Общие правила и приемы эффективной аргументации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие правила и приемы эффективной аргументации



Всякая аргументация в публичном выступлении ориентирована на конкретную аудиторию, ситуацию; конечно, огромное значение в правильном построении аргументации имеет сама тема или проблема, которую вы избираете для выступ­ления. Поэтому дать конкретные рекомендации по аргументации той или иной идеи можно только в том случае, если известны все названные параметры.

Однако существуют и общие рекомендации, соблюдение которых в любом публичном выступлении способствует его эффективности, достижению оратором поставленной цели. Назовем важнейшие из них:

Будьте эмоциональны

Эмоциональность – важнейшее качество эффективного публичного выступления. Покажите аудитории, что вы взволнованы, что то, о чем вы рассказываете, вас действительно беспокоит и вы хотите донести это беспокойство и волнение до слушателей. Эмоция в публичном выступлении перед современной аудиторией оказывается очень сильным риторическим средством, публика на эмоцию легко «клюнет», и внимание вам будет обеспечено.

Необходимо иметь в виду, что эмоциональная речь, эмоциональный нажим на аудиторию или отдельного слушателя часто оказывается более эффективным, нежели логическая аргументация, особенно когда перед аудиторией выступают дети, женщины, молодежь или просто слабо подготовленные люди. А.А. Ивнев в своей книге «Искусство правильно мыслить» приводит такую историю. Некий французский аристократ никак не мог понять из объяснений своего преподавателя, почему сумма углов треугольника равна двум прямым углам. Наконец преподаватель воскликнул: «Я клянусь Вам, Ваше высочество, что она им равна!» – «Почему же Вы мне сразу не объяснили столь убедительно?» – спросил аристократ.

Следует также отметить, что эмоциональность оратора не должна быть чрезмерной, не должна перехлестывать через край. Вспомним еще раз знаменитую фразу об учителе, который, рассказывая об Александре Македонском, в избытке чувств хватил стулом об пол: «Конечно, Александр Македонский был великий человек, но зачем же стулья ломать?». Дело в том, что эмоциональность оратора должна быть заметна аудитории, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила: «обращаться к фактам и примерам,вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям». Вместе с тем подчеркнем еще раз, эмоциональность тона оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей.

Приложение 3.Артикуляционнаягимнастика

 

Артикуляционная гимнастика включает следующий комплекс упражнений:

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Высунуть широкий язык.

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий – узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка: вверх – вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — прибли­жать к передним нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5-7 раз. Далее осуществляются специальные упражнения, развивающие мышцы различных артикуляторных органов.

 

 

Упражнения

Упражнение 1. Взяв небольшое зеркало и глядя в него, попытайтесь произнести гласные звуки, строго соблюдая следующие правила. Помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными. Каждый звук следует повторять по нескольку раз.

 

Звук [у] — рот сложен трубочкой. Воздух выдыхается в узкое кольцо губ.

Звук [ы] — губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней, выдыхае­мый воздух должен выходить в середину отверстия между зу­бами.

Звук [и] — расстояние между зубами — кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.

Звук [о] — форма рта — кольцо, более широкое, чем при произнесении звука [у]. Воздух идет широкой теплой струёй.

Звук [э] — губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец, гортань широко открыта. Выдох направлен в середину зубов.

Звук [а] — гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Воздух при выдохе очень «теплый».

 

Упражнение 2. Произнесите гласные звуки в сочетании. При этом нужно следить за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (в области живота) и за точностью открытия рта и разжимания зубов на каждом выдохе. Упражнение нужно повторять много раз в течение нескольких занятий, с каждым разом увеличивая темп произношения:

 

У - У - Ы - Ы

У-У-И-И

У-У-О-О

У-У-Э-Э

У-У-А-А.

 

Упражнение 3. Произнесите следующие сочетания согласных с гласными (слоги). Слоги нужно произносить, четко выговаривая каждый звук. Упражнение выполняется многократно в течение ряда занятий:

 

ПА – ПО – ПУ – ПЭ – ПЫ – ПИ

БА – БО – БУ – БЭ – БЫ – БИ

ДА – ДО – ДУ – ДЭ – ДЫ – ДИ

ХА – ХО – ХУ – ХЭ – ХЫ – ХИ

КА – КО – КУ – КЭ – КЫ – КИ

ГО – ГУ – ГЭ – ГЫ – ГИ

НА – НО – НУ – НЭ – НЫ – НИ

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

ФА – ФО – ФУ – ФЭ – ФЫ – ФИ

ВА – ВО – ВУ – ВЭ – ВЫ – ВИ

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЭ – ЛЫ – ЛИ

РРА – РРО – РРУ – РРЭ – РРЫ – РРИ

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧЕ – ЧИ

ЦА – ЦО – ЦУ – ЦЭ – ЦЫ

СА – СО – СУ – СЭ – СЫ – СИ

ША – ШО – ШУ – ШЭ – ШЫ

ЩА – ЩО – ЩУ – ЩЕ – ЩИ

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЭ – ЗЫ – ЗИ

ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЭ – ЖЫ.

 

Упражнение 4. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должна оставаться постоянной:

 

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

БТА – БТО – БТУ – БТЭ – БТЫ – БТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ

и т.д. со всеми согласными.

 

Упражнение 5. Произнесите сочетания трех одинаковых согласных с гласными. Нужно начинать с медленного темпа, а затем с каждым днем увеличивать его, доводя до быстрого:

 

ТТА – ТТТО – ТТТУ – ТТТЭ – ТТТЫ – ТТТИ

БББА – БББО – БББУ – БББЭ – БББЫ – БББИ

ХХХА – ХХХО – ХХХУ – ХХХЭ – ХХХЫ – ХХХИ

и т.д. со всеми согласными.

 

Упражнение 6.Научитесь произносить скороговорки.

Рекомендации по работе со скороговорками:

1. Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам, особое внимание обращайте на конечные слоги слов, которые при устной речи часто глотаются или звучат неотчетливо. После этого читайте скороговорки, делая небольшие остановки перед каждым словом (предлоги, союзы и все слова, произносимые без ударения, сливайте в произношении вместе с теми словами, возле которых они стоят).

2. Выберите из списка короткие скороговорки. Повторите их несколько раз подряд, все убыстряя и убыстряя темп. (При этом не забывайте о ясности и четкости произношения звуков!) Убыстрять темп можно в таком порядке: один раз прочесть медленно, два раза подряд – в 2 раза быстрее, четыре раза подряд – в 4 раза быстрее, восемь раз подряд – в 8 раз быстрее.

3. Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее. Два-три слова из каждой скороговорки повторите несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп. В день отрабатывайте 10-12 скороговорок.

4. Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Темп речи постепенно убыстряйте. Например: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. – Из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше и т.д.

6. Выберите две-три скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз, все убыстряя и убыстряя темп речи.

 

1. На дворе – трава, на траве – дрова.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и выколпаковать.

6. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

7. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

8. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

9. Во мраке раки шумят в драке.

10. Жри во ржи, да не ржи.

11. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

12. Город Нерль на Нерли-реке.

13. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

14. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

15. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

16. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

17. А мне не до недомогания.

18. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

19. У осы не усы, не усища, а усики.

20. Осип охрип, Архип осип.

21. Не хочет косой косить косой.

22. Сачок зацепился за сучок.

23. По семеро в сани уселися сами.

24. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

25. Свиристель свиристит свирелью.

26. Две реки: Ваз с Гжатью, Ваз с Гжатью.

27. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

28. Шли сорок мышей нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

29. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

30. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

31. Четверть четверика гороха без червоточинки.

32. Инцидент с интендантом.

33. Прецедент с претендентом.

34. Константин констатировал.

35. У ежа ежата, у ужа ужата.

36. Жутко жуку жить на суку.

37. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

38. Тщетно тщится шука ущемить леща.

39. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

40. Яшма в замше замшела.

(Из книги: Козлянинова И.П. Произношение и дикция.— М., 1977.)

 

Упражнение 7. Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от вас в той же комнате.

Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, переосвидетельствовать, взгромоздившееся, искренность, присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, фельдшер-фельдмаршал, брошюра, Цюрих, Гельсингфорс.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.

 

Приложение 4. Тропы и фигуры красноречия

Тропы красноречия

Троп (в переводе с греческого – поворот, оборот, образ) – обобщенное название выразительных приемов, состоящее в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.

 

Метафора (скрытое сравнение) – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении. Примеры метафор: «В саду горит костер рябины красной» (С.Есенин); «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, эти слова светятся, как звезды» (А. Блок). В ораторских речах и публицистических статьях часто встречается так называемые «развернутые метафоры». Пример развернутой метафоры: «Нам кажется, что история человечества плетется черепашьим шагом. А ведь она несется все быстрее, еле успевая забирать воду на остановках. Избалованные пассажиры!» (Михаил Кольцов).

 

Метонимия– замена одного смысла другим на основе их связи по смежности («убирать хлеб с поля», т.е. пшеницу, из которой пекут хлеб; «убийство достойно смертной казни» вм. «убийца достоин…», «сосед горит», т.е. его дом и пр.).

 

Синекдоха – вид метонимии, употребление названия части вместо названия целого и целого вместо части, множественного числа вместо единственного и наоборот («Швед, русский – колет, рубит, режет»).

 

Аллегория – запечатление чего-то отвлеченного, какой-нибудь идеи в конкретном образе, тип образности, основанный на иносказании. Например: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» (Мф. 6, 19-20).

 

Гипербола – резкое, иногда нарочитое, преувеличение свойств изображаемого объекта. Пример: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст» (Н.В. Гоголь).

Литота – троп, обратный гиперболе, т.е. нарочитое преуменьшение. Пример:

«И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под узцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!»

(Н.А. Некрасов)

Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Примеры: «Отколе, умная, бредешь, ты голова?» (И.А. Крылов «Лиса и Орел»); «ничего не делать – очень тяжкий труд» (О. Уальд); «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит» (Джефферсон).

 

Перифраз – замена названия предмета описанием его признаков. «Великий помор» о М.В. Ломоносове, «разрушительница наслаждений» и «разлучительница собраний» – название смерти в «Тысяче и одной ночи».

 

 

Фигуры красноречия

 

Фигуры речи (от лат. figura – оборот речи, очертание, изображение, вид) – это любые обороты речи, отступающие от определенной, естественной нормы с целью создания экспрессивности, увеличения воздействующей силы высказывания.

Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций. Примеры: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог!» (Г.Р. Державин); «Дома новы, но предрассудки стары» (А.С. Грибоедов); «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон коварна и зла» (М.Ю. Лермонтов); «Кто был ничем, тот станет всем»
(Э. Потье «Интернационал»).

 

Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи, перестановка смежных слов. Примеры:

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..»

(М.Ю. Лермонтов)

 

«Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по каменным ступеням.»

(А.С. Пушкин)

 

Градация – расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости. Примеры:

 

«Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин)

 

«Не думай бежать!

Это я

Вызвал.

Найду.

Загоню.

Доконаю.

Замучу!»

(В. Маяковский)

 

 

«Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно наполнять тюрьмы жертвами и губить их из-за одной идеи правосудия» (Ф.Н. Плевако – из речи в защиту Кострубо-Карицкого).

«У старинушки – три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.»

(П.П. Ершов)

 

Повтор – повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.

Разновидности повтора: анафора (единоначатие) – повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой, эпифора - повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой, возвращение - удвоение, «стык», параллелизм – использование фраз с одинаковым построением и пр.

 

Пример анафоры: «О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует!» (Марк Туллий Цицерон – из речи «Против Катилины»).

 

Пример эпифоры: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь).

 

Пример возвращения: «О весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!» (А. Блок).

 

Пример повтора с использованием анафоры, эпифоры и параллелизма: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Евангелие от Луки).

 

Хиазм – перевернутый параллелизм. Пример: «Одни едят, чтобы жить, другие живут, чтобы есть». Сравните обыгрывание этого приема в выступлении В.В. Маяковского, который, полемизируя с Асеевым, сказал: «Есть поэты, которые живут для того, чтобы писать, и есть поэты, которые пишут, чтобы жить. Я больше всего люблю поэтов, которые пишут для того, чтобы жить, и все свои силы и возможности я, конечно, буду направлять на улучшение своих стихов о нашей жизни и не буду писать для того, чтобы попеть песенки и уйти».

Примеры хиазма в поэзии:

«Ужель меня несчастней нету

И нет виновнее его.»

(М.Ю. Лермонтов)

 

«Упразднен ум и мысль осиротел.»

(Ф.И. Тютчев)

 

«Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.»

(А.А. Ахматова)

 

Изречение _- краткое изложение общих идей с назидательной целью. Например: «Одни думают для себя, другие думают для публики» (Л. Толстой); «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют» (Н.М. Карамзин); «Фанатизм есть порабощение мысли чувством, ею же вызванным» (Д.Н. Овсянико-Куликовский); «Неспособность есть не добродетель, а бессилие» (Ромен Роллан); «Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно» (И. Кант); «В смирении – сила, победившая мир: перед кем или перед чем может гордиться всемогущий Бог?» (К.Д. Ушинский); «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» (Амвросий Оптинский).

 

Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям: Пример: «Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает» (Цицерон – речь «В защиту Секста Росция Америйца»).

Уступка, или допущение – говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: «Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…». Пример: «Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (П.А. Столыпин из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).

Риторическое восклицание – эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Пример: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (П.А. Столыпин - заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).

 

Риторическое обращение – фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста. Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве». Стихотворение Николая Гумилева «Молитва» целиком представляет собой эту фигуру:

«Солнце свирепое, солнце грозящее,

Бога, в пространствах идущего,

Лицо сумасшедшее,

Солнце, сожги настоящее

Во имя грядущего,

Но помилуй прошедшее!»

 

Приложение 5. Тематика рефератов по риторике

 

1. Риторика в современном мире.

2. Язык и власть.

3. Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента).

4. Риторика и культура речи.

5. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

6. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления.

7. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения.

8. Правила ведения научного диалога.

9. Подготовка и проведение дискуссии.

10. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать.

11. Обратная связь в публичном выступлении.

12. Судебное красноречие в России ХIХ столетия.

13. Политическое красноречие в России ХХ столетия.

14. Духовное красноречие и его роль в развитии русской риторики.

15. Русское академическое красноречие, его особенности и представители.

16. Русское военно-патриотическое красноречие.

17. Речевые тактики.

18. Совершенствование навыков слушания.

19. Психологический анализ речевого общения.

20. Роль логики, ее законов и категорий в риторике.

21. Использование принципов дидактики в речевой деятельности.

22. Устная речь – звуковой портрет говорящего.

23. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи.

24. Особенности развлекательной речи.

25. Особенности информационной речи.

26. Особенности агитационной речи.

27. Особенности «сокровенных речей».

28. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении.

29. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.

30. Экспрессия в общении.

31. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи.

32. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении.

33. Развитие речевых возможностей.

34. Проблема риторической интуиции.

35. Теория аргументации и ее значение для общей риторики.

36. Риторическая компетентность.

37. Использование категорий логики в судопроизводстве.

38. Композиция судебной речи.

39. Культура и этика судебных прений.

40. Судебное красноречие античности.

 

 

 

Методическое пособие

 

Бобылев Борис Геннадьевич

 

 

Практикум по риторике

Редактор В.Л. Моисеева

Технический редактор Т.П. Прокудина

 

Орловский государственный технический университет

Лицензия ИД № 00670 от 05.01.2000

 

Подписано к печати 04.07.2002 г. Формат 60 х 84 1/16.

Печать офсетная. Уч.-изд. л. 5,0. Усл. печ. л. 4,2. Тираж 200 экз.

Заказ №____

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ,

302030, г. Орел, ул. Московская, 65.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.012 с.)