Композиционные части риторического текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиционные части риторического текста



1. Структура речи в классической риторике.

2. Основные приемы введения и заключения.

3. Принципы расположения материала в основной части речи.

1. Структура речи в классической риторике

В классический риторике особое внимание уделялось умению строить рассуждение и доказывать свои мысли. Искусство строить рассуждение – формулировать и доказывать основную мысль своего сочинения – необходимо во всех видах речи (торжественной, эпидейктической, эристической).

Классическая риторика предлагает некую жесткую, застывшую форму рассуждения. Ее можно использовать как учебный образец – упражнение, формирующее дисциплину мысли и речи. Н.Ф. Кошанский пишет об этом следующее: «Древние считали этот вид упражнений столь важным, что назвали его потребностью, необходимостью» (Общая реторика. СПб., 1844, с. 50). В русской риторике использовался специальный термин, обозначавший такую речь-рассуждение, - «хрия».

«О, проклятые хрии и формы риторические!» - вот крик души русского гимназиста, запечатленный в воспоминаниях замечательного историка С.М. Соловьева о риторическом учении в 30-40-е годы XIX в. Автор, видно, немало от него пострадал, но и приобрел. Недаром древние говорили: mathemata – pathemata (греч.) – учение есть страдание. И в русский язык вошло и стало общеизвестным выражение изречение Исократа: Корень учения грек, но плод его сладок.

«Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого великого человека» - так определяет хрию М.В. Ломоносов (Краткое руководство к красноречию…СПб., 1810, с. 238). В хрии мы имеем «не предмет для описания, не происшествие для рассказа, а одну мысль, или Предложение (тезис), которую вы или доказать должны, как справедливую, или отвергнуть, как ложную», - говорит Н.Ф. Кошанский (Общая риторика. СПб., 1844, с. 50).

В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях. Их приводит в своей риторике Ломоносов, эти же восемь частей хрии фигурируют в учебных руководствах по риторике вплоть до начала нашего столетия. Назовем их, как они названы в «Кратком руководстве к красноречию…», а примеры приведем из сборника «Стилистические задачи» дл гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге (сост. И. Гаврилов, 1874).

Берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки»; это тезис (предложение, по Кошанскому), справедливость которого мы должны доказать.

Часть 1. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (Ломоносов); приступ называется еще Dictum cum laude auctoris» - «Сказано с похвалой авторитетам». Пример: Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.

Часть 2. Парафразис (греч. Paraphrases – описательный оборот, описание), или экспозиция (лат. изложение, описание) – «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов). Пример: Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все этот, он приобретает желанные выгоды и преимущества.

Часть 3. Причина (aetiologia causa): в этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» (Ломоносов). В третьей позиции выступает топ «причина и следствие». Причин может быть несколько, они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. Примеры. Причина 1. Корень, т. е. начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что:

способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать в памяти преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений;

учащийся не понимает пользы элементарных сведений относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.

Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что

Причины 2. Последствия учения приятны, ибо:

1) знания, умения, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Часть 4. Противное, или Contrarium: «что предложенному в теме противно» (Ломоносов); в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление». Пример: Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на примущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд.

Часть 5. Подобие, или Simile (Comparatio), «которым изъясняется и подтверждается тема» (Ломоносов). В пятой позиции употребляем топ «сопоставление: сходное». Пример: Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия».

Часть 6. Пример, или Exemplum: здесь приводится подтверждающий пример из истории. Шестую позицию занимает топ «пример». Пример: Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Петр Великий, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!

Часть 7. Свидетельство, или Testimonium: используем «мнение или учение древних Авторов» (Ломоносов); в седьмой позиции появляется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет древних, как того требует Ломоносов. Пример: То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале увесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин).

Часть 8. Заключение, или Conclusio – «краткое увещательное заключение всего слова» (Ломоносов). Пример: О вы, которых ожидает отечество от недр своих!.. дерзайте… «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (Ломоносов).

В позиции заключение может употребляться топ «свидетельство» - цитата, афоризм; или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением.

Такова структура строгой, классической хрии.

Схема хрии может быть и более свободной: слегка меняется последовательность ее частей; некоторые из них могут быть вообще опущены. Например, «приступ» как похвала или описание какого-нибудь мудреца или исторического деятеля могут заменяться разъяснением темы, рассуждением по поводу самой ее формулировки. Могут отсутствовать отдельные части (свидетельство, противное, пример, подобие). В качестве примеров можно приводить образцы античной классики, например, текст речи-рассуждения, принадлежащий знаменитому Луцию Анею Сенеке Младшему – римлянину, известному философу и ритору, наставнику императора Нерона.

Кроме того, существует и так называемая «обратная хрия», в которой расположение идей идет от частного к общему, от доводов к тезису. «В простом рассуждении предлагается прямо истина и постепенно доказывается, объясняется… - пишет Кошанский, - в искусственной сперва привлекают читателя (слушателя) приступом; потом предлагают (причины, аргументы), далее посредством искусной связи приводят нечувствительных к …к своей истине, которую не может не признать он, если согласится на предыдущее» (Общая реторика, с. 61). «Своя истина» и есть настоящий тезис, доказываемый в речи-рассуждении.

Когда же лучше использовать искусственную хрию? Если аудитория не склонна принимать оратора благожелательно, если она плохо подготовлена к восприятию речи, более выгодным оказывается именно способ расположения «доводы-тезис», а не «тезис-доводы». Такой способ расположения материала даже получил название «сократического», в отличие от прямого – «аристотелевского» (от тезиса к доводу). Мудрость Сократа свидетельствует о том, что не стоит не расположенную к вам аудиторию сразу, с самого начала речи, огорошивать категорически высказанным тезисом. Лучше подвести к нему постепенно, предложив слушателям сначала убедительные доводы, которые могут заставить аудиторию прислушаться к оратору, а затем и благосклонно принять сам тезис, который он защищает.

Таким образом построена и первая речь Цицерона против Катилины. Основной ее тезис – Катилина должен быть изгнан – является в этой речи, обращенной к сенаторам, не в начале ее, а ближе к концу, после многочисленных доводов. Так строится большинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные последствия.

Возьмем еще краткую политическую речь Козьмы Минина – образец искусственной хрии, приведенный в «Общей реторике» Кошанского.

Приступ: Сограждане! Отечество гибнет!

Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву.

Связь: Если падет Москва, падем и мы.

Тезис: Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе.

Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода. – Тут сограждане вооружаются и приносят свое «имение». Речь убедительна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.009 с.)