Стр-ра сем-ского занятия, его типы и формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стр-ра сем-ского занятия, его типы и формы.



Стр-ра сем-го занятия: 1) Вступл-е препода – опр-ет цели, задачи и отвечает на?-сы; 2) Практич. (плановая) часть; 3) Закл-е слово препода – подводит итог, говорит, была ли выполнена поставл-ая задача, м. дать оценку выступл-ям ст-тов.

Три стр-рные части: предвар-щая (подг-вка к занятию), непоср-но сам семинар (обсужд-е?-сов темы в гр-пе), заверш-щая часть (послесем. работа ст-тов по устран-ю обнаруж-хся пробелов в знаниях).

Типы семинаров: 1. Просеминар 2. Собственно семинар 3. Спец. семинар 4. Итоговый семинар.

В соврем. ВШ наиб. распростр-ны семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар – занятие, готовящее к семинару, провод-ся на 1-х курсах. Цель – ознакомл-е ст-тов со спецификой сам. работы, с лит-рой, первоист-ками, методикой работы над ними. 2-ой этап работы в просем-ре – подготовка реф-тов на опр-ые темы, чтение и обсужд-е их с участ-ками просем-ра с закл-ем рук-теля.

Более серьез. учеб. и воспитат-е задачи реш-тся на сем-рах 2-4-х курсов и на спецсем-рах 4-5-х курсов, к-е формируют у ст-тов исслед-ский подход к материалу.

2. Собств-но семинар. В ВШ практик-ся 3 типа сем-ров:

a). Семинар, им-щий осн-ой целью углубл-е изуч-е опр-го систематич-го курса и тематически прочно связ-й с ним.

b). Семинар, предназнач-й для основат-й проработки отдел. наиб. важ. и типич. в методологич. отн-ии тем курса или даже одной темы.

c). Сем-р исслед-го типа с тематикой по отдел. частн. проблемам науки для углуб-й их разраб-ки.

Формы семинара: а) Развернутая беседа по заранее извест. плану; б) Неб-е доклады ст-тов с послед-щим обсужд-ем участниками семинара. Эти формы перетек-т др. в др. Выступл-я в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполаг. обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.

3. Спецсеминар – школа общения начинающих исслед-лей по опр-й науч. проблеме. Приучает ст-тов к коллектив. мышл-ю и творч-ву. Ориентация ст-тов на групп-ю работу и ее оценка, использ-е спец-х приемов, н-р моделир-я ситуаций. На итог. занятии препод-ль делает полн. обзор сем-ров и студенч-х науч. работ, раскрывая горизонты дальнейш. иссл-ния затронутых проблем и возмож-сти участия в них ст-тов.

На сем-ских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение к-х опр-ет кач-во проф. подготовки;

2)?-сы, наиб. труд. для понимания и усвоения. Их обсужд-е следует проводить в усл-ях коллектив. работы, обеспеч-щей актив. участие кажд. ст-та.

В практике преподавания обществ. наук в вузах сложилось примерно 15 форм сем-ских занятий:

1. вопросно-ответная система – беседа препода послед-льно то с одним, то с другим ст-том.?-сы задаются 1 студенту, с к-м ведется беседа. В случае допущения неточностей или узости ответа препод-ль сам исправляет и дополняет его. В рез-те осн-я масса ст-тов остается пассив. и заним-ся посторон. делами либо перелист-нием своего конспекта, учеб-ка в ожидании своей очереди;

2. развернутая беседа на основе заранее сообщенного ст-там плана сем-ского занятия – предполаг. подготовку всех ст-тов по?-сам семинара, их выступл-я и заключ-е препода по отдел.?-сам семинара и семинару в целом. Позвол. вовлечь в обсужд-е поставл-х?-сов max ст-тов, активизир-ть их вним-е, использ-ть осн-е и доп-е ср-тва. Не искл-ет заслуш-ние сообщ-й отдел. ст-тов, получивших предварит-е задание по тем или иным?-сам темы. Подоб. сообщ-я выступают дополн-ем к обсужд-ю стоящих в плане?-сов;

3. уст. доклады ст-тов с послед. их обсужд-ем. Иногда препод-ль сам или по желанию ст-тов назначает докладчиков и содокладчиков, оппонентов. Иногда препод-ль назначает только оппонентов по кажд.?-су плана или по нек-м из них. Суть дела – поручить отдел. ст-там время от времени рук-дить обсужд-ем того или иного?-са на семинаре и подводить итоги, делать выводы о его +х и -х. Это позвол. эфф-но форм-ать у ст-тов навыки педагогич. работы;

Развернутая беседа и сист. докладов им. много общего – творч. обсуждение соответ-щих?-сов. Но, в 1-ом случае группа готовится полностью, а во 2-ом – инициатива отдается докладчикам. Выводы: 1) используя преимущ-ва кажд. из форм, обращать вним-е на преодол-е их слаб. сторон; 2) чередовать на занятиях ту или др. формы, не допуская увлеч-я 1 из них.

4. обсужд-е письм-х реф-тов, заранее подготовл-х отдел. ст-тами – реферат отл-тся большей сам-стью, углубл-ем эл-тов собств-го иссл-ния, творч. поиска, науч-сти. Рефератив. метод сп-бствует формир-ю навыков исслед-ской работы, активизирует сем-ские занятия по соц-гии, позвол. связ-ть изуч-е этой дисц-ны с профилир-щими науками и с производством, что обеспеч-тся выбором соотв-ющей тематики реф-тов.

5. теоретич-я конф-ция в группе или на потоке – более тщат-я подгот-ка, и проводится нередко не с 1 группой, а с неск-ми или даже с потоком. Тема конф-ции чаще ставится как таковая после изуч-я б-й темы или же после изуч-я всего курса дан. дисц-ны;

6. сем-р-диспут – содерж-ем вопросов, выносимых на обсужд-е, м.б. проблемы, по к-м проходила или проходит дискуссия в науч. лит-ре. Одному докладчику поручается изложить 1 из сущ-щих т.зр., а др-му – иную. Важно орг-вать диспут так, чтобы ст-ты м. представить себе как сильные, так и слаб. стороны спорящих сторон. Если в науке итоги дискуссии уже подведены и 1 из т.зр. стала общепринятой, препод д-н позаботиться, чтобы и на сем-ре она оказ-сь зафиксированной;

7. сем-р пресс-конф-ция – препод-ль поручает неск-м ст-там подготовку докладов по кажд. пункту плана сем-ра. На занятии после крат. вступл-я рук-тель представляет по своему выбору слово для доклада 1 из готовившихся ст-тов (10-12 мин). Затем ст-ты задают докладчику свои?-сы.?-сы и ответы на них – централ. часть сем-ра. Отвечает на?-сы сначала докладчик. Если ответы недостат-ны, то преп-ль предост-ет возм-сть высказать свое мн-е др. ст-там. В случае необх-сти препод дополняет сказанное и вносит нужные коррективы в заключит. части сем-ра;

8. комментир-е чтение первоист-ков – 1 из ст-тов читает вслух то или иное произвед-е, а затем объясняет, как он понял прочитанное. Др-е ст-ты вносят поправки и дополнения к сказ-ому. След. отрывок читает др. ст-т, снова проводится обсужд-е зачит-ого и т.д.;

9. реш-е задач и упражн-й – полезно для разв-я актив. мышл-я ст-тов.

10. работа с обуч-щими и экз-ющими машинами – помогает закрепл-ю знаний и выработке навыков работы с компьют. техникой. Широко исп-ся Интернет. Эта форма опр-тся как программир-нное обуч-е;

11. сем-р по материалам соц. иссл-ний, провед-х ст-тами под рук-твом препода – позвол. ст-там при изучении соц-гии лучше почувст-ть ее практич. значимость, полнее связать теоретич. пол-я с практикой. Это сп-ствует сущ-вен-му оживлению сем-ров, делает их более действенными;

12. сем-р на произв-ве – занятие непоср-но на промышл. предприятии, НИИ, фирме. Практикуются нечасто, т.к. связаны с б. затратой времени на подготовку. Дает немалый эффект в плане знакомства ст-тов с их будущей работой;

13. сем-р-экскурсия в музеи или по памят. местам – недели за две от кажд. студенч. гр-пы в музей направл-ся ст-т-докладчик для изуч-я док-тов и матер-ов, относ-хся к теме. С пом. препода и консультанта музея на основе этих матер-ов он пишет доклад, который сообщает затем группе в музее, используя его экспозиции. В иных случаях сообщ-е делается участником изучаемых историч. событий, при этом 1ый час сем-ара в музее проводится обычно в форме развернут. беседы, а выступл-е ст-та-докладчика или товарища, приглашенного с воспоминаниями, заслуш-тся во 2ом часу. Практикуется обзор соотв-щих экспозиций музея под рук-вом препода или экскурсовода. Иногда практикуются и экскурсии по памятным местам;

14. контрольная (письм-я) работа по отдел.?-сам, темам с послед. обсужд-ем – позвол. обеспечить фронтальный контроль ст-тов, приучает их четко формул-ть свою мысль, помогает выяснить, что именно у них осталось недостаточно осмысленным. Иногда проводят без предупрежд-я ст-тов, по ранее пройденному материалу. Чаще – по запланир-й на данный сем-р теме или 1 из ее?-сов. Отводят на письм. работу либо оба часа сем-ра, либо 1 час или даже полчаса, взяв к.-л. узкий?-с, а остальное время посвящают развернут. беседе по плану семинара. В рез-те работа сем-ров активизируется, эфф-сть их резко повыш-ся. Итоги оценки письм. работ объявляются на след. сем-ре;

15. сем-р-коллоквиум – собесед-е со ст-тами, им. своей целью выясн-е глубины их знаний. В нек-х случаях проводят по доп-ным темам, к-е не предусм-ны прогой, но вызывают интерес той или иной части ст-тов. В др-х случаях речь идет о доп-ных занятиях по к.-то слож. темам курса, оставшимся не вполне усвоенными группой. Чаще проводятся с целью выясн-я знаний ст-тов, к-е по тем или иным причинам не выступали на неск-х послед. сем-рах или пропустили их. В этом случае коллоквиум – своеобраз. зачет по пройден. темам.

Осн-ми и наиб. распростр-ми ост-ся развернут. беседа и докладная система. Ост-е – вариации этих 2х, либо нек-е дополн-я к ним. Кажд. из форм им. свои + и - стороны. Поэтому следует варьировать формы сем-ров, постеп. усложняя их в пр-ссе изуч-я курса.

Подготовка препода к сем-ру.

Препод творчески орг-ет сем-ское занятие. Подготовка к сем-ру вкл. в себя комплекс мероприятий: 1) сост-е тщательно продум-х и утвержд-х на кафедре планов с указ-ем рекоменд. лит-ры; 2) письм. и уст. методич-е указ-я ст-там к кажд. сем-ру; 3) анализ итогов провед-х сем-ров в предыд-х семестрах и выработка мер по их совершенств-ю; 4) подготовка преподом личн. развернут. плана-проспекта (рабочего плана) сем-ра; 5) просмотр лит-ры и подбор нагляд. пособий к очеред. сем-ру; 6) предварит-е ознакомл-е со студенч-ми группами, с к-ми предстоит работать; 7) систематич-я помощь ст-там в орг-ции сам. работы, в част-сти, провед-е консульт-й.

Личная подготовка препода нач-тся с составл-я раб. плана провед-я сем-ра. В нем разраб-ется модель предстоящего занятия с учетом пожел-й, высказанных на предметно-методич-й комиссии. Степень детализации занятия завис. от опыта и методич. мастерства педагога. В плане отраж-ся след.?-сы:

1. План, к-й пр-ль дает ст-там (с указ-ем обязат. и доп. лит-ры);

2. Формул-вка цели сем-ра, его знач-е и место в учеб. курсе;

3. Осн-е тезисы вступит-го слова;

4. Связь с предыдущей темой;

5. Постановка осн. проблемы;

6. Расшифровка глав.?-сов по пунктам (с пример. расчетом времени);

7. Рассчитать время на кажд. ст-та;

8. Тематика докладов д.б. с лит-рой;

9. Постранич. подсчет обязат. и доп. лит-ры, подсчет времени, к-е будет затрачено ст-тами на чтение;

10.Расшир-й сп-к лит-ры, к-й исп-ет сам препод-ль, вкл-я свежую периодику.

11.Перечень осн. и доп.?-сов. Перечень наводящих?-сов для активизации ауд-ии.

12.Перечень?-сов, вокруг к-х м.б. орг-вана дискуссия с хар-стикой т.зр., сущ-щих в печати.

13.Перечень?-сов, трудных для усвоения и выз-щих необх-сть особо тщат. разбора.

14.Подборка высказ-ий классиков соц-гии, соврем. ученых, на основе к-х возможен разбор или иллюстрация пол-й, обсуждаемых на сем-ре.

15.Указ-е на различия в трактовках тех или иных?-сов в учебниках или учебных пособиях, исп-емых ст-тами.

Препод м. подг-ть фамилии обучаемых, к-х необх-мо привлечь к обсужд-ю?-сов, а также тезисы закл-ного слова.

Особое место занимает консультац-ая работа препода. Конс-ции м.б. 2х видов – групп-е и инд-льные. На групп. конс-ции препод называет тему предстоящего сем-ского занятия,?-сы и порядок их обсужд-я; дает крат. обзор ист-ков и раскрывает их знач-е для наиб. полн. рассм-ния соотв-щих теоретич. проблем, обращает вним-е на наиб. слож.?-сы, к-е м. вызвать затрудн-я, дает советы о путях их преодол-я; рекомендует наиб. целесообр-е сп-бы орг-ции сам. работы. Инд-льные конс-ции проводятся в спец-но отвед-е время. За пом-ю м. обратиться те, кто испыт-ет трудности в изучении дан. темы, и ст-ты, к-е хотели бы более глуб. разобраться в?-сах сем-ра.

Детальный план кажд. сем-ского занятия д-н объявл-ся и разъясн-ся учащимся заблаговр-но. Препод изучает требования учеб. проги к теме сем-ского занятия. Необх-мо напис-е развернут. конспекта сем-ра, распредел-е пунктов плана по времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.014 с.)