Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стили пед. Общ-я. Диалог и монолог в пед. Общении.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Общ-е на основе выс. проф. установок педагога. В ВШ интерес в общении стимул-тся и общими проф. интересами. 2. Общ-е на основе дружеского распол-я. Предполаг. увлеч-сть общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совмест. учеб. деят-ти. Но следует избегать панибратства. Особенно это касается молод. педагогов. 3. Общ-е-дистанция наиб. распростр-но. Во взаимоотн-ях пост-но прослеж-тся дистанция во всех сферах. В обучении со ссылкой на авторитет и професс-зм, в воспитании со ссылкой на жизн-й опыт и возраст. Такой стиль форм-ет отн-я учитель-ученики. 4. Общ-е-устраш-е – негатив. форма общ-я, антигуман-я, вскрывающая педагогич. несостоят-сть прибегающего к нему препода. 5. Общ-е-заигр-ние х-рно для молод. препод-лей, стремящихся к популяр-ти. Такое общ-е обеспеч-ет лишь ложный, дешев. авторитет. Чаще всего в педагогич. практике набл-тся сочет-е стилей в той или иной пропорции, когда доминирует 1 из них. Др. класс-ция стилей пед. общ-я – типология проф. позиций учителей, предлож-я Таленом: Модель I – «Сократ». Педагог – любитель споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему св-венны индивид-зм, несистемат-сть в учеб. пр-ссе из-за постоян. конфронтации; учащиеся усиливают защиту собств. позиций, учатся их отстаивать. Модель II – «Рук-тель гр-повой дискуссии». Главным считает достиж-е согласия и установл-е сотрудн-тва меж учащимися, отводя себе роль посредника, для к-го поиск демократич. согласия важнее рез-та дискуссии. Модель III – «Мастер». Педагог – образец для подраж-я, подлежащий безуслов. копированию, как в учеб. пр-ссе, так и в отн-ии к жизни вообще. Модель IV – «Генерал». Избегает двусмысл-сти, подчеркнуто требователен, жестко добивается послуш-я, так как считает, что всегда и во всем прав. Студент – армейский новобранец, д-н беспрекословно подчин-ся отдаваемым приказам. Это наиб. распростр-ный стиль в педпрактике. Модель V – «Менеджер». Препод поощряет инициативу и сам-сть, стремится к обсужд-ю с кажд. студ-ом смысла проблемы, качеств-му контролю и оценке конеч. рез-та. Он индивид-зирует учеб. пр-сс. Модель VI – «Тренер». Атм-ера общ-я пронизана духом корпорат-сти. Студ-ты как игроки 1й команды, где кажд. в отдел-сти не важен как инд-ность, но все вместе они м. многое. Преподу отводится роль вдохновителя гр-повых усилий, для к-го главное – конеч. рез-тат, блестящий успех, победа. Модель VII – «Гид». Это ходячая энциклоп-я. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все?-сы ему известны заранее, как и сами?-сы. Технически безупречен и поэтому зачастую откровенно скучен. Сгруппиров-е стили: 1. Демократич-й – 2, 5, 6 стили из 2-й класс-ции; 2. Авторитар-й – 1, 3, 4, 7 стили из 2-й класс-ции; 3. Попустительский – 5 стиль из 1-й класс-ции. Стиль общ-я воплощает с-но-этич-е установки общ-ва, вуза, он отражает личностн. и педагогич. ур-нь педагога, его эмоц-но-психологич. особ-сти. Диалог и монолог в пед. общении. Монолог: - статусное доминир-е субъект-объектных отн-й; - эгоцентризм, сосредоточ-е на собств-х потреб-тях, целях, задачах; - принужд-е учащихся посредством скрытого манипулир-я или откр-й агрессии; - догматизм, надличностная трансляция норм и знаний, подлеж-х безоговороч. копир-ю и усвоению; - стереотипность методов и приемов возд-вия; преоблад-е дисциплинарных приемов; - субъективная и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценки. Диалог: - личностное рав-во, субъект-субъектные отн-я; - центрация не только на своих потреб-тях, но и на потреб-тях учащихся, их конвергенциях; - накопл-е потенциала согласия и сотрудн-тва; - свобода дискуссии, передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуал. осмысл-я; - стремл-е к творч-ву, личному и проф. росту, импровизационность, экспериментир-ние; - преоблад-е приемов, ориентир-х на сам-ную деят-ть учащихся; - стремл-е к объектив. контролю рез-тов деят-ти уч-хся, индивидуал. подходу и учету полимотивир-сти их поступков. Т.о., пед. общ-е, основ-е на субъект-субъектных отн-ях, проявл-ся в сотрудн-тве, к-е осущ-тся в атм-ре творч-ва и сп-бствует гумм-ции обуч-я. Формы орг-ции учеб. пр-сса Если иметь в виду особ-сти орг-ции обуч-я на макроур-не, то выдел-ся. Очная форма: обуч-е осущ-ется с отрывом от произв-ва и осн-ым акцентом на аудиторные занятия в усл-ях непосредств-го контакта учащихся с преподами и меж собой. Преимущ-ва закл-тся в max объеме "обучающе-воспит-щих" взаимод-й всех участников обр-льного пр-сса, в возм-сти исп-вать все виды педагогич. контроля, в шир. представл-сти групп-х методов обуч-я и в возм-сти дать max объем содержат-го материала. Заочная форма - объем непосредств. контактов студ-в и преподов резко снижен, сам-е формы работы, присутствует в осн-м рубеж. и выпускной контроль, объем изучаемого материала редуцирован. Специфика заоч. обуч-я: для нек-х видов обр-я (медиц-е) она практ-ки неприменима. Очно-заочная (вечер.) форма - по всем параметрам занимает промежуточ. пол-е меж первыми 2мя формами. Экстернат - полностью сам-ная подготовка с присутствием только выпускного контроля. Можно добавить «дистанционное обуч-е» (диалог меж преподом и студ-ом осущ-тся ч-з электрон. почту или Интернет), а также документал. обуч-е (по переписке). Лекция выполн. 3 осн. ф-ии - информац-ю (излагает необх-е свед-я), стимул-щую (пробуждает интерес к теме), воспит-щую и развив-щую (дает оценку явл-ям, развивает мышл-е). Иногда выдел. ф-ии: ориентирующая (в проблеме, в лит-ре), разъясняющая (направл-я на формир-е осн-х понятий науки), убеждающая (с акцентом на системе док-ств). Незаменима лекция в систематизации и структурир-ии всего массива знаний по дисц-не. Лекция закладывает основы науч. знаний в обобщенной форме. В завис-сти от выбранных критериев м. выделить виды лекций. 1. По общим целям: учебные, агитационные, воспит-щие, просветительные, развив-щие. 2. По науч. ур-ню: академич-е и популяр-е. 3. По дидактич. задачам: вводные, текущие, заключит-но-обобщ-щие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации. 4. По сп-бу излож-я материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог 2х преподов с разн. позициями), проблемные, лекции-конференции. Коллоквиум - групп-е обсужд-е под рук-твом препода достаточно шир. круга проблем. Проходит обычно в форме дискуссии, в ходе к-й студ-м предоставл-ся возм-сть высказать свою т.зр. на рассм-емую проблему, учиться аргументировано отстаивать свое мн-е и в то же время демонстрировать глубину и осознанность усвоения изуч-го материала. Одн-но это разновид-ть масс-го уст. опроса, позвол-щего преподу в сравн-но неб-й временной промежуток выяснить ур-нь знаний студ-в целой академич. гр-пы по конкрет. разделу курса. Практич-е занятия напр-ны на расшир-е и детализацию знаний, на выработку и закрепл-е навыков проф. деят-сти. Подготовка к практич. занятиям предполаг. предварит-ю сам-ную работу студ-в в соотв-ии с методич. разработками по кажд. запланир-й теме. Для проверки степени готовности к семинарам практиковались просеминары, к-е в соврем. ВШ встреч-тся все реже. Собственно семинары и др. практич. занятия выполн. Неск-ко ф-й, к-е невозм-но реализовать в лекцион. форме: 1) текущ. контроль рез-тов сам-й работы студ-в, их умение работать с первоисточ-ми, составлять конспекты и пр.; 2) овлад-е студ-ми навыками сам-ного выступл-я с устн. докладами, обоснования и защиты собств. т.зр.; 3) обуч-е студ-в правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; 4) выявл-е индивид-ных трудностей в обучении отдел. студ-в, возможных недостатков их мышл-я или нек-х мыслит-х операций; 5) выявл-е личност. особ-тей студ-в, могущих позитивно или негативно сказаться на всем пр-ссе обуч-я и треб-щих учета или коррекции. Часто тема семинара явл-ся общей для всей гр-пы студ-в, кажд. делает сообщ-е по отдел.?-су. Иногда препод. делит общую тему меж неск-кими студ-ми заранее. Сообщ-я или доклады, сделанные на семинаре обсужд-ся, студ-ты выст-ют с дополн-ями и замеч-ями. Сем-ры учат студ-в умению четко излагать свои мысли, аргументировать свои сужд-я, вести науч. полемику, считаться с т.зр. оппонентов. В ходе сем-ра выявл-ся недостаточно понятые и усвоенные?-сы, пол-я. Спецсем-ры и спецпрактикумы проводятся на старш. курсах в рамках более узкой спец-ции и предполаг. овлад-е спец. ср-твами проф. деят-сти в выбранной для спец-зации обл. науки или практики. Разновидность практич-х занятий - тренинг. Это сист. регуляр. упражн-й, напр-ных на разв-е и совершенств-е опр-х навыков, необх-х для безошибоч. выполн-я конкрет. видов практич. деят-ти. В лаб-х работах осущ-тся интеграция теоретико-методологич. знаний с практич. умениями и навыками студ-в в усл-ях той или иной степ. близости к реал. проф. деят-ти. Лаб-е занятия дают нагляд. представл-е об изучаемых явл-х и пр-ссах; на них студ-ты осваивают постановку и ведение экспер-та, учатся умению наблюдать, оценивать получ-е рез-ты, делать выводы и обобщ-я. Особую роль играет совмест. групп-я работа. Max степень приближ-я к будущей проф. деят-ти достиг-ся при прохождении производств. практики на конкрет. рабочих постах. Особ. роль могут сыграть научно-учебно-производств-е комплексы. Практикум - вид учеб. занятий, к-й предусм-ет реш-е комплексных учеб. задач, треб-щих от студ-та примен-я научно-теоретич. знаний, получ-х при изучении различ. учеб. курсов, и практич. навыков, приобрет-х на практич. и лабор-х занятиях. Глав. отл-е практикума – его междисц-нарный и комплекс. х-р. Проводится обычно в усл-х приближенных к усл-ям будущей проф. деят-сти. Курс-е работы (проекты) – примен-ся на заключит. этапе изуч-я учеб. предмета или цикла дисц-н. Позвол. применить получ-е знания в решении комплекс. задач, связ-х со сферой деят-ти будущего спец-та. Курс-е работы выполняют по индивидуал. заданиям, к-е носят х-р учеб. задачи. Часто для выполн-я таких заданий необх-мы знания не по 1, а по неск-ким предметам. Выполн-ся в теч-е длит-го времени наряду с ежеднев. учеб. работой, требует тщат-й орг-ции труда, планир-я личного времени. В связи с б. трудоемкостью, своеобр-ем кажд. курс-й работы преподы орг-зуют поэтап. работу над ней, разрабатывая четкие задания на кажд. этап. Консультации предполаг. вторич. разбор учеб. материала, к-й либо слабо усвоен студ-ми, либо не усвоен совсем. Осн. цель – восполн-е пробелов в знаниях. К ним отн-ся текущие индивидуал. и групп-е консультации по учеб. предмету и предэкзаменац-е консультации. На консультациях препод м. разъяснять сп-бы действий и приемы сам-ной работы с конкрет. материалом или при выполнении конкрет. задания: это консультации по курс-му и диплом. проектир-ю, консультации в период провед-я учебно-производств-х практик. Одним из важнейш. компонентов учеб. пр-сса в вузе явл-ся контроль знаний и умений. Его показатели служат осн-ем для вынес-я сужд-я о рез-тах учения и реш-я о переводе студента с курса на курс, назначении стипендии и др. Данные контроля констатируют рез-ты и оценку учеб. деят-ти отдел. студ-в, сост-е учебно-воспитат-й работы всего учеб. завед-я, подсказ-ют меры, необх-е для ее совершенств-я. Экзамены – ведущая, наиб. значимая форма орг-ции контроля. Экзамен по конкрет. дисц-не или ее части преслед. цель проверить и оценить работу студ-та за курс (семестр), получ-е им теоретич. знания, их прочность и ур-нь усвоения, умение синтезировать получ-е знания и применять их к реш-ю практич. задач. Зачеты – форма проверки заданного ур-ня Влад-я студентом наиб. общими "сквозными" компонентами содерж-я практич. обуч-я в обл. изучаемого предмета. Студенту выставляется итог. оценка "зачтено" или "не зачтено". В кач-ве основы такой оценки использ-ся рез-ты текущ. контроля по дисц-не. Как итог. форма контроля зачет примен-ся в период провед-я практик, по рез-там к-х студ-ты получают зачет с дифференцир-й оценкой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.012 с.) |