Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, формы, общие условия

Поиск

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Лекция

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ:

Возможно привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа, осуществляющего ОРД.

Производство неотложных следственных действий

Уголовные дела о преступлениях, производство предварительного следствия по которым обязательно, как правило, возбуждают сами следователи. Если такой возможности нет, орган дознания обязан принять решение о возбуждении уголовного дела и произвести неотложные следственные действия, когда обнаруженные следы преступления указывают на необходимость безотлагательной их фиксации, изъятия и исследования.

В п. 19 ст. 5 УПК РФ дано следующее определение неотложных следственных действий – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия и исследования.

УПК РФ не содержит сведений о том, какие именно следственные действия следует относить к числу неотложных. Это позволяет органу дознания проводить любое следственное действие, если есть основания полагать, что промедление с его проведением может привести к безвозвратному исчезновению следов преступления.

Определение перечня неотложных следственных действий, подлежащих обязательному выполнению до передачи уголовного дела руководителю следственного органа для направления по подследственности, зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела.

Незамедлительно после выполнения неотложных следственных действий, в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания или должностное лицо, обладающее полномочиями органа дознания, обязаны направить уголовное дело руководителю следственного органа, который определяет подследственность дела и передает его для производства предварительного расследования следователю.

Это не означает, что работа органа дознания по указанному уголовному делу окончена, т.к. следователь может поручить органу дознания производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того необходимо учитывать, что направление руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, не освобождает орган дознания от обязанности самостоятельно принимать оперативно-розыскные меры и розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление.

Также законом предусмотрен случай, когда неотложные следственные действия обязан произвести следователь. Следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, проводит неотложные следственные действия и затем передает дело прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК РФ).

В этом случае понятие «неотложные следственные действия» не соответствует данному в п. 19 ст. 5 УПК РФ и может рассматриваться в широком смысле, именно как действия, направленные на безотлагательное обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления.

Заключение

Выяснение обстоятельств совершенного преступления на этой стадии уголовного судопроизводства носит предварительный (до судебного разбирательства) и обязательный характер (за исключением дел частного обвинения).

Различия между формами, в которых может проходить предварительное расследование (дознанием и предварительным следствием) настолько существенны, что их производство осуществляется различными органами. Вместе с тем, деятельность органов дознания возможна как по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ) – данная процессуальная форма не является дознанием. Законодатель определяет ее как производство неотложных следственных действий. Однако основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое в соответствии со ст. 150 УПК обязательно по подавляющему большинству преступлений.

Отличать формы предварительного расследования следует по органам, их осуществляющим; по срокам и процедуре производства; по степени процессуальной самостоятельности должностных лиц, расследующих уголовные дела; по категории подследственных уголовных дел; по принимаемым итоговым решениям.

Сложно переоценить значение общих условий предварительного расследования, которое выражается в том, что посредством их соблюдения обеспечивается: 1) единство процессуальной формы; 2) единообразие применения закона; 3) объективность, всесторонность и полнота производства по делу; 4) соблюдение прав и законных интересов личности.

 

 


[1] На страницах научной литературы вопросы соотношения дознания и предварительного следствия рассматриваются сквозь проблему дифференциации досудебных форм уголовного судопроизводства. Дознание характеризуется как сокращенная процессуальная процедура, как способ «процессуальной экономии» за счет сокращенной формы судопроизводства. Особо отмечается, что подобная «экономия» должна иметь место не в ущерб достижению назначения уголовного судопроизводства. Только при соблюдении этого условия она не только допустима, но и целесообразна. См. подр.: Соловьев А., Токарева М. Соотношение дознания и предварительного следствия по УПК РФ // Уголовное право. – 2003. - № 3. – С. 97.

[2] В связи с этим среди ученых процессуалистов отсутствовало и в настоящее время отсутствует единство мнений относительно понятия общих условий предварительного расследования и их исчерпывающего перечня. Например, в советский период принято было говорить не об общих условиях предварительного расследования, закрепленных в гл. 9 УПК РСФСР 1923 г. и гл. 10 УПК РСФСР 1960 г., а о принципах предварительного следствия. См. подр.: Номинова Д.Д. Понятие общих условий предварительного расследования // Российский следователь. – 2006. - № 12. – С. 9.

[3] Термин «условия» в русском языке означает правила установленные в какой-либо деятельности. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1985. – С. 728.

[4] См.: Номинова Д.Д. Указ. раб. - С. 9.

[5] См.: Юридический энциклопедический словарь / Под ред А.Я. Сухарева. – М.: Советская энциклопедия, 1984. – С. 126.

[6] Надо отметить, что в различных источниках перечень общих условий варьируется. В настоящее время этому способствует сам законодатель, перечислив в главе 21 УПК, те положения, которые он считает общими условиями предварительного следствия в безусловном порядке. Однако, исходя из понятия и смысла общих условий, такой перечень назвать исчерпывающим нельзя. См., напр.: Уголовный процесс: учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Зерцало, 2004; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / Под ред. П.А. Лупинской. – М.: Юристъ, 2003; Горленко С.В. Общие условия предварительного следствия в уголовном процессе (понятие, история, современность): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М.: МГЮА, 2000.

[7] Хотя можно встретить определение подследственности, как совокупности признаков уголовного дела, что не совсем корректно. При анализе признаков подследственности становится очевидным, что они касаются непосредственно тех или иных признаков преступления. Основные среди них: вид (характер) преступления, место совершения преступления, субъект преступления.

[8] Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М.Лебедева; науч. ред. В.П.Божьев. - М.: Спарк, 2006. – С.140-141.

[9] Халиков А. Особенности института судебного обжалования в досудебном производстве // Российская юстиция. – 2003. - № 7. – С. 53.

[10] Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. – М.: Спарк, 2006. – С. 318

[11] Михайлов М.А. Регулирование распространения информации в процессе расследования // Российский следователь. - 2002. -№ 12. – С. 3.

[12] Михайлов М.А. Регулирование распространения информации в процессе расследования // Российский следователь. - 2002. -№ 12. – С. 2.

[13] Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Спарк, 2006. – С.329.

[14] Уголовный процесс: учебник / под ред. В.П. Божьева. – М.: Спарк, 2004. – С. 317.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Лекция

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ:

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

 

 

Красноярск

СибЮИ ФСКН России

 


Лекция переработана доцентом кафедры уголовного процесса к.ю.н. О.В. Меремьяниной

 

Предварительное расследование: общие условия предварительного расследования: лекция по дисциплине «Уголовный процесс» / О.В. Меремьянина – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2011.

 

В лекции рассматриваются вопросы, касающиеся понятия и характеристики стадии предварительного расследования, определения ее места в системе стадий уголовного процесса, понятия и характеристики форм предварительного расследования, а также отдельных условий предварительного расследования.

Обозначенные в лекции вопросы излагаются на основе положений действующего законодательства, научных трудов, нормативного материала и специальной литературы.

 

Одобрена на заседании

кафедры №7

30 ноября 2011 г.,

протокол № 4

 

 

ã СибЮИ ФСКН России, 2011

 


 

ПЛАН  
  С.
ВВЕДЕНИЕ................................................  
   
1. Понятие, значение и общая характеристика стадии предварительного расследования  
   
2. Понятие, значение и система общих условий предварительного расследования  
   
3. Характеристика отдельных условий предварительного расследования  
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................  

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. – 1995. - № 33. – Ст. 3349.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // [Электронный ресурс] Консультант Плюс.

Аббасов А., Гусев В. Взаимодействие государственного обвинителя с органами предварительного расследования // Законность. – 2009. - №9.

Арзиани С.Э. Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Законность. – 2011. - № 1.

Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя: Велби, Проспект, 2008.

Бессонов А.А. Некоторые пробелы действующего уголовно-процессуального законодательства, препятствующие эффективному предварительному расследованию // Российский следователь. – 2008. - № 16.

Вологжин Д.А. Взаимодействие суда, прокурора, следователя и органа дознания при восстановлении утраченных уголовных дел // Мировой судья. – 2008. - № 6.

Волынская О.В., Федоров М.И. Актуальность проблемы процессуальной деятельности следователя по предупреждению преступлений в современных условиях // Российский следователь. – 2010. - №14.

Гриненко А.В. Окончание предварительного расследования // Уголовное судопроизводство. – 2010. - № 4.

Есина А.С. Производство дознания органами внутренних дел: некоторые процессуальные и организационные аспекты // СПС КонсультантПлюс.

Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности:Юстицинформ, 2009.

Ефимова С.А. Информационно-криминалистическое обеспечение в системе криминалистического обеспечения предварительного расследования // Российский следователь. – 2010. - № 16.

Запаренко А.М. Координация деятельности органов предварительного следствия как составная часть процесса организации расследования преступлений // Российский следователь. – 2010. - № 19.

Зинатуллин З.З., Коржев С.В. Досудебному производству по уголовным делам - надлежащее правовое регулирование // Российская юстиция. – 2011. - № 1.

Иванова Е.А. О недопустимости преступных нарушений конституционных прав и свобод граждан при производстве предварительного расследования // Российский следователь. – 2009. - №18.

Каретников А.С., Арзамасцева К.А. Является ли деятельность суда по рассмотрению и разрешению ходатайств должностных лиц органов предварительного расследования судебным контролем? // Российская юстиция. – 2010. - № 4.

Кобец П.Н., Краснова К.А.О проблеме возмещения вреда потерпевшим на стадии предварительного расследования // Уголовное судопроизводство. – 2009. - № 4.

Козявин А.А., Цуканова Е.С. Всесторонность, полнота и объективность как системообразующий аксиологический принцип отправления правосудия и его место в уголовно-процессуальной форме // Российский следователь. – 2011. - № 8.

Колоколов Н.А. Оперативный судебный контроль в уголовном процессе: Юрист, 2008.

Коротков А.П. Закономерности исторического развития и современные проблемы модернизации форм предварительного расследования // Российский следователь. – 2010. - № 15.

Номинова Д.Д. Понятие общих условий предварительного расследования // Российский следователь. – 2006. - № 12.

Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. – 2009. - №11.

Руководство для следователя и его общественного помощника: учебно-практическое пособие / отв. ред. Гармаев Ю.П. // СПС Консультант-Плюс.

Рябинина Т.К., Козявин А.А. Системные противоречия процессуальной формы предварительного расследования и пути их разрешения // Российский следователь. – 2009. - № 21.

Супрун С.В. Подследственность органов предварительного расследования по уголовным делам частно-публичного обвинения // Российская юстиция. – 2010. - № 7.

Ушанов Р.Г. Противодействие предварительному расследованию по наркопреступлениям // Российский следователь. – 2010. - № 16.

Францифиров Ю.В. Сочетание гласности и тайности при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства // Адвокатская практика. – 2007. - № 4.

Францифоров Ю.В. Актуальные проблемы производства предварительного расследования в форме дознания // Уголовное судопроизводство. – 2010. - № 2.

Халиков А.Н. Функции предварительного расследования в уголовном судопроизводстве // Российский судья. – 2009. - № 7.

Шайхулов Р.Р., Поляков М.П. О принципиальном подходе к понятию общих условий стадий досудебного и судебного производства // Уголовное судопроизводство. – 2007. - № 1.


 

ВВЕДЕНИЕ

Предварительное расследование – вторая, после возбуждения уголовного дела стадия уголовного процесса. Ее содержанием является деятельность следователя и дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении, а также подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства.

Расследование в российском уголовном процессе традиционно принято именовать «предварительным», т.к. окончательное решение о виновности лица принимает суд. Однако суд не связан выводами органов предварительного расследования и в судебном следствии он проводит собственное исследование доказательств.

В теории уголовного процесса существуют и другие точки зрения относительно названия данной стадии.

Предлагается именовать данную деятельность собственно расследованием, так как согласно действующему законодательству, это – не просто репетиция или «дубль» судебной деятельности, а в известной мере самостоятельный элемент системы уголовного процесса. В то же время при прекращении уголовного дела оно фактически разрешается по существу.

Задачи рассматриваемой стадии уголовного процесса вытекают из общего назначения судопроизводства (ст. 6 УПК). Необходимо признать, что у стадии предварительного расследования как бы одна главная задача – осуществить расследование по совершенному преступлению. Она включает в себя: установление всех обстоятельств, составляющих предмет доказывания, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, к обеспечению гражданского иска, реабилитации лиц, избранию целесообразной меры пресечения, рассмотрению вопроса о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а главное – подготовку уголовного дела для последующего рассмотрения в суде.


Вопрос 1. Понятие, значение и общая характеристика стадии предварительного расследования

Расследование в российском уголовном процессе традиционно принято называть «предварительным», т.к. окончательное решение о виновности лица принимает суд. Термин «предварительное расследование» употребляется в нескольких значениях:

1. Правовой институт, объединяющий нормы, которыми регламентируются процессуальные условия, формы и средства раскрытия преступлений, изобличение виновного в его совершении, а также определенный порядок направления дела в суд или его прекращения. Юридические нормы данного института содержатся в главах 21, 22 УПК, а также в главах 32, 50, 51, 52 (где предусмотрен порядок дознания, а также особые производства) и в отдельных нормах УПК.

2. Вид деятельности органа дознания и следствия по производству отдельных следственных действий и расследования в целом, а также принятию основных решений по делу.

3. Одна из стадий уголовного процесса.

В рамках данной лекции предварительное расследование будет рассматриваться как самостоятельная стадия, относящаяся к досудебному производству по уголовному делу.

Производство в стадии предварительного расследования осуществляется по всем уголовным делам, за исключением дел, относимых к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК). Однако и по этим делам в случаях, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, по решению прокурора либо по решению следователя или дознавателя с согласия прокурора, также может производиться предварительное расследование (ч. 4 ст. 20 УПК).

Содержание стадии предварительного расследования составляет строго регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания, дознавателя и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения лиц, виновных в его совершении и привлечения их в качестве обвиняемых, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также по обеспечению возмещения причиненного ущерба.

Несмотря на то, что следователь, орган дознания и дознаватель олицетворяют в уголовном процессе функцию обвинения, они, осуществляя уголовно-процессуальную деятельность, обязаны руководствоваться положениями, закрепленными в ст. 6 УПК РФ, в силу которых лицо, производящее расследование, обязано в одинаковой мере собирать и исследовать доказательства как обвинительного, так и оправдательного характера. Другими словами, они должны обеспечить полноту, объективность и всесторонность исследования всех значимых обстоятельств по уголовным делам, находящимся у них в производстве.

Признание лица виновным в совершении преступления и применение к нему уголовного наказания находится в исключительной компетенции суда. Окончательно данные вопросы разрешаются лишь в стадии судебного разбирательства. Однако правильное и законное их разрешение судом с учетом лишь собственных процессуальных возможностей зачастую невозможно. Основная задача суда — обеспечить надлежащую оценку собранных по делу доказательств на основе непосредственного их исследования в условиях состязательности сторон.

Собирание же доказательств, в основном, осуществляется в стадиях досудебного производства и, прежде всего, на предварительном расследовании, в ходе которого дается предварительная оценка собранным доказательствам.

Таким образом, надлежащая организация уголовно-процессуальной деятельности в стадии предварительного расследования служит предпосылкой (правовой базой) для возникновения последующих судебных стадий.

В этом проявляется сущность предварительного расследования и его важнейшая роль в уголовном судопроизводстве.

Однако указанную стадию нельзя рассматривать как вспомогательную по отношению к судебному разбирательству. В ряде случаев, предусмотренных законом, именно на предварительном расследовании могут окончательно разрешаться вопросы о судьбе уголовного дела и уголовного преследования.

Так, одной из форм окончания предварительного расследования является прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК). Данная форма одновременно служит и формой прекращения уголовного преследования. Закон позволяет следователю и дознавателю применять так называемые нереабилитирующие основания для прекращения дела и уголовного преследования (ст.ст. 25 и 28 УПК), т.е. подобное решение возможно при наличии обстоятельств, позволяющих освободить лицо от уголовной ответственности непосредственно на стадии предварительного расследования. Это позволяет считать, что следователю и дознавателю делегируется в определенном смысле функция разрешения дела. Однако в подобных случаях для принятия соответствующего решения требуется согласие самого обвиняемого, прокурора или руководителя следственного органа. В противном случае производство по делу осуществляется в обычном порядке.

Другими предусмотренными в законе (ст.ст. 220, 225 УПК) формами окончания предварительного расследования являются составление обвинительного заключения (обвинительного акта) либо вынесение постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК). В качестве самостоятельной формы окончания предварительного расследования следует рассматривать и принятие решения о прекращении уголовного преследования с применением принудительных меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК) по отношению к несовершеннолетним обвиняемым.

Процессуальная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дознания [1] и предварительною следствия.

Между указанными формами существуют определенные черты сходства и различия.

Сходство двух форм расследования проявляется: в единстве основных задач (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении); в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления; в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из органов расследования; в единстве правовой основы их деятельности; в соблюдении требований процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Достаточно существенны различия между предварительным следствием и дознанием, которые проявляются в следующем:

1) срок производства расследования в форме дознания и предварительного следствия различается (ст.ст. 162,223 УПК), для дознания свойственны более сокращенные сроки;

2) в разграничении круга уголовных дел, образующих подследственность органов расследования (ст.ст. 150, 151 УПК);

3) в несколько большей процессуальной самостоятельности следователя по сравнению с дознавателем при производстве по уголовному делу, следователь имеет право с согласия руководителя следственного органа, в порядке, установленным ч. 4 ст. 221 УПК РФ обжаловать решения прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221. (ч. 5 ст. 38 УПК), в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора, в то время как для дознавателя все указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК);

4) для дознания не свойственна (по общему правилу) процедура предъявления обвинения, в отличие от предварительного следствия, в рамках которого данное решение оформляется отдельным постановлением;

5) в наименовании, а частично и в содержании итогового процессуального документа, завершающего предварительное следствие (ст. 220 УПК) и дознание (ст. 225 УПК). Вместо обвинительного заключения составляется обвинительный акт, в котором содержится формулировка обвинения с указанием квалификации по УК РФ.

Существование двух сходных, но в то же время самостоятельных форм предварительного расследования обусловлено, в первую очередь, потребностями правоприменительной практики.

В виде дознания расследуются уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, а также о некоторых преступлениях средней тяжести, которые, как правило, не представляют сложности в доказывании. Это позволяет расследовать такие преступления в упрощенной и ускоренной форме специализированными подразделениями дознания, высвобождая силы и средства аппаратов предварительного следствия для более эффективной работы по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Под дознанием в уголовном процессе понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Перечень органов дознания дан в ст. 40 УПК.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель, на которого начальником органа дознания возлагаются полномочия органа дознания по расследованию преступлений, возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК для предварительного следствия, принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом дознаватель уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, свойственные следователю. В соответствии с ч.2 ст.41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Согласно ч. 3 ст. 223 УПК при осуществлении дознания допустимо приостановление производства дознания при возникновении соответствующих оснований и возобновление производства при отпадении этих оснований (глава 28 УПК). Дознание может быть завершено в форме прекращения уголовного дела (глава 29 УПК).

Итоговым процессуальным документом дознания по делу, которое в соответствии с решением дознавателя подлежит направлению в суд для его рассмотрения по существу, является обвинительный акт, реквизиты и содержание которого во многом аналогичны обвинительному заключению — итоговому документу предварительного следствия (ч. 1 ст. 225 УПК). Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору, играя в дальнейшем ту же роль, что и обвинительное заключение следователя, т.е. определяет суть инкриминируемого деяния и пределы судебного разбирательства.

Однако в отличие от обвинительного заключения обвинительный акт одновременно выполняет роль документа, посредством которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, приобретает статус обвиняемого (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК).

По завершении дознания подозреваемый, его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 2 ст. 225 УПК). Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть представлены для ознакомления материалы уголовного дела в том же порядке (ч. 3 ст. 225 УПК).

Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 226 УПК со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более, чем на 3 суток – для пересоставления обвинительного акта;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24-28 УПК;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается подозреваемому, его защитнику, потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК, т.е. в том же порядке, как это имеет место при вручении копии обвинительного заключения соответствующим лицам при завершении предварительного следствия (ст. 226 УПК).

Таким образом, прокурорские действия и решения, связанные и с обвинительным заключением, и с обвинительным актом, аналогичны. Различия выражаются лишь в сроках рассмотрения прокурором уголовного дела: материалы предварительного следствия рассматриваются в течение 5 суток, а материалы дознания — 2 суток. Кроме того, прокурор вправе для восполнения пробелов дознания направить уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК).

Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования. В соответствии со ст.ст. 150, 151 УПК по большинству преступлений обязательно производство предварительного следствия.

Данная форма расследования обязательна по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Предварительное следствие также обязательно по делам о преступлениях средней тяжести, совершенных при отягчающих обстоятельствах, либо когда преступление средней тяжести посягает на личность и собственность.

Согласно ч. 2 ст. 151 УПК предварительное следствие проводится следователями следственного комитета при прокуратуре, следователями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В исключительных случаях его могут осуществлять руководители следственного органа. При этом они наделяются всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия решения о направлении расследования и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного разрешения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Следователь имеет право с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ обжаловать решение прокурора, вынесенное в соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 221 УКП о возвращении уголовного дела следователю для производства предварительного следствия, изменения объема обвинения, квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий и т.п. (ст. 38 УПК РФ).

Важной процессуальной формой участия органов дознания в производстве предварительного следствия является выполнение неотложных следственных действий по возбужденному ими уголовному делу, относящемуся к подследственности следователя (п.2 ч.2 ст.40 УПК).

После производства неотложных следственных действий, но не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, который затем передает его для дальнейшего производства следователю (п. 3 ст. 149 УПК).

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст.157 УПК).


Вопрос 2. Понятие, значение и система общих условий предварительного расследования

Понятие общих условий предварительного расследования в виде соответствующей дефиниции в отечественном уголовно-процессуальном праве определено не было[2], но традиционно, под общими условиями [3] предварительного расследованияпонимаются установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила (требования), определяющие порядок производства предварительного расследования.

Общие условия предварительного расследования во многом обусловлены принципами уголовного процесса, но не поглощаются ими, а поэтому необходимо разграничивать эти понятия.

Под принципами уголовного процесса принято понимать установленные законом правовые положения, основополагающего и руководящего значения, на которых базируется вся уголовно-процессуальная деятельность. Принципы определяют сущность, содержание процессуальной деятельности в целом и ее отдельных этапов (стадий). Облаченные в форму правовых норм они представляют собой самые общие, центральные положения, на которых должна строиться и действовать процессуальная система.

Общие условия предварительного расследования являются юридически обязательными правилами меньшей процессуальной общности и значимости, производны от принципов, касаются не всего уголовного судопроизводства, а лишь стадии предварительного расследования, носят служебный характер, способствуя оптимальной реализации принципов в ходе предварительного расследования уголовных дел[4].

Каждое из общих условий предварительного расследования можно рассматривать как способ обобщения конкретных обстоятельств и изложение их в общей (по отношению к предварительному расследованию) правовой норме.

Предварительному расследованию посвящен раздел VIII УПК РФ, состоящий из 12 глав, с 21-й по 32-ю. В качестве составной части уголовно-процессуального права Российской Федерации общие условия предварительного расследования регламентированы в главе 21, а также в главах 22, ст. 223 гл. 32 и рядом статей раздела I УПК РФ. Каждое общее условие закреплено соответствующей статьей УПК РФ или ее частью. Например, такое общее условие как формы предварительного расследования, закреплено ч. 1 ст. 150 УПК РФ. В то же время предметная подследственность как одно из общих условий предварительного расследования, закреплено ст. 151 УПК РФ.

Некоторые общие условия предварительного расследования закреплены не одной, а несколькими статьями УПК РФ, либо их частями или пунктами. Например, такое общее условие, как производство неотложных следственных действий, закреплено не только ст. 157 УПК РФ, но также ч. 3 ст. 40 и п. 19 ст. 5 УПК РФ.

Несмотря на некоторую разрозненность, совокупность уголовно-процессуальных норм, закрепляющих положения об общих усл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.238 (0.019 с.)