Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ораторская речь как особая форма драматического монолога.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Роды и виды ораторской речи Ораторская речь как особая форма драматического монолога. Роды и виды ораторской речи. 1. Ораторская речь как особая форма драматического монолога. Живое словесное общение - это наука и искусство. Они представляют собой две стороны медали. И только во взаимодействии, в соединении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. Богатый запас активной лексики, прекрасный голос, бойкая речь еще не означают, что человек владеет техникой выступления. «Умеет говорить человек тот, - подчеркивал А. В. Луначарский, сам прекрасный оратор, — кто может высказать свои мысли с полной ясностью, выбрать те аргументы, которые особенно подходящи в данном месте или для данного лица, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен». И далее: «Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственных чувств, этот человек обладает в полной мере речью». Как видим, в основе действенной речи лежат ясные аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально. Только тогда они могут быть убедительными. Известный исследователь языка В. В. Виноградов считал, что «ораторская речь - синкретический жанр. Она - одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь - особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа». Он подчеркивал, что ораторская речь - это подготовленная речь, подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики, а поскольку она предназначена для сценического представления (термин, конечно, здесь весьма условный), то она имеет художественную и эстетическую направленность. «Особенный интерес представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории или, по крайней мере, рассчитанные на нее, такие, как публичные лекции, религиозные проповеди, речи политические и судебные. В соответствии с обстановкой в них своеобразно деформирована интонационная структура, которая являет сложную ориентировку повествовательных форм эмоционально-напряженными обращениями, вопросами и увещаниями, отрешенными от привычных форм говорения, хотя ориентирующимися на них». Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.
2. Роды и виды красноречия. Род красноречия – область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Роды и виды крас- норечия выделяются в зависимости от сферы коммуникации (научная, официально-деловая, судебная, политическая, социально-бытовая), а также в зависимости от основных функций речи: общение, сообщение и воздействие. Виды красноречия выделяются в зависимости от дальнейшей классификации родов красноречия по ситуативно-тематическим признакам: вузовская лекция, научный доклад, политическое, митинговое выступление, юбилейная речь, застольная речь (тост). Социально-политическое красноречие – выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады, митинговые, агитаторские, дипломатические, парламентские речи. В таких речах обычно анализируется положение дел в стране, события в мире. В речах содержатся факты экономического, политического, социального характера, приводятся факты, дается оценка описываемых событий, делается отчет о проделанной работе. Эти речи посвящены актуальным проблемам современности и могут носить программно-теоретический, призывный характер. Выбор и использование языковых средств в таких речах зависит от тематического содержания и целевой установки выступления. В политических речах обычно используются разнообразные изобразительно-выразительные средства для достижения необходимого эффекта. В митинговых речах часто используются разговорные лексико-синтаксические особенности. Политическое красноречие в России в целом было развито хорошо. Сравнительно высокого уровня достигает военное красноречие. Не раз обращался к воинам Петр 1. Выдающимися ораторами были А.В. Суворов (известны его беседы с солдатами, речи и приказы, «Наука побеждать»), М.И. Кутузов. Во второй половине 18 в. выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г.А. Потемкин и Н.И. Панин. Обращались с яркими речами к народу руководители крестьянских восстаний – Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Это были талантливые ораторы из народа. Во второй половине 19 в. в связи с обострившейся политической борьбой интенсивно развивается русское политическое красноречие. К числу наиболее талантливых политических ораторов этого времени принадлежат М.А. Бакунин, русский революционер, теоретик анархизма, П.А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. И. Засулич, одна из организаторов группы «Освобождение труда». Развивается и русское парламентское красноречие. Среди известных политиков Государственной Думы (1906-1917) назовем П.А. Столыпина, С.Д. Урусова, И.Г. Церетели, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, Н.А. Хомякова и др. Выдающимися ораторами были Г.В. Плеханов и А.В. Луначарский, которые обладали удивительным даром слова. В начале 20 в. активизировалась деятельность русских революционных ораторов, которые в основном выступали на митингах и несли людям новые идеи о жизни и светлом будущем. Это Н.И. Бухарин, А.М. Коллонтай, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Стремительно развивается парламентское и политическое красноречие и сегодня. К талантливым ораторам современности следует отнести В. Путина, А. Хинштейна, В. Жириновского. Академическое красноречие – род речи, используемый в научно-учебной сфере деятельности, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому виду красноречия следует отнести вузовскую лекцию, научный доклад, научное сообщение, научно-популярную лекцию. Академическое красноречие близко научному стилю речи, но отличается от него использованием выразительно-выразительных средств. В России академическое красноречие сложилось в первой половине 19 в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Можно назвать таких ученых 19-20 вв., как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию. Наиболее талантливым лектором был известный ученый, историк В.О. Ключевский. А.Ф. Кони говорит о «чудесном русском языке» Ключевского, тайной которого он владел в совершенстве». Словарь Ключевского необычайно богат: в нем очень много слов художественной речи, народных оборотов, много пословиц, поговорок, умело применяются характерные выражения старинных документов. Ключевский находит простые, свежие слова. У него практически нет штампов. Вот отрывок из лекции Ключевского «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица», прочтенной им в Училище живописи, ваяния и зодчества весной 1897 г.: «Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, через которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не меньше его наружности. Его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, все это говорит про него и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек». Мысль ученого выражена очень точно, простыми словами, она вызывает конкретные ассоциации, яркие образы. Такая лекция всегда привлекает слушателей и вызывает большой интерес. Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей. Выделяют прокурорскую (обвинительную) речь и адвокатскую (защитительную) речь. Русское судебное красноречие начинает формироваться во второй половине 19 в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поиска истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель процесса – вынести справедливый, законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию. Достижению этих целей и способствуют обвинительная и защитительная речи. Судебные речи талантливых русских юристов С.А. Андреевского, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, Н.И. Холева, Ф.Н. Плевако можно назвать образцами русского судебного красноречия. В судебных речах подробно анализируются факты, обстоятельства дела, показания свидетелей. Выяснить, доказать, убедить – три взаимосвязанные цели судебной речи.
Социально-бытовое красноречие используется в социально-бытовой сфере общения. К нему относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных приемах, а также бытовая речь, надгробная речь. Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года» М.В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра: «Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское Государство всемилостивейшей Самодержицы нашей празднуя, слушатели, подобное видим к ней и к общему отечеству Божие снисхождение…» Затем оратор говорит о Петре, отмечает его заслуги, обрисовывает облик императора. И в заключение: «А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся! Дщерь твоя царствует, внук наследник, правнук по желанию нашему родился; мы тобою возвышены, укреплены, просвещены, обогащены, прославлены. Прими же в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!» В таком же стиле Ломоносов произнес «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне» 26 ноября 1749 г. В 19 в. подобная пышность слога утрачивается. Приведем в качестве примера начало речи С.А. Андреевского на юбилее В.Д. Спасовича, произнесенной 31 мая 1891 г.: «Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно, - только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, - лично для меня: дорогой друг и человек, - все, что, но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник-юбиляр! Упаси Боже!» Затем Андреевский прибегает к свободной импровизации: об итоге жизни (юбилее), отношении Спасовича к искусству, его творчестве (Вы поэт! Ваш сильный язык поучал! Ваши слова западали в чужие сердца!). Это торжественная, панегирическая речь, для которой характерно освещение разных положительных сторон личности.
Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которое произносится в церкви для прихожан и соединяется с церковным действом, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. После того, как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое (учительное), которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое (торжественное), которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, гордыня. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика. Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского Даниила (16 в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты – какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не рассыпал враг добродетели твои и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий – пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще – клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь, - все прилагаешь к старым грехам новые грехи. Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это станет – не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи». Замечательные образцы духовного красноречия – «Слово о законе и благодати» Иллариона (11 в.), проповеди Кирилла Туровского (12 в.), Симеона Полоцкого (17 в.), Тихона Задонского (18 в.), митрополита Московскоо Платона (19 в.), Митрополита Московского Филарета (19), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (20 в.), Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Приведем отрывок из слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая «Чистое сердце», сказанное им в церкви Даниловского кладбища г. Москвы: «Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце – это хранитель благодати Святого Духа, место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце – это та брачная одежда, о которой говорит Господь в своей притче и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы в вечной жизни. С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца. Легко представить перед своим духовным взором преподобного Серафима Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь – сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему – у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятья. И кто даже издали видел его – на всю жизнь сохранил в своем сердце прекрасный светлый образ праведника-старца. Это носитель чистого сердца». Глоссарий Академическое красноречие – род речи, имеющий место в академической сфере общения, формирующий научное мировоззрение, отличающийся глубокой аргументированностью и научной культурой. Аллегория – иносказание, выражение отвлеченного, абстрактного понятия через конкретный образ. Аллюзия – особый прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо прецедентным фактом – литературным или историческим. Аргумент (довод) – релятивная речевая единица, положение, выдвигаемое в поддержку тезиса и обладающее доказательной силой для тех, кому адресована аргументация. Аргументация – ментально-коммуникативная деятельность, направленная на поиск доводов, подтверждающих то или иное положение. Гипербола – стилистическая фигура, оборот речи, состоящий в преувеличении того или иного явления для создания более яркого, экспрессивного образа (безбрежное море). Градация – стилистическая фигура, оборот речи, состоящий в постепенном усилении или ослаблении признака, качества с целью усиления эффективности речи (пришел, увидел, победил). Демонстрация (способ доказательства) – способ логической связи между тезисом и аргументами, цепь умозаключений на данную тему, изложенных в логически последовательной форме. Дискурс – коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникативной ситуации посредством вербальных текстов или других знаковых комплексов в определенной коммуникативной ситуации и определенных социокультурных условиях общения. Духовное красноречие – род речи, функционирующий в духовной, церковно-богословской среде, преследующий цели морального воспитания и наставления (проповедь) или выражения религиозных чувств (панегирическое, торжественное красноречие). Инверсия – изменение прямого, обычного порядка слов в предложении с целью актуализации определенного компонента высказывания (Белеет парус одинокий). Интонация – мелодика речи, движение голоса по тону, понижение или повышение голоса. Ирония – стилистический прием, основанный на употреблении слова или выражения с оценкой, противоположной той, что явствует из контекста; завышение оценки с целью ее понижения. Каламбур – языковая игра, остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и переносного значений слов, а также на совпадении звучания слов с разными значениями. Композиция текста – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом речи расположение всех частей публичного выступления, целесообразное их соотношение, система организации речевого материала; состоит из пяти частей: зачин, введение, основная часть, заключение, концовка. Метафора – один из наиболее известных разновидностей тропов, перенос наименования с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства; употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству (говор волн, волны молодежи). Метонимия – троп, основанный на пространственно-временной смежности двух понятий (лес поет, зал поет). Оксюморон – стилистический прием, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых понятий, например холодный труп, ледяной кипяток. Ораторская речь – особая форма эмоционально-интеллектуального творчества, приспособленная к обстановке общественно-бытового или гражданского действия, предназначенная для сценического представления, имеющая художественную и эстетическую направленность. Персонификация – перенесение свойств и функций живого лица на неодушевленный (неживой) объект. Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, протекающий на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Речевое событие – основная единица речевой коммуникации, интегрирующая в своем составе дискурс и речевую ситуацию. Речевой акт – основная единица речевого поведения, реализующая определенную интенцию (речевое намерение) говорящего и служащая для достижения коммуникативных целей. Речевой жанр – относительно устойчивая и нормативная форма высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями Риторика – филологическая наука, объектом которой является теория красноречия, ораторского искусства, а также дисциплина, изучающая основы публичной аргументации, в широком смысле – отношение мысли к слову. Риторический вопрос – утверждение, выраженное в форме вопроса, экспрессивное утверждение или отрицание. Риторический канон – пять важнейших составных частей классической риторики, описывающих процесс вербализации мыли, воплощение ее в слово; классическая риторика содержала пять важнейших составных частей: 1) инвенция (изобретение речи); 2) диспозиция (расположение речевого материла); 3) элокуция (стилистическое оформление речи, ее выражение); 4) память; 5) произнесение. Род красноречия – область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки Силлогизм – единство двух суждений (аргументов, посылок), на основании которого выводится умозаключение. Синекдоха – перенос наименования с целого на часть, а также указание на единичный предмет на основании множества, употребление формы единственного числа вместо множественного. Софизм – умышленно ложное построение умозаключения, основанное на двусмысленности понятий; случайная, непредумышленная логическая ошибка. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, законов правильного мышления Социально-политическое красноречие – род речи, имеющий место в социально-политической сфере общения, выступления на социально-политические, политико-экономические, этико-нравственные темы, агитационные, митинговые, парламентские речи. Спор – публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения в результате столкновения различных точек зрения в процессе аргументативной деятельности доказательства и опровержения. Сравнение – стилистический прием, слово или выражение, заключающее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. Стиль речи – Судебное красноречие – род речи, имеющий место в суде, призванный оказать целесообразное и эффективное воздействие на судей и присутствующих в зале суда граждан. Тезис – положение (утверждение), нуждающееся в доказательстве Топика – общие места в речи, в системе доказательства. В риторике Древнего мира – учение о разработке общих закономерностей, основных положений при подготовке выступления, общих приемов подхода к теме. Троп – языковая единица, имеющая второй план, смещенное значение, слово или фраза, употребленные в переносном значении, например, метафора, метонимия, аллегория, гипербола и др. Уловка в споре – нечестный, непозволительный прием ведения спора, с помощью которого участники спора хотят сделать свою позицию более выгодной и затруднить положение оппонента. Фигура – необычный оборот речи, отступление от нейтрального способа изложения, усиливающее эмоциональное, эстетическое воздействие речи, например, инверсия, анафорам, антитеза и др. Энтимема – внутренний (скрытый) силлогизм, такое использование аргумента (рассуждения), недостающая часть которого легко восстанавливается. Эпитет – стилистический оборот речи, образное определение, которое ярко и эмоционально подчеркивает наиболее важные и существенные признаки предмета (шелковые кудри, чистое поле, парус одинокий). Эристика – искусство ведения спора, направленное на победу в споре. Языковая коммуникация – это…..
Хрестоматия Античная риторика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.015 с.) |