Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общие места рассуждений. Топика
Похожие статьи вашей тематики
Особое место в классической риторической традиции на этапе инвенции занимает так называемая топика – система «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способов их применения на этапе изобретения речи. Топика отражает наиболее общие, универсальные законы человеческого мышления.
Термин топ, топос (общее место) занимает в теории и практике риторики особое положение. В современном русском языке словосочетание общее место обозначает «всем известная истина, слишком часто употребляющееся, всем известное выражение» (Словарь русского языка в четырех томах). Общее место понимается как общее рассуждение, наблюдение, расхожая истина, которые используются в подходящем случае (время летит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, смерть уготована всем, человек смертен).
Однако в древней риторике, в классической риторической традиции общие места представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, а настоящие смысловые модели, по которым может быть построена любая речь Общие места представляли собой универсальные модели, с помощью который осуществлялась мыслительная деятельность человека и с помощью которых он создавал понятия. Таким образом, модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое понятие, получила имя место (топос, топ, англ. тopic – тема речи). Общими эти смысловые модели названы по причине их обобщающей природы, см. у Аристотеля: «…о чем мы говорим общими местами-топами; они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы, и о многих других, отличных один от другого предметов; таков, например, топ большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему, как относительно явлений природы, так и относительно какого бы то ни было другого предмета, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по природе» (Риторика. Книга первая).
Перечень этих смысловых моделей у разных риторов разный. Так, Аристотель в своей Риторике дает описание около 40 моделей – 28 «надежных» топов (10 «ненадежных», «ошибочных»), которые советует использовать для изобретения речи и составления энтимем. У Аристотеля перечень смысловых моделей и их описание приводятся для обучения искусству аргументации. Это значит, что каждая смысловая модель-топ может использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательство, как довод (аргумент). У Цицерона в трактате «Топика» имеется 16 основных топов, которые автор также представляет для доказательства. Это такие общие места, как определение, часть, род, вид, сходство, различие, причина, следствие, сравнение и т. д.
В русской риторической традиции топика описывается в трудах Ломоносова, Кошанского. Так, Ломоносов предлагает 16 моделей-способов «расплодить» простые идем (16 топов). Он при этом предлагает различать идеи «простые» (понятия) и «сложенные» (сложные суждения). К «простым» идеям у Ломоносова относится например ночь. Сложенная – Ночью люди после трудов покоятся. Ломоносов, человек всесторонне образованный, человек универсальный, творческий заметил необыкновенно интересную закономерность: идеи живут. И они обладают одним и важнейших средств жизни – идеи способны размножаться! «Из одной простой идеи расплодиться могут многие», - пишет ученый в «Кратком руководстве к красноречию…» (СПб, 1810, с. 18).
Как же размножаются, как «плодятся» идеи? Удивительно! Но делают они это аналогично живым клеткам: идеи размножаются делением! Способы размножения идей и открывает одна из главных частей риторики – инвенция, изобретение. Именно она, говорит Кошанский, «дает способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой» (Общая реторика. Спб, 1844, с. 2)., «открывать в одной мысли другие, искать а данном предложении новых», а значит – мыслить (с.7).
В «Общей реторике» Кошанского таких топов-моделей 24. Рассмотрим наиболее последовательный набор общих мест или топов, которые предлагает классическая риторика.
Список топов
Наименование топа
| Краткое его описание
| Примеры построения речи
| Род и вид, разновидности
| Топ отражает универсальный закон человеческого мышления – нисхождение от общего к частному (логическая дедукция) и от частного к общему (логическая индукция). Представляет собой последовательное расчленение родового понятия на видовые и возведение видовых понятий к одному общему, универсальному, родовому понятию.
| Представьте, что предмет вашей речи – «простая идея», например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой идеи по модели «общее/частное», или «род и вид». Общим, родовым понятием (идеей) по отношению к розе будет цветок и растение (более высокая степень обобщения), а еще садовый цветок (если вы захотите противопоставить красоту розы или ее капризность естественной красоте, скромности, неприхотливости полевых цветов). Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности розы: простой дикий шиповник, махровая садовая роза, белая и алая роза).
| Определение (дефиниция, экпликация)
| Определение, по словам Н.Ф. Кошанского, «труднейший, но и полезнейший» источник изобретения. Чаще всего оно осуществляется «через ближайший род и видовое отличие».
Но определение не обязательно должно следовать сократовской традиции (общий род – специфическое отличие). Часто встречаются и определения-метафоры, образные, яркие определения, построенные на сходстве или на смежности предметов
| «Человек – двуногое без перьев» (Аристотель).
«Человек есть животное, одаренное разумом, словом или бессмертной душой» (Кошанский).
«Дуб – самое красивое лесное дерво нашего климата».
«Лето – самое благословенное время года».
«Медведь - всем известный зверь, своею неуклюжестью и неповоротливостью вошедший в пословицу».
Очки – род инструмента, который употребляется для того, чтобы лучше видеть вблизи и вдали («Стилистические задачи. Рассказы, описание, сравнение, периоды и хрии» (1874), составленный И. Гавриловым).
«Жизнь есть сон» (название пьесы испанского драматурга Кальдерона).
«Любовь, любовь, гласит преданье, Союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье, и роковое их слиянье. И поединок роковой (Ф. Тютчев).
«Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами» (Ю. Шевчук)
| Целое-части
| Предмет речи (идею) нужно рассмотреть: а) как часть некоего целого и рассуждать также об этом целом (У Кошанского: если вы говорите о Москве, естественно сказать и о России; если предмет вашей речи – беседка, говорите также и о саде); б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.
Данный риторический топ отражает универсальный закон работы мышления – движение от целого к частям предмета и снова к целому. В традиционной речи – описании конкретного предмета это описание отдельных его частей следует непосредственно за определением предмета.
Разделение предмета на части» - в риторических целях (в целях эффективности речи) – вовсе не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Даже простое описание конкретного предмета требует соблюдения принципов: а) выделяются только те части таких предметов, которые делают их функциональными, непосредственно служат для их употребления; б) самые заметные, бросающиеся в глаза предметы, отличающие их от других сходных предметов (принцип дифференциальных частей-признаков)
| Карандаш – одна из письменных принадлежностей. В нем две части: деревянная палочка, а в нее вставляется графитовая сердцевина.
Очки (определение, функции). Очки большею частью состоят из двух круглых или овальных стекол, вделанных в легкую оправу. Стекла в очках бывают белые, синие и зеленые, и притом выпуклые и вогнутые… Оправа очков делается из стали, черепаховой кости, гуттаперчи, а также из серебра и золота (примеры из дореволюционных риторик).
Хорошо, подробно знает десятилетний мальчик свои коленки, - расчесанный до крови волдырь, белые следы ногтей на загорелой кожи и все те царапины, которыми расписываются песчинки, камушки, острые прутики. Комар улетал, избежав хлопка, француженка просила не егозить; с остервенением, скаля неровные зубы, которые столичный дантист обхватил платиновой проволокой, - нагнув голову с завитками на макушке, он чесал, скреб всей пятерней укушенное место… (В. Набоков. «Защита Лужина»).
| Свойства
| Свойства – это признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия. Топ свойства занимает особое место в текстах-описаниях. Умение хорошо описывать предмет подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи.
При этом, чтобы правильно использовать топ свойства, нужно отбирать только существенные, характерные признаки, качества объекта, те, которые делают его действительно интересным как предмет речи для говорящего и для адресата, не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций.
Всякое неумелое, школярское описание отличается тем, что признаки предмета перечисляются без разбора, равнодушно, в описании никак не отражается собственные чувства, оценки говорящего, отсутствует его личностный, субъективный взгляд на описываемое.
| Демоническая женщина отличается от обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий вторник», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке. Носит она также и обыкновенные предметы дамского туалета, только не на том месте, где им полагается быть. Так, например, пояс демоническая женщина позволит себе надеть только на голову, серьгу на лоб или на шею, кольцо на большой палец, часы на ногу. За столом демоническая женщина ничего не ест. Она вообще никогда ничего не ест. К чему? ( Тэффи. Демоническая женщина).
| Сопоставление
| Сравнение - поиски сходства между предметами и явлениями, поиски общего.
Сравнение рассматривается как важнейший механизм познания мира, при котором одно познается через другое, демонстрируется через что-то другое. Модель сравнение построена из двух членов (объект сравнения – то, что сравнивается; предмет сравнения – то, с чем сравнивается) и термина сравнения, связывающего эти члены (то общее, что дает возможность сравнивать вещи).
|
| Противопоставление
| Поиски в предмете различного (противоположного). Мышление и речь, сопоставляя окружающие человека явления и предметы, оперируют и другим, хотя и сходным по сути и структуре механизмом: познать вещь и представить ее в речи можно и «сталкивая» ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Из этого столкновения рождается специальная риторическая фигура – антитеза. Сам процесс, механизм поисков противоположностей является смысловой моделью, универсальным способом познания и речи. «Такой способ изложения приятен, потому что противоположности чрезвычайно доступны пониманию, а если они стоят рядом, они еще понятнее…» (Риторика: Книга третья, с. 9).
| Остается нам, судьи, размыслить, который же из двоих скорей, можно думать, убил Секста Росция: тот ли, к кому пришло с этой смертью богатство, или тот – к кому скудость? Тот ли, кто прежде был небогат, или тот, кто после стал нищим? Тот ли, кто, распаляемый алчностью, бросается на своих, или тот, кто всею жизнь был стяжательства чужд, зная только доход, приносимый трудом? Тот ли, кто наиболее дерзок из всех в своем промысле, или тот, кто, непривычный к форуму и судам, страшится здесь не только скамей, но и самого города? (Цицерон. Речь в защиту Секста Росция Америйца).
| Причина и следствие
| Причинно-следственные отношения чрезвычайно важны в аргументирующей речи (при рассуждении, в доказательстве), поэтому такое большое место уделяется этому общему месту у Аристотеля, у Цицерона и в других поздних риториках.
При использовании для изобретения содержания речи этот топ, находя причины предмета речи, обнаруживая его следствия, нужно помнить о наиболее часто встречающейся в речи оратора ошибке. Отношения причины и следствия часто подменяются отношениями временной последовательности событий.
| Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Старые девы любят держать кошек, кошки истребляют мышей; мыши разоряют гнезда полевых шмелей; полевые шмели опыляют посевы клевера на полях; клевер урождается, если нет мышей и есть шмели; коровы получают в достатке корм; удои молока увеличиваются (Ч. Дарвин. «Происхождение видов»).
Если выйду замуж за Ганса, и родится у нас ребенок, вырастет он большой, и придется ему пойти в погреб пива нацедить, то вдруг упадет ему на голову кирка и убьет его насмерть («Умная Эльза». Немецкая сказка).
| Обстоятельства
| Модель представлена топами-вопросами что где когда, при помощи которых можно описать время, место событий и само событие.
Особенно важны эти топы в повествовании, однако могут употреблятьсяи в описаниях.
| Сципион Африканский (псевдонимписаки-журналиста, героя рассказа Н. Тэффи «Карьера Сципиона Африканского») побеждает в жизни и преуспевает в газетном деле благодаря искусству употреблять топ «место, время, условия». Вот как это происходит.
Журналистов не пустили в Думу. Однако Сципион спасает свою газету, легко сочиняя «репортажи из кулуаров»:
Прекрасная зала екатерининских времен, где некогда гулял сам светлейший повелитель Тавриды, оглашается теперь зрелищем народных представителей. Вот идет П.Н. Милюков. – Здравствуйте, Павел Николаевич! – говорит ему молодой симпатичный кадет. – Здравствуйте! – Здравствуйте! – приветливо отвечает ему лидер партии народной свободы и пожимает ему правую руку своей правой рукой… После краткой беседы с социал-демократами мы вынесли убеждение, что они бесповоротно примкнули к партии с.-д. Вот раздалась звонкая польская речь, это беседуют между собой два представителя польской группы. В глубине залы, у колонн, стоит Гучков. – Какого вы мнения, Александр Иванович, о блоке с кадетами? Гучков улыбается, делает неопределенный жест. У входа в кулуары два крестьянина горячо толкуют об аграрной реформе. В буфете, у стойки, закусывает селедкой Пуришкевич, который принадлежит к крайним правым. «Нонича, теперича, тае-тае», - говорят мужички в кулуарах.
| Пример, свидетельства
| Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, фольклорных источников (сказок), из художественной литературы, из Священного писания. При использовании примеров следует помнить об общериторическом принципе конкретности и близости, т. е. иллюстрации должны быть взяты из области, хорошо знакомой и близкой адресату речи, соответствующей уровню его восприятия и понимания.
Свидетельства – риторическое общее место, представляющее собой цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость авторитета.
Чтобы соблюдать общериторический принцип «гармонии речевого события», нужно помнить: источники, к которым вы обращаетесь, должны быть авторитетными прежде всего для вашей аудитории.
В качестве материла для примеров берутся биографии прославленных ученых, знаменитых писателей, мыслителей прошлого, известных государственных деятелей.
| Тема. Добрый конец всему делу венец.
Примеры: жизнь Ломоносова, история начала Московского княжества.
Свидетельства: Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана. (Пушкин)
Тема. Юность нам советует лукаво, и шумные нас радуют мечты. (Пушкин)
Примеры: Ломоносов, Пушкин, подвергавшиеся искушениям в юности, но преодолевшие их.
Свидетельства: Увы! На разные забавы я много жизни погубил (Пушкин)
Минутной младости минутные друзья (Пушкин)
Опомнимся, но поздно!
И уныло глядим назад,
Следов не видно там (Пушкин)
| Имя
| Смысловая модель имя является еще одним источником изобретения мыслей, развития темы - обращение к происхождению смысла слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название темы.
| У Кошанского: «Владимир…повод для мысли: властелин мира». Если вы говорите о городе, можно обратиться к его названию: Петербург – город Петра.
В сфере художественного творчества топ «имя» получает самоценность, достигает высочайшего статуса. Звучание слова, значение его становятся уже не просто средством изобретения смыслов, но приобретают качество живого материала поэзии.
См. следующий текст:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж, -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь –
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож! (О. Мандельштам. Воронежские тетради)
|
4. Основные принципы подготовки к конкретному выступлению.
Подготовка к выступлению начинается с определения темы речи. Иногда предлагается выступить на определенную тему. В этом случае необходимо конкретизировать, уточнить тему речи. Однако часто тему предстоит выбирать самому. Нужно исходить из своего личного опыта, знаний по выбранной теме. Важно, чтобы тема была интересной и оратору и слушателям.
Выбрав тему, нужно подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой вызывают отрицательное отношение к предмету выступления. Как-то по телевидению показывали фильм «Месяц длинных ночей». На вопрос героя, почему он не пошел на лекцию, ответил: «Меня название отпугнуло», Название было «Аутогенная тренировка» В названии темы был использован научный термин иностранного происхождения, который не всем, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушения.
Следует избегать слишком общих названий. Неудачна формулировка темы «Забота о здоровье». Непонятно, о чьей заботе идет речь – государства, лечебных учреждений, семьи или самого человека. Возникает и вопрос, о чьем здоровье будет рассказывать лектор – школьников, студентов, служащих и т.д. Целесообразно дать более конкретные формулировки данной темы: «Группы здоровья для людей пожилого возраста», «Работа скорой помощи в нашем районе», «Профилактика заболеваний гриппом», «О вреде самолечения».
Общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди выступающих будут недовольные, которые не получили ответов на свои вопросы.
Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери»; для вас, будущие мужья).
Особе внимание следует обращать на названия при разработке повестки дня совещаний, заседаний, программа семинаров, конференций. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.
Распространенным в повестке дня является пункт «Разное». Целесообразно расшифровать этот пункт, т. к. вопрос бывает очень важным для кого-либо из присутствующих, и человек должен иметь возможность продумать и подготовить свое выступление.
Необходимо определить и цель своего выступления. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. В одной аудитории прочитали лекцию «О вреде курения». Лектор имел мед. Образование и неоднократно выступал на эту тему. По окончании лектора спросили: «Для чего вы нам это говорили?» Оказалось, что аудитория на 100 % некурящая, о чем выступающий знал. Лектор затруднился ответить на этот вопрос. Значит ли это, что он не должен был выступать перед аудиторией с такой темой? Надо было с самого начала определить, для чего он будет говорить о вреде курения в этой аудитории. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии с этой целью излагать материал. Тогда не возникнет чувство недоумения.
Лекция № 8
|