Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Орг-ция сам. работы ст-тов. Роль препода, кафедры, библиотеки и др. подразд-й инст-та в этом пр-ссеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СРС по обществ. наукам вкл. различ. формы орг-ции: 1) сам-ное изуч-е вузовских курсов обществ. наук в учеб. пр-ссе. Это – умение слушать и конспектир-ть лекции, работать над докладами, реф-тами и др. выступл-ями на сем-ских занятиях, активно участвовать в них, готовиться к зачетам и экз-нам; 2) работу с науч. книгой: изуч-е произвед-й основоп-ков теорий; 3) внеаудитор. изуч-е и разработку проблем обществ. наук: участие в социологич. и др. иссл-ях кафедры, фак-та, в обсужд-ях различ.?-сов на студенч. конф-циях, во всесоюз. конкурсах студенч. работ. Вся эта работа ст-тов предполаг. ее планомерность, орг-нность и контроль со стор. препода, кафедры, деканата, ректората вуза. При орг-ции СРС составл-ся графики сам-й работы на семестр с прилож-ем семестровых учеб. планов и учеб. программ. Графики – стимул-ют, орг-ют, заставляют рац-но использ-ть время. Работа д-на сист-чески контрол-ться преподами. Основой сам-й работы служит научно-теоретич. курс, комплекс получ-х ст-тами знаний. При распред-ии заданий ст-ты получают инструкции по их выполн-ю, методич. указ-я, пособия, список необх-й лит-ры. Соотн-е времени, отводимого на аудитор. и сам. работу, во всем мире сост-ет 1:3,5. Осн-е напр-ния орг-ции сам-ной работы: Формы учеб. деят-сти ст-тов в вузе – лекции, практич-е, лаб-рные занятия, сем-ры, обусл-ют формы сам-й работы и виды домаш. заданий. Сист. контроля ткж закладывает основы для ее ориентации. На лекции препод рекомендует ст-там лит-ру и разъясняет методы работы с учеб-ком и первоист-ками. Особые возм-сти предст-ют вводные и установоч. лекции, на к-х раскрыв-ся проблематика темы, логика овлад-я ею, дается хар-стика сп-ка лит-ры, выдел-ся разделы для сам. проработки. Сем-ские и проектные задания д.б. рассчитаны на совершенст-ние умений поиска оптимал. вар-тов ответов, расчетов, реш-й. Сам. работа выполн-ся с использ-ем опорных дидактич. материалов, призванных корректир-ть работу ст-тов и совершенст-ть ее кач-во. Колл-вами кафедр разрабат-тся: 1. Сист. заданий для сам-й работы. 2. Темы реф-тов и докладов. 3. Инструкции и методич. указ-я к выполн-ю лаб-рных работ, тренировоч. упраж-й, домаш. заданий и т.д. 4. Темы курс. работ, курс. и диплом. проектов. 5. Списки обязат. и доп. лит-ры. Кафедры д-ны разраб-ть стратегию формир-я сист. умений и навыков сам. работы. Задачей кафедр явл-ся разработка дифф-цир-х критериев сам-сти в завис-сти от спец-сти и вида деят-сти. В формир-ии у ст-тов библиографич. навыков б. роль м. сыграть учеб. кабинеты при кафедрах обществ. наук. Важно, чтобы кабинеты проводили работу по привитию ст-там библиографич. навыков, орг-зовали беседы с ними на библиографич. темы, практич. занятия по изуч-ю каталогов и работе с ними. Раб-кам кабинета д-ны помочь как препод-ли кафедры, так и раб-ки вузовской библ-ки. Ст-тов необх-мо сист-чески знакомить с новинками лит-ры по обществ. наукам, рассказ-ть, как легче найти книгу, как польз-ться алфавит. и систематич. каталогами, откр-ми книж. фондами, картотеками, сообщить и о методах работы со словарем, справоч-ми, статистич. сборниками, нагляд. пособиями и т.д. Для орг-ции и успеш. ф-ционир-я СРС необх-мы: –Комплекс. подход к орг-ции СРС по всем формам аудитор. работы. –Сочет-е всех ур-ей (типов) СРС. –Обеспеч-е контроля за кач-вом выполн-я (требов-я, конс-ции). –Формы контроля. При всех видах СРС препод-ль орг-зует, напр-ет и контрол-ет весь ее ход, за искл-ем лишь тех ее видов, к-е предст-ют сугубо инд-льный интерес ст-тов. Поэтому от методич. грамотности вузовск. педагога во многом завис. и эфф-сть СРС, ее орг-ция и контроль. Задача препода – обеспечить усл-я для сам. получ-я знаний из различ. ист-ков (печат. слово, уст. слово, в пр-ссе экспер-та и т.д.). Необх-ма опр-я материал-я база и соотв-ющее методич. обеспеч-е. Препод-ли д-ны познакомить ст-тов с осн-ми полож-ями квалификац-й хар-стики выпускников и объяснить им, каким обр-м весь учеб. пр-сс и кажд. отдел. дисц-на сп-ствуют выработке професс-ных и личност. кач-в спец-ста, входящих в эту хар-стику. Следует акцентир-ть вним-е ст-тов на ее непосредств. влиянии на формир-е таких парам-ров квалификац-й хар-ки, как мобил-сть, умение прогнозир-ть сит-ю и активно влиять на нее, сам-сть оценок и т.д., с тем, чтобы ст-ты видели положит-е рез-ты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении сп-ствовал трансф-ции опосредов-го интереса в интерес непосредств-й. Препод д-н знать начальный ур-нь знаний и умений ст-тов и познакомить их с целями обуч-я, ср-вами их достиж-я и ср-вами контроля. Орг-ция СРС в универе – процесс, к-й вкл. в себя и формир-е мотивации, професс-ой позиции буд. спец-ста, и органичное вкл-е сам. работы в пр-сс освоения содерж-я учеб. дисц-н, и интеграцию СРС с опытом использ-я соврем. педагогич. техн-гий, и выбор форм контроля за рез-тами СРС. Но успеш-сть сам. работы в 1ую оч. завис. от установки и ст-тов, и препод-лей на сотворч-во, от сп-сти всех участ-ов обр-ого пр-сса к диалогу. Необх-мо: 1. Обесп-ть наличие и доступ-сть всего необх-го учебно-методич. и справоч. материала. Д.б. подгот-ны и печатная, и электрон. версии комплекса учеб. пособий по всем дисц-нам. 2. Создать и внедрить систему регуляр. контроля кач-ва выполненной СР (сист. тестир-я). 3. Реализовать сист. мобил. обратной связи по линии «ст-т-препод-ль». Согласовать работу по консультир-ю ст-тов с рез-тами текущего тестир-я. 4. Обеспечить кажд. ст-та «путеводителем» по рабочим прогам различ. дисц-н; его фрагменты м.б. предст-ны на вебстр-х соотв-ющих кафедр. Разработать и внедрить обоснов-ю сист. учета кач-ва выполн-я текущей работы в семестре при выставлении результирующей оценки по дисц-не. Формы и стр-ра СРС В вузах сущ-ют 2 общепринятые формы СР. Традиц-ая, собственно СРС, выполняемая сам-но в произвол. режиме времени в удоб-е для ст-та часы, часто вне ауд-ии, а когда того требует специфика дисц-ны, – в лаб-рии или мастерской. Аудитор. СР под контролем препода, у к-го в ходе выполн-я задания м. получить консульт-ю. Наметилась тенд-я к разработке третьего, промежуточ. варианта СРС, предусматр-щего б. сам-сть ст-тов, б. инд-зацию заданий, наличие консультац-х пунктов и ряд психолого-педагогич. новаций, касающихся как содержат-й части заданий, так и х-ра консульт-й и контроля. СР носит деятельност. х-р и поэтому в ее стр-ре м. выд-ть компоненты, х-рные для деят-сти как таковой: мотивац-е звенья, постановка конкрет. задачи, выбор сп-бов выполн-я, исполнит-ское звено, контроль. М. выд-ть усл-я, обеспеч-щие успеш. выполн-е СР: 1. Мотивированность учеб. задания (для чего, чему сп-ствует). 2. Четкая постановка познават-х задач. 3. Алгоритм, метод выполн-я работы, знание ст-том сп-бов ее выполн-я. 4. Четкое опр-е препод-лем форм отчетности, объема работы, сроков ее представл-я. 5. Опр-е видов консультац-й помощи (конс-ции - установочные, тематические, проблемные). 6. Критерии оценки, отчетности и т.д. 7. Виды и формы контроля (практикум, контрол. работы, тесты, семинар и т.д.). СР вкл. воспроизводящие и творч-е пр-ссы в деят-сти ст-та. В завис-сти от этого различают 3 уровня СРС: 1. Репродуктив. (тренировоч.) ур-нь: сам. работы выполн-ся по образцу: реш-е задач, заполн-е таблиц, схем и т.д. Познават. деят-сть ст-та проявл-ся в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель работ – закрепл-е знаний, формир-е умений, навыков. 2. Реконструктив. уровень: в ходе работ происх-т перестройка реш-й, составл-е плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне м. выполн-ся реф-ты. 3. Творч-й, поисковый: сам. работа требует анализа проблем. ситуации, получ-я нов. инфо. Ст-т д-н сам-но произвести выбор средств и методов реш-я. Признаки, к-е позвол. класс-вать виды СРС: 1. Осн-ми целями СРС явл-ся: – приобрет-е нов. знаний; – углубл-е ранее приобрет-х знаний; – обобщ-е, сист-зация и практич. примен-е знаний; – формир-е практич. умений и навыков; – самоконтроль в пр-ссе усвоения знаний и выработка навыков их использ-я при решении практич. проблем; – разв-е у ст-тов вним-я, памяти, методов логич. мышл-я, гражданских качеств и т.д. 2. По х-ру учебно-познават-й деят-сти СРС м. подразд-ть на: – репродуктив. (усвоение учеб. материала); – продуктив. (сам-е приобрет-е нов. знания и его использ-е при решении конкрет. задач и сит-й). 3. По методу выполн-я СРС подразд-ся на: Аудитор. СРС опр-тся учеб. планом и прогой учеб. дисц-ны, регламентир-ся учеб. распис-ем, проводится под непосредств. рук-твом препода и вкл-тся в лекционные, сем-ские, лаб-рные занятия, коллоквиумы, провед-е различ. рода практик и т.д. Внеаудитор. СР – это различ. виды учеб., производств., научно-исслед-ской и самообр-тельной деят-сти. Подраздел-ся на обязат-ю и доп-льную. Обязат-я осущ-ется в виде: – выполн-я заданий и упражн-й при подготовке к сем-ским занятиям и контрол. работам; – прослушивания аудиоматер-ов; – просмотра видеоматер-ов; – работы со справоч. изданиями; – чтения и конспектир-я осн. лит-ры; – выполн-я инд-льных домаш. заданий; – выполн-я курс. и диплом. работ; – подготовки к практике. Доп. внеаудитор. работа связана с глуб. и всесторон. изуч-ем предмета, совершенст-ем интеллекта обуч-щегося и вкл.: – реш-е домаш. заданий творч. х-ра; – выполн-е научно-исслед-ской работы; – изуч-е доп. научной, научно-популяр. и учеб. лит-ры; – подготовку к олимпиадам, конф-циям и т.п. 4. По участию препода в осущ-нии СРС она подраздел-ся на: – работу под рук-вом препода, но без его непосредств. вмешат-тва (н-р, контрол. работы); – работу под опосред-ным рук-вом препода (выполн-е его заданий); – полностью СР (удовлетвор-е своих личных познават. интересов без к.-л. участия препода). Направл-я СРС: масс-е и факультативное. Сущ-ет план, по к-му ст-т готовит семинар: 1. перечень?-сов для обсужд-я; 2. вопросы для самоконтроля; 3. темы рефератов; 4. сп-к обязат-й и доп-й лит-ры; 5. методич-е указ-я и рекомендации. Ст-т д-н: – вним-но ознак-ся с содерж-ем плана; – прочитать конспект лекции по данной теме; – познакомиться с соответ-щим разделом учебника, пособия; – прочесть рекоменд-ую лит-ру, отмечая нуж. стр-цы; – изучить доп. лит-ру; – составить конспект или план того, что он д-н будет ответить. Во избеж-е механич. пересказа прочит-го или материала лекции, препод напр-ет ход занятия т.о., чтобы ст-нт в своем ответе: – мог представить рассматриваемые с/пол-я в развитии, – мог провести сравнения различ. соц-ских конц-ций, – показать практич. ценность данных с/пол-й. Ст-т д-н уметь слушать, оценивать свои и чужие выступл-я и дополнять. Научно-исслед-ская СРС В связи с разв-ем информат-ции и интеллект-зации производ-ных технологий быстрыми темпами растет объем научно-технич. инфо. В этих усл-х необх-мо совершенст-е техн-гий обр-ния в напр-нии улучш-я формир-я интеллект-й к-ры, развития творческих способностей специалиста и педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в вузе является непрерывная система НИРС, как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического. Цель – развитие творч. сп-стей буд-х спец-стов и повышение ур-ня их професс. подготовки на основе инд-льного подхода и усил-я сам. творч. деят-сти, примен-я актив. форм и методов обуч-я. Осн-е задачи НИРС: – формир-е у ст-тов интереса к науч. творч-ву, обуч-е методике и сп-бам сам. реш-я научно-исслед-ских задач и навыкам работы в науч. колл-вах; – разв-е у ст-тов творч. мышл-я и сам-сти, углубл-е и закрепл-е получ-х при обуч-ии теорет. и практич. знаний; – выявл-е наиб. одаренных и талант-х ст-тов, использ-е их творч. и интеллект-го потенциала для реш-я актуал. задач различ. обществ. наук; – подготовка из числа наиб. сп-бных и успев-щих ст-тов резерва научно-педагогич. и науч. кадров универа; – созд-е ч-з сист. НИРС усл-й для отвлеч-я ст-тов от недостойных действий и приобрет-я вредных привычек, овлад-я методами рац-го использ-я своего свобод. времени. НИРС орг-зуется непоср-нно на кафедрах, в науч. учрежд-ях инст-та. Рук-тво НИРС осущ-ют профессора и препод-ли инст-та, сотрудники науч. учр-ний инст-та и аспиранты. Из числа штатных препод-лей и сотруд-ов инст-та назнач-ся ответств-е за науч. работу, курирующие орг-цию НИРС на кафедре или в науч. учр-нии инст-та. Организац-е формы НИРС: 1. НИРС, встроенная в учеб. пр-сс. Осн. задача – акт-ция пр-сса обуч-я по пр-пу: чем выше ступень, тем б. сам-й работы. Содерж-е – изуч-е лит-ры, подг-вка реф-тов, докладов, курс. работ и проектов, содержащих научно-иссл-ские разделы. Подраздел-я универа, участвующие в орг-ции и ведении – деканы фак-тов и их заместители по науч. работе, завед-щие и препод-ли кафедр. Выполн-ся в соотв-вии с учеб. планами и прогами, обеспеч-тся методич. пособиями. 2. НИРС, дополняющие учеб. пр-сс. Осн. задача – выход за рамки проги обуч-я, инд-зация пр-сса обуч-я, созд-е усл-й для обеспеч-я непрерыв-ти обуч-я в магистратуре или аспирантуре. Содерж-е – олимпиады, конкурсы, науч. конф-ции, сем-ры. Для орг-ции приказом ректора созд-ся раб. группы под рук-вом науч. рук-ля. Науч. рук-ль создает раб. группу из числа ст-тов, пожелавших заниматься прикладными, методич. и поиск-ми науч. иссл-ями. Предполаг. СР вне рамок непосредств. проги обуч-я. 3. НИРС, паралл-е учеб. пр-ссу. Осн. задача – науч. професс-зация ст-тов под рук-вом высококвалиф-ванных препод-лей и науч. сотруд-ов, т.е. спец-зация, подг-ка к конкрет. области науч. деят-сти, выбор науч. рук-ва. Содерж-е – участие в плановых науч. иссл-ях, выполняемых по госбюджет. и хоз-ным дог-рам, грантам. Рук-ль плановых науч. иссл-ний выбирает ст-тов, достигших успехов в учеб. пр-ссе и сп-бных к научно-иссл-ской деят-сти, для получ-я ими опыта НИР и формир-я науч. задела и собств-го поним-я исследуемых науч. проблем в период обуч-я. Меры поощрения ст-тов и рук-лей НИРС: 1. Осн-ми формами стимул-я явл.: – учет рез-тов, получ-х в пр-ссе выполн-я науч. работы, при оценке знаний на различ. этапах обуч-я; – поощрения за публикацию и депонирование науч. работ; – выдвиж-е наиб. одар-х ст-тов на соискание гос. науч. и именных стипендий, стипендий Учен. совета вуза, стипендий, учреждаемых различ. орг-циями и фондами и т.д.; – представл-е лучш. студенч. работ на конкурсы, выставки и др. орг-ционно-массовые меропр-я, предусм-ющие награжд-е побед-лей; – командирование для участия в различ. отечеств. и зарубеж. науч. форумах ст-тов; – реком-ции для обуч-я или стажировки в ведущих учебно-науч. центрах РФ или за рубежом; – реком-ции для обуч-я в магистратуре, аспирантуре; – финанс-я и матер-но-технич. поддержка кафедр, лаб-рий и науч.х колл-вов, активно раб-щих в систе. НИРС. 2. За успехи ст-ты, профессорско-препод-льские и научно-технич. раб-ки м. награждаться почет. грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денеж. премиями, напр-ться для участия на престиж. выставках, конф-циях, конкурсах, олимпиадах. 3. Ст-ты, сочет-щие актив. НИР с хор. успеваемостью, м.б. рекомен-ны Советом по НИРС к поступл-ю в асп-ру с предоставл-ем права преимущ-ного зачисл-я в нее при прочих рав. усл-ях. 4. Поощр-е и стимул-е многолетней и плодотвор. деят-сти по рук-тву, орг-ции и научно-методич. обеспеч-ю НИР ст-тов, ее совершенст-нию и разв-ю стимул-тся отраслевой наградой – нагрудным знаком Минобр. Р. "За развитие НИРС". Первой ступенью НИР явл-ся СРС. Так, при выполнении рефератив., курс., диплом. работ ст-ту приходится прорабат-ть, анализ-ть огром. кол-во научной лит-ры. Углублен. изуч-е к.-л. темы м. породить повыш. к ней интерес ст-та, что будет сп-ствовать дальнейш. науч. иссл-ю. К научно-иссл-ской деят-сти ст-тов отн-ся совместное, препод-ля и ст-та, изуч-е к.-л.?-са, участие в специализир-х кружках, выступл-я на конф-циях, напис-е науч. статей и т. д. Студенч. науч. кружки орг-ся при общенауч. и спец. кафедрах, науч. подраздел-ях вуза. В них ст-ты состав-т аннотации и реф-ты по отечеств., иностран. спец. лит-ре, овладевают навыками провед-я экспер-та и обработки получ-х рез-тов, проект-ют и изготавл-ют нагляд. пособия, лаб-рные устан-ки и технич. ср-ва обуч-я, готовят сообщ-я, с к-ми выст-ют на засед-ях кружков, науч. сем-рах кафедры. Науч. кружок форм-тся вокруг препода, читающего курс соц-гии. Прога работы опр-ся самим препод-лем совместно со ст-тами, пожелавшими стать его участ-ми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.012 с.) |