Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Роды и виды ораторской речиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Охарактеризуйте основные роды ораторской речи. В чем заключается сходство и различие между классификацией Аристотеля и современными классификациями родов ораторской речи? 2. Какие виды ораторской речи получили наибольшее развитие в русской речевой традиции? 3. Каковы особенности подготовки информационной и агитационной речи?
Задания: Задание 1. Прочитайте текст выступления Высокопреосвященного Паисия, архиепископа Орловского и Ливенского, на торжественном собрании, посвященном пятьдесят пятой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Проанализируйте речь архиепископа следующим образом: 1. Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь. 2. Разберите композицию речи: каковы особенности выступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение. 3. Какие словесные средства создают стиль данной речи? 4. Какие примеры избирает архиепископ Паисий в подкрепление своей позиции?
Уважаемые участники торжественного собрания! Дорогие и доблестные наши ветераны! Русская Православная церковь на протяжении всей истории Русского государства жила со своим народом одной жизнью. И во дни страшного испытания, в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, она вместе со своим народом переживала все несчастья, которые обрушились на нашу страну, целиком отдавая себя служению Родине. С первых же дней войны Русская Церковь устами своего Предстоятеля митрополита Сергия обратилась с посланием ко всем верующим 22 июня 1941 года и благословила всех православных стать на защиту священных границ нашего Отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом. Во всех храмах Русской Православной Церкви служились молебны о даровании победы русскому оружию, произносились патриотические послания и проповеди митрополитов, епископов и священников, в храмах производились сборы средств в фонд обороны. 30 декабря 1942 года во дни всенародного подъема по сбору средств для фронта митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам Церкви с призывом пожертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского, и этот призыв был с воодушевлением подхвачен всей Церковью. Всего на танковую колонну имени Димитрия Донского духовенством и верующими нашей страны собрано было более 300 миллионов рублей и большое количество золотых и серебряных вещей. В Орле, по освобождении его от немцев, с сентября 1943 года по июнь 1944 года внесено в отделение Госбанка от церквей и священнослужителей более трех миллионов рублей. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана также воздушная эскадрилья имени Александра Невского. Война принесла нашей Родине смерть миллионов её сыновей и дочерей, невероятные разрушения, гибель ценнейших памятников истории и культуры. Страшное испытание не прошло и мимо Русской Православной Церкви. За годы войны она лишилась многих своих верных чад, потеряла значительное количество прекрасных храмов. Уцелевшие храмы были опустошены, святыни русского народа подверглись осквернению. Великая Отечественная война длилась 1418 дней. В годы величайших испытаний для нашего народа Русская Православная Церковь через митрополита, а затем Патриарха Сергия предвидела, что всемирно-историческое сражение с гитлеровской Германией завершится нашей победой. И вот Великая Победа пришла, и мы празднуем её 55-летие. Родина высоко оценила патриотические труды многих русских православных людей. Значительное количество духовенства и мирян по всей стране было отмечено государственными наградами за активную борьбу с врагами и доблестный труд в тылу. Во вверенной мне Орловско-Ливенской епархии также имеются награжденные медалями ветераны-священнослужители – живые и здравствующие, и ныне несущие верно свое служение Церкви и Отечеству. Война закончилась. Жизнь постепенно вошла в свою колею. Залечены раны войны. Русская Православная Церковь продолжает исполнять свое служение Родине. И сегодня можно сказать и задаться вопросом: «Только ли сознание радости несет победа?» Она несет также сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, молитвы Богу, чтобы подобное уже никогда не повторилось. Этим принципам Церковь наша всегда была и будет верна. Поздравляю всех вас с Великим праздником Победы. Вечная память погибшим, ушедшим от нас, и многая лета ветеранам, живущим вместе с нами. Христос воскресе! Задание 2. Подготовьте текст информационной речи (5 мин). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.
I. Примерные темы для информационной речи: - События в нашей стране - События за рубежом - Новости науки и техники - Новости культурной жизни города - Спортивные новости - Новинки литературы - Роль компьютеров в производстве (экономике, образовании II. Схема оценки информационной речи: 1. Тема и цель. Интересны? Уместны? Актуальны? 2. Вступление. Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно? 3. Главная часть. Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель? 4. Заключение. Ясно? Есть ли обобщение сказанного? 5. Произношение. Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Не монотонно ли? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки? III. Памятка по составлению информационной речи: «Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой. Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки. В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение» (П. Сопер).
Задание 3. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3 – 5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.
А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве. В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то. 3. Вы должны помочь по таким-то причинам. Г. 1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие. 3. Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения. 4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.
Литература: 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 2. Волков А.А. Основы русской риторики. – М.: Издание филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. 4. Риторика/ Автор-сост. Кузнецов И.Н. – Минск: Амалфея, 2000. 5. Сопер Поль. Основы искусства речи. О науке убеждать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 6. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. 7. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2000.
Литература
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М: Просвещение, 1984. 2. Агеенко Ф.Л. и др. Словарь ударений русского языка. – М.: Русский язык, 2000. 3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989. 4. Аннушкин В.И. Риторика. – Пермь, 1994. 5. Антология русской риторики. Учебное пособие/ Отв. ред. и сост. проф. М.И. Панов. – М.: Университетский гуманитарный лицей. Россия молодая, 1997. 6. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: Просвещение, 1978. 7. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990. 8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 10. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993. 11. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 1984. 12. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. 13. Волков А.А. Основы русской риторики. – М.,1996. 14. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: Инфра - М, 2001. 15. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-Пресс-Рольф, 2001. 16. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-Пресс-Рольф, 2001. 17. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999. 18. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Санкт-Петербург, 2001. 19. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М.: Наука, 1976. 20. Ефремова Т.Г., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1986. 21. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта, 1999. 22. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь. Учебное пособие. – М.: Флинта, 1998. 23. Карнеги Дейл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989. 24. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. 25. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. 26. Колтунова М.В. Деловое письмо. – М.: Дело, 1989. 27. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994. 28. Культура речи. Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических факультетов. – Орел: ОГУ, 1997. 29. Культура русской речи/ Отв. ред. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2000. 30. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Флинта, 1998. 31. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. 32. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. 33. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. – М., 2000. 34. Новые слова и значения. Словарь-справочник. – М., 1978. 35. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18-е. – М.: Русский язык, 1987. 36. Основы культуры речи. Хрестоматия/ Сост. Скворцов Л.И. – М.: Высшая школа, 1984. 37. Петрякова А.К. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Флинта, 1998. 38. Порубов Н.И. Риторика. Учебное пособие. – Минск: Вышейшая школа, 2001. 39. Риторика/ Автор-сост. Кузнецов И.Н. – Минск: Амалфея, 2000. 40. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет, 1997. 41. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999. 42. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарик, 2000. 43. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979. 44. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник/ Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1959. 45. Словарь антонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1978. 46. Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1986. 47. Словарь синонимов русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1968. 48. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1987. 49. Соврменный словарь иностранных слов. – М., 1993. 50. Сопер Поль. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 (и др. издания). 51. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1996. 52. Толковый словарь рыночной экономики. – М.: Глория, 1993. 53. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. – Л., 1974. 54. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. 55. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. 56. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. – М.: Просвещение, 1986. 57. Шейнов В.И. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. Приложение 1. Духовные писатели о языке
Цветник духовный. Слово и дар его
«Цветник духовный» есть собрание назидательных мыслей и добрых советов, извлеченных из трудов многих писателей, преимущественно из творений святых отцов и учителей церкви. Он восходит к древнерусским рукописям, содержащим подобные выписки о правилах христианской жизни. В настоящем пособии использованы главы: «Слово и дар его», «Слово и дело». Текст цитируется по изданию: Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. – М., 1903. Ч. 2. С. 141-154. Язык есть самый благодетельный и самый вредный орган у человека. Одно уступчивое слово может утолить гнев, а грубое привести в бешенство. Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми (св. Макар. Велик.). Одна речь, одно слово, безрассудно произнесенные, достаточны иногда бывают, чтобы решить наше несчастие. Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаяться. Сказанное слово назад не воротишь: пока не произнес его, ты ему господин; а когда произнес, оно твой господин. Только тот вполне обладает даром слова, кто не проронит ни одного слова даром. Много не говори: мудрые много не говорят. Говоря много, нельзя не согрешить. Надобно стараться, чтобы говорить немного и вовремя, именно тогда, когда видим, что молчание бесполезно. Впрочем, и тогда не говори, чего не знаешь. Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления. Будь скор для слушания и медлен на ответ (Сир. 5, 13). Не тот мудр, кто много говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори. По крайней мере, Христианин, не скор буди усты твоими (Еккл. 5, 1); давай себе размыслить, во благо ли тебе и другим будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя (Он же). Когда умный человек хочет что-либо сказать, то сперва подумает и размыслит сам в себе и потом уже говорит; глупый, напротив, сперва говорит, а потом уже думает, что он сказал. Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить! (Св. Амвр. Медиолан). Некто сказал о себе: девять помышлений ублажих в сердцы моем, а десятое изреку языком (Сир. 25, 9). Так берегут слово знающие цену его! (Филар. М. Москов). Слово есть образ мысли и выражение наших чувств; следовательно, из слов легко может познаваться внутреннее, душевное состояние человека говорящего. Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст. Слова неразумного человека – шумный плеск моря, которое бьет в берега, но не напояет береговых растений (Св. Григор. Богосл.). Не отверзай уст твоих для смеха: это признак рассеянной и; нерадивой души, чуждой страха Божия (Авва Исайя). Облака закрывают солнце; а многоглаголание потемняет душу, которая начала просвещаться молитвенным созерцанием (Св. Исаак Сирии). Как пчелы не терпят дыма, так и Ангелов Хранителей празднословцы и кощунники отгоняют от себя. Равно худы — и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое (Св. Григор. Богосл.). Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов (Св. Антон. Велик.). Будь внимателен к себе до того, чтобы ни одного праздного слова из уст твоих никогда не выходило. И за одно праздное слово суд будет (Мф. 12.36). (Прот. Авр. Некрасов) Люби более молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает (Авва Исайя). Как вода, заключенная со сторон, устремляется вверх, а предоставляемая самой себе разливается во все стороны и устремляется в места низменные, так и душа, огражденная благоразумным молчанием, собирается в самой себе и стремится горе, тогда как, предаваясь многословию, она, так сказать, разливается по внешним дальним предметам (Св. Григорий Двоеслов). Хорошо благовременное молчание – оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей (Авва Диадох). Безмолвие есть начало очищения души (Св. Васил. Велик.). Брат спросил Авву Сисоя: «намереваюсь хранить мое сердце. Старец отвечал ему: как возможем охранять наше сердце, когда язык наш подобен отверстым дверям?» Кто не умеет молчать, тот не умеет говорить. Учись говорить немного с людьми, а много с собою и с Богом. Прежде нежели пойдешь в какое-либо общество, молись Господу, чтобы Он положил хранение устам твоим, и в продолжение твоей беседы помышляй, что Бог вездеприсущ и слышит тебя. От времени до времени беседуй с Ним в своем сердце. Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других; такой непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит, и между тем соблюдает молчание, потому что он ничего без пользы не говорит (Авва Пимен). Хорошим умам свойственно в рассуждениях других любить истину, а не слова (Блаж. Августин). Лгать значит представлять свидетельство безумного презрения в отношении к Богу и малодушного страха со стороны людей (Монтен). Когда тебе необходимо должно говорить, говори о всем правду открыто, без всякой двусмысленности, потому что двусмысленность есть половина пути ко лжи, а ложь есть целый и прямой путь к геенне. Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой (Авва Пимен). Лучше мудрость, не словом блистающая, но свидетельствуемая делами (Св. Григор. Богосл.). Лучше красно жить, нежели красно говорить (Св. Тихон Задон.). Отец Иоанн Кронштадтский. Об общении кротком (О бессмертном человеческом и Божием слове) Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более – Слово Божие: оно переживет все века и будет всегда живо и действенно. (О внутренней связи между людьми посредством слова) Страсти по духовному устроению заразительны; например: злоба, еще не высказанная на словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим приметна; возмущаюсь я страстию, мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем; успокоишься сам, успокоится и он. Какая тесная связь между душами! Верно слово апостола: мы есмы друг друг1 удове – члены, или едино тело есмы мнози2. От единыя крови весь род человеческий3. Потому-то божественная заповедь требует: возлюбиши искренняго твоего, якоже себе4. На взаимном чувстве или понимании наших душ друг друга основывается действие или бездействие проповеднических слов: если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью, и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в том случае, когда проповедник произнес бы его сердечно, особенно когда сам исполнял бы слово свое на деле. Между душами человеческими находится слишком тесная внутренняя связь и сообщение. Потому-то добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщительны душам других, особенно же добрые дела. (Об общении кротком и любовном) Ближний – равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю. Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе5, – надо наблюдать его, как свою плоть и кровь: обращаться с любовию, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам, т.е. чтобы и не замечали их, как бы их не было, или заметили ласково, кротко, любезно, доброжелательно.
1 Еф. К, 25; 2 I Кор. 10.:17; 3 Деян. 17, 26; 4 Матф. 22, 39. 5 Мф. 22, 39. (Об управлении другими и управлении собой) Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобрести знание. Когда я не умею владеть собою, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я – плохой управитель. Когда играют мною всякие страсти, лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда и себе и им. (О вере в силу слов молитвы, за которыми следует дело) Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо Той рече, и быша; Той повеле, и создашася 1. И ты так же веруй, что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, – бываем и на молитве, как в жизни телесни, духа не имуще2, оттого-то и бесплодны наши молитвы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.018 с.) |