Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые советы к заключению о предпочтительном отделе и группе будущей профессии, специальностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большим заблуждением было бы думать, что по мере технического прогресса ручные орудия труда отмирают, а соответствующие специальности являются «несовременными». Какой бы сложной ни была техника, она всегда будет нуждаться в уходе, наладке, регулировке, ремонте, а все это делается с большой долей применения ручных орудий. Чем сложнее техника, тем изысканнее требования к ручным действиям по наладке и ремонту, тем совершеннее должны быть ручные орудия труда. Работа с ними требует хорошей координации, точности, ловкости, иногда быстроты и силы движений. Механизированные орудия требуют в основном того же, снижая лишь долю энергетических (силовых) затрат человека. Автоматизированные и автоматические орудия повышают требования к способности наблюдать, контролировать, планировать действия, а функциональные требуют повышенного самоконтроля в отношении тех или иных действий, поведения, а также способности поддерживать 178 темп работы на основе внутренней активности (без явных внешних стимулов). При уточнении группы будущей специальности (по признаку микроклиматических условий труда) нужно считаться с состоянием здоровья и рекомендациями врачей; самостоятельность нужно проявлять только в пределах, ограниченных указаниями врачей (если такие указания имеются). При уточнении группы будущей специальности в связи с признаком особых требований к морально-политическим качествам личности необходимо придерживаться советов учителей. § 7. Общий обзор системы профессионального образования в стране ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Существуют два типа учебных заведений — общеобразовательные и профессиональные. К первому типу относится общеобразовательная трудовая политехническая школа (8-летняя и средняя), через которую практически проходит все подрастающее поколение страны. Ко второму типу относятся все учебные учреждения по подготовке специалистов, начиная от краткосрочных курсов и кончая вузами и аспирантурой. То, что большинство из этих учебных учреждений не имеет в своих наименованиях слова «профессиональное» (иногда имеют слово «специальное»), не меняет сути дела. После выхода из общеобразовательной школы учатся всегда не «вообще», а какой-то определенной специальности, будь то обучение в консерватории (т. е. музыкальном институте), на курсах переводчиков или шоферов, в художественном училище, химико-технологическом техникуме, военно-инженерном училище, университете, профессионально-техническом училище или институте физкультуры. Учатся всегда для того, чтобы затем кем-то и где-то работать; иначе учение не имеет смысла. Обучение в общеобразовательной школе — это очень важная подготовительная ступень перед профессиональным образованием. 179 Выражение «система профессионального образования» применяется по крайней мере в двух смыслах — для обозначения: а) всей мыслимой совокупности учебных учреждений, где готовят тех или иных специалистов, б) самого процесса подготовки специалистов (включая его научные основы, организацию и весь порядок обучения и воспитания кадров). В свою очередь выражение «профессиональное образование» понимается либо в одном из двух изложенных выше значений, либо как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенной работы, либо как подготовка, которую уже имеет данный человек (говорят: «он имеет профессиональное образование»). В каждом случае тот или иной вариант смысла ясно понимается из контекста. Нам важно разобрать здесь лишь самый первый из рассмотренных вариантов, а именно — вопрос о видах профессиональных учебных учреждений, заведений. При этом для простоты мы не будем рассматривать вопрос об учебных учреждениях по повышению квалификации, усовершенствованию уже ранее обученных специалистов, имеющих опыт работы. Сеть этих учреждений в нашей стране очень широка, при этом повышение квалификации осуществляется за счет общества (бесплатно для самого работника). На схеме 8 указаны основные виды учебных учреждений, где можно получить ту или иную специальность, при этом слева направо они располагаются в основном по степени возрастания объема общетеоретической, «книжной», «словесной», подготовки в учебной программе. Именно этот признак имеется в виду, когда говорят «высшее», или «среднее специальное», или «профессионально-техническое» образование, или «начальная профессиональная подготовка». Однако это не значит, что человек, имеющий высшее образование, всегда может без дополнительного практического обучения заменить на рабочем месте, например, выпускника профессионально-технического училища (подручного сталевара, слесаря-лекальщика, регулировщика реле или стенографистку-машинистку, наборщика и т. д.). Мастерство «практика» может быть недосягаемо высоким. Возрастание объема общетеоретической подготовки в учебной программе часто связано со снижением уровня исполнительно-практической подготовки. В народном 180 Схема 8. Система профессиональных учебных учреждений (без учета системы повышения квалификации кадров) 181 же хозяйстве равно необходимы и «чистые теоретики», и «чистые практики», и люди в той или иной степени совмещающие определенный объем теоретической и практической подготовки. Утверждение об общественной равноценности разных профессиональных учебных заведений и их выпускников подкрепляется, в частности, тем, Что материальное вознаграждение за их работу колеблется примерно в одинаковых границах. Рассмотрим отдельные виды учреждений, форм организации подготовки кадров. Индивидуально-бригадное обучение состоит в том, что один или несколько новичков (бригада) прикрепляется к опытному работнику, при этом обучающий не освобожден от своей основной работы. Ученики получают его пояснения, присматриваются к его действиям, с его разрешения включаются в трудовой процесс, приобретая опыт, необходимые умения и навыки в порядке возрастающей сложности. Таким образом, обучение специальности ведется непосредственно на рабочих местах и именно только тем операциям, которые на них обычно выполняются. Прием учащихся возможен в зависимости от интересов предприятия в любое время года. Этим путем можно сравнительно быстро (за период от нескольких дней до нескольких месяцев) получить узкую специальность, не требующую широкой теоретической и разносторонней практической подготовки, приступить к самостоятельной работе. Так обучают, например, контролеров сберкасс, некоторых станочников, операторов химического и металлургического производства, некоторых машинистов стационарных энергетических агрегатов и т. д. Курсы — постоянное или временно организуемое учебное заведение, в котором обучающиеся получают некоторый минимум теоретической подготовки и необходимые практические навыки. Занятия здесь проводятся по четкому расписанию в определенные установленные сроки (обычно от нескольких недель до нескольких месяцев); имеются определенные сроки начала и окончания курсов; в заключение требуется сдать зачеты, экзамены, чтобы получить документ об окончании курсов и присвоении соответствующей профессиональной квалификации. (Примеры: курсы по подготовке шоферов, стенографисток, переводчиков с иностранного языка, экскурсоводов и т. д.) 182 Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), существующие при некоторых предприятиях легкой, пищевой, местной промышленности, — учебные заведения по подготовке рабочих для данных предприятий. Теоретическое и практическое обучение начинается в специальных учебных кабинетах, мастерских, цехах, а завершается в производственных цехах предприятий. Срок обучения — несколько месяцев (в зависимости от специальности). Принимаются выпускники неполной средней школы, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и желающие приобрести соответствующую специальность. По многим признакам школы ФЗУ приближаются к профессионально-техническим училищам (см. ниже). Одновременно с обучением в ФЗУ можно продолжать общее образование в вечерней (сменной) школе. Профессионально-технические училища (сельские или городские) — учебные заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов по различным рабочим профессиям. В эти училища принимаются выпускники 8-летней и полной средней школы, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Вступительных экзаменов нет. Возможен конкурс; в этом случае предпочтение отдается, при прочих равных условиях, тем, кто лучше учился в школе. Срок обучения практически колеблется (в зависимости от образования поступающих и приобретаемой специальности) от 1 года до 3 лет. В настоящее время многие профтехучилища дают не только профессиональную подготовку, но и общее образование в объеме средней школы. Число таких (средних) профтехучилищ постоянно возрастает. Профессиональная подготовка состоит из следующих циклов: а) теоретическое обучение в специально оборудованных классах и кабинетах; б) производственное практическое) обучение в специальных учебных мастерских, цехах, на производственной базе предприятий; в) общеобразовательная и физическая подготовка. После окончания училища присваивается определенный квалификационный разряд и выдается документ, дающий право работать по специальности. 183 В профтехучилищах имеется большой выбор очень разных специальностей (станочники, слесари, закройщики, портные, пошивщики обуви, фотографы-художники, повара, кондитеры, химики-аппаратчики, подручные сталеваров, трактористы-машинисты широкого профиля, механизаторы, растениеводы и животноводы, столяры, маляры, контролеры готовой продукции, корректоры типографий и многие другие); об этом можно найти подробные сведения в соответствующих справочниках или обратиться непосредственно в местное (республиканское, областное, а в крупных городах — городское) управление профтехобразования. Рабочие профессии очень разнообразны и могут удовлетворять людей с самыми разнообразными наклонностями — и техническими, и художественными, и т. п. Рабочее мастерство может быть весьма совершенным и ценится очень высоко. Технические училища готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня работников (аппаратчики химического производства, наладчики автоматических линий станков, операторы по добыче нефти и газа, радиомеханики — всего более 400 специальностей). Принимаются лица, имеющие полное среднее образование, необходимое состояние здоровья и желание приобрести определенную специальность (вступительных экзаменов, как и в профтехучилище, нет. При наличии конкурса предпочтение отдается, при прочих равных условиях, тем, кто хорошо учился в школе). Срок обучения — 1—2 года, в зависимости от специальности. Некоторые занятия проводятся в форме лекций, но почти 3 / 4 учебного времени отводится на разного рода производственно-практическое обучение в специально оборудованных мастерских, лабораториях и т. д. Обучение завершается выпускными экзаменами. Средние специальные учебные заведения делятся на три группы: техникумы(промышленные, строительные, транспорта, связи, сельскохозяйственные, экономические, кооперативные и т. д.); училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные, мореходные, речные, военные разных типов);специальные школы (спортивных тренеров, милиции, культурно-просветительные). 184
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.01 с.) |