Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие и специальные способностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любая деятельность требует не одной способности, а целого их комплекса. Например, хороший организатор (комсорг, руководитель производственной бригады и др.) должен иметь следующий набор способностей: высокий уровень умственного развития (сообразительность, способность отказаться от привычного хода рассуждений и посмотреть на обстановку с разных точек зрения, хорошая память); наблюдательность, способность увидеть в обстановке не детали, а главное, что мешает делу и на что можно опереться для его улучшения: творческое воображение и инициативу; понимание людей и способность тактично влиять на них; решительность и твердость в исполнении решений. В этом наборе способностей можно выделить две труппы: с одной стороны, болееобщие способности, необходимые для широкого круга занятий; с другой стороны — более специальные, необходимые для узкого круга видов деятельности. Так, например, высокий 132 уровень умственных способностей важен практически во всех профессиях и видах деятельности. Казалось бы, он «не нужен» при тяжелых или однообразных физических работах. Но, во-первых, их становится все меньше, а во-вторых, и это главное, если тяжелой и однообразной работой занят умный человек, то он быстро придумает, как облегчить, усовершенствовать эту работу. Творческое воображение и инициатива — это тоже общие способности, важные в очень многих профессиях. Способность же увидеть в обстановке главное и не «затеряться» в деталях, понимание людей и такт, решительность и твердость — это относительно специальные способности хорошего организатора. Упражнение. Разберитесь самостоятельно в следующем комплексе педагогических способностей и выделите относительно общие и относительно специальные способности: 1. Высокий уровень умственных способностей. 2. Высокий идейный и моральный облик. 3. Организаторские способности. 4. Способность быстро и правильно понимать внутреннее, душевное состояние другого человека. 5. Волевые качества (самообладание, инициативность, целеустремленность). 6. Способность использовать речь как средство воздействия на людей. 7. Способность одновременно быть внимательным ко многим объектам. 8. Способность с большой вероятностью предвидеть дальнейшее поведение и развитие ученика. Ответы. Очевидно, что способности 1, 2, 3, 5 и 7 более общие, чем 4, 6 и 8. Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей. Иногда о человеке говорят: «Он очень способный, но не склонен трудиться (лентяй)» или «Он не очень способный, но трудяга». Эти выражения теоретически не точны. Дело в том, что, как уже говорилось, склонность к занятости, к труду, трудолюбие — это важнейшие общие способности. Если человек не склонен к труду, то, значит, у него нет одного из важных компонентов в нужном наборе способностей, скажем, специальные способности есть, а общих — недостаточно. Может быть и наоборот — общие 133 способности ярко выражены («трудяга»), но недостаточны специальные. Развивать нужно и те, и другие. А что делать, если у вас налицо не весь набор способностей, нужных для избранной профессии и недостает именно таких способностей, которые развиваются медленно и с трудом? В этом случае возможны два пути: либо изменить выбор, либо поискать пути так называемой компенсации недостающих или слабо выраженных способностей. Компенсация способностей — это возмещение недостающих качеств за счет либо технических средств, либо за счет других, более ярко выраженных личных качеств. Например, плохую память можно в ряде случаев компенсировать систематическим ведением записей, заметок, использованием картотеки и т. п. Недостаточное развитие пространственных представлений можно компенсировать использованием объемных моделей, чертежей, схем. Медлительность можно компенсировать предусмотрительностью. Затрудняясь обсуждать вопросы «в уме», «про себя», люди часто прибегают к обсуждению их с другими людьми. Это для них необходимый способ уяснения трудных вопросов. Компенсация недостаточно выраженных способностей —явление нормальное, и его нужно сознательно использовать, сознательно искать соответствующие пути и способы действия. Максимально используя ярко выраженные способности и компенсируя недостающие, человек вырабатывает свой индивидуальный стиль решения типичных жизненных, трудовых, спортивных и других задач. Выработка соответствующих индивидуальных способов действия, индивидуального стиля деятельности наряду с овладением общими для всех приемами работы — важная задача самовоспитания. Рассмотрим это на предельно простом примере. Одному человеку удобнее идти крупными, но редкими шагами, а другому — более мелкими, но частыми. Оба идут одинаково быстро и легко. Если же считать «хорошим» стиль первого человека, то второму будет неудобно — он будет быстрее уставать. Кто от этого выигрывает? Если считать «хорошим» стиль второго — первый будет быстрее уставать. Каждый идет в удобном для него ритме, своим стилем, и поэтому у обоих получается одинаково хорошо. То же относится и к работе. 134 Не следует ни навязывать огульно другим людям способы работы, которые для вас хороши, ни слепо подражать способам работы других. Цель действия может и часто должна быть единой, а способы работы могут и нередко должны бытьиндивидуально своеобразными. Это надо твердо запомнить. Однако сказанное не означает, что нет или не должно быть общих для всех людей приемов и способов действий. Могут спросить: «А как же быть с передачей личного опыта?» Передавать свой личный опыт и перенимать личный опыт других людей нужно не буквально, а творчески, учитывая конкретные особенности каждого человека. «Всяк мастер на свой лад» — говорит пословица, и это глубоко верно. (О стиле подробнее см. в § 19.) Способности и задатки Людей всегда волновал вопрос, какова связь способностей с наследственностью. Науке известно более двух десятков случаев, когда человеческие дети по случайным причинам оказались вскормленными в логове зверей. Хотя эти дети имеют все наследственные задатки человека, но они выросли вне общения с людьми и не обладают ни человеческой речью, ни разумом, им недоступно человеческое поведение. Две девочки, вскормленные волчицей и найденные в логове (в Индии, где круглый год тепло), проявляли враждебность к людям, не ели растительной пищи, набрасывались на сырое мясо и поедали его без помощи рук, пили, лакая, как волки или собаки, боялись света, а ночью хорошо ориентировались и выли, как волчата. Как видим, в этих случаях наследственность явно не играла «роковой» роли в развитии — не сделала этих детей людьми; роковую роль сыграли неблагоприятные условия роста и развития. Все, что человек знает и умеет, он приобретает в ходе взаимодействия с другими людьми или с продуктами их деятельности (книгами, орудиями труда). Хотя наследственные предпосылки и не предопределяют полностью возможность развития способностей, тем не менее с ними нельзя не считаться, подобно тому, как нельзя не считаться с особенностями грунта, на котором строят дом. Будет ли дом или не будет, хороши ли будут люди, которые поселятся в нем, — все это зависит не от грунта, но не учитывать его особенности 135 тоже нельзя — дом может осесть, дать трещины и развалиться в ходе постройки. К числу существенных природно обусловленных предпосылок (задатков) способностей относятся, в частности, свойства типов высшей нервной деятельности. Люди могут резко отличаться по этим типам. Принято различать так называемые «специальные» и «общие»1 типы высшей нервной деятельности (не смешивать с общими и специальными способностями!). Рассмотрим некоторые факты поведения и деятельности людей, относящихся к разным специальным типам. Старшеклассникам в классе дали задание — описать, как они представляют себе арктический пейзаж. Приводим типичные отрывки из этих работ2.
А вот результаты выполнения другого задания. Нужно было устно описать, что́ изображено на одной картине (ответ записывался нами на магнитофон).
136
Испытуемый А совсем не описывает пейзаж, — он сообщает обобщенные сведения, опирающиеся на географические понятия и вид карты северного полушария. Это важные сведения, но в них нет яркой картинности. Наоборот, испытуемый Б дает сочную зарисовку, красочную и детализированную, без преобладания обобщенных сведений. У испытуемой В (так же, как и у А) мы не видим самого описания, она засыпает нас вопросами, рассуждает, умствует о картине, а не описывает ее. Наоборот, испытуемая Г прежде всего именно описывает, совсем не обобщая и не умствуя. Она обращает внимание на конкретные объекты, на части изображения. Представители «мыслительного» типа склонны к речевому оформлению впечатлений, к рассудочности, к умствованию, общим рассуждениям (иногда беспочвенным, оторванным от реальности). Такие люди запоминают общие правила и общий смысл явлений лучше, чем конкретные факты, внешние детали предметов. Следует твердо запомнить, что принадлежность к этому (как и любому) типу высшей нервной деятельности не связана жестко с определенным уровнем способностей. Человек «мыслительного» типа — это не обязательно проницательно мыслящий человек; это склонный к умствованию, но не обязательно умный человек. Уровень умственных способностей у людей этого типа может быть высоким, но может быть инизким. Примером именно такого человека — «мыслителя» с низким уровнем ума — является один из героев «Мертвых душ» Гоголя Кифа Мокиевич, существование которого было занято следующим вопросом: «Вот, например, зверь, — говорил он, ходя по комнате, — зверь родится нагишом. Почему же именно нагишом? Почему не так, как птица? Почему не вылупливается из яйца? Как, право, того: совсем не поймешь натуры, как побольше в нее углубишься!» Придя к этому заключению, Кифа 137 Мокиевич вновь и вновь возвращался к обсуждению того же самого вопроса. Представители «художественного» типа склонны к более непосредственному восприятию впечатлений, без их детального анализа, разбора, обсуждения (без раскладывания «по полочкам»), они лучше ориентируются в реальной обстановке, чем в общих правилах, лучше запоминают конкретные предметы, явления и их особенности, чем общие закономерности, принципы, правила. Человек «художественного» типа — это, во-первых, не обязательно художник в смысле склонностей и способностей к искусству, литературе. Это может быть человекконкретного практического ума. Во-вторых, если речь идет о собственно практическом или художественном складе ума, то в том и другом случае возможен как высокий, так и низкий уровень способностей. Жесткой связи между типом высшей нервной деятельности и уровнем способностей здесь тоже нет. Примеры выдающихся способностей у людей практического ума можно найти, изучая деятельность крупных общественных организаторов, хозяйственных руководителей, полководцев. Если у человека одинаково выражены черты как «художественного», так и «мыслительного» типа, то его относят к «промежуточному» («среднему») типу. Разные профессии и виды труда требуют разных личных качеств, поэтому не имеет смысла ставить вопрос, какой тип лучше. Люди могут быть разными и в то же время равноценными для общества. Рассмотрим некоторые факты, характеризующие поведение и деятельность людей, относящихся к разным общим типам высшей нервной деятельности1. Аида Н. 16 лет. Сидит в классе спокойно. Ее болтливая соседка разговаривает с девочкой, сидящей за соседней партой, так как Аида не отвечает ей. И вне урока она молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, растрогать или рассердить. Когда все в классе громко смеются по поводу комичной интонации голоса отвечающего, она лишь молча на него оглядывается. После большой неприятности она 138 продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя она урок знает), вызывает другого. С подругами сходится с большим трудом, но вместе с тем очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она училась три года тому назад, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело — хотела бросить учебу. Сережа Т. 13 лет. Очень живой, непоседливый ученик. На уроке ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен, легко увлекается. С увлечением и возбужденно рассказывает о просмотренном фильме; живо откликается на каждый новый факт и новую задачу. Увлекшись новым делом, он легко охладевает к нему. У него очень живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково настроение, каково его отношение к предмету или человеку. На интересных для него уроках истории, литературного чтения он проявляет большую настойчивость, энергию, работоспособность. На «неинтересных» же уроках, например, немецкого языка, совершенно не слушает учителя, разговаривает с соседями, не работает, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив двойку, он очень огорчается. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям. В данной школе он учится первый год, а между тем легко привык к новым учителям, сошелся с ребятами, подружился со многими, вошел в актив класса. Коля М. 13 лет. На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую (так как его место нужно было освободить), Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него 139 пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча с неподвижным лицом и лишь очень медленно и постепенно начинает «оттаивать»: улыбается, смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему мягкое критическое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении своих чувств. Получив двойку, нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится. Вместе с тем долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу, теряет веру в себя. Отвечает на уроке очень неуверенно, запинаясь, даже когда хорошо знает урок. Свои способности и знания оценивает очень низко, тогда как в действительности они несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется. Движения небыстрые, говорит медленно, несколько тягуче. Саша П. 13 лет. Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На вопрос преподавателя поднимает руку, не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. Очень выразительное лицо. Не теряется при возникших трудностях и с большой энергией их преодолевает. В приведенных выше примерах достаточно отчетливо отражаются некоторые различия между людьми по признакам общих типов нервной деятельности. Каковы вообще основные из этих признаков? 1. Выносливость по отношению к сильным или длительным воздействиям— устойчивая работоспособность даже при неинтересной работе, отсутствие заметных признаков утомления в конце урока, в конце учебного дня; преобладание положительного настроения в разнообразных условиях; сохранение бодрости, самообладания, отсутствие сильных переживаний тревоги и страха в неожиданных 140 ответственных обстоятельствах; пониженная отзывчивость на слабые раздражители. Свойство, выражающееся в описанных симптомах, условно называют силой нервных процессов или силой нервной системы. Было бы грубой ошибкой вкладывать здесь в слово «сила» обыденный смысл, полагая, что сила — хорошо, слабость — плохо. Сильный тип от слабого отличается, образно говоря, так же, как барабан от скрипки. Барабан иногда явно полезнее скрипки, он надежнее и крепче, на него мало влияют сильные удары, на слабые воздействия он не отзывчив, хотя в ответ на достаточно сильные издает необходимый звук. Скрипка, наоборот, отзывается на слабые воздействия, а сильные выводят ее из строя. Из всего этого не следует, что мир должен быть заполнен только скрипками или только барабанами. Всякий предмет незаменим в своей роли, на своем месте. Точно так же и люди разных типов в своем роде ценны и незаменимы на разных работах, в разных профессиях. Есть профессии, требующие тонкого опознания едва заметных признаков и различий между ними. Но есть профессии, требующие длительного нервного напряжения, выносливости и т. д. Если мы вернемся к приведенным выше четырем характеристикам, то Коля М. скорее относится к слабому типу, а остальные наблюдаемые — разные варианты сильного типа (по крайней мере, у них нет симптомов повышенной чувствительности, «ранимости»). 2. Быстрота перехода от одного состояния к другому (от покоя к деятельности, от одного вида деятельности к другому, от решения к исполнению, быстрота и легкость привыкания к новым людям и обстоятельствам). Свойство, выражающееся в описанных симптомах, называют подвижностью нервных процессов или подвижностью нервной системы. Не следует думать, что подвижность — это обязательно хорошо, а противоположное качество, так называемая инертность, — плохо. У неторопливых (инертных) людей часто наблюдается систематичность и упорядоченность в работе; сниженную скорость движений они возмещают (компенсируют) хорошим наблюдением за обстановкой и предусмотрительностью. У подвижных при наличии такого достоинства, как высокий темп работы, может наблюдаться торопливость, суетливость, склонность не доводить до конца одно дело и браться за другое; 141 наблюдается также иногда неосторожность, «лихачество». Инертные люди более устойчивы и лучше справляются с монотонной кропотливой и тонкой работой, не допускающей торопливости и ошибок, подвижные — со срочной, оперативной, причем такой, где небольшие ошибки допустимы (не опасны) и могут быть легко исправлены. 3. Сдержанность — способность к значительным усилиям в области подавления своей активности, неуместных желаний, посторонних мыслей. Свойство, выражающееся в этих симптомах, называют уравновешенностью, или балансом, нервных процессов. Иногда под влиянием учебных или трудовых перегрузок, усталости, конфликтов и других неблагоприятных условий даже уравновешенный человек становится раздражительным, или сонливым, заторможенным, или подавленным. В этом случае нужно дать отдых нервной системе, оградить ее от перегрузок. Многие конфликты и ссоры между людьми объясняются тем, что они не отдают себе отчета в истинных причинах своей раздражительности, и вместо того чтобы заставить себя отдохнуть и отвлечься от неприятностей, продолжают находиться в потоке тревожащих их событий. Итак, люди могут стойко различаться по так называемым силе, подвижности и балансу нервных процессов. Эти свойства могут по-разному сочетаться у разных людей. Один человек может характеризоваться силой, уравновешенностью и инертностью нервных процессов, другой — силой, уравновешенностью и подвижностью, третий — силой и неуравновешенностью, четвертый — слабостью в сочетании с подвижностью или уравновешенностью. Вы, конечно, уже «примерили» себя к каждой из рассмотренных нами типичных характеристик. Возможно, что при этом вы не склонны отнести себя ни к одной из них. Но это совсем и не обязательно. Каждый человек неповторим. Вполне достаточно, если вы обратите внимание на то, как у вас выражены названные выше симптомы типологических свойств, и пусть их сочетание будет не стандартно-типовым; важно, чтобы оно было известно. Все эти обстоятельства нужно знать, чтобы не только наилучшим образом подобрать себе будущую специальность, но и приспособиться к ней, выработать свой стиль работы. 142
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.157 (0.015 с.) |