Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевой акт как единица речевого поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Категория речевого акта является одной из самых важных и существенных для неориторики и лингвопрагматики. Теория речевых актов возникла в рамках лингвистической философии и восходит к известной работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов», в которой автор приходит к мнению, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях (так называемых «условиях благоприятствования» - felicity conditions) равнозначно совершению некоторого действия, поступка. Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином «перформативами», как и соответствующие глаголы (performatives; performative verbs, например благодарить, обещать, советовать, провозглашать, запрещать), от англ. to perform – исполнять, действовать. В дальнейшем возникло предположение, что всякое действие (поступок) осуществляется говорящим при произнесении любого высказывания. Идея Остина о связи, а во многих ситуациях общения единстве «слова и дела» отнюдь не нова и восходит к глубокой древности. Ее происхождение можно проследить вплоть до первых европейских письменных памятников. В античности она была уже сформирована. Так, в сборнике «Пчела», переведенном на Руси с византийского источника еще в XII, читаем: «Солон. Этот говорил, что слово – вид дела». Теория РА базируется более на философских построениях и заключениях, взятых вне контекста, чем на конкретном анализе естественного речевого общения. Отсюда ее во многом умозрительный характер и ограниченная объяснительная сила; этим объясняются и трудности построения естественной типологии речевых актов. Как основания такой типологии используются цель РА (вопрос, утверждение); соотношение статусов говорящего и адресата (приказ, просьба), различия пропозиционального содержания (предсказание, сообщение). Важнейшим принципом теории РА является «принцип выразимости» Дж. Сирла. К недостаткам теории речевых актов можно отнести то, что она во многом искажает сущность реального речевого общения, т.к. одно и то же высказывание может совмещать в себе целый ряд РА (например, говоря: «Ну что ж, на этот раз неплохо», - учитель одновременно совершает несколько «речевых действий» - и похвала, и напоминание о прежних неудачах, выражение удивления, ободрение, выражение надежды на будущие успехи. Вместе с тем один речевой акт может быть представлен и более сложной структурой, чем одно предложение (высказывание). Достоинством теории РА можно считать то, что она отчасти объясняет, как высказывания, не связанные, казалось бы, ни семантически, ни формально, в дискурсе способны образовать связное единство, например: 1) «Звонит телефон!» 2) «Я в ванной!» - их согласованность и «понятность» для говорящего и адресата обусловлены, по теории РА тем, что первое интерпретируется как вопрос («Ты подойдешь к телефону?»), а второе – как ответ («Нет, не могу»). Речевой акт следовало бы считать не единицей речевого общения, а единицей речевого поведения. Речевой акт, обладающий достаточно сложной структурой, есть прежде всего осуществление коммуникативной функции высказывания, реализация речевых намерений говорящего. Именно в этом смысле РПА выражает и отражает «социальное значение» высказывания наряду с пропозициональным его значением: понятие РА весьма существенно для исследования механизмов когерентности дискурса и связности отдельных высказываний в нем; так, У.Лабов утверждает, что восприятие коммуникантами происходящего речевого общения как «нормального», «связного» и интерпретация сообщений основаны не на отношениях между высказываниями, а на отношениях между соответствующими речевыми актами. Рассмотрим структуру речевого акта. В теории РА для описания этой структуры, представленной четырьмя типами действий, используются следующие категории. При осуществлении РА говорящий, произнося в определенной ситуации общения некое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), производит действия четырех различных типов: 1) действие собственно произнесения (utterance act); 2) пропозициональное действие (осуществление референции и предикации, т.е. выражение пропозиции, или propositional act); 3) иллокутивное действие (illocutionary act) – выражение определенного намерения говорящего, направленного на адресата, - похвалы, просьбы, обещания и пр.; иллокутивное действие обладает некоей иллокутивной силой (illocutionary force), в соответствии с тем глаголом-перформативом, которым данное высказывание может быть выражено (например, «обещаю», «прошу» и др.); иллокутивное действие считается осуществленным, если адресат адекватно интерпретировал намерение говорящего в данном речевом акте; 4) перлокутивное действие (perlocutionary act) – воздействие иллокутивного акта на адресата, т.е. эффект, произведенный иллокутивным актом в данной ситуации общения. Действие четырех перечисленных типов составляет структуру РА. Например, произнося: «Нельзя ли погромче?» в классе, на уроке при чтении слух, говорящий (учитель) осуществляет речевой акт, в структуру которого входит: 1) произнесение данного комплекса звуков с определенной интонацией; 2) выражение соответствующей пропозиции; 3) приказ (в иной ситуации, скажем, если адресат – не ученик, а коллега, иллокутивный акт будет представлять собой просьбу); 4) перлокутивным эффектом будет изменение поведения ученика, здесь – громкости чтения. Это пример так называемого «косвенного» РА, перлокутивный эффект которого не совпадает с принятой для выражения данного эффекта грамматической формой: вопросительное предложение, будучи произнесено в данной ситуации, подразумевает не ответ адресата на вопрос, а выполнение приказа (требования) говорящего. Существуют прямые и косвенные РА. У «косвенных» РА перлокутивный эффект не совпадает с принятой для выражения данного эффекта грамматической формой: вопросительное предложение («Нельзя ли потише?») в данной ситуации подразумевает не ответ на вопрос, а выполнение приказа (требования) говорящего. Приведем соответствия между типом интенции (намерения) говорящего, типом использующихся для реализации данной интенции речевых актов и типом дискурса. Выделенные основные типы интенций говорящего и речевых актов никак не охватывают реально существующего многообразия, а просто наиболее частотны и значимы в риторических речевых произведениях и соответственно особенно важны в практике преподавания риторики. Соответствия эти не носят однозначного и однонапрвленного характера: реальный дискурс использует различные типы РА и реализует сложную ситему интенций. Тем не менее во многих ситуациях существуют средства речевого поведения, конвенционально предназначенные для реализации тех или иных интенций говорящего, преобладающих в речевом событии. То же можно сказать и о типах дискурса. Интенция «сообщения информации» использует РА-информативы и реализуется в информирующем дискурсе. Интенция «убеждение», состоящая в намерении изменить структуру содержания сознания, рациональную картину мира адресата, проявляется прежде всего в употреблении РА-аргументов и РА-обобщений и реализуется в аргументирующем дискурсе, имеющем две основные разновидности – доказательство и агитация (во второй разновидности к интенции «убеждение» присоединяется также намерение добиться поступка, действия, что требует РА-призывов). Интенция «управление» вызывает появление РА-директивов и реализуется в инструктирующем дискурсе. Интенция «получение знания» использует диады РА (вопрос-ответные единства) и реализуется в эвристическом дискурсе. Интенция «предложение собственной эмоциональной картины мира» проявляется в использовании РА-эмотивов и РА-экспрессивов и реализуется в дискурсах разных типов. Интенция «оценка» («хвала» и «хула») нуждается в оценочных РА и имеет конвенциально закрепленный тип дискурса – эпидейктический. Интенция «получение удовольствия» нередко сочетается с намерением «социальная консолидация» и, используя игровые РА, реализуется в гедонистическом дискурсе различных видов. Интенция «социальное доминирование», «установление иерархии» в своих «чистых» и выраженных формах, как правило, порождает и использует как агрессивные РА (от сарказма до ругани, брани), так и их «зеркальное отражение» - РА-демонстрации подчинения. Реализуясь в дискурсах различных типов, в частности манипулирующем, эта интенция имеет и специфический для нее – собственно агональный дискурс, нередко социально-деструктивный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.009 с.) |