Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воскресная проповедь архиепископа Кирилла «Мысли о вечном»

Поиск

Мне бы хотелось сказать сегодня несколько слов о милосердии. Это слово прочно вошло в наш общественный лексикон. И даже появляется опасность, что оно будет затаскано, превратится в своеобразный стереотип. Это происходит или может произойти оттого, что слово это часто употребляется не по своему прямому назначению и покрывает иную реальность, чем ту, которая должна была бы соответствовать этому слову.

Милость (добро) и сердце – два слова, соединенные в одно. Всегда это означало, что под милосердием подразумевается делание добра, милости. Под словом же сердце христианская традиция, да и наша древняя народная традиция, всегда подразумевала область человеческих чувств. Это означает, что милосердие есть такое делание добра, которое требует вовлечения человека, его чувств, сопереживания.

Давайте представим себе такую ситуацию. Идем мы по улице, подходит к нам прохожий и спрашивает: «Кто твой ближний?» Вопрос будет казаться нам удивительно странным. Кажется, что на него существует только один нормальный ответ, который покоится на всем нашем опыте. Это наши близкие, родные: отец, мать, жена, дети, братья, сестры, ну, наконец, друзья, ну, коллеги по работе. И какой же необычный ответ последовал на этот странный вопрос: «Сотворивший ему милость». Давайте задумаемся над этим ответом. Так ли он невероятен? Так ли удивителен?

Ведь что происходит, когда люди сближаются друг с другом, когда они становятся ближними по отношению друг к другу? Ведь это сближение происходит на уровне внутренней духовной жизни человека, на уровне сознания, воли, чувств, то есть на том уровне, который именуется человеческой душой. Вот там происходит сближение. Но ведь душа человека – это не вакуум, не пустая комната, в этой комнате и в этом пространстве мы сами.

Так что же означает сблизиться с человеком? А это значит: в этом внутреннем мире уступить ему часть пространства, часть места. За счет кого? За счет себя, за счет своего собственного Я. И когда мы внутри самого себя уступаем частицу своего внутреннего пространства своему ближнему, то мы с ним сближаемся.

Опыт подсказывает, что ни физическое родство и ни штамп в паспорте не обеспечивают подлинной близости людей. Ведь нередко люди чувствуют себя совершенно одинокими, потерянными, непонятыми в собственной семье, в окружении своих физически, казалось бы, близких людей.

Ну а там, где мы отдаем часть своего собственного Я другому? Ведь там происходит нечто совсем иное: этот человек входит в меня, он становится частью моего внутреннего Я. И происходит подлинное сближение людей. И опять-таки опыт жизни, не чья-то мудрость, не чья-то философия, а самый могучий и сильный аргумент – опыт нашей жизни свидетельствует, что такое сближение и такая близость делает людей счастливыми, делает нерасторжимой человеческую дружбу, является источником внутреннего духовного обогащения.

И вот хотелось бы снова вернуться к христианской традиции. В ней содержится вот такая удивительная история: более блажен тот, кто дает, чем тот, кто принимает. А на языке Библии блаженный есть не что иное, как синоним счастливому.

Итак, более счастлив тот, кто дает, чем тот, кто принимает. Почему? Да потому, что когда мы даем что-то человеку, то мы поневоле уступаем ему в своей собственной душе, в своем собственном внутреннем мире частицу для него, впускаем его в свою внутреннюю, скрытую от постороннего взгляда жизнь. Делаем его нашим ближним, а значит, и самих себя обогащаем, устанавливаем с этим человеком такой контакт, ценнее чего, пожалуй, нет ничего на свете. Ведь понятие человеческого счастья, оно обусловлено системой человеческих отношений. И если эти человеческие отношения становятся просветленными этой внутренней, исходящей от сердца нашего близостью, то это и является условием подлинного и непреходящего человеческого счастья.

Вот так удивительно: человек становится счастливым оттого, что он дает. Но ведь кто-то из скептиков может сказать: «Да, простите, но ведь весь наш опыт свидетельствует о другом. Ведь мы становимся вроде бы как… как-то счастливыми, когда что-то приобретаем, что-то получаем: будь то деньги, вещи, власть, положение в обществе». Ну а наиболее последовательные скептики скажут: «Это же вроде как-то в природу человеческую заложено, и ведь рука устроена так, что она к себе тянет, и ребенок в младенческом возрасте на себя одеяльце натягивает». Может ли быть построение человеческого счастья вопреки логике биологической жизни?

И вот. Да, человеческое счастье строится вопреки логике наших физиологических инстинктов. Именно это. Человеческое, с большой буквы счастье и созидается в противоборстве с этой биологической логикой.

Как доказать это? Предвижу скептиков, которые скажут: «Докажи!» Ну что ж, может быть, для многих будет доказательством жизнь миллионеров, которая вдруг неожиданно заканчивается самоубийством. Что же не хватало этим людям, известия о трагической кончине которых время от времени доносят нам средства массовой информации? Материальное изобилие, мир, лежащий у ног… И уходит такой человек из жизни, хлопнув дверью. А ведь счастливый не уйдет так из жизни. Это, может быть, самое простое и самое наглядное подтверждение тому, что обладание не означает счастья, что владеть чем-то отнюдь не означает быть счастливым.

Но опять-таки многовековой опыт свидетельствует, что самоотдача, соучастие, милосердие в полном и подлинном смысле этого замечательного слова обогащают человека, созидают его счастье. В каком-то смысле это тайна. Как и многое из того, что связано с человеческим бытием.

Но эта тайна открывается на опыте. Невозможно принять все то, что сейчас было сказано, что называется, с ходу. Это нужно принять, в это можно поверить, только испытав смысл, значение и подлинность этих слов на собственном опыте.

И потому я бы хотел, обращаясь сегодня к вам, дорогие телезрители, сказать: попробуйте, попробуйте сделать доброе дело, каким бы странным это доброе дело не казалось, как бы оно не противоречило логике так называемого здравого смысла. Попробуйте впустить в свое внутреннее Я, в свой внутренний мир человека, который рядом с вами, который нуждается в вас, который страдает. И вы почувствуете, как этот человек перестанет в одночасье быть для вас среднестатистической единицей, как он станет личностью, частью вашего собственного Я.

Предвижу скептическую улыбку или, может быть, даже безразличное или раздраженное выражение лица. Я не призываю вас верить тому, что я говорю. Я призываю вас попробовать. Попробуйте! И если мы сегодня или завтра все вместе попробуем это сделать, то мы увидим, как светлее, счастливее и радостнее становится наша обычная жизнь.

 

Речь о силе слова

Слово – полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия слова на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказанное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует, поможет преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь, поможет стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на свершение великих задач, которые народ поставил перед собой. А. Твардовский писал:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна.

Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

Но свою роль помощника и оружия слово по-настоящему выполняет только тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точно, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, - это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» - это высказывание Горького, обращенное к писателям, относится к каждому из нас.

Речь на тему «Учителями славится Россия!»

Давным-давно люди придумали пословицу: «Учитель – тот, кто убивает страх, Учитель – тот, кто утверждает радость».

По этим признакам учителя найдешь. История нашей страны полна подтверждений этой пословицы. Вспомним Януша Корчака, убивавшего страх, пошедшего на смерть вместе со своими воспитанниками, до последней минуты держащего детей за руки – чтобы не было им так страшно. Вспомним А.С. Макаренко, говорившего, что детям нужно давать уверенность в завтрашней радости.

В России веками складывались традиции учительства. Наши педагоги воспитали и гениев, и президентов, и просто хороших, добрых людей. Во всем мире одной из лучших школ считается русская школа, а значит, русские учителя. Учителями славится Россия!

Модуль 3.

Планы практических занятий

 

Практическое занятие № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.009 с.)