Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзамен и зачет как форма пед. Контроля

Поиск

Экз-ны и зачеты – осн-е формы контроля знаний ст-тов. На этом заверш-щем этапе обуч-я реал-тся обрат. связь, идущая от ст-та к препод-лю и наоборот. Фронтал. проверке подверг-ся знания ст-тов, приобрет-е ими навыки науч. работы, теоретич. мышл-я, эфф-сть работы препода, кафедры.

Зачеты – вид проверки и учета знаний ст-тов по круп. разделам теоретич. курсов и по предметам, в изучении к-х преоблад-т практич. знания. Провод-ся в форме собесед-я препода со ст-том. Заверш-ся записью в вед-сти и в зачет. книжке ст-та, удостовер-щей выполн-е опр-й работы или овлад-е тем или иным разделом курса.

Нек-е общие признаки зачет. формы проверки знания:

– проводятся для оценки знаний ст-тов по к.-л. круп. разделам теоретич. курсов или же по предметам, в к-х преоблад. практич. знание, формир-ся опр-е проф. навыки и умения;

– служат для проверки и принятия курс. работ (проектов) и различ. рода практик;

– оценка явл-ся недифф-рованной;

– им. инд-льный х-р и проводятся в уст. или в письм. форме;

– м. проводиться одновр-но со всей группой по распис-ю, либо в теч-е нек-го периода времени путем орг-ции неск-ких коллоквиумов, цикла письм. работ, рейтинг. формы контроля знаний.

Помимо контрол. ф-ции выполняет обуч-щую, воспитат-ю, орг-зующую, сист-зирующую, развив-щую, методич-ю ф-ции.

Зачет есть форма акт-зации учеб. пр-сса, сист-зации, закрепл-я и углубл-я получ-х знаний.

Провед-е зачета им. свои методич-е установки. Возм-сти опроса здесь более разнообр-е, чем при проведении экз-на: – уст. и письм.; – инд-льный и колл-вный; – однораз. и многораз-й; – им-щий теоретич. и практич. х-р; – реал. опрос или автоматич. зачет.

Обычно происх-т в виде инд-льной беседы. В ауд-ии нах-тся неск-ко ст-тов или группа в полном составе.

Препод не только заслуш-ет ответ и опр-ет его кач-во, он д-н и аргумент-ть незнание ст-та, конкретизируя, что же тот д-н доучить, чтобы сдать зачет в след. раз. Недопустимы к.-л. оскорбит-е замеч-я в адрес ст-та в связи с недостат-стью его знаний или отказ поставить зачет в связи с к.-л. дисциплинар. проблемами. Правильное сочет-е колл-вной работы группы и строго инд-льного подхода – пр-п методики провед-я зачетов.

Важ. аспект методики провед-я зачета – треб-ние о наличии перечня спец.?-сов. Сп-к контрол.?-сов необх-м: 1) важно им. какие-то рамки того объема знаний, к-е ст-т д-н усвоить за семестр и хор. знать; 2) набор этих?-сов помогает сист-зировать знания; 3) сделать сам контроль осмысл-ным, предсказуемым и более орг-з-ным. Со сп-ком контрол.?-сов ст-т д.б. ознакомлен в самом н. семестра, чтобы более четко ориентир-ся в логике построения курса.

Кафедры д-ны утверждать как проги обществоведч. курсов, так и сп-ки контрол.?-сов, сохраняя и некую свободу творч-ва самих преподов при проведении зачета. Препод вправе сам опр-ть кол-во задаваемых?-сов, вплоть до собесед-я по всему списку.

Д.б. общий крит-й, на осн-нии к-го зачет счит-ся сданным. Таким крит-ем служит знание соотв-ющих первоист-ков, умение ст-та ориент-ться в осн.?-сах или категориях дан. раздела курса (темы) и польз-ться ими, если это треб-ся, для реш-я опр-х программ.?-сов или проблем. сит-ий.

Ст-ту выставл-ся итог. оценка «зачтено» или «не зачтено». Как итог. форма контроля примен-ся и в период провед-я практик, по рез-татам к-рых ст-ты получают зачет с дифф-рованной оценкой. В наст. время сдача осущ-тся в период теоретич. обучения за 2 недели до нач. экзаменац. сессии. Во время зачет. сессии ст-ты освобожд-ся от учеб. занятий. Зачеты принимают преподы, к-е читали лекции по дан. курсу. Дата провед-я зачета согласуется группой ст-тов с преподом и деканатом.

Зачет явл-ся более вариабельной формой контроля по сравн-ю с экз-ном, отл-тся своей оператив-тью и возм-стью проверить как теоретич. знания, так и практич. навыки. Он тесно связан и с текущ. контролем знаний и с рейтинг. формой его оценки, позвол. более полно раскрываться творч. сп-стям ст-та, избежать шпаргалок и разного рода подтасовок.

Заверш-ся изучение той или иной дисц-ны проверкой знаний ст-тов в форме экз-на. Ф-ция контроля сочетается с ф-циями обуч-я и воспит-я ст-та. Экзамен – форма акт-зации получ-х знаний, их закрепл-я. Подгот-ка к нему дает возм-сть глубже осмыслить изуч-й материал, продумать его, свести в систему.

Наряду с традиц. видом экз-на по билетам, исп-ется экз-н-беседа, им-й 2 разновидности. а) В н. беседы ст-ту предлаг-ся 1?-с и дается время на его обдум-ние. Этот?-с явл-ся введ-ем к беседе, в ходе к-й препод м. усложнять задачу, требуя от ст-та выясн-я связи 1го?-са с рядом др. проблем, отн-хся к курсу. Он м. предлагать ст-ту?-сы, связ-е с доп. лит-рой и нек-ми дискуссион. проблемами. Препод м. ставить перед собой задачу обнаружить, в какой степ. правильно ст-т усвоил осн-е понятия, законы, пр-пы, излож-е в курсе. б) Экз-н-беседа м. проводиться одн-но с 2мя (реже 3мя) ст-тами. Преимущ-во экз-на-беседы в полном искл-нии «шпаргалок», спис-ния. Особый «климат» общ-я, взаим. доверия, к-й склад-ся в ходе беседы.

В люб. виде экз-на д.б. отражены все пр-пы орг-ции контроля. Ст-т, сдающий экз-н-беседу, оказ-тся в сит-ии, треб-щей от него мобилизации всех знаний. Самое уязвимое место здесь – ст-т д-н в теч-е 2-3 минут быть готов к ответу. Нет идеал. видов экз-на. Все в итоге опр-тся преподом, его к-рой, его зрелостью и заинтерес-стью в деле.

Подгот-ка к экз-ну проходит в теч-е всего семестра и охват-ет все формы обуч-я. Уже на 1-ой лекции препод знакомит ст-тов с осн-ми треб-ями, к-е будут им предъявлены на экз-не. Осн-я орг-ц-я работа по подготовке к экз-нам падает на предсессион. периоды.?-сы следует сформул-ть т.о., чтобы нацелить ст-та на вычлен-е главного, наиб. существ-го в том или ином разделе или проблеме курса. Билеты не м. охватить всех сущ-нных?-сов. Идет спор – давать или не давать сп-к осн. экзаменац.?-сов ст-там. Думается необх-мым знакомить ст-тов с экзаменац-ми?-сами, ибо они даются в логич. послед-сти, отражают осн. содерж-е проги и помогают ст-там сосредоточить вним-е на коренных фундаментал. проблемах курса.

Если экз-н по соц-гии ведется традиц. обр-м, то все?-сы треб. ответа. Одн-но в экз-ц-й комнате тогда м. наход-ся не б. 4-5 чел., кажд. из них д-н сидеть за отдел. столом, чтобы искл-ть возм-сть спис-я. Нельзя разрешать польз-ся первоист-ками, конспектами лекций и учеб-ми. Разъясн-е недостаточно понятых ст-том?-сов, принцип-ного х-ра, м.б. необх-мым. Экз-н д-н обнаружить знания ст-та в объеме всего курса, а, след-льно, и хор. успев-щим ст-там м. задавать доп.?-сы. Мн-е преподы счит., что освобожд-е от экз-на есть положит. форма стимул-ния, к-я акт-зирует ст-тов при подготовке к сем-рам, привлек-т их к участию в теоретич. конф-циях, в работе науч. кружков. Но случ-ся, что в гум. вузах ст-ты, освобожд-е от курс. экз-нов с оценкой «отл.», на гос. экз-нах часто обнаруж-ют не отл. знания.

Кажд. ст-т им. право быть выслушанным до конца. Препод м. прервать ст-та, если он уже убедился, что ст-т не знает принц-льного важн.?-са; ответ был столь убедит-ным, что, зная отлич. работу ст-та в теч-е семестра, препод считает возм-ным поставить отл. оценку; рассужд-я ст-та надо направить в правил. русло, помочь обрести логику рассужд-я.

На сегод. день на всех курсах провод-ся 2 экз-ц-е сессии: зимняя и летняя. В период сессии занятия отмен-ся, и ст-ты сдают экз-ны по учеб. дисц-нам, предусм-ным учеб. планом. Перечень?-сов, выносимых на экз-ны и вкл-емых в билеты, ежегодно пересматр-тся и утвержд-ся на заседании кафедры не позднее, чем за 2 недели до нач. сессии ст-тов-дневн-ов. Распис-е составл-ся т.о., чтобы на подготовку к экз-нам по каж. дисц-не было отведено не менее 3-4 дней. Утвержд-е расп-е экз-нов доводится до сведения преподов и ст-тов не позднее, чем за 2 недели до нач. экз-ц-й сессии. Итог экз-на – дифф-ная оценка.

27. Тестир-е как форма пед. контроля, его + и -

Тестовая форма контроля знаний – наиб. оператив., бесконфл-й и производств-й сп-б оценки успеш-сти. Тест – это инстр-т, к-й позвол. надежно выявить факт усвоения, однозначно измерить и объективно оценить кач-во усвоения знаний и опыта. Тест сост. из задания и эталонного образца полного и правил. выполн-я задания.

Классификация видов тест-х заданий производится по признакам: однородность состава теста; сп-б задания весовых коэфф-нтов ур-ня сложности?-сов; метод провед-я опроса и др. Н-р, различ. конструктив. и выборочные тесты с одновр-ным либо поочеред. предъявл-ем?-сов и ответов. Сущ-ет науч. и обыден-е, практич-ое (примен-мое в учеб. пр-ссе) тестир-я. Тесты м.б. гомогенными (по 1 предмету) и гетерогенными (проверяется сумма знаний).

Тестир-е предполаг. сист-сть. Цели тестового контроля м.б.:

− обобщ-щими − повыш-е кач-ва обуч-я;

− локал-ми (конкрет. цели):

1. объектив. оценка объема знаний ст-тов;

2. профориент-я и профотбор (адекватность выбора профессии абитур-тами);

3. итог. аттестация и аккредитация вузов;

4. выявл-е стр-ры знаний у ст-тов;

5. сист. полн. усвоения знаний;

6. Оценка эфф-сти работы кафедры, преподав-я читаемых на ней предметов.

Тест – сист. заданий возрастающей трудности специфич. формы, позвол-щая объективно оцен-ть ур-нь и стр-ру знаний ст-тов.

Единицы тестир-я – тестовые задания – одна ед-ца контрол. материала, сформул-нная в виде утвержд-я, предлож-я с неизвестным, удовлет-ющая ряду треб-й. Тест-е задание – зад-е в тест. форме, прошедшее электрон. проверку и опр-ным обр-м оцененное.

Формы тест. заданий:

1. закрытая – содержит осн. часть и ответы. Найти № правил. ответа. Зад-е содержит 2-3 правил. ответа. Эта форма технологична;

2. откр-я – ст-т сам формул-ет ответ, словес. или графич. Хороши для текущ. контроля. Инструкция: "Дополните...".

3. зад-я на соотв-вие – зад-е содержит 2 мн-тва, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом на 1-2 эл-нта больше. Инструкция – уст-ть соотв-вие.

4. зад-я на устан-ние правил. послед-сти – хороши для технич. спец-стей (содержат знание алгоритма).

Оценка тестов м.б.: полигамическая и дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).

Характеристики: Чем полнее отобрано содерж-е курса в тест. задании, тем выше валидность теста. Треб-я к содерж-ю тест. задания: предметная чистота; значимость содерж-я; содерж-е д.б. вариативным, репрезентатив.; содерж-е д.б. научно достоверным. Выбор формы задания завис. от: содерж-я курса, цели созд-я теста (контроля) и умения разработчика. Зад-я д.б. разной трудности; есть 1-2 задания, к-е не м. сделать никто; 1-2 задания, к-е д-ны выполнить все; 60-70% составл-т зад-я сред. трудности. Дифф-рующая сп-сть: знающие ст-ты д-ны выполнить задание, не знающие – не в состоянии его выполнить. Локал-ая независ-сть: выполн-е зад-й не завис. от рез-тов выполн-я др. форм работы. Информат-сть зад-й: кажд. зад-е выполняет инфо-ц-ю ф-цию. Коррелируемость задания с критерием.

Этапы разработки тест. Заданий: 1. Выбор содерж-я заданий. 2. Выбор формы заданий. 3. Созд-е инструкции и опис-я теста. 4. Апробация теста (сбор эмпирич. данных). 5. Обработка эмпирич. данных. 6. Интерпретация рез-тов обработки. 7. Экспертиза кач-ва теста.

Классич. теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами к-й явл. надежность и валидность.

Осн-е напр-ния исп-вания тест. сист. контроля в учеб. пр-ссе:

– проверка знаний учащихся на соотв-вие ГОС;

– входной (нулевой) контроль ур-ня знаний;

– текущий (тематич-й) и рубеж. (итог-й) контроль знаний.

По форме предъявл-я педагогич. тестир-е м.б. бланковым (на бумаж. основе) и комп-рным. 1ый вар-т наиб. выгоден эк-ски, в отл-е от в2го. Но распечатка, хранение, редактир-е бланковых тестов д-ны осущ-ться с пом. специализир. программных ср-тв. Анализ инфо при комп-рном вар-те м.б. затруднен из-за неправил-й подачи материала. Несмотря на это, для работы на компе ни от ст-та, ни от препода не требуется спец. подготовки.

Недостатки:

• завис-сть оценки знаний от ур-ня труд-сти заданий;

• завис-сть оценки трудности задания от ур-ня подготовл-сти ст-тов;

• один инстр-нт оценки не м. оценивать разн. знание ст-тов.

Данная форма позвол. в шир. диапазоне ранжир-ть ур-нь учеб. достиж-й ст-тов бл-ря дифф-ванности шкалы тест. баллов. М. искл-ть недобросовест. отн-е нек-х ст-тов к выполн-ю контрол. испытаний.

Лаконичность и заверш-сть заданий (особенно с вариантами ответа) при условии незнания ответа сводят действия ст-та к «игре в рулетку» и не созд-т предпосылок для разв-я аналитико-синтетич. мышл-я. При этом всегда, по причине информац-й узости тест. задания и огранич-сти кол-ва заданий в тесте, велика вер-сть недост-но полн. охвата диагностируемых знаний и умений ст-та, не учит-тся его ур-нь разв-я и динамика обуч-я. Такие, н-р, показатели, как умение конкрет-вать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, нек-рые др. х-стики знаний, умений, навыков диагност-ть тестир-ем невозможно. Это значит, что тестир-е д-но обяз-но сочет-ся с др. (традиц-ми) формами и методами контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.011 с.)