингвистике это направление успешно развивается в трудах Ч.П. Грайса, Р. Лакофф, Дж. Серла и др. исследователей.

В зарубежной риторике получила большое распространение теория речевых актов, в которой главное внимание уделяется иллокуции – манифестации цели говорения и распознавание коммуникативного намерения (по Ч. Грайсу). Объектом исследования при этом становится единица речевого общения – речевой акт. Создатели этой теории Дж. Остин, Дж. Р. Серль, П. Грайс, П. Стросон предложили принципы использования языка, обеспечивающие эффективность коммуникации, а также разработали типологию коммуникативных неудач. Так, общим принципом говорящего и слушающего согласно ТРА является принцип кооперации, а успешность речевого общения обеспечивается знанием своеобразных правил – «разговорных максим», с помощью этих максим говорящий стремится «обеспечить усвоение» сказанного.

Таким образом, традиционно будем понимать под риторикой теорию, мастерство и искусство красноречия, а с другой стороны, науку об эффективном речевом воздействии во всех сферах коммуникативной деятельности.

 

2. Кому же нужна сегодня риторика? Всем без исключения. Трудно представить себе хотя бы одну область человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых запутанная, безграмотная, невыразительная речь была бы благом. К сожалению, именно такую речь мы часто слышим на работе, на улице, по телевидению, при трансляции из Государственной Думы или с заседаний правительства. Приведем пример.

На трибуну поднимается оратор, выдвигающий себя в Государственную Думу, и начинает свою речь так:

- Я, конечно, так сказать, человек, который более аккуратнее, нежели чем другие, которые, понимаете, все еще не могут занять, понимаете, свои места в зале…

(цит. по: Д.Н. Александров. Риторика, М., 2000, с. 20).

Пример взят из летописи предвыборных собраний конца 1995 г. Ясно, что, услышав такую фразу в начале выступления, невозможно подумать о том, что в самом выступлении будут интересные мысли, которыми оратор сможет поделиться с аудиторией, предлагая себя в Думу и излагая свою политическую программу. Человек, владеющий своей речью на уровне этого кандидата в депутаты, вряд ли сможет серьезно заниматься законотворческой деятельностью в Государственной Думе.

Таким образом, очевидно, что овладение теорией и практикой красноречия необходимо представителям всех без исключения профессий, поскольку коммуникативные качества, развиваемые риторикой, позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Общая практика овладения профессиональным ораторским искусством становится неотъемлемым элементом подготовки специалистов практически любого профиля. Но прежде всего это профессии так называемой повышенной речевой ответственности: дипломаты, юристы, журналисты, руководители всех уровней. Особое место среди этих специальностей занимает профессия педагога.

Какие же проблемы решает сегодня риторика?

М.Р. Львов предлагает следующий перечень вопросов современной риторики:

а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

б) исследование форм, механизмов речи: говорения, аудирования, чтения, письма, а также различных кодовых систем в жизни людей;

в) формирование языковой личности – контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения;

г) дальнейшее совершенствование нормативов и правил культуры речи, ее логики, организации материала, адекватного его языкового оформления;

д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, механизмов импровизации, внутренней речи и мышления в речевом самовыражении;

е) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства (М.Р. Львов. Риторика. Культура речи. М., 2002, с. 6).

Таким образом, основной задачей риторики на современном этапе ее развития можно считать формирование и воспитание ритора – личности, достойного гражданина, компетентного в публичной речи.

 

3. В русской традиции риторика подразделяется на общую и частную. Общая риторика изучает наиболее универсальные законы речи, принципы построения текста целесообразной речи во всех областях человеческой деятельности. Частные риторики изучают конкретные виды речи. Как известно, существуют самые разные виды красноречия: академическое, политическое, парламентское, дипломатическое, административное, педагогическое, судебное, церковное, торговое и др. Все эти виды красноречия появились еще в античности, развивались в Средние века и эпоху Возрождения. Отсюда и возникла необходимость выделения частных риторик, которые описывали бы все многообразие форм речи, принципов и особенностей их построения.

Так, на современном этапе развития риторических идей можно говорить о таких частных риториках, как политическая, академическая, духовная, педагогическая, судебнаяи др. Все многообразие существующих на сегодняшний день частных риторик можно представить в виде схемы:

 

Частные риторики

 


академическая политическая духовная судебная педагогическая

 

Деление риторики на общую и частную возникает в XIX в. С чем это связано?

Теория красноречия в России XIX в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным или устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. К общей риторике относилось, например, изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком нужно было говорить высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось, например, составление официальных бумаг.

Объем и задачи риторики как науки определяются во многих риториках XIX в., в частности в «Общей и частной риторике» (1859) неизвестного автора читаем: «В наше время риторика понимается в обширнейшем значении, нежели у древних. Древние под именем риторики в основном разумели совокупность тех сведений, которые нужны к образованию оратора; следовательно, их риторика ограничивалась только ораторским красноречием. В наше время под именем риторики, или науки красноречия, разумеют науку, изучающую красноречие, которое как искусство объемлет собою все те произведения, в которых преимущественно выражается способность мыслящая и деятельная, а художественная служит только средством и орудием выражения».

Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики, изучает высказывания и нормы аргументации, сложившиеся в культуре конкретного общества. Существуют русская, французская, американская риторика, каждая из которых рассматривает специфический только для данной культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений. Поэтому не существует универсальной риторики, которая была бы приемлема в любой национально-культурной общности.

Так, русское общество с его идеалами, нравственными нормами и ценностями, принципами мышления сложилось и развивалось в традициях православной культуры, поэтому строй и система понятий русской риторики приспособлены к культурной традиции и задачам такой идеологической организации общества, при которой техника аргументации подчинена более высоким мировоззренческим принципам. Поэтому русская риторика в отличие от американской, например, не является суммой готовых рецептов для достижения личных успехов и манипуляции общественным мнением.

Анализируя специфику современной американской риторики новейшего периода, нельзя не отметить некоторые важнейшие ее черты, которые были свойственны еще риторике софистов. Американскую риторику часто называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным сознанием». С точки рения американца, воспринявшего «риторическую философию», главным двигателем прогресса и основным средством рождения новых общественных форм является речь. Риторика - наука, открывающая тайны речевого успеха, - самое важное, чему стоит учиться. Это – необходимое средство и личного успеха, и преуспевания всего общества. Развитие общества и личности можно понять, только изучая речь. Общество же предстает как сумма индивидуальных риторов-ораторов.

Американская практическая риторика, обслуживающая потребности общения в мире средств массовой информации, сосредоточилась именно на воздействующих аспектах красноречия. Поэтому модель отношений между участниками коммуникации здесь может быть обозначена как монологическая, субъект-объектная, т.е. американская риторика может быть определена как «манипуляторная», «демократически-популистская», главной целью которой является именно манипулирование общественным мнением, а не создание подлинно демократического, гармонизирующего диалога.

 

4. На раннем этапе развития риторики (в период эллинизма) окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности. Эти этапы принято называть риторическим каноном. Назовем эти этапы:

а) инвенция (inventio – изобретение)– изобретение мысли, нахождение материала для речи (тема, ее выбор, позиция автора, сбор материала, его систематизация, т.е. работа над содержанием речи);

б) диспозиция (disposicio – расположение) – расположение найденного материала (составление плана, разделов выступления, работа автора над композицией речевого произведения, выбор жанра и типа речи);

в) элокуция (elocutio – украшение) – словесное выражение – работа над языковой формой для того, чтобы речь отвечала важнейшим коммуникативным требованиям – точности, ясности, уместности, отбор слов и их сочетаний, использование выразительных средств языка;

г) мемориа (memorio – запоминание) – запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, учение о профессиональной памяти оратора;

д) акцио (actio – произнесение) – произнесение речи, т.е. владение оратором техникой речи – голосом, интонацией, всеми средствами выразительности устной речи.

Античное учение о риторическом каноне сохранило свое значение и в настоящее время, причем оно представляет не только историко-культурный, но практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству.

 

5. А.К. Михальская (Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001) формулирует основные законы риторики, исходя из учета фактора адресата речи. Эти законы показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевого события – говорящим и адресатом речи.

Первый, основной закон общей риторики – закон гармонизирующего диалога – формулируется следующим образом: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Сущность этого закона в том, что собеседник или аудитория, к которой обращена речь, - не пассивный субъект, которому передается информация, а активный участник речевого события. И задача культурного ритора, как образованного «современного говорящего» - «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом. Интересно в этом плане мнение нашего современника, замечательного русского филолога и философа М.М. Бахтина (1895-1975): «Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни, в мировой симпосиум» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 318).

Основной закон риторики – закон гармонизации речевого общения - реализуется в ряде принципов речевого поведения, которые позволяют диалогизировать речевое общение, чтобы получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего. Назовем эти принципы.

1. Внимание к адресату. Этот принцип предполагает учет в процессе речевого общения особенностей адресата, его интересов, взглядов, жизненных установок и ценностей. Так, есть темы, которые в беседе с данным конкретным человеком или в речи, адресованной определенной аудитории, вовсе не стоит затрагивать. «В доме повешенного не говорят о веревке» - гласит народная мудрость. Кроме того, вряд ли стоит затрагивать такие темы или высказывать в категоричной форме такие мнения, по которым данный собеседник или данная аудитория заведомо с вами не согласятся, поскольку принципиально не приемлют вашу точку зрения.

Приведем пример. Докладчика попросили выступить с сообщением на научную тему в клубе феминисток. Тема доклада касается речевого поведения женщин. Докладчик вовсе не поддерживает ни идей, ни принципов феминизма. Вряд ли ему стоит высказываться и отстаивать свое негативное мнение о феминистском движении в ходе доклада. Конфликт неминуем. Лучше всего в этом случае построить речь в форме информационного сообщения, в котором можно объективно изложить научные данные, обобщить их, но воздержаться от всякого рода оценок.

В современных западных руководствах по ораторскому мастерству рекомендуется составить «социальный портрет» слушателя (аудитории). Он создается в результате ответов на следующие вопросы:

1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории (однородность / неоднородность, дифференциация аудитории по признаку пола, возраста, социального положения – руководитель, администратор, коллега по работе и т.д.);

2) размер аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек, массовая аудитория);

3) круг интересов адресата, набор «запретных» тем, индивидуально-личностные качества собеседника (особенности характера, темперамента, вкусы, индивидуальные предпочтения);

4) цели слушателей (почему люди собрались? с какой целью? что они хотят получить от вас как оратора?);

5) учет личных и насущных потребностей и интересов адресата.

Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки адресата (аудитории) – это все равно что выходить в море без карты.

Это принцип в других риториках формулируется как закон моделирования аудитории, который предполагает знание оратором аудитории, перед которой ему предстоит выступать. Он должен иметь представление о трех главных признаках, составляющих «портрет» любой аудитории. Ее социально-демографические признаки определяются полом, возрастом, национальностью, уровнем образования, профессией и др. Социально-психологические признаки обусловлены мотивами поведения, отношением к предмету речи и говорящему, уровнем понимания обсуждаемых проблем. Индивидуально-личностные признаки учитывают тип нервной системы, способ мышления, особенности мышления, темперамента слушателей и др.

2. Следующий принцип, реализующий закон гармонизирующего диалога, - принцип близости. Он требует выбирать и использовать в речи именно те факты, примеры, образы и доказательства, которые взяты из области, жизненно важной и хорошо знакомой, интересной и доступной слушателю. Представьте, что в программе криминальных новостей вы слышите, что преступник был пойман: в вашем городе, в вашем районе, на вашей улице. Какое сообщение больше привлечет внимания? Чем ближе речь к тому, что хорошо знакомо и дорого, тем более «лично» и полно воспринимается сообщение. Эксперименты показывают, что понимание текста улучшается, если его содержание близко интересам и потребностям людей, которые слушают или читают этот текст: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается, когда адресатов просят пересказать услышанное или прочитанное. Это означает, что сообщение лучше, адекватнее воспринято. Поэтому умелые ораторы на всем протяжении речи стремятся постоянно показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата и каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно связан с его жизненными интересами. Аристотель замечает, что «слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах» (Аристотель. Риторика. Книга третья, с. 14).

 

3. Принцип конкретности. Конкретность позволяет зримо воспринимать звучащее слово. Поэтому образную, живую речь (в отличие от общих фраз, абстрактно-расплывчатых рассуждений) можно легко и без напряжения слушать. При этом необходимо соблюдать следующие требования:

1) Обязательно должны быть примеры – конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

2) Речь должна быть образной.

3) Тщательно отбирайте слова в речи: лучше употребить не родовое наименование, а видовое – не головной убор, а шляпа, не транспорт, а автобус, не цветок, а роза и т.д. Если вы приводите факты, по возможности конкретизируйте их (слушатель более внимательно отнесется к тому, что произошло у метро «Фрунзенская», чем у станции метро).

4) Структура речи тоже участвует в создании конкретности. Так, целесообразнее формулировать вопросы плана как можно более конкретно.

 

4. Принцип движения. Речь имеет линейный характер, т.е. она развернута во времени. Она имеет начало и конец, а между ними лежит путь, который говорящий должен пройти вместе со слушателем. В сознании говорящего должен был сформирован маршрут, по которому он будет двигаться вместе со слушателем, и этот маршрут должен максимально облегчить восприятие и понимание речи адресатом.

Ученые установили, что одной из важнейших характеристик текста, определяющих возможности его понимания, является степень его абстрактности, которая рассматривается одновременно как уровень «непонятности». «Читабельность» текста – величина, обратная степени абстрактности его. Чем конкретнее речь, тем легче адресату воспринимать эту речь, тем больше коэффициент его усвоения.

Второй закон общей риторики – закон продвижения и ориентации адресата. Он гласит, что речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу. Чем лучше адресат представляет себе, куда «ведет» его говорящий, тем лучше он воспринимает сообщаемое. Поэтому говорящий должен: а) постоянно осведомлять адресата о том, какова «карта речи»; б) сообщать о позиции на этой карте; в) создавать ощущение движения.

У Аристотеля есть образ, который великолепно иллюстрирует этот закон риторики: состязающийся в беге не чувствует утомления, если видит перед собой предел (конечную цель), которого должен достигнуть. Если же этот «конец» не виден, как бывает на поворотах, то бегуны начинают задыхаться и ослабевать.

Таким образом, второй закон риторики требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован в «пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Какие же средства предлагает риторика для осуществления второго закона?

В первую очередь чувство движения у адресата создается общей структурой речи, тактикой е организации. Структура речи должна быть предельно ясной как для самого оратора, так и для его слушателей. Переходы от одной смысловой части к другой создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не возвращаясь к тому, что уже пройдено. Сократ в диалоге Платона «Протагор» так говорит о плохих ораторах: «Ораторы, даже когда их спрашивают о мелочах, растягивают свою речь, как долгий пробег». Это выражение восходит к практике Олимпийских игр. «Долгий пробег» был особым видом состязания, при котором ристалище нужно было объехать двенадцать раз подряд. Смысл этого сравнения состоит в том, что оратор затягивает свою речь, а также без конца кружится на одном месте, возвращается много раз к одному и тому же. А вот как Сократ в том же диалоге формулирует свой риторический идеал, описывает поведение хорошего оратора: нужно и уметь «говорить длинные прекрасные речи», и «отвечать кратко на вопросы, а задав… вопрос – выжидать и выслушивать ответ. На это немногие способны».

Кроме принципов построения речи в целом, создающих ощущение движения, в классической риторике выработались даже принципы построения отдельной фразы, которые способствуют легкости ее восприятия. Фраза должна иметь хорошо заметную структуру. Аристотель писал: «Я называю беспрерывным такой стиль, который сам по себе не имеет конца, если не оканчивается предмет, о котором идет речь; он неприятен по своей незаконченности, потому что всякому хочется видеть конец; по этой-то причине (состязающиеся в беге) задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел (бега). Стилем же периодическим называется стиль, составленный из периодов. Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить – неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит оттого, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу…» (Аристотель. Риторика. Книга третья, с. 9).

Выработались в риторике и правила, создающие ощущение движения и касающиеся самого процесса исполнения, произнесения речи. Лишние паузы, не имеющие смысловой нагрузки, особенно наполненные словами-паразитами типа ну, как его, в общем, как сказать или междометиями э-э-э, о-о-о и т.д., слишком медленный темп речи, повторения – все это мешает восприятию речи.

Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, логически аргументировал свое выступление, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чем он сообщает. Ratio (разум) и intuitio (чувство) для эффективного речевого общения равно необходимы. Этот закон требует от говорящего субъективного переживания по поводу предмета речи, умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительной – экспрессивной. При этом риторика требует соблюдения гармонии: степень, сила выражаемых говорящим эмоций должны быть подчинены чувству меры, характер этих эмоций должен соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации. Закон эмоциональности речи реализуется в риторике с помощью обилия специальных экспрессивных (выразительных) средств и принципов их использования в речи. Это, например, образные средства выразительности речи, такие как метафора, сравнение, эпитет и др.

Наконец, последний, четвертый закон риторики определяется как закон удовольствия. Он говорит о том, что речь только тогда действенна, когда она доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Этот закон гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Это не означает, что адресата нужно непрерывно смешить, развлекать. Приятно слушать речь, если слушать ее легко. Неприятны излишние усилия и то, что делается по принуждению, говорил Аристотель. Возьмите себе за правило совет английского лирика XVI в. – сэра Филиппа Сидни. Он писал, что, пытаясь убеждать или учить кого-либо, нужно делать это «так приятно, чтобы дети оторвались от игры, а старики – от камина».

В риторике разработаны специальные средства, которые позволяют сделать речевое общение приятным.

Это прежде всего многочисленные и разнообразные средства, служащие тому, чтобы в речевом общении была реализована (осуществлена) игровая установка, возникла игра. Это может быть парадокс, каламбур, игра слов, загадки, юмор в самых разнообразных его проявлениях. Следует чередовать «трудные» места с легкими, давать возможность слушателю «расслабиться», рассказывая анекдоты, веселые истории, афоризмы, конечно, связанные с темой речи.

Кроме «игровых фигур» речи и юмора, мощным средством выполнения четвертого закона служит разнообразие речи.

Разнообразие – общий принцип ораторской деятельности. Принцип разнообразии касается и акустики речи – ее темпа, звуковысотного диапазона (высоты голоса), ритма. Монотонная речь (по темпу, ритму, высоте звука, интонациям) – лучший способ усыпить слушателя. Разнообразят речь и невербальные средства коммуникации – поза, жесты, движения оратора.

Таким образом, существуют четыре основные закона риторики, обеспечивающие эффективность коммуникации. При этом первый закон «гармонизации диалога» является самым общим. Три остальных раскрывают первый и показывают, как он осуществляется в реальной риторической деятельности. А.К. Михальская предлагает схему, иллюстрирующую основные законы риторики:

 

Закон гармонизирующего диалога

 

 


Закон продвижения Закон удовольствия Закон эмоциональности

и ориентации адресата речи

 

 

6. Определяя место риторики в ряду других лингвистических и нелингвистических дисциплин, следует сказать, что риторика является интегральной областью человеческого знания, помогающей преодолеть недостатки все более углубляющейся специализации современных филологических дисциплин. Поэтому она связана практически со всеми филологическими и шире - гуманитарными науками. Но наиболее тесная связь обнаруживается между риторикой, стилистикой и культурой речи. Место общей риторики в ряду других лингвистических дисциплин может быть определено следующей многоэтажной структурой:

1. Грамматика, которая соотносится с требованием правильности речи.

2. Экспрессивная стилистика, которая соотносится с коммуникативным качеством ясности речи.

3. Художественная стилистика – соотносится с требованием красоты речи.

4. Функциональная стилистика соотносится с различными частными риториками, в основе сопоставления лежит коммуникативное качество уместности речи.

Таким образом, в основе предложенной выше структуры лежит противопоставление грамматики и стилистики. Чтобы правильно понять его значимость, нужно иметь в виду следующие моменты:

1. Лестница коммуникативных качеств речи отражает роль лингвистических и экстралингвистических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного использования языка в процессе общения.

2. Правильность речи связана только с лингвистическими знаниями, умениями и навыками, поэтому и должна изучаться только в грамматике (в широком смысле этого слова, т.е. вместе с фонетикой и словообразованием).

3. Ясность, а затем красота и уместность связаны не только с лингвистикой, но и логикой и психологией, а также с этикой и эстетикой.

Риторика обнаруживает тесную связь и с другими гуманитарными науками, прежде всего с логикой, где взаимодействие проявляется на уровне такого раздела риторики, как теория аргументации – связь в способах построения рассуждения, аргументации, законов формальной логики. Связь с философией имеет место в решении мировоззренческих, а также морально-нравственных, этических проблем добра и зла, счастья и сострадания, прекрасного и безобразного. Связь с политологией и правом проявляется при решении проблем свободы слова, нравственной и гражданской позиции оратора в современном обществе.

 

Литература

 

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1995.

4. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999.

5. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2003.

7. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996.

8. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

9. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

10. Юнина Е.А., Сагач Г.И. Общая риторика (современная интерпретация). – Пермь, 1992.

Лекция 2

Античная риторика

Античный риторический идеал

 

1. Причины зарождения риторики в Древней Греции.

2. Риторика софистов. Риторический идеал софистов.

3. Риторика Платона, Сократа и Аристотеля. Риторический идеал Сократа (Платона).

4. Риторическое мастерство Демосфена.

5. Риторика в Древнем Риме.

6. Ораторское мастерство Цицерона и Квинтилиана. Риторический идеал Цицерона.

 

1. Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, возникла приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции как ответ на практические потребности общества. Почему же возникла риторика?

Вся культура Греции и Рима была в большей степени культурой устного, чем письменного слова. Красноречие играло огромную роль в жизни государств. Так что повлиять на государственную политику хороший оратор мог одной лишь убедительностью своей речи.

Развитие греческого искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии. Для того чтобы понять, почему именно в Древней Греции появилась риторика, представим себе экономическое, общественно-политическое и культурное устройство Афин – крупнейшего древнегреческого полиса.

Афины в V в до н. э. были крупным экономически





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.014 с.)