Ораторская речь как особая форма драматического монолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ораторская речь как особая форма драматического монолога.



Роды и виды ораторской речи

Ораторская речь как особая форма драматического монолога.

Роды и виды ораторской речи.

1. Ораторская речь как особая форма драматического монолога.

Живое словесное общение - это наука и искусство. Они представляют собой две стороны медали. И только во взаимо­действии, в соединении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. Бога­тый запас активной лексики, прекрасный голос, бойкая речь еще не означают, что человек владеет техникой выступления. «Умеет го­ворить человек тот, - подчеркивал А. В. Луначарский, сам пре­красный оратор, — кто может высказать свои мысли с полной яс­ностью, выбрать те аргументы, которые особенно подходящи в дан­ном месте или для данного лица, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен». И далее: «Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближ­нему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредст­венно на весь его организм путем возбуждения в нем соответствен­ных чувств, этот человек обладает в полной мере речью».

Как видим, в основе действенной речи лежат ясные аргу­менты. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотиви­рован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально. Толь­ко тогда они могут быть убедительными.

Известный исследователь языка В. В. Виноградов считал, что «ораторская речь - синкретический жанр. Она - одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необхо­димо отделить задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь - особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общест­венно-бытового или гражданского «действа». Он подчерки­вал, что ораторская речь - это подготовленная речь, подготовлен­ное литературное произведение, имеющее определенные стилисти­ческие характеристики, а поскольку она предназначена для сцени­ческого представления (термин, конечно, здесь весьма условный), то она имеет художественную и эстетическую направленность. «Особен­ный интерес представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории или, по крайней мере, рассчитанные на нее, такие, как публичные лекции, религиозные проповеди, речи полити­ческие и судебные. В соответствии с обстановкой в них своеобразно деформирована интонационная структура, которая являет сложную ориентировку повествовательных форм эмоционально-напряженны­ми обращениями, вопросами и увещаниями, отрешенными от привы­чных форм говорения, хотя ориентирующимися на них».

Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые ока­зывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

 

2. Роды и виды красноречия.

Род красноречия – область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Роды и виды крас- норечия выделяются в зависимости от сферы коммуникации (научная, официально-деловая, судебная, политическая, социально-бытовая), а также в зависимости от основных функций речи: общение, сообщение и воздействие.

Виды красноречия выделяются в зависимости от дальнейшей классификации родов красноречия по ситуативно-тематическим признакам: вузовская лекция, научный доклад, политическое, митинговое выступление, юбилейная речь, застольная речь (тост).

Социально-политическое красноречие – выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады, митинговые, агитаторские, дипломатические, парламентские речи.

В таких речах обычно анализируется положение дел в стране, события в мире. В речах содержатся факты экономического, политического, социального характера, приводятся факты, дается оценка описываемых событий, делается отчет о проделанной работе. Эти речи посвящены актуальным проблемам современности и могут носить программно-теоретический, призывный характер. Выбор и использование языковых средств в таких речах зависит от тематического содержания и целевой установки выступления. В политических речах обычно используются разнообразные изобразительно-выразительные средства для достижения необходимого эффекта. В митинговых речах часто используются разговорные лексико-синтаксические особенности.

Политическое красноречие в России в целом было развито хорошо. Сравнительно высокого уровня достигает военное красноречие. Не раз обращался к воинам Петр 1. Выдающимися ораторами были А.В. Суворов (известны его беседы с солдатами, речи и приказы, «Наука побеждать»), М.И. Кутузов. Во второй половине 18 в. выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г.А. Потемкин и Н.И. Панин. Обращались с яркими речами к народу руководители крестьянских восстаний – Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Это были талантливые ораторы из народа.

Во второй половине 19 в. в связи с обострившейся политической борьбой интенсивно развивается русское политическое красноречие. К числу наиболее талантливых политических ораторов этого времени принадлежат М.А. Бакунин, русский революционер, теоретик анархизма, П.А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В. И. Засулич, одна из организаторов группы «Освобождение труда».

Развивается и русское парламентское красноречие. Среди известных политиков Государственной Думы (1906-1917) назовем П.А. Столыпина, С.Д. Урусова, И.Г. Церетели, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, Н.А. Хомякова и др. Выдающимися ораторами были Г.В. Плеханов и А.В. Луначарский, которые обладали удивительным даром слова.

В начале 20 в. активизировалась деятельность русских революционных ораторов, которые в основном выступали на митингах и несли людям новые идеи о жизни и светлом будущем. Это Н.И. Бухарин, А.М. Коллонтай, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий.

Стремительно развивается парламентское и политическое красноречие и сегодня. К талантливым ораторам современности следует отнести В. Путина, А. Хинштейна, В. Жириновского.

Академическое красноречие – род речи, используемый в научно-учебной сфере деятельности, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому виду красноречия следует отнести вузовскую лекцию, научный доклад, научное сообщение, научно-популярную лекцию. Академическое красноречие близко научному стилю речи, но отличается от него использованием выразительно-выразительных средств.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине 19 в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Можно назвать таких ученых 19-20 вв., как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Наиболее талантливым лектором был известный ученый, историк В.О. Ключевский. А.Ф. Кони говорит о «чудесном русском языке» Ключевского, тайной которого он владел в совершенстве». Словарь Ключевского необычайно богат: в нем очень много слов художественной речи, народных оборотов, много пословиц, поговорок, умело применяются характерные выражения старинных документов.

Ключевский находит простые, свежие слова. У него практически нет штампов. Вот отрывок из лекции Ключевского «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица», прочтенной им в Училище живописи, ваяния и зодчества весной 1897 г.: «Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, через которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не меньше его наружности. Его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, все это говорит про него и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек». Мысль ученого выражена очень точно, простыми словами, она вызывает конкретные ассоциации, яркие образы. Такая лекция всегда привлекает слушателей и вызывает большой интерес.

Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей. Выделяют прокурорскую (обвинительную) речь и адвокатскую (защитительную) речь.

Русское судебное красноречие начинает формироваться во второй половине 19 в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поиска истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель процесса – вынести справедливый, законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию. Достижению этих целей и способствуют обвинительная и защитительная речи. Судебные речи талантливых русских юристов С.А. Андреевского, А.Ф. Кони, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, Н.И. Холева, Ф.Н. Плевако можно назвать образцами русского судебного красноречия.

В судебных речах подробно анализируются факты, обстоятельства дела, показания свидетелей. Выяснить, доказать, убедить – три взаимосвязанные цели судебной речи.

 

Социально-бытовое красноречие используется в социально-бытовой сфере общения. К нему относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных приемах, а также бытовая речь, надгробная речь.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года» М.В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра: «Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское Государство всемилостивейшей Самодержицы нашей празднуя, слушатели, подобное видим к ней и к общему отечеству Божие снисхождение…» Затем оратор говорит о Петре, отмечает его заслуги, обрисовывает облик императора. И в заключение: «А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся! Дщерь твоя царствует, внук наследник, правнук по желанию нашему родился; мы тобою возвышены, укреплены, просвещены, обогащены, прославлены. Прими же в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!»

В таком же стиле Ломоносов произнес «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне» 26 ноября 1749 г.

В 19 в. подобная пышность слога утрачивается. Приведем в качестве примера начало речи С.А. Андреевского на юбилее В.Д. Спасовича, произнесенной 31 мая 1891 г.: «Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно, - только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, - лично для меня: дорогой друг и человек, - все, что, но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник-юбиляр! Упаси Боже!» Затем Андреевский прибегает к свободной импровизации: об итоге жизни (юбилее), отношении Спасовича к искусству, его творчестве (Вы поэт! Ваш сильный язык поучал! Ваши слова западали в чужие сердца!).

Это торжественная, панегирическая речь, для которой характерно освещение разных положительных сторон личности.

 

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которое произносится в церкви для прихожан и соединяется с церковным действом, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того, как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое (учительное), которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое (торжественное), которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, гордыня. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к родине, чувство национального самосознания.

Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского Даниила (16 в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты – какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не рассыпал враг добродетели твои и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий – пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще – клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь, - все прилагаешь к старым грехам новые грехи.

Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это станет – не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи».

Замечательные образцы духовного красноречия – «Слово о законе и благодати» Иллариона (11 в.), проповеди Кирилла Туровского (12 в.), Симеона Полоцкого (17 в.), Тихона Задонского (18 в.), митрополита Московскоо Платона (19 в.), Митрополита Московского Филарета (19), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (20 в.), Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Приведем отрывок из слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая «Чистое сердце», сказанное им в церкви Даниловского кладбища г. Москвы: «Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце – это хранитель благодати Святого Духа, место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце – это та брачная одежда, о которой говорит Господь в своей притче и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы в вечной жизни.

С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца. Легко представить перед своим духовным взором преподобного Серафима Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь – сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему – у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятья. И кто даже издали видел его – на всю жизнь сохранил в своем сердце прекрасный светлый образ праведника-старца. Это носитель чистого сердца».

Глоссарий

Академическое красноречие – род речи, имеющий место в академической сфере общения, формирующий научное мировоззрение, отличающийся глубокой аргументированностью и научной культурой.

Аллегория – иносказание, выражение отвлеченного, абстрактного понятия через конкретный образ.

Аллюзия – особый прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо прецедентным фактом – литературным или историческим.

Аргумент (довод) – релятивная речевая единица, положение, выдвигаемое в поддержку тезиса и обладающее доказательной силой для тех, кому адресована аргументация.

Аргументация – ментально-коммуникативная деятельность, направленная на поиск доводов, подтверждающих то или иное положение.

Гипербола – стилистическая фигура, оборот речи, состоящий в преувеличении того или иного явления для создания более яркого, экспрессивного образа (безбрежное море).

Градация – стилистическая фигура, оборот речи, состоящий в постепенном усилении или ослаблении признака, качества с целью усиления эффективности речи (пришел, увидел, победил).

Демонстрация (способ доказательства) – способ логической связи между тезисом и аргументами, цепь умозаключений на данную тему, изложенных в логически последовательной форме.

Дискурс – коммуникативное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникативной ситуации посредством вербальных текстов или других знаковых комплексов в определенной коммуникативной ситуации и определенных социокультурных условиях общения.

Духовное красноречие – род речи, функционирующий в духовной, церковно-богословской среде, преследующий цели морального воспитания и наставления (проповедь) или выражения религиозных чувств (панегирическое, торжественное красноречие).

Инверсия – изменение прямого, обычного порядка слов в предложении с целью актуализации определенного компонента высказывания (Белеет парус одинокий).

Интонация – мелодика речи, движение голоса по тону, понижение или повышение голоса.

Ирония – стилистический прием, основанный на употреблении слова или выражения с оценкой, противоположной той, что явствует из контекста; завышение оценки с целью ее понижения.

Каламбур – языковая игра, остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и переносного значений слов, а также на совпадении звучания слов с разными значениями.

Композиция текста – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом речи расположение всех частей публичного выступления, целесообразное их соотношение, система организации речевого материала; состоит из пяти частей: зачин, введение, основная часть, заключение, концовка.

Метафора – один из наиболее известных разновидностей тропов, перенос наименования с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства; употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству (говор волн, волны молодежи).

Метонимия – троп, основанный на пространственно-временной смежности двух понятий (лес поет, зал поет).

Оксюморон – стилистический прием, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых понятий, например холодный труп, ледяной кипяток.

Ораторская речь – особая форма эмоционально-интеллектуального творчества, приспособленная к обстановке общественно-бытового или гражданского действия, предназначенная для сценического представления, имеющая художественную и эстетическую направленность.

Персонификация – перенесение свойств и функций живого лица на неодушевленный (неживой) объект.

Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, протекающий на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевое событие – основная единица речевой коммуникации, интегрирующая в своем составе дискурс и речевую ситуацию.

Речевой акт – основная единица речевого поведения, реализующая определенную интенцию (речевое намерение) говорящего и служащая для достижения коммуникативных целей.

Речевой жанр – относительно устойчивая и нормативная форма высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями

Риторика – филологическая наука, объектом которой является теория красноречия, ораторского искусства, а также дисциплина, изучающая основы публичной аргументации, в широком смысле – отношение мысли к слову.

Риторический вопрос – утверждение, выраженное в форме вопроса, экспрессивное утверждение или отрицание.

Риторический канон – пять важнейших составных частей классической риторики, описывающих процесс вербализации мыли, воплощение ее в слово; классическая риторика содержала пять важнейших составных частей: 1) инвенция (изобретение речи); 2) диспозиция (расположение речевого материла); 3) элокуция (стилистическое оформление речи, ее выражение); 4) память; 5) произнесение.

Род красноречия – область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки

Силлогизм – единство двух суждений (аргументов, посылок), на основании которого выводится умозаключение.

Синекдоха – перенос наименования с целого на часть, а также указание на единичный предмет на основании множества, употребление формы единственного числа вместо множественного.

Софизм – умышленно ложное построение умозаключения, основанное на двусмысленности понятий; случайная, непредумышленная логическая ошибка.

Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, законов правильного мышления

Социально-политическое красноречие – род речи, имеющий место в социально-политической сфере общения, выступления на социально-политические, политико-экономические, этико-нравственные темы, агитационные, митинговые, парламентские речи.

Спор – публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения в результате столкновения различных точек зрения в процессе аргументативной деятельности доказательства и опровержения.

Сравнение – стилистический прием, слово или выражение, заключающее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой.

Стиль речи –

Судебное красноречие – род речи, имеющий место в суде, призванный оказать целесообразное и эффективное воздействие на судей и присутствующих в зале суда граждан.

Тезис – положение (утверждение), нуждающееся в доказательстве

Топика – общие места в речи, в системе доказательства. В риторике Древнего мира – учение о разработке общих закономерностей, основных положений при подготовке выступления, общих приемов подхода к теме.

Троп – языковая единица, имеющая второй план, смещенное значение, слово или фраза, употребленные в переносном значении, например, метафора, метонимия, аллегория, гипербола и др.

Уловка в споре – нечестный, непозволительный прием ведения спора, с помощью которого участники спора хотят сделать свою позицию более выгодной и затруднить положение оппонента.

Фигура – необычный оборот речи, отступление от нейтрального способа изложения, усиливающее эмоциональное, эстетическое воздействие речи, например, инверсия, анафорам, антитеза и др.

Энтимема – внутренний (скрытый) силлогизм, такое использование аргумента (рассуждения), недостающая часть которого легко восстанавливается.

Эпитет – стилистический оборот речи, образное определение, которое ярко и эмоционально подчеркивает наиболее важные и существенные признаки предмета (шелковые кудри, чистое поле, парус одинокий).

Эристика – искусство ведения спора, направленное на победу в споре.

Языковая коммуникация – это…..

 

Хрестоматия

Античная риторика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.051 с.)