Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мет-ка преп-я как науч. Дисц-на и учеб. Предмет, ее назнач-е.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мет-ка преп-я как науч. дисц-на и учеб. предмет, ее назнач-е. Любая чел-кая деят-ть осущ-тся с пом-ю различ. приемов, средств и методов. Мет-ка преп-я в ВШ обобщает, конкретизирует огром. опыт преп-ния в ВШ. Методика – практич. наука, т.к. вырабат-ет ряд рекомендаций, знание к-х явл. необх-мым для кажд. педагога. Метод – сп-б действия, его цель состоит в рац-зации деят-ти, достижении max целей при min затратах. Такая рац-ция воплощается в мастерстве деятеля. Методика – реал. воплощ-е метода, его технология, послед-сть операций. Методика – сов-сть конкрет. приемов осущ-ния методов, своего рода свод правил, приемов действия. В пед-ке – это сп-бы передачи знаний от 1 поколения к др., формир-е лич-ти нов. типа, пр-сс ее соц-ции. Преподавание – это пр-сс передачи знаний, пр-сс обучения. Мет-ка преп-я – дисц-на, к-я изучает, обобщает и систематизирует формы, приемы и методы педагогич. деят-ти, стр-тся выраб-ть у слушателей навыки этой деят-ти, в чем и проявл. ее теоретич. и практич. смысл. Как наука мет-ка преп-я не м. развив-ся вне сферы теоретич. знания. Ее питают фил-я, логика, соц-гия, псих-я, пед-ка, риторика, инф-ка. Основой для мет-ки преп-я явл. пед-ка, к-я вкл. дидактику и теорию воспит-я. Стр-ра мет-ки пр-я. Педагогич. наука изуч. общие закономер-ти обуч-я и воспит-я на разн. ур-х, но она не м. охватить ряд задач частн. х-ра. Поэт. сущ-ют частн. методики. Их изучает мет-ка преп-я, к-я предст-ет собой раздел педагогич. знания, акцент-щий вним-е на детальном изучении пр-сса обуч-я с учетом предмет-х особ-тей. Поэт. мет-ка преп-я, имея общие дидактич. пр-пы, распадается на серию различ. методич. дисц-н и частн. методик дисциплинар. профиля: Общие методики: 1) общая мет-ка; 2) мет-ка различ.сфер деят-ти (произ-во, наука); 3) мет-ка преп-я (школьного, сред. спец., вузовского обуч-я); 4) мет-ки преп-я циклов наук (технич., естесв-х, гум-х). Частные методики: 1) мет-ка преп-я конкрет. обществ. науки; 2) мет-ка лекций и сем-ров по конкрет. дисц-не; 3) мет-ка по чтению отдел. тем того или иного курса. Кажд. частн. мет-ка преп-я (н-р, соц-гии) вкл.: а) Ряд общих?-ов методич. х-ра; б) Общие моменты преп-я обществ-х наук в вузе; в) Социологич. знания собственно; г) Методич. рекомендации по темам лекц-го курса или специфике провед-я сем-ров по соц-гии. ВЫВОД: Мет-ка преп-я своим предметом имеет орг-цию учеб. пр-сса; раскрытие содерж-я конкрет. науки. Общее пон-е дидактики (Д.) и особ-сти дидактики ВШ. Сущ-сть, стр-ра и движущие силы обуч-я. Термин «Д.» означ. поучающий + изучающий. Его ввел его в науч. оборот Ратке. В том же значении Коменский. Дидактика – иск-во обуч-я. В соврем. понимании Д. – отрасль науч. знания, к-я изучает и иссл-ет проблемы обр-я и обуч-я. Д. – теоретич. и одновр-но нормативно-прикладная наука. Дидактич. иссл-ния своим объектом делают реал. пр-ссы обуч-я, дают знания о закономер. связях меж различ. его сторонами, раскрывают сущностные хар-ки стр-рных и содержат-х Эл-тов пр-сса обуч-я. В этом закл-ся научно-теоретич. ф-я Д. Получ-ое теоретич. знание позвол. решать проблемы, связ-е с обуч-ем: приводить в соотв-вие с изменяющимися целями содерж-е обр-я, устан-ать пр-пы обуч-я, опр-ять оптимал. возмож-ти обучающих методов и средств, конструировать нов. обр-ные технологии и др. Все это нормативно-прикладная (конструктивная) ф-я Д. Д. как педагогич. дисц-на оперирует общими понятиями педагогики: «воспит-е», «педагогич. деятельность», «обр-е», «педагогич. сознание» и др. Но как теория обр-я и обуч-я Д. им. свои специфич. понятия: обуч-е, преподав-е, учение, содерж-е обр-я, метод обуч-я и др. Базовые пон-я Д.: Обуч-е – целенаправл-е, заранее запроектир-ое общение, в ходе к-го осущ-тся обр-е, воспит-е и разв-е обучаемого, усваив-ся отдел. стороны опыта чел-тва, опыта деят-ти и познания. Обуч-е как пр-сс хар-тся совмест. деят-тью препода и обучаемых, имеющей своей целью разв-е последних, формир-е у них знаний, умений, навыков. Препод осущ-ет деят-ть, обозначаемую термином «преподав-е», обучаемый вкл-н в деят-ть учения, в к-й удовлетв-ся его познават-е потреб-ти. Пр-сс учения в значит. мере порождается мотивацией. Содерж-е обр-я – спец-но отобранная и признанная общ-вом (гос-вом) сист. эл-тов объектив. опыта чел-ва, усвоение к-й необх-мо для успеш. деят-ти в опр-й сфере. Собственно понятийный аппарат Д. выступает как упорядоч-я система и выстраивается вокруг глав. кат-рий «преп-ние» и «учение», выступ-х в своем единстве. Д. ВШ – наука о высш. обр-ии и обуч-ии в ВШ. Необх-сть дидактич. иссл-й в обл. высш. обр-я вызвана теми проблемами, к-е накопила соврем. ВШ. Д. ВШ призвана поставить на науч. основу реш-е след. проблем: 1. Обосн-е специфич. целей высш. обр-я. 2 Обосн-е с/ф-й ВШ. 3. Обосн-е содерж-я обр-я. 4. Науч. обосн-е сп-бов конструир-я педагогич. пр-сса в ВШ и осущ-ния учеб. деят-ти. 5. Опр-е оптимал. путей, выбор содерж-я, методов, форм, техн-гий обуч-я. Пр-сс обуч-я вкл. преп-е, обуч-е и содерж-е изучаемого. Это внеш. сторона этого пр-сса. Сущ-ет внутр. сущностная сторона пр-сса обуч-я. Обуч-е – пр-сс, соц-но обусловл-й, вызванный необх-стью воспроизв-ва чела как суб-та обществ. отн-й. Он педагогически орг-з-ый, т.е. мы осущ-ляем формир-е лич-ти на основе овлад-я систематизир-ми науч. знаниями и сп-бами деят-ти. сущ-ет 2 сп-ба построения пр-сса обуч-я: репродуктив. и продуктив. (творч-й). Репродуктивный вар-т вкл. восприятие фактов, явл-й, их послед-ее осмысл-е (устан-ие связей, выдел-е главного), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исход. полож-я, ведущий тезис, аргументация, док-ство, осн-е выводы) студент д-н удержать в памяти (запоминание), что требует особой (мнемической) деят-ти. Запомин-е привод. к усвоению материала (выучил, знает). Часть материала достаточно довести до ур. овлад-я. Это треб. применения, использ-я его либо на ур. репродуктивном, алгоритмическом, либо на ур. поисковом (творческом). Продуктивный вар-т. Он сост. из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов. Добыв-е, примен-е знаний здесь носит поисковый, творч. х-р. Стимулир-ся самоанализ, саморегул-я, инициатива. Учеб. пр-сс здесь – цепь учеб. сит-й, познават-ым ядром к-х явл. учебно-познават-е задачи, а содерж-ем – совмест. деят-ть педагога и обучаемых по реш-ю задачи с привлеч-ем разнообраз. средств познания и сп-бов обуч-я. Познават-я задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и нацеливает на овлад-е еще не познанным, на формир-е нов. подходов и приемов. Реш-е и преодол-е этого противоречия (меж достигнутым и непознанным) выз-ет интерес, рождает стремл-е к деят-ти, к акт-ти и явл. движущей силой учеб. пр-сса. Пр-пы и методы обуч-я в ВШ. Мостом, соединяющим теоретич. представл-я с педагогич. практикой, служат пр-пы обуч-я. Пр-пы обуч-я всегда отражают завис-сти меж объектив. законом-тями учеб. пр-сса и целями, к-е стоят в обучении. Это регулятив. нормы педагогич. практики. В соврем. Д. ВШ пр-пы обуч-я рассм-тся как рекомендации, напр-щие педагогич. деят-ть и учеб. пр-сс в целом, как сп-бы достиж-я педагогич. целей с учетом законом-стей учеб. пр-сса. Так, Зиновьев, пр-пами Д. ВШ считал: научность; связь теории с практикой, практич. опыта с наукой; системность и послед-сть в подготовке спец-ов; сознат-сть, акт-сть и сам-сть студ-в в учебе; соедин-е инд-льного поиска знаний с учеб. работой в колл-ве; сочет-е абстрактности мышл-я с нагляд-тью в преп-ии; доступность науч. знаний; прочность усвоения знаний. А также гум-зацию и экол-зацию. Все они явл. трансформацией пр-пов, сформулир-х дид-кой для сред. шк. Однако при выделении сист. пр-пов обуч-я в ВШ необх-мо учит-ть особ-сти учеб. пр-сса в ВШ: 1) в ВШ изуч-ся не основы наук, а сама наука в развитии; 2) сближ-е сам-ной работы студентов и научно-исслед-ской работы препод-лей; 3) набл-тся единство науч. и учеб. начала в деят-ти препода ВШ; 4) идеи професс-зации в преп-нии почти всех наук отражены гораздо ярче, сильнее, чем в сред. шк. Исходя из этих особ-тей, формул-ись и защищались пр-пы обуч-я, отраж-ие специфич. особ-ти учеб. пр-сса в ВШ: 1. обеспеч-е единства в науч. и учеб. деят-ти студентов; 2. проф-я направл-сть; 3. проф-я мобил-ть; 4. проблемность; 5. эмоц-сть и мажорность всего пр-сса обуч-я. В послед. время высказ-тся идеи о выделении гр-пы пр-пов обуч-я в ВШ, к-ые бы синтезир-ли все сущ-щие пр-пы: • ориентир-ность высш. обр-я на разв-е лич-ти будущ. спец-та; • соотв-е содерж-я вузовского обр-я соврем-м и прогнозируемым тенд-ям разв-я науки (техники) и произв-ва (техн-гий); • оптимал. сочет-е общих, гр-повых и индивидуал. форм орг-ции учеб. пр-сса в вузе; • рац-е примен-е соврем. методов и средств обуч-я на различ. этапах подготовки спец-ов (т.е. рац-ция пр-сса обуч-я); • соотв-е рез-тов подготовки спец-ов треб-ям, к-е предъявл-ся конкрет. сферой их проф-й деят-ти, обеспеч-е их конкурентосп-сти. Методы обуч-я. отвеч. на?: как именно след. обучать. Выбор методов обуч-я завис. от остальных звеньев сист. обуч-я, в т.ч. и от пр-пов обуч-я. Термин «метод» происх. от греч. слова и означ. путь, сп-б продвиж-я к истине. Методом обуч-я наз. сп-б упорядоч-й взаимосвяз-й деят-ти препода и обучаемых, напр-ной на реш-е задач обр-я (Бабанский). Сущ-ет класс-ция методов по х-ру обуч-я (Лернер и Скаткин). Они предл-ли выд-ть 5 методов обуч-я, причем в кажд. из последующих степень акт-сти и сам-сти в деят-ти обучаемых нарастает: 1. Объясн-но-иллюстратив. метод. Получ-е знания на лекции, из учеб. или методич. лит-ры, ч-з экранное пособие в готов. виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, ст-ты ост-ся в рамках репродуктив. (воспроизводящего) мышл-я. Шир. примен-ся для передачи б. массива инфо. Один из самых древ. методов. 2. Репродуктив. метод. Примен-е изученного на основе образца или правила. Изуч-е носит алгоритмич. х-р, т.е. выполн-ся по инструкциям, предпис-ям в аналогич. с показанным образцом сит-ях. 3. Метод проблемного излож-я. Педагог ставит проблему, формул-ет познават-ю задачу, а затем, раскрывая сист. док-ств, сравнивая т.зр., различ. подходы, показ-ет сп-б реш-я поставл-й задачи. Ст-ты как бы стан-ся свид-лями и соучаст-ми науч. поиска. 4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Орг-ция актив. поиска реш-я выдвинутых в обучении познават-х задач либо под рук-твом педагога, либо на основе эвристич-х программ и указ-й. Пр-сс мышл-я приобретает продуктив. х-р, но поэтапно напр-тся и контрол-тся педагогом или самими учащимися. Такой метод – сп-б активизации мышл-я, возбужд-я интереса к познанию на сем-рах и коллокв-мах. 5. Исслед-ский метод. Обучаемые сам-но изучают лит-ру, ист-ки, ведут набл-я и измер-я и выполняют др. действия поискового х-ра. Инициатива, сам-сть, творч. поиск проявл-ся в иссл-ской деят-ти наиб. полно. Методы учеб. работы непосредств. перерастают в методы науч. иссл-я. Формы орг-ции учеб. пр-сса Если иметь в виду особ-сти орг-ции обуч-я на макроур-не, то выдел-ся. Очная форма: обуч-е осущ-ется с отрывом от произв-ва и осн-ым акцентом на аудиторные занятия в усл-ях непосредств-го контакта учащихся с преподами и меж собой. Преимущ-ва закл-тся в max объеме "обучающе-воспит-щих" взаимод-й всех участников обр-льного пр-сса, в возм-сти исп-вать все виды педагогич. контроля, в шир. представл-сти групп-х методов обуч-я и в возм-сти дать max объем содержат-го материала. Заочная форма - объем непосредств. контактов студ-в и преподов резко снижен, сам-е формы работы, присутствует в осн-м рубеж. и выпускной контроль, объем изучаемого материала редуцирован. Специфика заоч. обуч-я: для нек-х видов обр-я (медиц-е) она практ-ки неприменима. Очно-заочная (вечер.) форма - по всем параметрам занимает промежуточ. пол-е меж первыми 2мя формами. Экстернат - полностью сам-ная подготовка с присутствием только выпускного контроля. Можно добавить «дистанционное обуч-е» (диалог меж преподом и студ-ом осущ-тся ч-з электрон. почту или Интернет), а также документал. обуч-е (по переписке). Лекция выполн. 3 осн. ф-ии - информац-ю (излагает необх-е свед-я), стимул-щую (пробуждает интерес к теме), воспит-щую и развив-щую (дает оценку явл-ям, развивает мышл-е). Иногда выдел. ф-ии: ориентирующая (в проблеме, в лит-ре), разъясняющая (направл-я на формир-е осн-х понятий науки), убеждающая (с акцентом на системе док-ств). Незаменима лекция в систематизации и структурир-ии всего массива знаний по дисц-не. Лекция закладывает основы науч. знаний в обобщенной форме. В завис-сти от выбранных критериев м. выделить виды лекций. 1. По общим целям: учебные, агитационные, воспит-щие, просветительные, развив-щие. 2. По науч. ур-ню: академич-е и популяр-е. 3. По дидактич. задачам: вводные, текущие, заключит-но-обобщ-щие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации. 4. По сп-бу излож-я материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог 2х преподов с разн. позициями), проблемные, лекции-конференции. Коллоквиум - групп-е обсужд-е под рук-твом препода достаточно шир. круга проблем. Проходит обычно в форме дискуссии, в ходе к-й студ-м предоставл-ся возм-сть высказать свою т.зр. на рассм-емую проблему, учиться аргументировано отстаивать свое мн-е и в то же время демонстрировать глубину и осознанность усвоения изуч-го материала. Одн-но это разновид-ть масс-го уст. опроса, позвол-щего преподу в сравн-но неб-й временной промежуток выяснить ур-нь знаний студ-в целой академич. гр-пы по конкрет. разделу курса. Практич-е занятия напр-ны на расшир-е и детализацию знаний, на выработку и закрепл-е навыков проф. деят-сти. Подготовка к практич. занятиям предполаг. предварит-ю сам-ную работу студ-в в соотв-ии с методич. разработками по кажд. запланир-й теме. Для проверки степени готовности к семинарам практиковались просеминары, к-е в соврем. ВШ встреч-тся все реже. Собственно семинары и др. практич. занятия выполн. Неск-ко ф-й, к-е невозм-но реализовать в лекцион. форме: 1) текущ. контроль рез-тов сам-й работы студ-в, их умение работать с первоисточ-ми, составлять конспекты и пр.; 2) овлад-е студ-ми навыками сам-ного выступл-я с устн. докладами, обоснования и защиты собств. т.зр.; 3) обуч-е студ-в правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; 4) выявл-е индивид-ных трудностей в обучении отдел. студ-в, возможных недостатков их мышл-я или нек-х мыслит-х операций; 5) выявл-е личност. особ-тей студ-в, могущих позитивно или негативно сказаться на всем пр-ссе обуч-я и треб-щих учета или коррекции. Часто тема семинара явл-ся общей для всей гр-пы студ-в, кажд. делает сообщ-е по отдел.?-су. Иногда препод. делит общую тему меж неск-кими студ-ми заранее. Сообщ-я или доклады, сделанные на семинаре обсужд-ся, студ-ты выст-ют с дополн-ями и замеч-ями. Сем-ры учат студ-в умению четко излагать свои мысли, аргументировать свои сужд-я, вести науч. полемику, считаться с т.зр. оппонентов. В ходе сем-ра выявл-ся недостаточно понятые и усвоенные?-сы, пол-я. Спецсем-ры и спецпрактикумы проводятся на старш. курсах в рамках более узкой спец-ции и предполаг. овлад-е спец. ср-твами проф. деят-сти в выбранной для спец-зации обл. науки или практики. Разновидность практич-х занятий - тренинг. Это сист. регуляр. упражн-й, напр-ных на разв-е и совершенств-е опр-х навыков, необх-х для безошибоч. выполн-я конкрет. видов практич. деят-ти. В лаб-х работах осущ-тся интеграция теоретико-методологич. знаний с практич. умениями и навыками студ-в в усл-ях той или иной степ. близости к реал. проф. деят-ти. Лаб-е занятия дают нагляд. представл-е об изучаемых явл-х и пр-ссах; на них студ-ты осваивают постановку и ведение экспер-та, учатся умению наблюдать, оценивать получ-е рез-ты, делать выводы и обобщ-я. Особую роль играет совмест. групп-я работа. Max степень приближ-я к будущей проф. деят-ти достиг-ся при прохождении производств. практики на конкрет. рабочих постах. Особ. роль могут сыграть научно-учебно-производств-е комплексы. Практикум - вид учеб. занятий, к-й предусм-ет реш-е комплексных учеб. задач, треб-щих от студ-та примен-я научно-теоретич. знаний, получ-х при изучении различ. учеб. курсов, и практич. навыков, приобрет-х на практич. и лабор-х занятиях. Глав. отл-е практикума – его междисц-нарный и комплекс. х-р. Проводится обычно в усл-х приближенных к усл-ям будущей проф. деят-сти. Курс-е работы (проекты) – примен-ся на заключит. этапе изуч-я учеб. предмета или цикла дисц-н. Позвол. применить получ-е знания в решении комплекс. задач, связ-х со сферой деят-ти будущего спец-та. Курс-е работы выполняют по индивидуал. заданиям, к-е носят х-р учеб. задачи. Часто для выполн-я таких заданий необх-мы знания не по 1, а по неск-ким предметам. Выполн-ся в теч-е длит-го времени наряду с ежеднев. учеб. работой, требует тщат-й орг-ции труда, планир-я личного времени. В связи с б. трудоемкостью, своеобр-ем кажд. курс-й работы преподы орг-зуют поэтап. работу над ней, разрабатывая четкие задания на кажд. этап. Консультации предполаг. вторич. разбор учеб. материала, к-й либо слабо усвоен студ-ми, либо не усвоен совсем. Осн. цель – восполн-е пробелов в знаниях. К ним отн-ся текущие индивидуал. и групп-е консультации по учеб. предмету и предэкзаменац-е консультации. На консультациях препод м. разъяснять сп-бы действий и приемы сам-ной работы с конкрет. материалом или при выполнении конкрет. задания: это консультации по курс-му и диплом. проектир-ю, консультации в период провед-я учебно-производств-х практик. Одним из важнейш. компонентов учеб. пр-сса в вузе явл-ся контроль знаний и умений. Его показатели служат осн-ем для вынес-я сужд-я о рез-тах учения и реш-я о переводе студента с курса на курс, назначении стипендии и др. Данные контроля констатируют рез-ты и оценку учеб. деят-ти отдел. студ-в, сост-е учебно-воспитат-й работы всего учеб. завед-я, подсказ-ют меры, необх-е для ее совершенств-я. Экзамены – ведущая, наиб. значимая форма орг-ции контроля. Экзамен по конкрет. дисц-не или ее части преслед. цель проверить и оценить работу студ-та за курс (семестр), получ-е им теоретич. знания, их прочность и ур-нь усвоения, умение синтезировать получ-е знания и применять их к реш-ю практич. задач. Зачеты – форма проверки заданного ур-ня Влад-я студентом наиб. общими "сквозными" компонентами содерж-я практич. обуч-я в обл. изучаемого предмета. Студенту выставляется итог. оценка "зачтено" или "не зачтено". В кач-ве основы такой оценки использ-ся рез-ты текущ. контроля по дисц-не. Как итог. форма контроля зачет примен-ся в период провед-я практик, по рез-там к-х студ-ты получают зачет с дифференцир-й оценкой. Вузовская лекция, ее стр-ра Стр-ра лекции зависит от ее содерж-я и х-ра излагаемого материала, но сущ-ет общий стр-рный каркас, применимый к любой лекции. Композиционно лекция подразд-тся на 3 части: вводную, главную (осн-ю) часть и закл-е. Все эти части представляют собой органичное целое, опр-мое осн-й идеей рассм-емой темы. Глав. часть лекции, с методологич. т.зр., распад-ся на теоретич. и эмпирич. материал. Лекция нач-ся с соглаш-я темы, далее сообщ-ся план лекции. Содерж-е лекции д-но строго след-ть плану. В план вкл-ся наимен-я осн-х узловых?-сов лекции. Полезно напомнить содерж-е предыдущей лекции, связать его с нов. матер-ом, опр-ть место и назнач-е в дисц-не, в сист. др-х наук. По кажд. из анализируемых пол-й след. делать вывод, выделяя его повтор-ем и интонацией. В к. лекции необходим общий вывод. Традиц-ная вузовск. лекция наз-ся информац-ной. Она им. неск-ко разновид-тей: 1. Вводная лекция (о содержании курса). Знакомит студ-в с целью и назнач-ем курса, его ролью и местом в сист. учеб. дисц-н. Далее дается краткий обзор курса (вехи разв-я дан. науки, имена известных ученых). Ставятся науч. проблемы, выдвиг-ся гипотезы, намеч-ся перспективы разв-я науки и ее вклада в практику. Важно связать теоретич. материал с практикой будущей работы спец-стов. Целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать хар-стику учебника и учеб. пособий, ознакомить слушателей с обязат-м списком лит-ры, рассказать об экзаменац-х треб-ниях. Помогает студ-ам пол-ть общее представл-е. 2. Обычная лекция дается 1-2 темы (план, лит-ра). Если есть программа курса, то не тратят время на план, лит-ру. 3. Обзорно-повторительная лекция читается в конце раздела или курса, д-на отражать все теоретич. полож-я, составл-щие научно-понятийную основу дан. раздела или курса, исключая детализацию и второстепен. материал. Это квинтэссенция курса – обзор, повтор-е. 4. Обзорная лекция. Это систематизация знаний на более выс. ур-не. В обзорной лекции след. рассм-ть также особо трудные?-сы экзаменац-х билетов. Студ-ты пишут конспект. Он помогает внимат-но слушать, лучше запоминать в пр-ссе записи, обеспеч-ет наличие опорных материалов при подготовке к сем-ру, экз-ну. Препод д-н помогать студ-ам и следить, все ли понимают, успевают (выделять темпом, голосом, интонацией, повторять наиб. важ. инфо, использ-ть иллюстративный материал, соблюдать регламент занятий). Иск-во лектора помогает хор. орг-ции работы студ-в на лекции. Содерж-е, четкость стр-ры лекции, примен-е приемов поддерж-я вним-я – все это активизирует мышл-е и работосп-бность, сп-бствует установл-ю педагогич. контакта, выз-ет у студ-в эмоц-ный отклик, воспит-ет навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. Оценка кач-ва лекции. М. назвать узловые критерии оценки кач-ва лекции. Это: 1) Содерж-е лекции: научность, соотв-вие соврем-му ур-ню разв-я науки, мировоззренч-я сторона, наличие методич.?-сов, правильная их трактовка. Активизация мышл-я путем выдвиж-я проблемных?-сов и разреш-я противоречий в ходе лекции. Освещ-е истории вопроса, показ различ. концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излаг-ся ли материал, к-го нет в учебнике, пересказ-тся ли учебник, разъясн-ся ли особо трудн.?-сы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала сам-но по учебнику. Связь с предыдущим и послед-щим материалом, внутрипредмет., межпредмет. связи. 2) Методика чтения лекций: четкая стр-ра лекции и логика излож-я. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщ-е лит-ры к лекции (когда, градация лит-ры). Доступность и разъясн-е нов. терминов и понятий. Доказат-сть и аргументир-сть. Выдел-е глав. мыслей и выводов. Использ-е приемов закрепл-я: повтор-е, вопросы на проверку вним-я, усвоения; подвед-е итогов в конце вопроса, всей лекции. Использ-е нагляд. пособий, ТСО. Примен-е опорных материалов: текст, конспект, отдел. записи, чтение без опорных материалов. 3) Рук-ство работой студ-в: требов-е конспект-ть и контроль над выполн-ем. Обуч-е студ-в методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практич. занятиях. Использ-е приемов поддерж-я вним-я – риторич-е вопросы, шутки, ораторские приемы. Разреш-е задавать?-сы (когда и в какой форме). 4) Лекторские данные: знание предмета, эмоц-сть, голос, дикция, ораторское мастерство, к-ра речи, внеш. вид, умение устан-ть контакт. 5) Результативность лекции: информац-я ценность, воспитат-й аспект, достиж-е дидактич. целей. 9. Техн-гия подготовки лекции по соц-гии. Задача вуз-й лекции – учить студ-в мыслить. Это осущ-мо, когда включаешь слушающих в собств/ пр-сс мышл-я. Лекция д.б. тщательно подготовлена, это важнейш. треб-ние. С др. ст., чтобы лекция была мышлением вслух, она д-на делаться за кафедрой. Это два взаимоискл-щих усл-я, но соблюд-е и 1го и 2го необх-мо. Скажем так: лекция – тщательно подготовл-я импровизация. Эта импровизация опирается на длит-ю и тщат-ю подготовку. Лектор д-н отлично владеть содерж-ем своей лекции, т.е. он д-н безупречно знать свой предмет, то, что он будет говорить. Излагая лекцию, лектор от начала до конца д-н держать ее под своим контролем, видеть с чего начать и чем кончить. И, наконец, уметь сказать. Индивид-ость лектора, особ-сть его лич-ти д-ны выраж-ся и обнаруж-ся во всем: в х-ре доказ-тва, в стиле, в специфике языка. Лекция по форме д.б. построена с учетом всех правил ораторского иск-ва и личн. особ-тей самого лектора. Суть лекторск. мастерства в том, чтобы без излишней аффектации, силой логики и внутр. страстности, держать ауд-ю от 1ой до послед. мин в сост-ии вдумчивого напряж-го вним-ия. 1й этап – сбор матер-ов. К кажд. лекции готовятся «всю жизнь». То, что лектор говорит, д-но составлять только какую-то часть из того, что он вообще знает по освещаемому?-су. Он всегда д-н откладывать в своей памяти, фиксир-ть в своей записной книжке все, что м. пригодиться для лекционных курсов. Для лектора нет четко очерч-х границ раб. дня. Мысль лектора работает всегда. Лектор – это творч. работник, к-й подобен писателю, актеру, для него досуг и труд связаны воедино, взаимопроникают, переходят 1 в другое. В вопросе о сборе материала к лекции м. выделить и опр-е технологич. Моменты. Эти «технологич.» приемы завис. от инд-льных особ-тей каждого: 1) сп-б картотек. Необх-м педантизм, скрупул-сть. Этот сп-б трудоемок, но удобен тем, что м. оперир-ть карточками, группировать их в завис-сти от своих нужд, в любой форме, любом сочетании. 2) сп-б досье. Досье – фр., сов-сть материалов, относ-хся к к.-л.?-су. Техн-гия ведения досье: заводятся папки по всем лекцион. темам учеб. курса, темам семинар. занятий, по осн-м разделам вашей научно-исслед-ской работы. В эти папки склад-тся вырезки (ксерокопии) из газет, ж-лов, статьи, библиографич-е карточки, собств-е записи, рабочий материал к той или иной лекции и любой др. материал, им-щий отн-е к той или иной теме. Досье менее трудоемко, более гибко. Но, не так систематично, менее удобно для использ-я во время чтения лекции. 3) сп-б тетрадных записей. Это своего рода дневниковый сп-б. Делая тетрадные записи, выписки из прочит-го, лектор заносит туда и собств-е набл-я, делает комментарии к прочит-му, фиксирует свои мысли по поводу тех или иных пол-й. Наиб. разумным явл. сп-б досье. Тетрадные записи больше подходят к научно-исслед-ской работе. Во всех случаях материалы д.б. доступны, хор. класс-цир-ны, содерж-ся в порядке. Необх-ма регулярная ревизия материалов не реже чем 1 раз в год. Это нужно, чтобы не накопилось много хлама. Проводя ревизию, устраняйте то, что случайно попало, не нашло примен-я, устарело, потеряло свою актуал-сть. Есть и др. виды сбора материала. В книгах в опр-х местах текста делаются закладки. М. на карточку не полностью запис-ть цитату, а указ-ть: о том-то смотри там-то. М. вести домаш. библиографию. Работа по сбору материала требует систематич. слежения за нов. лит-рой. Необх-мо выпис-ть и иметь у себя дома осн-е социологич. и обществ. ж-лы. М. польз-ся и др. справочно-библиографич. изданиями и интернетом. Важно одно: постоянно быть информир-ным о всей новейшей лит-ре по своей спец-сти. 2ая стадия подготовки – отбор материала. Он осущ-тся ||-но с составл-ем плана лекций. В это время отбир-ся необх-мое для подготовки тех или иных письм/ материалов к лекции и обдум-тся все то, что будет сказано устно. Выборка делается в опр-й послед-сти: осн-е пол-я классиков соц-гии, нов. мысли и факты монографий, учеб-ов и учеб. пособий по соц-гии, общественно-политич. периодики, и в конце – «дивертисмент» – все, что служит оживлению лекции и т.д. Важно внести в лекцию те «находки», к-е родились при чтении этой темы в прошлом. Одновр-но с отбором материала сост-тся раб. план. Он д-н содержать: перечень осн-х проблем и приблизит-й расчет времени. Если лектор не будет владеть временем, то обяз-но иссякнет за 10-12 мин. До конца лекции будет нудно тянуть, ожидая звонка. Или, напротив, - не сможет уложить материал в отведенное время. III. После начинается подготовка раб. материалов к лекции. По х-ру используемых материалов, лекторов можно разделить на: читающих без текста, читающих с частичным использ-ем текста и читающих полностью по напис-му тексту. При чтении по полностью напис-му тексту лекция превращается в оглаш-е текста, а лектор в своеобраз. диктора. Это приводит к потере контакта с ауд-ей, ослабл-ю вним-я студ-ов. Однако метод использ-я полного текста имеет достоинства: дает четкость и стройность, логичность и послед-сть, отточ-сть формулировок. Метод чтения, без текста в этом отн-ии уступает, при нем трудно избежать известной нечеткости, не всегда строгой логики излож-я, перерасхода времени, отклон-й от темы и т.д. Но у него есть и достоинства: яркость, живость восприятия, постоян. контакт с ауд-ей, нескованность текстом, возможность при необх-сти быстро перестроиться и т.д. Третий тип чтения лекций соединяет плюсы 1го и 2го и дает возм-сть избежать присущих им негатив. мом-ов. Важно другое, чтобы текст сущ. не для ауд-ии, а для лектора. Ауд-я не д-на знать, что у лектора есть напис-й материал. Текст коварен. Привыкнув всегда иметь текст, вы уже не сможете без него встать за кафедру. Текст д.б. для, чтобы проконтрол-ать самого себя в случае необх-сти. М. в него и заглядывать, однако лучше в ауд-ии делать это как можно реже. Когда лектор овладеет достаточно своим предметом, он д-н переходить к использ-ю лекцион. материалов иного х-ра: планов, конспектов и др. Наряду с планом или развернутым конспектом лектор м. им. с собой карточку из картотеки, газетные, журнальные вырезки (их ксерокопии) и книги. Ничего страшного, если зачитать цитату, привести дословно ту или иную мысль. IV. Надо готовить самого себя. Сколько бы раз не читалась лекция, вы всегда д-ны опр-ным обр-м мобилизовать себя. Лекция требует собранности, душевного настроя, подъема. Зажечь др-х можно лишь, когда сам горишь. Надо уметь «взять себя в руки», выйти на лекцию собранным, благожелат-но настроенным, с желанием приобщить студ-та к тому, что сам знаешь. Лектору нужны сил. эмоции, экспрессия. Чувство меры д-но быть. Экспрессия и страсть д.б. лишь там, где они естественны и оправданы. Для успеш. лекцион. работы треб-ся соответ-щее раб. место – кафедра, трибуна. Закр-я (полузакр-я) кафедра совершенно необх-ма. Надо, чтобы соответ-щим обр-м была оформлена ауд-ия. Д.б. хор. акустика. Мет-ка чтения лекции. Нач-тся сам пр-сс чтения лекции. Лекции по соц-гии носят учеб. х-р, поэт. их надо начинать с объявл-я темы и сообщ-я плана. Обычно план лекции диктуется и д.б. записан студ-ми. План двухчасовой лекции вкл. не б. 3-4?-сов, б. кол-во?-сов дробит логику излож-я, делает ее трудной для восприятия. Иногда это м.б. даже 2?-са. Сообщ-е лит-ры к лекции не обяз-но и даже нецелесообр-но. Лит-ра обычно содержится в обязат-й проге, к ней надо адресовать студ-в. В ходе самой лекции в начале м. указать свежую монографию или статью по теме, сослаться на интерес. книги или брошюры. Если лектор дает план и лит-ру, на это уходит 10-15 мин. Это мешает, расхолаж-ет студ-в. Лекцию нужно начинать установл-ем ее связи с предыдущей. У студ-та все время д.б. ощущ-е целостности и логичности курса, осозн-е того, что вы продолжаете излагать мысли и идеи, начатые еще во вводной лекции. Темп не д.б. равномерным на протяжении всего излож-я, в ходе лекции его надо неск-ко раз менять. Начинать лекцию след. несколько «задумчиво». Лекцию нужно начинать не спеша, отн-но тихо, чтобы она затем все более и более крепчала. Там, где необх-мо сосредоточить вним-е студ-в на опр-х моментах, замедлять темп, прибегать к повторению отдел. формулировок. Там, где идет иллюстративный материал, не треб-щий тщат-й фиксации, говорить быстрее. Главное, чтобы вас внимат-но слушали. Если студ-ту некогда поднять на вас глаза, значит вы слишком быстро читаете. Надо чтобы студ-ты запис-ли не слова, а мысли. На лекции по соц-гии достаточно 2-3 примеров, иногда м.б. достаточно 1 примера, на к-м всесторонне вскрывалось бы содерж-е сообщаемых идей. Лекция д.б. расцвечена, но и тут д.б. чувство меры. Жестикуляция д.б. естеств-й и скупой. Лектор д.б. немного актером, но не превращаться в паяца, шута. М. применять только тот жест, к-й подчерк-ет вашу мысль. Лекция успешна лишь, когда налажен контакт с ауд-ей. Ауд-ей надо овладеть. Надо не отрываться от ауд-ии. Не отрываться – значит следить за тем, сохр-тся ли вним-е, не возникла ли рассеянность. В содержат-ом отн-ии это достигается введ-ем дискусс-ных моментов в лекцию. Они д-ны присутствовать в лекции, но не д.б. самоцелью учеб. лекции. Важна звучность лекции. Чем громче говорит лектор, тем громче говорит ауд-я. Лектору нужно говорить отн-но тихо, но внятно. Опытные лекторы считают, что лучшее ср-во привести в порядок беседующую ауд-ю это замолчать. Умение владеть голосом, сост-е голосового аппарата. Какая бы умная лекция ни была, но если лектор читает хриплым голосом, шамкает, проглат-ет слова, самые великолеп. мысли гаснут. Надо овладеть орфоэпией, нормами современ. русс. лит-рного произнош-я. Мимика. Нехор. когда у лектора лицо-маска. Но плохо, когда оно все время «играет». Нужна мера. Все сказ-е о форме лекции отн-ся к ораторскому мастерству, без к-го нет действит-го лектора. Подготовка препода к сем-ру. Препод творчески орг-ет сем-ское занятие. Подготовка к сем-ру вкл. в себя комплекс мероприятий: 1) сост-е тщательно продум-х и утвержд-х на кафедре планов с указ-ем рекоменд. лит-ры; 2) письм. и уст. методич-е указ-я ст-там к кажд. сем-ру; 3) анализ итогов провед-х сем-ров в предыд-х семестрах и выработка мер по их совершенств-ю; 4) подготовка преподом личн. развернут. плана-проспекта (рабочего плана) сем-ра; 5) просмотр лит-ры и подбор нагляд. пособий к очеред. сем-ру; 6) предварит-е ознакомл-е со студенч-ми группами, с к-ми предстоит работать; 7) систематич-я помощь ст-там в орг-ции сам. работы, в част-сти, провед-е консульт-й. Личная подготовка препода нач-тся с составл-я раб. плана провед-я сем-ра. В нем разраб-ется модель предстоящего занятия с учетом пожел-й, высказанных на предметно-методич-й комиссии. Степень детализации занятия завис. от опыта и методич. мастерства педагога. В плане отраж-ся след.?-сы: 1. План, к-й пр-ль дает ст-там (с указ-ем обязат. и доп. лит-ры); 2. Формул-вка цели сем-ра, его знач-е и место в учеб. курсе; 3. Осн-е тезисы вступит-го слова; 4. Связь с предыдущей темой; 5. Постановка осн. проблемы; 6. Расшифровка глав.?-сов по пунктам (с пример. расчетом времени); 7. Рассчитать время на кажд. ст-та; 8. Тематика докладов д.б. с лит-рой; 9. Постранич. подсчет обязат. и доп. лит-ры, подсчет времени, к-е будет затрачено ст-тами на чтение; 10.Расшир-й сп-к лит-ры, к-й исп-ет сам препод-ль, вкл-я свежую периодику. 11.Перечень осн. и доп.?-сов. Перечень наводящих?-сов для активизации ауд-ии. 12.Перечень?-сов, вокруг к-х м.б. орг-вана дискуссия с хар-стикой т.зр., сущ-щих в печати. 13.Перечень?-сов, трудных для усвоения и выз-щих необх-сть особо тщат. разбора. 14.Подборка высказ-ий классиков соц-гии, соврем. ученых, на основе к-х возможен разбор или иллюстрация пол-й, обсуждаемых на сем-ре. 15.Указ-е на различия в трактовках тех или иных?-сов в учебниках или учебных пособиях, исп-емых ст-тами. Препод м. подг-ть фамилии обучаемых, к-х необх-мо привлечь к обсужд-ю?-сов, а также тезисы закл-ного слова. Особое место занимает консультац-ая работа препода. Конс-ции м.б. 2х видов – групп-е и инд-льные. На групп. конс-ции препод называет тему предстоящего сем-ского занятия,?-сы и порядок их обсужд-я; дает крат. обзор ист-ков и раскрывает их знач-е для наиб. полн. рассм-ния соотв-щих теоретич. проблем, обращает вним-е на наиб. слож.?-сы, к-е м. вызвать затрудн-я, дает советы о путях их преодол-я; рекомендует наиб. целесообр-е сп-бы орг-ции сам. работы. Инд-льные конс-ции проводятся в спец-но отвед-е время. За пом-ю м. обратиться те, кто испыт-ет трудности в изучении дан. темы, и ст-ты, к-е хотели бы более глуб. разобраться в?-сах сем-ра. Детальный план кажд. сем-ского занятия д-н объявл-ся и разъясн-ся учащимся заблаговр-но. Препод изучает требования учеб. проги к теме сем-ского занятия. Необх-мо напис-е развернут. конспекта сем-ра, распредел-е пунктов плана по времени. Формы и стр-ра СРС В вузах сущ-ют 2 общепринятые формы СР. Традиц-ая, собственно СРС, вып<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.015 с.) |