Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция как форма орг-ции учеб. Пр-сса, ее место в пр-ссе обуч-яСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ВШ лекция – ведущая форма обуч-я (лат. чтение). Ее цель – формир-е ориентировоч. основы для послед-щего усвоения студ-ми учеб. матер-ла. Повлиял на разв-е лекцион. формы Ломоносов. Прославл-й лектор отечеств. шк. Остроградский начинал с обзора прочитанного ранее, затем рассуждал, доказывал. Лекцию заканчивал выводами и оживлял экскурсиями в жизнь и деят-сть ученых. Назнач-е лекции – подготовка студ-в к сам-ной работе с книгой. Доводы противников лекцион. излож-я учеб. материла: 1. Устаревшая форма обуч-я. Если все течет, все измен-ся, то почему д-на сохран-ся лекцион. форма. 2. К чему лекции когда есть книги. Книга – великое изобрет-е чел-ва, она вмещает в себя огром. инфо, и никакая лекция по своей емкости не м. сравнится с книгой. Каждый м. читать соотв-но своим индивид-ым особ-стям. Одну и ту же книгу разн. читатели изучают неодинаково по темпу, х-ру избират-ти прочитанного, обращая вним-е на различ. стороны текста. При чтении книги мы можем max индивидуал-вать материал. При чтении книги м. прибегать к справочникам, словарям, не раз возвращаясь к тому, что не понято. Этим достоинством лекция не обладает. Помимо книг возникли и иные ср-тва передачи инфо – ТВ, Интернет, периодика. 3. Лекция – пассив. форма обуч-я, у к-й отсутствует обрат. связь. Она приучает к пассив. восприятию чужих мнений, тормозит сам-ное мышл-е. Лекции нужны только, когда нет учеб-ов или их мало. 4. Лекция – это деиндивидуализир-я форма преп-я, она ориентир-на на несущ-щего, усредненного слушателя. 5. Адресуется только к слух. памяти. Лекции же по гум-ным дисц-нам обращены в осн-ом к слуху, а на слух не всё и не все воспринимают одинаково. 6. В усл-ях масс-го обуч-я лекция ориентир-на на сред. (посредств-го) лектора. Доводы сторон-ов лекцион. формы: 1. На лекции мы сталк-ся с магич. силой непосредств-го общ-я меж живыми людьми. Лекция – прилюдное мышл-е перед ауд-ей, раздумье, анализ, к-й проводит лектор. Эта стор. лекции не м.б. ничем заменена. 2. Лекция – одна из самых оператив. форм преп-я, сообщ-я знаний. Она новее учебника, монографии. Статья наиб. свежа по содержащейся инфо, но и то отн-но. 3. Лекция – это системное излож-е проблем 1 челом с его интерпретацией. На лекцион. курсе всегда лежит налет индивид-сти. Лекцион. курс д-н читать 1 лектор от начала и до конца. 4. Лекция помогает найти нужную инфо в море книг, статей. Лектор как спец-ст д-н помочь выявить то, что нужно студ-ту. 5. Воспитат-е знач-е лекции; препод акцентирует опр-е моменты лекции. Он придает личностную, эмоц-ную окраску. 6. Возм-сть сравн-но быстро пол-ть ответ на нужн.?-с. Оперативность выясн-я неясностей, возникших по мере чтения лекции. 7. Есть такие случаи, когда лекцию нельзя ничем заменить – при отсутствии учеб-в по нов. курсам, нов. учеб. материал по конкрет. теме не нашел еще отраж-я в сущ-щих учеб-х или нек-е его разделы устарели; и др. Лекция сп-бствует совершенств-ию препода. Вузовская лекция, ее стр-ра Стр-ра лекции зависит от ее содерж-я и х-ра излагаемого материала, но сущ-ет общий стр-рный каркас, применимый к любой лекции. Композиционно лекция подразд-тся на 3 части: вводную, главную (осн-ю) часть и закл-е. Все эти части представляют собой органичное целое, опр-мое осн-й идеей рассм-емой темы. Глав. часть лекции, с методологич. т.зр., распад-ся на теоретич. и эмпирич. материал. Лекция нач-ся с соглаш-я темы, далее сообщ-ся план лекции. Содерж-е лекции д-но строго след-ть плану. В план вкл-ся наимен-я осн-х узловых?-сов лекции. Полезно напомнить содерж-е предыдущей лекции, связать его с нов. матер-ом, опр-ть место и назнач-е в дисц-не, в сист. др-х наук. По кажд. из анализируемых пол-й след. делать вывод, выделяя его повтор-ем и интонацией. В к. лекции необходим общий вывод. Традиц-ная вузовск. лекция наз-ся информац-ной. Она им. неск-ко разновид-тей: 1. Вводная лекция (о содержании курса). Знакомит студ-в с целью и назнач-ем курса, его ролью и местом в сист. учеб. дисц-н. Далее дается краткий обзор курса (вехи разв-я дан. науки, имена известных ученых). Ставятся науч. проблемы, выдвиг-ся гипотезы, намеч-ся перспективы разв-я науки и ее вклада в практику. Важно связать теоретич. материал с практикой будущей работы спец-стов. Целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать хар-стику учебника и учеб. пособий, ознакомить слушателей с обязат-м списком лит-ры, рассказать об экзаменац-х треб-ниях. Помогает студ-ам пол-ть общее представл-е. 2. Обычная лекция дается 1-2 темы (план, лит-ра). Если есть программа курса, то не тратят время на план, лит-ру. 3. Обзорно-повторительная лекция читается в конце раздела или курса, д-на отражать все теоретич. полож-я, составл-щие научно-понятийную основу дан. раздела или курса, исключая детализацию и второстепен. материал. Это квинтэссенция курса – обзор, повтор-е. 4. Обзорная лекция. Это систематизация знаний на более выс. ур-не. В обзорной лекции след. рассм-ть также особо трудные?-сы экзаменац-х билетов. Студ-ты пишут конспект. Он помогает внимат-но слушать, лучше запоминать в пр-ссе записи, обеспеч-ет наличие опорных материалов при подготовке к сем-ру, экз-ну. Препод д-н помогать студ-ам и следить, все ли понимают, успевают (выделять темпом, голосом, интонацией, повторять наиб. важ. инфо, использ-ть иллюстративный материал, соблюдать регламент занятий). Иск-во лектора помогает хор. орг-ции работы студ-в на лекции. Содерж-е, четкость стр-ры лекции, примен-е приемов поддерж-я вним-я – все это активизирует мышл-е и работосп-бность, сп-бствует установл-ю педагогич. контакта, выз-ет у студ-в эмоц-ный отклик, воспит-ет навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. Оценка кач-ва лекции. М. назвать узловые критерии оценки кач-ва лекции. Это: 1) Содерж-е лекции: научность, соотв-вие соврем-му ур-ню разв-я науки, мировоззренч-я сторона, наличие методич.?-сов, правильная их трактовка. Активизация мышл-я путем выдвиж-я проблемных?-сов и разреш-я противоречий в ходе лекции. Освещ-е истории вопроса, показ различ. концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излаг-ся ли материал, к-го нет в учебнике, пересказ-тся ли учебник, разъясн-ся ли особо трудн.?-сы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала сам-но по учебнику. Связь с предыдущим и послед-щим материалом, внутрипредмет., межпредмет. связи. 2) Методика чтения лекций: четкая стр-ра лекции и логика излож-я. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщ-е лит-ры к лекции (когда, градация лит-ры). Доступность и разъясн-е нов. терминов и понятий. Доказат-сть и аргументир-сть. Выдел-е глав. мыслей и выводов. Использ-е приемов закрепл-я: повтор-е, вопросы на проверку вним-я, усвоения; подвед-е итогов в конце вопроса, всей лекции. Использ-е нагляд. пособий, ТСО. Примен-е опорных материалов: текст, конспект, отдел. записи, чтение без опорных материалов. 3) Рук-ство работой студ-в: требов-е конспект-ть и контроль над выполн-ем. Обуч-е студ-в методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практич. занятиях. Использ-е приемов поддерж-я вним-я – риторич-е вопросы, шутки, ораторские приемы. Разреш-е задавать?-сы (когда и в какой форме). 4) Лекторские данные: знание предмета, эмоц-сть, голос, дикция, ораторское мастерство, к-ра речи, внеш. вид, умение устан-ть контакт. 5) Результативность лекции: информац-я ценность, воспитат-й аспект, достиж-е дидактич. целей. 9. Техн-гия подготовки лекции по соц-гии. Задача вуз-й лекции – учить студ-в мыслить. Это осущ-мо, когда включаешь слушающих в собств/ пр-сс мышл-я. Лекция д.б. тщательно подготовлена, это важнейш. треб-ние. С др. ст., чтобы лекция была мышлением вслух, она д-на делаться за кафедрой. Это два взаимоискл-щих усл-я, но соблюд-е и 1го и 2го необх-мо. Скажем так: лекция – тщательно подготовл-я импровизация. Эта импровизация опирается на длит-ю и тщат-ю подготовку. Лектор д-н отлично владеть содерж-ем своей лекции, т.е. он д-н безупречно знать свой предмет, то, что он будет говорить. Излагая лекцию, лектор от начала до конца д-н держать ее под своим контролем, видеть с чего начать и чем кончить. И, наконец, уметь сказать. Индивид-ость лектора, особ-сть его лич-ти д-ны выраж-ся и обнаруж-ся во всем: в х-ре доказ-тва, в стиле, в специфике языка. Лекция по форме д.б. построена с учетом всех правил ораторского иск-ва и личн. особ-тей самого лектора. Суть лекторск. мастерства в том, чтобы без излишней аффектации, силой логики и внутр. страстности, держать ауд-ю от 1ой до послед. мин в сост-ии вдумчивого напряж-го вним-ия. 1й этап – сбор матер-ов. К кажд. лекции готовятся «всю жизнь». То, что лектор говорит, д-но составлять только какую-то часть из того, что он вообще знает по освещаемому?-су. Он всегда д-н откладывать в своей памяти, фиксир-ть в своей записной книжке все, что м. пригодиться для лекционных курсов. Для лектора нет четко очерч-х границ раб. дня. Мысль лектора работает всегда. Лектор – это творч. работник, к-й подобен писателю, актеру, для него досуг и труд связаны воедино, взаимопроникают, переходят 1 в другое. В вопросе о сборе материала к лекции м. выделить и опр-е технологич. Моменты. Эти «технологич.» приемы завис. от инд-льных особ-тей каждого: 1) сп-б картотек. Необх-м педантизм, скрупул-сть. Этот сп-б трудоемок, но удобен тем, что м. оперир-ть карточками, группировать их в завис-сти от своих нужд, в любой форме, любом сочетании. 2) сп-б досье. Досье – фр., сов-сть материалов, относ-хся к к.-л.?-су. Техн-гия ведения досье: заводятся папки по всем лекцион. темам учеб. курса, темам семинар. занятий, по осн-м разделам вашей научно-исслед-ской работы. В эти папки склад-тся вырезки (ксерокопии) из газет, ж-лов, статьи, библиографич-е карточки, собств-е записи, рабочий материал к той или иной лекции и любой др. материал, им-щий отн-е к той или иной теме. Досье менее трудоемко, более гибко. Но, не так систематично, менее удобно для использ-я во время чтения лекции. 3) сп-б тетрадных записей. Это своего рода дневниковый сп-б. Делая тетрадные записи, выписки из прочит-го, лектор заносит туда и собств-е набл-я, делает комментарии к прочит-му, фиксирует свои мысли по поводу тех или иных пол-й. Наиб. разумным явл. сп-б досье. Тетрадные записи больше подходят к научно-исслед-ской работе. Во всех случаях материалы д.б. доступны, хор. класс-цир-ны, содерж-ся в порядке. Необх-ма регулярная ревизия материалов не реже чем 1 раз в год. Это нужно, чтобы не накопилось много хлама. Проводя ревизию, устраняйте то, что случайно попало, не нашло примен-я, устарело, потеряло свою актуал-сть. Есть и др. виды сбора материала. В книгах в опр-х местах текста делаются закладки. М. на карточку не полностью запис-ть цитату, а указ-ть: о том-то смотри там-то. М. вести домаш. библиографию. Работа по сбору материала требует систематич. слежения за нов. лит-рой. Необх-мо выпис-ть и иметь у себя дома осн-е социологич. и обществ. ж-лы. М. польз-ся и др. справочно-библиографич. изданиями и интернетом. Важно одно: постоянно быть информир-ным о всей новейшей лит-ре по своей спец-сти. 2ая стадия подготовки – отбор материала. Он осущ-тся ||-но с составл-ем плана лекций. В это время отбир-ся необх-мое для подготовки тех или иных письм/ материалов к лекции и обдум-тся все то, что будет сказано устно. Выборка делается в опр-й послед-сти: осн-е пол-я классиков соц-гии, нов. мысли и факты монографий, учеб-ов и учеб. пособий по соц-гии, общественно-политич. периодики, и в конце – «дивертисмент» – все, что служит оживлению лекции и т.д. Важно внести в лекцию те «находки», к-е родились при чтении этой темы в прошлом. Одновр-но с отбором материала сост-тся раб. план. Он д-н содержать: перечень осн-х проблем и приблизит-й расчет времени. Если лектор не будет владеть временем, то обяз-но иссякнет за 10-12 мин. До конца лекции будет нудно тянуть, ожидая звонка. Или, напротив, - не сможет уложить материал в отведенное время. III. После начинается подготовка раб. материалов к лекции. По х-ру используемых материалов, лекторов можно разделить на: читающих без текста, читающих с частичным использ-ем текста и читающих полностью по напис-му тексту. При чтении по полностью напис-му тексту лекция превращается в оглаш-е текста, а лектор в своеобраз. диктора. Это приводит к потере контакта с ауд-ей, ослабл-ю вним-я студ-ов. Однако метод использ-я полного текста имеет достоинства: дает четкость и стройность, логичность и послед-сть, отточ-сть формулировок. Метод чтения, без текста в этом отн-ии уступает, при нем трудно избежать известной нечеткости, не всегда строгой логики излож-я, перерасхода времени, отклон-й от темы и т.д. Но у него есть и достоинства: яркость, живость восприятия, постоян. контакт с ауд-ей, нескованность текстом, возможность при необх-сти быстро перестроиться и т.д. Третий тип чтения лекций соединяет плюсы 1го и 2го и дает возм-сть избежать присущих им негатив. мом-ов. Важно другое, чтобы текст сущ. не для ауд-ии, а для лектора. Ауд-я не д-на знать, что у лектора есть напис-й материал. Текст коварен. Привыкнув всегда иметь текст, вы уже не сможете без него встать за кафедру. Текст д.б. для, чтобы проконтрол-ать самого себя в случае необх-сти. М. в него и заглядывать, однако лучше в ауд-ии делать это как можно реже. Когда лектор овладеет достаточно своим предметом, он д-н переходить к использ-ю лекцион. материалов иного х-ра: планов, конспектов и др. Наряду с планом или развернутым конспектом лектор м. им. с собой карточку из картотеки, газетные, журнальные вырезки (их ксерокопии) и книги. Ничего страшного, если зачитать цитату, привести дословно ту или иную мысль. IV. Надо готовить самого себя. Сколько бы раз не читалась лекция, вы всегда д-ны опр-ным обр-м мобилизовать себя. Лекция требует собранности, душевного настроя, подъема. Зажечь др-х можно лишь, когда сам горишь. Надо уметь «взять себя в руки», выйти на лекцию собранным, благожелат-но настроенным, с желанием приобщить студ-та к тому, что сам знаешь. Лектору нужны сил. эмоции, экспрессия. Чувство меры д-но быть. Экспрессия и страсть д.б. лишь там, где они естественны и оправданы. Для успеш. лекцион. работы треб-ся соответ-щее раб. место – кафедра, трибуна. Закр-я (полузакр-я) кафедра совершенно необх-ма. Надо, чтобы соответ-щим обр-м была оформлена ауд-ия. Д.б. хор. акустика. Мет-ка чтения лекции. Нач-тся сам пр-сс чтения лекции. Лекции по соц-гии носят учеб. х-р, поэт. их надо начинать с объявл-я темы и сообщ-я плана. Обычно план лекции диктуется и д.б. записан студ-ми. План двухчасовой лекции вкл. не б. 3-4?-сов, б. кол-во?-сов дробит логику излож-я, делает ее трудной для восприятия. Иногда это м.б. даже 2?-са. Сообщ-е лит-ры к лекции не обяз-но и даже нецелесообр-но. Лит-ра обычно содержится в обязат-й проге, к ней надо адресовать студ-в. В ходе самой лекции в начале м. указать свежую монографию или статью по теме, сослаться на интерес. книги или брошюры. Если лектор дает план и лит-ру, на это уходит 10-15 мин. Это мешает, расхолаж-ет студ-в. Лекцию нужно начинать установл-ем ее связи с предыдущей. У студ-та все время д.б. ощущ-е целостности и логичности курса, осозн-е того, что вы продолжаете излагать мысли и идеи, начатые еще во вводной лекции. Темп не д.б. равномерным на протяжении всего излож-я, в ходе лекции его надо неск-ко раз менять. Начинать лекцию след. несколько «задумчиво». Лекцию нужно начинать не спеша, отн-но тихо, чтобы она затем все более и более крепчала. Там, где необх-мо сосредоточить вним-е студ-в на опр-х моментах, замедлять темп, прибегать к повторению отдел. формулировок. Там, где идет иллюстративный материал, не треб-щий тщат-й фиксации, говорить быстрее. Главное, чтобы вас внимат-но слушали. Если студ-ту некогда поднять на вас глаза, значит вы слишком быстро читаете. Надо чтобы студ-ты запис-ли не слова, а мысли. На лекции по соц-гии достаточно 2-3 примеров, иногда м.б. достаточно 1 примера, на к-м всесторонне вскрывалось бы содерж-е сообщаемых идей. Лекция д.б. расцвечена, но и тут д.б. чувство меры. Жестикуляция д.б. естеств-й и скупой. Лектор д.б. немного актером, но не превращаться в паяца, шута. М. применять только тот жест, к-й подчерк-ет вашу мысль. Лекция успешна лишь, когда налажен контакт с ауд-ей. Ауд-ей надо овладеть. Надо не отрываться от ауд-ии. Не отрываться – значит следить за тем, сохр-тся ли вним-е, не возникла ли рассеянность. В содержат-ом отн-ии это достигается введ-ем дискусс-ных моментов в лекцию. Они д-ны присутствовать в лекции, но не д.б. самоцелью учеб. лекции. Важна звучность лекции. Чем громче говорит лектор, тем громче говорит ауд-я. Лектору нужно говорить отн-но тихо, но внятно. Опытные лекторы считают, что лучшее ср-во привести в порядок беседующую ауд-ю это замолчать. Умение владеть голосом, сост-е голосового аппарата. Какая бы умная лекция ни была, но если лектор читает хриплым голосом, шамкает, проглат-ет слова, самые великолеп. мысли гаснут. Надо овладеть орфоэпией, нормами современ. русс. лит-рного произнош-я. Мимика. Нехор. когда у лектора лицо-маска. Но плохо, когда оно все время «играет». Нужна мера. Все сказ-е о форме лекции отн-ся к ораторскому мастерству, без к-го нет действит-го лектора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.013 с.) |