Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиционные части риторического текстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Структура речи в классической риторике. 2. Основные приемы введения и заключения. 3. Принципы расположения материала в основной части речи. 1. Структура речи в классической риторике В классический риторике особое внимание уделялось умению строить рассуждение и доказывать свои мысли. Искусство строить рассуждение – формулировать и доказывать основную мысль своего сочинения – необходимо во всех видах речи (торжественной, эпидейктической, эристической). Классическая риторика предлагает некую жесткую, застывшую форму рассуждения. Ее можно использовать как учебный образец – упражнение, формирующее дисциплину мысли и речи. Н.Ф. Кошанский пишет об этом следующее: «Древние считали этот вид упражнений столь важным, что назвали его потребностью, необходимостью» (Общая реторика. СПб., 1844, с. 50). В русской риторике использовался специальный термин, обозначавший такую речь-рассуждение, - «хрия». «О, проклятые хрии и формы риторические!» - вот крик души русского гимназиста, запечатленный в воспоминаниях замечательного историка С.М. Соловьева о риторическом учении в 30-40-е годы XIX в. Автор, видно, немало от него пострадал, но и приобрел. Недаром древние говорили: mathemata – pathemata (греч.) – учение есть страдание. И в русский язык вошло и стало общеизвестным выражение изречение Исократа: Корень учения грек, но плод его сладок. «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого великого человека» - так определяет хрию М.В. Ломоносов (Краткое руководство к красноречию…СПб., 1810, с. 238). В хрии мы имеем «не предмет для описания, не происшествие для рассказа, а одну мысль, или Предложение (тезис), которую вы или доказать должны, как справедливую, или отвергнуть, как ложную», - говорит Н.Ф. Кошанский (Общая риторика. СПб., 1844, с. 50). В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях. Их приводит в своей риторике Ломоносов, эти же восемь частей хрии фигурируют в учебных руководствах по риторике вплоть до начала нашего столетия. Назовем их, как они названы в «Кратком руководстве к красноречию…», а примеры приведем из сборника «Стилистические задачи» дл гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге (сост. И. Гаврилов, 1874). Берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки»; это тезис (предложение, по Кошанскому), справедливость которого мы должны доказать. Часть 1. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (Ломоносов); приступ называется еще Dictum cum laude auctoris» - «Сказано с похвалой авторитетам». Пример: Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. Часть 2. Парафразис (греч. Paraphrases – описательный оборот, описание), или экспозиция (лат. изложение, описание) – «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов). Пример: Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все этот, он приобретает желанные выгоды и преимущества. Часть 3. Причина (aetiologia causa): в этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» (Ломоносов). В третьей позиции выступает топ «причина и следствие». Причин может быть несколько, они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. Примеры. Причина 1. Корень, т. е. начало учения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать в памяти преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений; учащийся не понимает пользы элементарных сведений относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением. Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что Причины 2. Последствия учения приятны, ибо: 1) знания, умения, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. Часть 4. Противное, или Contrarium: «что предложенному в теме противно» (Ломоносов); в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление». Пример: Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на примущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд. Часть 5. Подобие, или Simile (Comparatio), «которым изъясняется и подтверждается тема» (Ломоносов). В пятой позиции употребляем топ «сопоставление: сходное». Пример: Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия». Часть 6. Пример, или Exemplum: здесь приводится подтверждающий пример из истории. Шестую позицию занимает топ «пример». Пример: Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Петр Великий, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных! Часть 7. Свидетельство, или Testimonium: используем «мнение или учение древних Авторов» (Ломоносов); в седьмой позиции появляется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет древних, как того требует Ломоносов. Пример: То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале увесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин). Часть 8. Заключение, или Conclusio – «краткое увещательное заключение всего слова» (Ломоносов). Пример: О вы, которых ожидает отечество от недр своих!.. дерзайте… «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (Ломоносов). В позиции заключение может употребляться топ «свидетельство» - цитата, афоризм; или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением. Такова структура строгой, классической хрии. Схема хрии может быть и более свободной: слегка меняется последовательность ее частей; некоторые из них могут быть вообще опущены. Например, «приступ» как похвала или описание какого-нибудь мудреца или исторического деятеля могут заменяться разъяснением темы, рассуждением по поводу самой ее формулировки. Могут отсутствовать отдельные части (свидетельство, противное, пример, подобие). В качестве примеров можно приводить образцы античной классики, например, текст речи-рассуждения, принадлежащий знаменитому Луцию Анею Сенеке Младшему – римлянину, известному философу и ритору, наставнику императора Нерона. Кроме того, существует и так называемая «обратная хрия», в которой расположение идей идет от частного к общему, от доводов к тезису. «В простом рассуждении предлагается прямо истина и постепенно доказывается, объясняется… - пишет Кошанский, - в искусственной сперва привлекают читателя (слушателя) приступом; потом предлагают (причины, аргументы), далее посредством искусной связи приводят нечувствительных к …к своей истине, которую не может не признать он, если согласится на предыдущее» (Общая реторика, с. 61). «Своя истина» и есть настоящий тезис, доказываемый в речи-рассуждении. Когда же лучше использовать искусственную хрию? Если аудитория не склонна принимать оратора благожелательно, если она плохо подготовлена к восприятию речи, более выгодным оказывается именно способ расположения «доводы-тезис», а не «тезис-доводы». Такой способ расположения материала даже получил название «сократического», в отличие от прямого – «аристотелевского» (от тезиса к доводу). Мудрость Сократа свидетельствует о том, что не стоит не расположенную к вам аудиторию сразу, с самого начала речи, огорошивать категорически высказанным тезисом. Лучше подвести к нему постепенно, предложив слушателям сначала убедительные доводы, которые могут заставить аудиторию прислушаться к оратору, а затем и благосклонно принять сам тезис, который он защищает. Таким образом построена и первая речь Цицерона против Катилины. Основной ее тезис – Катилина должен быть изгнан – является в этой речи, обращенной к сенаторам, не в начале ее, а ближе к концу, после многочисленных доводов. Так строится большинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные последствия. Возьмем еще краткую политическую речь Козьмы Минина – образец искусственной хрии, приведенный в «Общей реторике» Кошанского. Приступ: Сограждане! Отечество гибнет! Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву. Связь: Если падет Москва, падем и мы. Тезис: Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе. Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода. – Тут сограждане вооружаются и приносят свое «имение». Речь убедительна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.116 (0.008 с.) |