Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стр-ра сем-ского занятия, его типы и формы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стр-ра сем-го занятия: 1) Вступл-е препода – опр-ет цели, задачи и отвечает на?-сы; 2) Практич. (плановая) часть; 3) Закл-е слово препода – подводит итог, говорит, была ли выполнена поставл-ая задача, м. дать оценку выступл-ям ст-тов. Три стр-рные части: предвар-щая (подг-вка к занятию), непоср-но сам семинар (обсужд-е?-сов темы в гр-пе), заверш-щая часть (послесем. работа ст-тов по устран-ю обнаруж-хся пробелов в знаниях). Типы семинаров: 1. Просеминар 2. Собственно семинар 3. Спец. семинар 4. Итоговый семинар. В соврем. ВШ наиб. распростр-ны семинарские занятия трех типов: 1. Просеминар – занятие, готовящее к семинару, провод-ся на 1-х курсах. Цель – ознакомл-е ст-тов со спецификой сам. работы, с лит-рой, первоист-ками, методикой работы над ними. 2-ой этап работы в просем-ре – подготовка реф-тов на опр-ые темы, чтение и обсужд-е их с участ-ками просем-ра с закл-ем рук-теля. Более серьез. учеб. и воспитат-е задачи реш-тся на сем-рах 2-4-х курсов и на спецсем-рах 4-5-х курсов, к-е формируют у ст-тов исслед-ский подход к материалу. 2. Собств-но семинар. В ВШ практик-ся 3 типа сем-ров: a). Семинар, им-щий осн-ой целью углубл-е изуч-е опр-го систематич-го курса и тематически прочно связ-й с ним. b). Семинар, предназнач-й для основат-й проработки отдел. наиб. важ. и типич. в методологич. отн-ии тем курса или даже одной темы. c). Сем-р исслед-го типа с тематикой по отдел. частн. проблемам науки для углуб-й их разраб-ки. Формы семинара: а) Развернутая беседа по заранее извест. плану; б) Неб-е доклады ст-тов с послед-щим обсужд-ем участниками семинара. Эти формы перетек-т др. в др. Выступл-я в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполаг. обмен мнениями, т.е. момент живой беседы. 3. Спецсеминар – школа общения начинающих исслед-лей по опр-й науч. проблеме. Приучает ст-тов к коллектив. мышл-ю и творч-ву. Ориентация ст-тов на групп-ю работу и ее оценка, использ-е спец-х приемов, н-р моделир-я ситуаций. На итог. занятии препод-ль делает полн. обзор сем-ров и студенч-х науч. работ, раскрывая горизонты дальнейш. иссл-ния затронутых проблем и возмож-сти участия в них ст-тов. На сем-ских занятиях предпочтительней обсуждать: 1) узловые темы курса, усвоение к-х опр-ет кач-во проф. подготовки; 2)?-сы, наиб. труд. для понимания и усвоения. Их обсужд-е следует проводить в усл-ях коллектив. работы, обеспеч-щей актив. участие кажд. ст-та. В практике преподавания обществ. наук в вузах сложилось примерно 15 форм сем-ских занятий: 1. вопросно-ответная система – беседа препода послед-льно то с одним, то с другим ст-том.?-сы задаются 1 студенту, с к-м ведется беседа. В случае допущения неточностей или узости ответа препод-ль сам исправляет и дополняет его. В рез-те осн-я масса ст-тов остается пассив. и заним-ся посторон. делами либо перелист-нием своего конспекта, учеб-ка в ожидании своей очереди; 2. развернутая беседа на основе заранее сообщенного ст-там плана сем-ского занятия – предполаг. подготовку всех ст-тов по?-сам семинара, их выступл-я и заключ-е препода по отдел.?-сам семинара и семинару в целом. Позвол. вовлечь в обсужд-е поставл-х?-сов max ст-тов, активизир-ть их вним-е, использ-ть осн-е и доп-е ср-тва. Не искл-ет заслуш-ние сообщ-й отдел. ст-тов, получивших предварит-е задание по тем или иным?-сам темы. Подоб. сообщ-я выступают дополн-ем к обсужд-ю стоящих в плане?-сов; 3. уст. доклады ст-тов с послед. их обсужд-ем. Иногда препод-ль сам или по желанию ст-тов назначает докладчиков и содокладчиков, оппонентов. Иногда препод-ль назначает только оппонентов по кажд.?-су плана или по нек-м из них. Суть дела – поручить отдел. ст-там время от времени рук-дить обсужд-ем того или иного?-са на семинаре и подводить итоги, делать выводы о его +х и -х. Это позвол. эфф-но форм-ать у ст-тов навыки педагогич. работы; Развернутая беседа и сист. докладов им. много общего – творч. обсуждение соответ-щих?-сов. Но, в 1-ом случае группа готовится полностью, а во 2-ом – инициатива отдается докладчикам. Выводы: 1) используя преимущ-ва кажд. из форм, обращать вним-е на преодол-е их слаб. сторон; 2) чередовать на занятиях ту или др. формы, не допуская увлеч-я 1 из них. 4. обсужд-е письм-х реф-тов, заранее подготовл-х отдел. ст-тами – реферат отл-тся большей сам-стью, углубл-ем эл-тов собств-го иссл-ния, творч. поиска, науч-сти. Рефератив. метод сп-бствует формир-ю навыков исслед-ской работы, активизирует сем-ские занятия по соц-гии, позвол. связ-ть изуч-е этой дисц-ны с профилир-щими науками и с производством, что обеспеч-тся выбором соотв-ющей тематики реф-тов. 5. теоретич-я конф-ция в группе или на потоке – более тщат-я подгот-ка, и проводится нередко не с 1 группой, а с неск-ми или даже с потоком. Тема конф-ции чаще ставится как таковая после изуч-я б-й темы или же после изуч-я всего курса дан. дисц-ны; 6. сем-р-диспут – содерж-ем вопросов, выносимых на обсужд-е, м.б. проблемы, по к-м проходила или проходит дискуссия в науч. лит-ре. Одному докладчику поручается изложить 1 из сущ-щих т.зр., а др-му – иную. Важно орг-вать диспут так, чтобы ст-ты м. представить себе как сильные, так и слаб. стороны спорящих сторон. Если в науке итоги дискуссии уже подведены и 1 из т.зр. стала общепринятой, препод д-н позаботиться, чтобы и на сем-ре она оказ-сь зафиксированной; 7. сем-р пресс-конф-ция – препод-ль поручает неск-м ст-там подготовку докладов по кажд. пункту плана сем-ра. На занятии после крат. вступл-я рук-тель представляет по своему выбору слово для доклада 1 из готовившихся ст-тов (10-12 мин). Затем ст-ты задают докладчику свои?-сы.?-сы и ответы на них – централ. часть сем-ра. Отвечает на?-сы сначала докладчик. Если ответы недостат-ны, то преп-ль предост-ет возм-сть высказать свое мн-е др. ст-там. В случае необх-сти препод дополняет сказанное и вносит нужные коррективы в заключит. части сем-ра; 8. комментир-е чтение первоист-ков – 1 из ст-тов читает вслух то или иное произвед-е, а затем объясняет, как он понял прочитанное. Др-е ст-ты вносят поправки и дополнения к сказ-ому. След. отрывок читает др. ст-т, снова проводится обсужд-е зачит-ого и т.д.; 9. реш-е задач и упражн-й – полезно для разв-я актив. мышл-я ст-тов. 10. работа с обуч-щими и экз-ющими машинами – помогает закрепл-ю знаний и выработке навыков работы с компьют. техникой. Широко исп-ся Интернет. Эта форма опр-тся как программир-нное обуч-е; 11. сем-р по материалам соц. иссл-ний, провед-х ст-тами под рук-твом препода – позвол. ст-там при изучении соц-гии лучше почувст-ть ее практич. значимость, полнее связать теоретич. пол-я с практикой. Это сп-ствует сущ-вен-му оживлению сем-ров, делает их более действенными; 12. сем-р на произв-ве – занятие непоср-но на промышл. предприятии, НИИ, фирме. Практикуются нечасто, т.к. связаны с б. затратой времени на подготовку. Дает немалый эффект в плане знакомства ст-тов с их будущей работой; 13. сем-р-экскурсия в музеи или по памят. местам – недели за две от кажд. студенч. гр-пы в музей направл-ся ст-т-докладчик для изуч-я док-тов и матер-ов, относ-хся к теме. С пом. препода и консультанта музея на основе этих матер-ов он пишет доклад, который сообщает затем группе в музее, используя его экспозиции. В иных случаях сообщ-е делается участником изучаемых историч. событий, при этом 1ый час сем-ара в музее проводится обычно в форме развернут. беседы, а выступл-е ст-та-докладчика или товарища, приглашенного с воспоминаниями, заслуш-тся во 2ом часу. Практикуется обзор соотв-щих экспозиций музея под рук-вом препода или экскурсовода. Иногда практикуются и экскурсии по памятным местам; 14. контрольная (письм-я) работа по отдел.?-сам, темам с послед. обсужд-ем – позвол. обеспечить фронтальный контроль ст-тов, приучает их четко формул-ть свою мысль, помогает выяснить, что именно у них осталось недостаточно осмысленным. Иногда проводят без предупрежд-я ст-тов, по ранее пройденному материалу. Чаще – по запланир-й на данный сем-р теме или 1 из ее?-сов. Отводят на письм. работу либо оба часа сем-ра, либо 1 час или даже полчаса, взяв к.-л. узкий?-с, а остальное время посвящают развернут. беседе по плану семинара. В рез-те работа сем-ров активизируется, эфф-сть их резко повыш-ся. Итоги оценки письм. работ объявляются на след. сем-ре; 15. сем-р-коллоквиум – собесед-е со ст-тами, им. своей целью выясн-е глубины их знаний. В нек-х случаях проводят по доп-ным темам, к-е не предусм-ны прогой, но вызывают интерес той или иной части ст-тов. В др-х случаях речь идет о доп-ных занятиях по к.-то слож. темам курса, оставшимся не вполне усвоенными группой. Чаще проводятся с целью выясн-я знаний ст-тов, к-е по тем или иным причинам не выступали на неск-х послед. сем-рах или пропустили их. В этом случае коллоквиум – своеобраз. зачет по пройден. темам. Осн-ми и наиб. распростр-ми ост-ся развернут. беседа и докладная система. Ост-е – вариации этих 2х, либо нек-е дополн-я к ним. Кажд. из форм им. свои + и - стороны. Поэтому следует варьировать формы сем-ров, постеп. усложняя их в пр-ссе изуч-я курса. Подготовка препода к сем-ру. Препод творчески орг-ет сем-ское занятие. Подготовка к сем-ру вкл. в себя комплекс мероприятий: 1) сост-е тщательно продум-х и утвержд-х на кафедре планов с указ-ем рекоменд. лит-ры; 2) письм. и уст. методич-е указ-я ст-там к кажд. сем-ру; 3) анализ итогов провед-х сем-ров в предыд-х семестрах и выработка мер по их совершенств-ю; 4) подготовка преподом личн. развернут. плана-проспекта (рабочего плана) сем-ра; 5) просмотр лит-ры и подбор нагляд. пособий к очеред. сем-ру; 6) предварит-е ознакомл-е со студенч-ми группами, с к-ми предстоит работать; 7) систематич-я помощь ст-там в орг-ции сам. работы, в част-сти, провед-е консульт-й. Личная подготовка препода нач-тся с составл-я раб. плана провед-я сем-ра. В нем разраб-ется модель предстоящего занятия с учетом пожел-й, высказанных на предметно-методич-й комиссии. Степень детализации занятия завис. от опыта и методич. мастерства педагога. В плане отраж-ся след.?-сы: 1. План, к-й пр-ль дает ст-там (с указ-ем обязат. и доп. лит-ры); 2. Формул-вка цели сем-ра, его знач-е и место в учеб. курсе; 3. Осн-е тезисы вступит-го слова; 4. Связь с предыдущей темой; 5. Постановка осн. проблемы; 6. Расшифровка глав.?-сов по пунктам (с пример. расчетом времени); 7. Рассчитать время на кажд. ст-та; 8. Тематика докладов д.б. с лит-рой; 9. Постранич. подсчет обязат. и доп. лит-ры, подсчет времени, к-е будет затрачено ст-тами на чтение; 10.Расшир-й сп-к лит-ры, к-й исп-ет сам препод-ль, вкл-я свежую периодику. 11.Перечень осн. и доп.?-сов. Перечень наводящих?-сов для активизации ауд-ии. 12.Перечень?-сов, вокруг к-х м.б. орг-вана дискуссия с хар-стикой т.зр., сущ-щих в печати. 13.Перечень?-сов, трудных для усвоения и выз-щих необх-сть особо тщат. разбора. 14.Подборка высказ-ий классиков соц-гии, соврем. ученых, на основе к-х возможен разбор или иллюстрация пол-й, обсуждаемых на сем-ре. 15.Указ-е на различия в трактовках тех или иных?-сов в учебниках или учебных пособиях, исп-емых ст-тами. Препод м. подг-ть фамилии обучаемых, к-х необх-мо привлечь к обсужд-ю?-сов, а также тезисы закл-ного слова. Особое место занимает консультац-ая работа препода. Конс-ции м.б. 2х видов – групп-е и инд-льные. На групп. конс-ции препод называет тему предстоящего сем-ского занятия,?-сы и порядок их обсужд-я; дает крат. обзор ист-ков и раскрывает их знач-е для наиб. полн. рассм-ния соотв-щих теоретич. проблем, обращает вним-е на наиб. слож.?-сы, к-е м. вызвать затрудн-я, дает советы о путях их преодол-я; рекомендует наиб. целесообр-е сп-бы орг-ции сам. работы. Инд-льные конс-ции проводятся в спец-но отвед-е время. За пом-ю м. обратиться те, кто испыт-ет трудности в изучении дан. темы, и ст-ты, к-е хотели бы более глуб. разобраться в?-сах сем-ра. Детальный план кажд. сем-ского занятия д-н объявл-ся и разъясн-ся учащимся заблаговр-но. Препод изучает требования учеб. проги к теме сем-ского занятия. Необх-мо напис-е развернут. конспекта сем-ра, распредел-е пунктов плана по времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.01 с.) |