Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы общения. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач

Поиск

Речевое общение с точки зрения психологии, речеведения, лингвистики. Структура речевого общения.

Виды речевого общения.

Речевое событие и его основные компоненты.

Речевая ситуация и ее основные составляющие. Типология речевых ситуаций. Понятие о речевом поступке (речевом действии, речевом акте). Структура речевого акта и характеристика его отдельных компонентов.

Речевые стратегии, тактики и приемы общения.

Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач.

 

Практические задания

  1. Продумайте, кратко опишите речевые ситуации и разыграйте следующие речевые события:

а) любой вариант речевой ситуации «преподаватель-студент; просьба»; «преподаватель-студент; требование»;

б) «коллеги по работе; просьба»;

в) «родители-дети; просьба»; «родители-дети; сообщение неприятного известия».

 

Описание речевых ситуаций составьте по следующей схеме:

- участники ситуации, их черты, свойства и состояние, определяющие то, что и как будет происходить в речевом событии;

- отношения между ними;

- речевые цели «инициатора» речевого события (того участника, кто начинает беседу и старается провести ее в своих интересах);

- обстановка, или «сцена действия»; время действия.

 

  1. Добиваясь равенства в общении, собеседники должны приспосабливаться друг к другу. Разыграйте сцену «Встреча незнакомых людей в поезде». С чего обычно начинается разговор? Отыщите то, что может сблизить, установить общий интерес.

 

3. Проанализируйте педагогические речевые ситуации, развивающиеся по негативному сценарию. Предложите свои варианты решения данных негативных ситуаций.

1. - Класс встречает учителя, стоя в полном составе на стульях.

2. - Класс начинает дружно мычать, как только учитель попытается начать вести урок.

3. - Ученик устраивает дискуссию по предмету, но постепенно акцентирует внимание на деталях и вынуждает следовать этому. Таким образом он уводит учителя от темы и запланированной структуры занятия.

4. - Учитель патетически декламирует что-либо, а в самый напряженный момент какой-то ученик громко засмеялся.

5. - Негативные сценарии по типу глумления, компрометации учителя, утверждения своего превосходства:

Учитель: А почему ты на меня не смотришь?

Ученик: Вы не в моем вкусе.

Ученик: А можно вас обнять?

Учитель: Зачем?

Ученик: Не знаете, зачем обнимают женщин?

Учитель: Дай, пожалуйста, дневник.

Ученик: Дневник – моя личная собственность, поэтому я его не дам.

Литература

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М., 1998.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

Книгге А. Об обращении с людьми. М., 1994.

Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 1998.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001.

Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998.

Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

 

Практическое занятие № 2

Устная разговорная речь и ее жанры.

Монологические жанры бытового речевого общения

(история, рассказ)

Разговорная речь и ее особенности.

Понятие жанра монологической и диалогической речи.

Жанры устной диалогической разговорной речи: беседа, разговор, спор.

Жанры устной монологической разговорной речи: рассказ, история.

Жанры письменной монологической разговорной речи: письмо, записка, дневник.

 

Практические задания

1. Проанализируйте один из текстов, принадлежащих к жанру: а) беседы; б) устного телефонного разговора; в) рассказа-воспоминания; г) письма; д) дневниковой записи. Сделайте вывод о содержании текста (тема, основная мысль, структура и специфика используемых в нем языковых средств) (см.: Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М., 1998. С. 287-325).

2. Сделайте собственную запись беседы (разговора). Проанализируйте записанную беседу с точки зрения прагматических факторов.

3. Познакомьтесь с пословицами и поговорками о вежливом ведении беседы, сформулируйте на их основе правила речевого общения. Подберите свои пословицы и поговорки, выражающие правила вежливого общения.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Ласковое слово пуще дубины.

Недоброе слово что огонь жжет.

Красна беседе смирением.

Знай более, а говори менее.

В чужой монастырь со своим уставом не ходи.

Красно поле пшеном, а речь слушанием.

Доброе молчание лучше пустого болтания.

На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся.

На языке медок, а на сердце ледок.

В очи льстив, а за очи лжив.

Хорошее слово – половина дела.

Не молвя слова – крепись, а молвя слово – держись.

В спорах да во вздорах пути не бывает.

Спорить спорь, а браниться грех.

4. Попытайтесь образно, увлекательно рассказать о всевозможных случаях из вашей жизни. Составьте историю и подготовьте ее к публичному пересказу. В качестве образцов используйте рассказы М.Зощенко, А.Аверченко, К.Паустовского, А.Чехова.

Примерные темы историй:

Как я провел лето (праздники, выходные дни)

Памятный день моей жизни

Что я увидел на экскурсии

Это случилось во время наводнения (пожара, урагана и др.)

Как я впервые открыл для себя творчество А.С.Пушкина (любого другого писателя или поэта)

Можете предложить свои темы историй, выступите с ними на занятии.

Образцом могут послужить следующие истории.

Говорят, под Новый год всякое случается…

Однажды мы всей семьей решили отметить Новый год в лесу – у живой елки, с шашлыками. Погода благоприятствовала. На ветках деревьев сказочный по красоте блестел в лунном свете снежок. Тишь, благодать, совсем иные ощущения, чем за праздничным столом.

Шашлыки подоспели аккурат к полуночи. Мы друг друга поздравили, разлили холодное шампанское… И вдруг видим: прямо к нашему костру подбегает маленькая белочка – очень изящная, пушистая.

То ли голод привел ее к нашему костру, то ли захотелось отметить с нами праздник – неизвестно. Но белка, почуяв доброе к ней расположение, вполне освоилась в нашей компании и убегать никуда не собиралась.

Мы пробыли почти до утра, но перед рассветом заметно похолодало, и пришлось собираться домой. Как опытные туристы, мы постарались сделать так, чтобы следы нашего пребывания в лесу остались незаметными. Засыпали снегом костер и двинулись в обратный путь. Нашей ночной подружке мы оставили немного орешков и сказали «До свидания». Однако белочка вовсе не захотела с нами расставаться, запрыгала вслед по дорожке, завертела хвостиком. Вы не повертите, но провожала она нас до самого дома, а потом перемахнула через забор прямо к нам во двор.

С тех пор прибавился у нас еще один член семьи. Прижилась белочка так, что о лесе и не помышляет, хотя зверька никто насильно не удерживает. Характер у снежинки добрый, отзывчивый, только ссорится иногда с нашим котом Афоней. Мурлыке-лежебоке не нравится излишняя, на его взгляд, беличья подвижность.

Вот такая у нас получилась необычная новогодняя сказка.

 

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1982; 2-е изд. М., 1986.

2. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. М., 1981.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М., 1998.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М., 1998.

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2001.

 

Практическое занятие № 3

Культура устной деловой речи

Деловая беседа

 

Общая характеристика официально-делового стиля русского языка.

Система жанров официально-деловой речи (устной и письменной).

Деловая беседа. Выражение просьбы, требования, приказа, совета, рекомендации. Практика проведения деловых бесед.

Устный деловой отчет: его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

Деловые совещания, собрания. Их цели и типы. Выступления в прениях. Культура критики.

Специфика делового телефонного разговора. Правила его ведения.

 

Практические задания

Прочитайте правила поведения партнеров в деловой беседе. Согласны ли вы с этими правилами? Какие правилами вы могли бы дополнить список?

 

Для слушающего Для говорящего
Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание. Старайтесь не перебивать собеседника. Извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести пример. При этом лучше это делать тогда, когда собеседник закончит реплику. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно. Чаще обращайтесь к собеседнику; называйте его по имени, имени-отчеству. Спрашивайте, все ли ясно, понятно, не нужно ли что-нибудь разъяснить. Не исправляйте во время разговора речевых ошибок собеседника. Не делайте партнеру замечаний о его речевом поведении. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, подчеркивайте то, что важно, то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях.

2. Деловые игры.

Ситуация 1.

Вы пришли к руководителю предприятия (школы, фирмы, издательства и т.д.). Вы очень хотите, чтобы вас приняли на интересную и хорошо оплачиваемую работу. А у руководителя – большой выбор. Ваша задача – показать свою компетентность, желание работать и готовность приступить к работе немедленно. Вместе с тем не забывайте: вы должны оговорить важные для вас условия контракта.

Поэтому подумайте, как вы войдете, поздороваетесь, что скажете о себе (если вас спросят); каким тоном, как спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы.

«Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника. Не забывайте о правилах речевого поведения вежливых партнеров!

Ситуация 2.

Вы не смогли по уважительной причине выполнить в срок задание. Из-за этого может сорваться выгодный для предприятия контракт (поставки, сделки) или просто предприятие потеряет доверие, нужные деловые контакты.

Вас вызывает к себе руководитель предприятия (фирмы, школы, ассоциации и т.д.). Он хочет уволить вас с работы, а вы этого не хотите.

 

Сформулируйте основные требования к деловому телефонному разговору. Запишите несколько телефонных стереотипов: приветствие, прощание, представление, просьба и т.д.

Литература

Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. – М., 1991.

Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990.

Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1991.

Браим И.Н. Этика делового общения: Учебное пособие. Минск, 1996.

Бенни М. Как развить навыки делового общения. Челябинск, 1999.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989 (и др. изд.).

Мицич Г. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

Отто Э. Слово предоставлено вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. – М., 1988.

Маккей Х. Как уцелеть среди акул. М., 1991.

Якокка Ли. Карьера менеджера. Пер. с англ. М., 1991.

 

 

Об ораторском искусстве. – М., 1973.

Федосюк М.Ю., Николина Н.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1999.

 

Практическое занятие № 4

Риторический канон как совокупность этапов подготовки текста речи.

1. Ступень инвенции (изобретения) как выбор коммуникативной цели, темы, способов убеждения.

2. Диспозиция как этап расположения элементов содержания текста речи.

3. Средства выразительности речи. Риторические тропы и фигуры.

 

Практические задания

1. Познакомьтесь с текстом одной из ораторских речей. Выполните риторический анализ этой речи (определите ее тему, основную мысль). Найдите приемы привлечения внимания читателя.

2. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.009 с.)