Методика проведения семинара. Критерии оценки семинарского занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения семинара. Критерии оценки семинарского занятия.



Необх-мо привлечь вним-е ауд-ии, поздоровавшись. Начинать сем-р нужно с переклички. Затем спраш-тся кто готов, кто – нет, имеются ли?-сы по запланир-ой теме. Вступит-е слово (2-3 мин.) – опр-тся цель занятия, его стр-ра. Дается крат. хар-стика темы, подчерк-тся ее практич. знач-сть. Б. роль играет эмоц-ный настрой учителя. Препод. м. огласить?-сы сем-ского занятия.

Нач-тся собств. семинар. Нужно спросить кто хочет выступить, затем м. вызвать по списку. На 1-х занятиях выявл-ся актив. и пассив. ст-ты. Нужно чередовать вызов по желанию с вызовом по списку. Для обеспеч-я коллектив. обсужд-я проблемы к гр-пе полезно обратиться с?-сами: "Какие дополн-я необх-мо сделать и почему?", "С чем вы не согласны в сообщ-ях ваших товарищей и почему?" и др.

Нужно опр-ться со временем – кому сколько времени дать для выступл-я (5-10 мин. в завис-сти от кол-ва ст-тов присут-щих на сем-ре). 1-му выст-щему дается немного б. времени. Препод делает пометки, но не перебивает. Препод д-н соблюдать переходы меж?-сами, задавая риторич.?-сы.

Если ст-т исчерпал lim времени, то не желат-но его прерывать, но есть случаи, когда м. прервать: 1) ушел не в то русло, не зная ответа; 2) повторяется или не м. закончить начатую мысль; 3) исходит ложная, антинауч. инфо. Если ст-т нач-т издалека, необх-мо напомнить?-с и попросить конкрет-вать.

Ст-ты должны видеть сокурсника при его выступлении. К сер. 1-го часа пр-ль нач. задавать доп-ные и слож.?-сы, к-е углубляют знания ст-тов, застав-ют их думать и позвол. поддерж-ть акт-сть гр-пы. К к. 1-го часа нужно предложить ст-м к.-л. проблем.?-с или цитаты из классиков или учеб-ов, чтобы эта проблема стала обсуждаемой во 2-м часу. Д.б. вызвана дискуссия. 1-ая часть сем-ра заклад-ет основу для послед-щей дискуссии. Начинать с дискуссии нельзя, т.к. нет еще предмета, сначала нужно изложить предмет, осн-е пол-я. Предметом дискуссии м.б. и доклад.

Порядок ведения сем-ра м.б. самым разнообр-ым, в завис-сти от его формы и тех целей, к-е перед ним ставятся. Но в любом случае необх-мо созд-ть на нем атм-ру творч. дискуссии, живого, заинтерес-го обмена мнениями. Дискуссия не самоцель. Она полезна, если сп-ствует глуб. усвоению обсуждаемого?-са. Важно, чтобы ст-ты вним-но слушали и критически оцен-ли выступл-я товарищей. Рук-лю не следует сразу после выступл-я ст-та делать ему замеч-я. Лучше предоставить эту возм-сть самим участникам сем-ского занятия. Если желающих выступить много, а время ограничено, то м. поссовет-ть быть готовыми выступить для анализа, для дополнений и замечаний.

Нельзя заставлять ст-та повторять слово в слово то, что было сказано преподом на лекции, и отвечать за ст-та. М. сделать в к. вывод, дать реплику выступл-ю. Нельзя клеймить, унижать и оскорблять ст-та, если его выступл-е неверно или по др. причинам.

Заверш-ся сем-р заключит-м словом препода (7-8 мин.). Оно призвано подытожить работу сем-ра, четко сформул-ть глав. оценки, указать недостатки, а также то, чего не учли выступавшие и на что след. обратить вним-е. В к. сем-ра разъясн-ся задание на след. сем-р. Препод м. проверить конспекты. Это не обяз-но, т.к. огром. массив инфо невозм-но законспект-ть. Главное, чтобы был опорный материал, над к-м работал ст-т.

Если сем-р проводится по докладам, то необх-мо учит-ть, что они бывают 2-х типов: 1) ст-ты были заранее осведомлены и подготовили?-сы для докладчиков, 2) ст-ты ничего не знали заранее, о чем им будут говорить.

Препод м. провести письм. опрос. Он м.б. 2 видов: без предупрежд-я и с ним. Препод м. одних ст-тов опросить устно, др-х – в письм. форме.

Необходимо стимул-ть ст-тов, их акт-сть на сем-ре, подготовл-сть. В ходе семинара препод задает уточняющие, наводящие, встречные и казусные?-сы.

Пр-ль д-н дать оценку работе ст-тов. Нужно вести учет ответов ст-тов. Кажд. ст-ту в преподавательской тетради отводится 1-2 листа, где ведется учет и анализ ответов ст-та. Допустима письм. к/р, но не стоит исп-ть ее часто, т.к. ст-т д-н логически рассуждать и высказываться, а письм-е работы нужны чтобы ст-т мог письменно излагать свои мысли, оттачивать формул-вки. М. дать к/р на 2 часа, в к-й ст-т излагает всю тему, м-но дать работу по к.-л. части темы (1-2?-са). Ст-там даются тестовые задания или инд-ные?-сы, м-но давать по вариантам. К/р м. дать части пассив. ст-тов, к-е не участвуют в дискуссии.

Пр-ль д-н говорит min, д-ны высказ-ться ст-ты. К ст-там пр-ль д-н обращаться по фамилии, желат-но знать имена. В к. семинара нужно отв-ть на вопросы ст-в по специфике курса или темы. Необх-ма преподават-кая этика, этика дискуссии.

Критерии оценки сем-ского занятия (Елсуков). Препод-лю и ст-ту важно знать не только формы провед-я сем-ров, но и критерии оценки их кач-ва. Кисельгоф и его коллеги предл-ли критерии:

1) план сем-ра – опр-тся темой, к-ю предстоит изучить, и прогой изучаемого курса. План составл-ся препод-лем и завис. от его опыта и мастерства. Необх-ма четкая соглас-сть меж лекцион. и сем-скими темами; меж темами, что изуч-ся в 1 группе и в паралл-ных; треб-ся идентифиц-ть кол-во?-сов, формы провед-я занятий и контроля занятий. Кафедра д-на утверждать раб. планы кажд. препода с тем, чтобы избежать к.-л. произвола в преподават. деят-сти;

2) сп-к рекоменд-й лит-ры – опр-тся кач-во рекоменд-й лит-ры, сп-к ее м.б. слишком узк., слишком шир.; он м. вкл. либо устаревшие работы, либо такие, к-х еще нет в вузовской библ-ке;

3) орг-ция сем-ра – отраж-ся степень гот-сти ст-тов и препода. Орг-ция м.б. четкой, слаженной, а м.б. весьма хаотичной. Время провед-я сем-ра д.б. строго расписано и полностью соотв-вать цели занятия;

4) акт-сть ст-тов – проявл-ся в их ответах и в отн-ии к ответам своих товарищей, к замеч-ям и дополн-ям препода, в фиксации важ. пол-й рассм-емых?-сов в виде спец. записей и т.д.;

5) стиль провед-я сем-ра – хар-тся такими качествами, как выс. интерес слушателей, их оживленное и заинтерес-ое участие в обсуждении?-сов или же, наоборот, скука, трафаретность, формализм, отсутствие к.-л. интереса со стор. ст-тов;

6) подготовл-сть препода и его мастерство – отражает професс-е мастерство препода, его теоретич. и психологич. готовность к провед-ю сем-ра;

7) отн-е препода к ст-там – препод явл. лич-тью с набором своих психологич. кач-в, к-е д-ны соотв-вать его профи. Ценится мера во всем: и в строгости, и в либерализме. Професс-ная этика;

8) отн-е ст-тов к препод-лю и к изуч-му предмету – как ответ. реакция строится отн-е ст-тов к препод-лю. Это отн-е м.б.: уважит-ое, равнодушное, критич-ое, враждебное.

Критерии из Булановой:

1. Целенапр-сть: постановка проблемы, стремл-е связать теорию с практикой, с использ-ем материала в буд. проф. деят-сти.

2. Планир-е: выдел-е глав.?-сов, связ-х профилирующими дисц-нами, наличие новинок в списке лит-ры.

3. Орг-ция сем-ра: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктив. анализ всех ответов и выступл-й, повед-е самого препода.

4. Стиль провед-я сем-ра;

5. Отн-я «препод – ст-ты»: уважит-ые, в меру требоват-ые, равнодушные, безразличные.

6. Упр-е группой: быстр. контакт со ст-тами, увер-ое повед-е в группе, разум. и справедл. взаимод-е со ст-тами или, наоборот, повышает тон, опир-ся в работе на лидеров, оставляя пассив. др-х ст-тов.

7. Замеч-я препода: квалифицир-ые, обобщ-щие или нет замеч-й.

8. Ст-ты ведут записина сем-рах: регулярно, редко, не ведут.

17. Место и роль сам. работы студентов в учебном процессе, ее цели и задачи

СРС – одна из форм учебно-воспитат-го пр-сса в ВШ. В комплексе треб-й, предъявляемых к спец-сту с высш. обр-ем, все больший удел. вес занимает умение сам-но ориентир-ся в потоке инфо, сп-ность к самообр-ю и накопл-ю знаний. В пр-ссе сам-ной работы раскрыв-ся сп-сти чела, формир-ся его кач-ва как творч. лич-ти, поэтому умение сам. добывать и польз-ся инфо – 1 из наиб. ценных кач-в соврем. спец-ста.

Особ-сть вузовского обуч-я и сост. в том, чтобы развить творч. потенциал ст-та. Поэтому СРС в вузе стан-ся важ. составной частью пр-сса обуч-я, вузовской дидактики.

Для успеш. выполн-я СРС необх-мы планир-е и контроль со стор. преподов, а ткж планир-е объема сам. работы в учеб. планах спец-стей профилир-щими кафедрами, учеб. частью, методич-ми службами учеб. завед-я.

Сам. работа – это планируемая работа ст-тов, выполняемая по заданию и при методич. рук-тве препода, но без его непосредств-го участия. СРС – это проявл-е его творч. сп-стей при усвоении материала, его наполнении и использ-ии в практич. ситуациях.

СРС предназначена для овлад-я кажд. дисц-ной и для формир-я навыков сам. работы вообще, в учеб., науч., професс-ной деят-сти, сп-сти принимать на себя ответ-сть, сам-но решить проблему, находить конструктив. реш-я, выход из кризис. сит-ии и т. д. Сам. работа завершает задачи всех видов учеб. работы. Сам. работа им. воспитат-е знач-е: формирует сам-сть не только как сов-сть умений и навыков, но и как черту х-ра, играющую сущ-нную роль в стр-ре лич-ти соврем. спец-ста высш. квал-ции. Основой сам-ной работы служит научно-теоретич. курс, комплекс получ-х ст-тами знаний.

Сущ-ют различ. виды инд-льной сам. работы – подготовка к лекциям, сем-рам, лаб-рным работам, зачетам, экз-нам, выполн-е реф-тов, заданий, курс. работ и проектов, а на заключит. этапе – выполн-е диплом. проекта. Сам. работа более эфф-вна, если она парная или в ней участвуют 3 чела. Групп-я работа усил-ет фактор мотивации и взаим. интелл-льной акт-сти, повышает эфф-сть познават-й деят-сти ст-тов бл-ря взаим. контролю. Происх-т групп-я самопроверка с послед-щей коррекцией препода.

Соотн-е времени, отводимого на аудитор. и СРС, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотн-е основ-тся на дидактич. потенциале этого вида учеб. деят-сти ст-тов.

Сам-ная работа сп-ствует:

– углубл-ю и расшир-ю знаний;

– формир-ю интереса к познават-й деят-сти;

– овлад-ю приемами пр-сса познания;

– разв-ю познават-х сп-стей.

Смысл сам-ной работы в том, чтобы научить ст-та сам-но мыслить, творчески усваивать изучаемый материал, анализир-ть и интерпретир-ть осн-е пол-я, понятия, выдвигать свои гипотезы, идеи и реш-я, работать с лит-рой, периодич-ми изданиями, искать и находить новое знание, использ-ть его в практич-х сит-ях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.013 с.)