Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция как форма орг-ции учеб. Пр-сса, ее место в пр-ссе обуч-я

Поиск

В ВШ лекция – ведущая форма обуч-я (лат. чтение). Ее цель – формир-е ориентировоч. основы для послед-щего усвоения студ-ми учеб. матер-ла. Повлиял на разв-е лекцион. формы Ломоносов. Прославл-й лектор отечеств. шк. Остроградский начинал с обзора прочитанного ранее, затем рассуждал, доказывал. Лекцию заканчивал выводами и оживлял экскурсиями в жизнь и деят-сть ученых. Назнач-е лекции – подготовка студ-в к сам-ной работе с книгой.

Доводы противников лекцион. излож-я учеб. материла:

1. Устаревшая форма обуч-я. Если все течет, все измен-ся, то почему д-на сохран-ся лекцион. форма.

2. К чему лекции когда есть книги. Книга – великое изобрет-е чел-ва, она вмещает в себя огром. инфо, и никакая лекция по своей емкости не м. сравнится с книгой. Каждый м. читать соотв-но своим индивид-ым особ-стям. Одну и ту же книгу разн. читатели изучают неодинаково по темпу, х-ру избират-ти прочитанного, обращая вним-е на различ. стороны текста. При чтении книги мы можем max индивидуал-вать материал. При чтении книги м. прибегать к справочникам, словарям, не раз возвращаясь к тому, что не понято. Этим достоинством лекция не обладает. Помимо книг возникли и иные ср-тва передачи инфо – ТВ, Интернет, периодика.

3. Лекция – пассив. форма обуч-я, у к-й отсутствует обрат. связь. Она приучает к пассив. восприятию чужих мнений, тормозит сам-ное мышл-е. Лекции нужны только, когда нет учеб-ов или их мало.

4. Лекция – это деиндивидуализир-я форма преп-я, она ориентир-на на несущ-щего, усредненного слушателя.

5. Адресуется только к слух. памяти. Лекции же по гум-ным дисц-нам обращены в осн-ом к слуху, а на слух не всё и не все воспринимают одинаково.

6. В усл-ях масс-го обуч-я лекция ориентир-на на сред. (посредств-го) лектора.

Доводы сторон-ов лекцион. формы:

1. На лекции мы сталк-ся с магич. силой непосредств-го общ-я меж живыми людьми. Лекция – прилюдное мышл-е перед ауд-ей, раздумье, анализ, к-й проводит лектор. Эта стор. лекции не м.б. ничем заменена.

2. Лекция – одна из самых оператив. форм преп-я, сообщ-я знаний. Она новее учебника, монографии. Статья наиб. свежа по содержащейся инфо, но и то отн-но.

3. Лекция – это системное излож-е проблем 1 челом с его интерпретацией. На лекцион. курсе всегда лежит налет индивид-сти. Лекцион. курс д-н читать 1 лектор от начала и до конца.

4. Лекция помогает найти нужную инфо в море книг, статей. Лектор как спец-ст д-н помочь выявить то, что нужно студ-ту.

5. Воспитат-е знач-е лекции; препод акцентирует опр-е моменты лекции. Он придает личностную, эмоц-ную окраску.

6. Возм-сть сравн-но быстро пол-ть ответ на нужн.?-с. Оперативность выясн-я неясностей, возникших по мере чтения лекции.

7. Есть такие случаи, когда лекцию нельзя ничем заменить – при отсутствии учеб-в по нов. курсам, нов. учеб. материал по конкрет. теме не нашел еще отраж-я в сущ-щих учеб-х или нек-е его разделы устарели; и др.

Лекция сп-бствует совершенств-ию препода.

Вузовская лекция, ее стр-ра

Стр-ра лекции зависит от ее содерж-я и х-ра излагаемого материала, но сущ-ет общий стр-рный каркас, применимый к любой лекции. Композиционно лекция подразд-тся на 3 части: вводную, главную (осн-ю) часть и закл-е. Все эти части представляют собой органичное целое, опр-мое осн-й идеей рассм-емой темы. Глав. часть лекции, с методологич. т.зр., распад-ся на теоретич. и эмпирич. материал. Лекция нач-ся с соглаш-я темы, далее сообщ-ся план лекции. Содерж-е лекции д-но строго след-ть плану. В план вкл-ся наимен-я осн-х узловых?-сов лекции. Полезно напомнить содерж-е предыдущей лекции, связать его с нов. матер-ом, опр-ть место и назнач-е в дисц-не, в сист. др-х наук.

По кажд. из анализируемых пол-й след. делать вывод, выделяя его повтор-ем и интонацией. В к. лекции необходим общий вывод. Традиц-ная вузовск. лекция наз-ся информац-ной. Она им. неск-ко разновид-тей:

1. Вводная лекция (о содержании курса). Знакомит студ-в с целью и назнач-ем курса, его ролью и местом в сист. учеб. дисц-н. Далее дается краткий обзор курса (вехи разв-я дан. науки, имена известных ученых). Ставятся науч. проблемы, выдвиг-ся гипотезы, намеч-ся перспективы разв-я науки и ее вклада в практику. Важно связать теоретич. материал с практикой будущей работы спец-стов. Целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать хар-стику учебника и учеб. пособий, ознакомить слушателей с обязат-м списком лит-ры, рассказать об экзаменац-х треб-ниях. Помогает студ-ам пол-ть общее представл-е.

2. Обычная лекция дается 1-2 темы (план, лит-ра). Если есть программа курса, то не тратят время на план, лит-ру.

3. Обзорно-повторительная лекция читается в конце раздела или курса, д-на отражать все теоретич. полож-я, составл-щие научно-понятийную основу дан. раздела или курса, исключая детализацию и второстепен. материал. Это квинтэссенция курса – обзор, повтор-е.

4. Обзорная лекция. Это систематизация знаний на более выс. ур-не. В обзорной лекции след. рассм-ть также особо трудные?-сы экзаменац-х билетов.

Студ-ты пишут конспект. Он помогает внимат-но слушать, лучше запоминать в пр-ссе записи, обеспеч-ет наличие опорных материалов при подготовке к сем-ру, экз-ну. Препод д-н помогать студ-ам и следить, все ли понимают, успевают (выделять темпом, голосом, интонацией, повторять наиб. важ. инфо, использ-ть иллюстративный материал, соблюдать регламент занятий).

Иск-во лектора помогает хор. орг-ции работы студ-в на лекции. Содерж-е, четкость стр-ры лекции, примен-е приемов поддерж-я вним-я – все это активизирует мышл-е и работосп-бность, сп-бствует установл-ю педагогич. контакта, выз-ет у студ-в эмоц-ный отклик, воспит-ет навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Оценка кач-ва лекции. М. назвать узловые критерии оценки кач-ва лекции. Это:

1) Содерж-е лекции: научность, соотв-вие соврем-му ур-ню разв-я науки, мировоззренч-я сторона, наличие методич.?-сов, правильная их трактовка. Активизация мышл-я путем выдвиж-я проблемных?-сов и разреш-я противоречий в ходе лекции. Освещ-е истории вопроса, показ различ. концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излаг-ся ли материал, к-го нет в учебнике, пересказ-тся ли учебник, разъясн-ся ли особо трудн.?-сы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала сам-но по учебнику. Связь с предыдущим и послед-щим материалом, внутрипредмет., межпредмет. связи.

2) Методика чтения лекций: четкая стр-ра лекции и логика излож-я. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщ-е лит-ры к лекции (когда, градация лит-ры). Доступность и разъясн-е нов. терминов и понятий. Доказат-сть и аргументир-сть. Выдел-е глав. мыслей и выводов. Использ-е приемов закрепл-я: повтор-е, вопросы на проверку вним-я, усвоения; подвед-е итогов в конце вопроса, всей лекции. Использ-е нагляд. пособий, ТСО. Примен-е опорных материалов: текст, конспект, отдел. записи, чтение без опорных материалов.

3) Рук-ство работой студ-в: требов-е конспект-ть и контроль над выполн-ем. Обуч-е студ-в методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практич. занятиях. Использ-е приемов поддерж-я вним-я – риторич-е вопросы, шутки, ораторские приемы. Разреш-е задавать?-сы (когда и в какой форме).

4) Лекторские данные: знание предмета, эмоц-сть, голос, дикция, ораторское мастерство, к-ра речи, внеш. вид, умение устан-ть контакт.

5) Результативность лекции: информац-я ценность, воспитат-й аспект, достиж-е дидактич. целей.

9. Техн-гия подготовки лекции по соц-гии.

Задача вуз-й лекции – учить студ-в мыслить. Это осущ-мо, когда включаешь слушающих в собств/ пр-сс мышл-я. Лекция д.б. тщательно подготовлена, это важнейш. треб-ние. С др. ст., чтобы лекция была мышлением вслух, она д-на делаться за кафедрой. Это два взаимоискл-щих усл-я, но соблюд-е и 1го и 2го необх-мо. Скажем так: лекция – тщательно подготовл-я импровизация. Эта импровизация опирается на длит-ю и тщат-ю подготовку.

Лектор д-н отлично владеть содерж-ем своей лекции, т.е. он д-н безупречно знать свой предмет, то, что он будет говорить. Излагая лекцию, лектор от начала до конца д-н держать ее под своим контролем, видеть с чего начать и чем кончить. И, наконец, уметь сказать. Индивид-ость лектора, особ-сть его лич-ти д-ны выраж-ся и обнаруж-ся во всем: в х-ре доказ-тва, в стиле, в специфике языка.

Лекция по форме д.б. построена с учетом всех правил ораторского иск-ва и личн. особ-тей самого лектора. Суть лекторск. мастерства в том, чтобы без излишней аффектации, силой логики и внутр. страстности, держать ауд-ю от 1ой до послед. мин в сост-ии вдумчивого напряж-го вним-ия.

1й этап – сбор матер-ов. К кажд. лекции готовятся «всю жизнь». То, что лектор говорит, д-но составлять только какую-то часть из того, что он вообще знает по освещаемому?-су. Он всегда д-н откладывать в своей памяти, фиксир-ть в своей записной книжке все, что м. пригодиться для лекционных курсов. Для лектора нет четко очерч-х границ раб. дня. Мысль лектора работает всегда. Лектор – это творч. работник, к-й подобен писателю, актеру, для него досуг и труд связаны воедино, взаимопроникают, переходят 1 в другое.

В вопросе о сборе материала к лекции м. выделить и опр-е технологич. Моменты. Эти «технологич.» приемы завис. от инд-льных особ-тей каждого:

1) сп-б картотек. Необх-м педантизм, скрупул-сть. Этот сп-б трудоемок, но удобен тем, что м. оперир-ть карточками, группировать их в завис-сти от своих нужд, в любой форме, любом сочетании.

2) сп-б досье. Досье – фр., сов-сть материалов, относ-хся к к.-л.?-су. Техн-гия ведения досье: заводятся папки по всем лекцион. темам учеб. курса, темам семинар. занятий, по осн-м разделам вашей научно-исслед-ской работы. В эти папки склад-тся вырезки (ксерокопии) из газет, ж-лов, статьи, библиографич-е карточки, собств-е записи, рабочий материал к той или иной лекции и любой др. материал, им-щий отн-е к той или иной теме. Досье менее трудоемко, более гибко. Но, не так систематично, менее удобно для использ-я во время чтения лекции.

3) сп-б тетрадных записей. Это своего рода дневниковый сп-б. Делая тетрадные записи, выписки из прочит-го, лектор заносит туда и собств-е набл-я, делает комментарии к прочит-му, фиксирует свои мысли по поводу тех или иных пол-й.

Наиб. разумным явл. сп-б досье. Тетрадные записи больше подходят к научно-исслед-ской работе. Во всех случаях материалы д.б. доступны, хор. класс-цир-ны, содерж-ся в порядке. Необх-ма регулярная ревизия материалов не реже чем 1 раз в год. Это нужно, чтобы не накопилось много хлама. Проводя ревизию, устраняйте то, что случайно попало, не нашло примен-я, устарело, потеряло свою актуал-сть.

Есть и др. виды сбора материала. В книгах в опр-х местах текста делаются закладки. М. на карточку не полностью запис-ть цитату, а указ-ть: о том-то смотри там-то. М. вести домаш. библиографию.

Работа по сбору материала требует систематич. слежения за нов. лит-рой. Необх-мо выпис-ть и иметь у себя дома осн-е социологич. и обществ. ж-лы. М. польз-ся и др. справочно-библиографич. изданиями и интернетом. Важно одно: постоянно быть информир-ным о всей новейшей лит-ре по своей спец-сти.

2ая стадия подготовки – отбор материала. Он осущ-тся ||-но с составл-ем плана лекций. В это время отбир-ся необх-мое для подготовки тех или иных письм/ материалов к лекции и обдум-тся все то, что будет сказано устно. Выборка делается в опр-й послед-сти: осн-е пол-я классиков соц-гии, нов. мысли и факты монографий, учеб-ов и учеб. пособий по соц-гии, общественно-политич. периодики, и в конце – «дивертисмент» – все, что служит оживлению лекции и т.д. Важно внести в лекцию те «находки», к-е родились при чтении этой темы в прошлом.

Одновр-но с отбором материала сост-тся раб. план. Он д-н содержать: перечень осн-х проблем и приблизит-й расчет времени. Если лектор не будет владеть временем, то обяз-но иссякнет за 10-12 мин. До конца лекции будет нудно тянуть, ожидая звонка. Или, напротив, - не сможет уложить материал в отведенное время.

III. После начинается подготовка раб. материалов к лекции. По х-ру используемых материалов, лекторов можно разделить на: читающих без текста, читающих с частичным использ-ем текста и читающих полностью по напис-му тексту.

При чтении по полностью напис-му тексту лекция превращается в оглаш-е текста, а лектор в своеобраз. диктора. Это приводит к потере контакта с ауд-ей, ослабл-ю вним-я студ-ов. Однако метод использ-я полного текста имеет достоинства: дает четкость и стройность, логичность и послед-сть, отточ-сть формулировок. Метод чтения, без текста в этом отн-ии уступает, при нем трудно избежать известной нечеткости, не всегда строгой логики излож-я, перерасхода времени, отклон-й от темы и т.д. Но у него есть и достоинства: яркость, живость восприятия, постоян. контакт с ауд-ей, нескованность текстом, возможность при необх-сти быстро перестроиться и т.д. Третий тип чтения лекций соединяет плюсы 1го и 2го и дает возм-сть избежать присущих им негатив. мом-ов.

Важно другое, чтобы текст сущ. не для ауд-ии, а для лектора. Ауд-я не д-на знать, что у лектора есть напис-й материал. Текст коварен. Привыкнув всегда иметь текст, вы уже не сможете без него встать за кафедру. Текст д.б. для, чтобы проконтрол-ать самого себя в случае необх-сти. М. в него и заглядывать, однако лучше в ауд-ии делать это как можно реже.

Когда лектор овладеет достаточно своим предметом, он д-н переходить к использ-ю лекцион. материалов иного х-ра: планов, конспектов и др. Наряду с планом или развернутым конспектом лектор м. им. с собой карточку из картотеки, газетные, журнальные вырезки (их ксерокопии) и книги. Ничего страшного, если зачитать цитату, привести дословно ту или иную мысль.

IV. Надо готовить самого себя. Сколько бы раз не читалась лекция, вы всегда д-ны опр-ным обр-м мобилизовать себя. Лекция требует собранности, душевного настроя, подъема. Зажечь др-х можно лишь, когда сам горишь. Надо уметь «взять себя в руки», выйти на лекцию собранным, благожелат-но настроенным, с желанием приобщить студ-та к тому, что сам знаешь.

Лектору нужны сил. эмоции, экспрессия. Чувство меры д-но быть. Экспрессия и страсть д.б. лишь там, где они естественны и оправданы. Для успеш. лекцион. работы треб-ся соответ-щее раб. место – кафедра, трибуна. Закр-я (полузакр-я) кафедра совершенно необх-ма. Надо, чтобы соответ-щим обр-м была оформлена ауд-ия. Д.б. хор. акустика.

Мет-ка чтения лекции.

Нач-тся сам пр-сс чтения лекции. Лекции по соц-гии носят учеб. х-р, поэт. их надо начинать с объявл-я темы и сообщ-я плана. Обычно план лекции диктуется и д.б. записан студ-ми. План двухчасовой лекции вкл. не б. 3-4?-сов, б. кол-во?-сов дробит логику излож-я, делает ее трудной для восприятия. Иногда это м.б. даже 2?-са.

Сообщ-е лит-ры к лекции не обяз-но и даже нецелесообр-но. Лит-ра обычно содержится в обязат-й проге, к ней надо адресовать студ-в. В ходе самой лекции в начале м. указать свежую монографию или статью по теме, сослаться на интерес. книги или брошюры. Если лектор дает план и лит-ру, на это уходит 10-15 мин. Это мешает, расхолаж-ет студ-в.

Лекцию нужно начинать установл-ем ее связи с предыдущей. У студ-та все время д.б. ощущ-е целостности и логичности курса, осозн-е того, что вы продолжаете излагать мысли и идеи, начатые еще во вводной лекции.

Темп не д.б. равномерным на протяжении всего излож-я, в ходе лекции его надо неск-ко раз менять. Начинать лекцию след. несколько «задумчиво». Лекцию нужно начинать не спеша, отн-но тихо, чтобы она затем все более и более крепчала. Там, где необх-мо сосредоточить вним-е студ-в на опр-х моментах, замедлять темп, прибегать к повторению отдел. формулировок. Там, где идет иллюстративный материал, не треб-щий тщат-й фиксации, говорить быстрее.

Главное, чтобы вас внимат-но слушали. Если студ-ту некогда поднять на вас глаза, значит вы слишком быстро читаете. Надо чтобы студ-ты запис-ли не слова, а мысли. На лекции по соц-гии достаточно 2-3 примеров, иногда м.б. достаточно 1 примера, на к-м всесторонне вскрывалось бы содерж-е сообщаемых идей.

Лекция д.б. расцвечена, но и тут д.б. чувство меры. Жестикуляция д.б. естеств-й и скупой. Лектор д.б. немного актером, но не превращаться в паяца, шута. М. применять только тот жест, к-й подчерк-ет вашу мысль.

Лекция успешна лишь, когда налажен контакт с ауд-ей. Ауд-ей надо овладеть. Надо не отрываться от ауд-ии. Не отрываться – значит следить за тем, сохр-тся ли вним-е, не возникла ли рассеянность. В содержат-ом отн-ии это достигается введ-ем дискусс-ных моментов в лекцию. Они д-ны присутствовать в лекции, но не д.б. самоцелью учеб. лекции. Важна звучность лекции. Чем громче говорит лектор, тем громче говорит ауд-я. Лектору нужно говорить отн-но тихо, но внятно. Опытные лекторы считают, что лучшее ср-во привести в порядок беседующую ауд-ю это замолчать.

Умение владеть голосом, сост-е голосового аппарата. Какая бы умная лекция ни была, но если лектор читает хриплым голосом, шамкает, проглат-ет слова, самые великолеп. мысли гаснут. Надо овладеть орфоэпией, нормами современ. русс. лит-рного произнош-я. Мимика. Нехор. когда у лектора лицо-маска. Но плохо, когда оно все время «играет». Нужна мера.

Все сказ-е о форме лекции отн-ся к ораторскому мастерству, без к-го нет действит-го лектора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.137 (0.01 с.)