Условия успешного выполнения действий и операций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия успешного выполнения действий и операций



Описаны случаи, когда маленький ребенок тянется к луне и просит, чтобы ему дали ее поиграть. Он не знает ни величины этого тела, ни расстояния до него, ни своих возможностей овладеть такой «игрушкой». С другой стороны, при известных условиях Луна перестала быть недосягаемой, и люди имеют в своих руках лунный грунт. Будут ли действия, операции, выполнимыми или невыполнимыми, это зависит от ряда условий (условия — это и есть то, от чего зависит выполнение действий). Различаютвнутренние и внешние условия осуществления действий и операций.

Внутренними условиями осуществления действий и операций будем считать все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению целей.

Основные виды их следующие:

1. Состояние здоровья — телесного и нервно-психического («душевного»).

2. Опыт (знания, навыки, умения, уровень мастерства, уровень общего и специального образования, начитанность и т. п.).

3. Устойчивые личные качества (активность или пассивность, способность саморегуляции, самоконтроля, настойчивость, безволие, общительность или замкнутость, трудолюбие, бережливость, добросовестность, наблюдательность, хорошее зрение, слух, осязание и т. п., сообразительность, хорошая или плохая память и пр.). Это — способности.

4. Временные психические («душевные») состояния (бодрости, утомления, заинтересованности, скуки и пр.).

105

5. Убеждения (коллективистские или индивидуалистические), склонность ставить перед собой цели, так или иначе согласующиеся с целями широкого коллектива (народа, партии, комсомола).

Всякому ясно, что хорошее или плохое здоровье, наличие или отсутствие знаний, опыта — это очень важно для достижения цели. Остальные три группы условий иногда недооцениваются, а это ведет к неудачам. Чтобы действие, операция стали выполнимыми, надо воспитывать в себе необходимые качества, а также не только создавать необходимую обстановку для хороших состояний, но и научиться настраивать себя на нужные состояния — расслабляться или мобилизоваться, когда это нужно. Многовековой опыт истории говорит о том, что те люди, чьи цели противоречили целям широкого коллектива (народа, прогрессивных общественных классов), всегда в конце концов терпели неудачи.

Если не созданы должные внутренние условия выполнения действий и операций, то даже сравнительно близкие, простые цели становятся недостижимыми. Цель, казалось бы, близка, никаких внешних препятствий нет, но есть внутренние препятствия — нет интереса, нет активности, нет некоторых навыков, и в результате действие становится практически невыполнимым. Классический и вечный пример литературного героя, который не умел преодолевать именно внутренних препятствий, — Обломов из одноименного романа Гончарова.

Внешними условиями осуществления действий и операций будем считать все предметы, а также действия сторонних людей (коллективов, групп), способствующие или противодействующие достижению целей.

Основные виды их следующие:

А. Предметные условия.

1. Объекты действий — все то, что должно быть изменено, преобразовано в ходе действий и операций. В свою очередь здесь необходимо выделить:

а) вещественные предметы, материалы (земля, из которой надо сделать грядку, кусок ткани, из которой нужно выкроить одежду, металлическая болванка, из которой надо выточить деталь, мука, из которой надо замесить тесто, груз, который надо переместить);

б) сведения о вещественных предметах (или информация). Когда вы сокращенно излагаете прочитанный текст, то совершаете действия, преобразуете обширный

106

текст в более краткий. Но что здесь должно измениться в процессе действий? Не вещи, а информация (сведения) о них. Важно привыкнуть к мысли, что объектом распознавания, обработки может быть не только вещественный предмет, но и обозначение или изображение его (в словах, чертежах, рисунках, графиках, формулах, художественных образах и их элементах);

в) живые растения и животные (требующие наблюдения и ухода);

г) люди (которых надо организовать, обучить, обслужить, информировать).

Объекты действия оказывают сопротивление при воздействии на них и имеют другие особенности, с которыми надо считаться. Существуют специальные отрасли знания, посвященные особенностям объектов трудовых действий: «Материаловедение», «Сопротивление материалов», «Цветоведение». Для врача роль материаловедения играют анатомия, физиология, для воспитателя — возрастная психология и т. д.

2. Орудия действий — все то, посредством чего изучают или изменяют, преобразуют окружающую среду, предмет действия. Орудием может быть не только вещь. Необходимо различать:

а) вещественные орудия — измерительные или обработочные инструменты, машины для измерения, обработки, перемещения объектов: линейка, рулетка, амперметр, ножницы, лопата, токарный станок, трактор, арифмометр, вычислительная машина;

б) функциональные орудия — жест, мимика, речь актера, организатора, учителя, сигналы управления, правила действий, критерии оценок.

Остановимся особо на правилах действий. Это общие предложения, которые надо держать «в уме» и которым надо строго подчинять свои действия как с предметами, так и с информацией (сведениями). Человеку можно дать подходящий материал для обработки, отличное вещественное орудие (токарный станок, швейную машину или подъемный кран), но если у него «в уме» не будет всех необходимых правил действия, то поведение этого человека будет скорее всего не только бесполезным, но и опасным. Не зная правил, нельзя обрабатывать информацию, решать задачи, вести расчеты. Вот почему правила относятся к группе орудий действия. Не знаешь правил — безоружен.

107

Б. Социальные (общественные) условия выполнения действий.

Человек обычно действует в мире предметов, созданных другими людьми, должен считаться с принятыми способами действия, нормами поведения, общественными целями. Если человек не хочет этого понимать, его так или иначе призовут к порядку. Ребенок впервые берег в руки ложку для еды. В опыте поколений так сложилось, что у ложки есть рукоятка, а на другом конце — емкость для зачерпывания пищи. Если ложку взять не за рукоятку, а за другой конец, то ею просто нельзя воспользоваться для еды. Ложка как бы требует, чтобы ее брали в соответствии с установившимся в обществе правилом. То же можно сказать и о любом другом инструменте, орудии. Если хотите пилить, извольте брать пилу тем приемом, который сложился в общественном опыте. Хотите рубить — берите топор как топор, а не как ложку, и т. п.

Итак, уже в самих окружающих нас предметах как бы заложены некоторыеобщественные требования к нашим действиям, поведению. Но эти требования могут быть и прямо сформулированы в виде законов1 правил, инструкций, заданий, приказаний, указаний о необходимом качестве и количестве результатов действий и операций. Не выполнил этих требований — не выполнил действие. Например, футболист забил мяч в ворота, но нарушил при этом правило игры (то есть коллективно установленные требования к действиям), и гол не засчи-тывается: нужное действие не выполнено, хотя мышцы ноги сработали, удар был, мяч летел и т. д. Так же обстоит дело и в учении, и в труде — не выдержал размеры изделия, значит работу не сделал, хоть человек и старался, тратил энергию.

Примером социальных требований к выполнению действий являются так называемые нормы (в труде или спорте). Мастер спорта должен уверенно выполнять определенные виды сложных действий. Мастер своего дела на производстве — тоже.

Успешность (и вообще осуществимость) действий человека может зависеть от так называемого «психологического климата» в коллективе — от того, насколько

108

спокойно и уверенно (защищенно) чувствует он себя в данной группе, кто способствует и кто мешает, противодействует ему. Дело в том, что в коллективе люди всегда взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Они могут поддерживать или, наоборот, осуждать те или иные наши действия. Некоторые действия, нежелательные для коллектива, могут активно (даже силой) пресекаться. Наоборот, те действия, которые коллектив считает полезными, поощряются, находят помощь, их легче выполнить. Вот почему, ставя цели, надо обязательно согласовывать их с интересами общества. Тогда они найдут поддержку, и ваши старания будут не напрасны.

Итак, можно выделить две группы социальных условий выполнения действий и операций:

1. Особенности требований общества к поведению, деятельности человека, к количеству, качеству результатов действия и его способам (нормы, законы).

2. Особенности «психологического климата» в коллективе (наличие спокойной, дружественной, деловой обстановки, сторонников или противников).

Из сказанного ясно, что, ставя цели и обдумывая пути их достижения, надо позаботиться и о создании, или выборе, или учете предметных и социальных условий их осуществления.

Упражнения. 1. Составьте возможно более полные перечни внутренних и внешних условий выполнения следующих действий, операций (у разных людей эти перечни могут быть разными в зависимости от их личных качеств):

а) оформить иллюстрированный альбом «Профессии наших родителей»;

б) оформить иллюстрированный альбом «Профессии предприятий нашего района».

2. Сделайте заключение о целесообразности и осуществимости указанных выше действий (операций).

Усвоение действий

Человек ценен тем, что́ он умеет делать. А умеет он делать то, чему научился самостоятельно или под руководством более опытных людей. Учение — это прежде всего усвоение опыта, накопленного человечеством. Научиться чему бы то ни было нельзя, не усваивая и не совершая действий — двигательных, перцептивных, интеллектуальных, социальных.

109

Как быстрее и лучше научиться тем или иным действиям?

На первый взгляд, надо скорее пытаться их выполнять, ошибаться, исправляться, набираться опыта. Действительно, на такой путь обучения, казалось бы, даже благословляет народная мудрость: «На ошибках учатся» и т. п. Более того, житейские наблюдения говорят о том, что, обучаясь методом проб и ошибок, человек в конце концов ошибается все меньше и меньше и со временем (иногда через несколько лет) начинает выполнять действие мастерски.

Однако описанный путь не очень разумен, — он требует много времени, сил и не обязательно ведет к успеху. Есть другой путь, он тоже отмечен народной мудростью: «Не знавши броду, не суйся в воду», «Семь раз отмерь, один — отрежь», «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и т. д. Выражаясь более строго, он состоит в следующем:

1. Необходимо мысленно отделить ориентировочную часть действия от исполнительной, отметить наиболее трудно осознаваемые элементы (записать, проговорить).

2. Определить (записать, проговорить) внутренние и внешние (предметные, социальные) условия выполнения действия, с тем чтобы их практически создать.

3. Тренироваться в ориентировочной части действия (обращать внимание на признаки его правильности).

4. Тренироваться в исполнительной части действия (обращать внимание на конечный результат действия).

Поясним некоторые из высказанных положений на примере усвоения простого действия по управлению педалью «газа» автомобиля или педалью электропривода швейной машины.

Ориентировочная часть действия: а) шум двигателя машины и другие признаки большего или меньшего числа оборотов, развиваемых им; б) сигналы «мышечного чувства» от голеностопного сустава и связанных с ним органов движения. Исполнительная часть — плавные движения ноги в голеностопном суставе.

Наиболее трудно осознается именно сигнализация мышечного чувства. В результате вместо малых и плавных перемещений ноги получаются резкие, грубые, размашистые движения. Человек то полностью «придавит» педаль, и двигатель «ревет», то отпустит педаль, и двигатель почти останавливается.

110

Предметные и социальные условия выполнения действия здесь не сложны и обычно не заслуживают особого обсуждения.

Как тренировать ориентировочную часть действия (в отношении мышечного чувства)? При выключенном двигателе поставить ногу на педаль (можно сделать педаль-тренажер отдельно от машины) и выполнить серию упражнений, подобную следующей: а) нажать педаль до упора; б) нажать педаль (не глядя) на 1/2 ее хода. Сразу же убедиться (взглянув) в правильности выполнения задания и исправить ошибку; в) нажать педаль на1/4, 3/4, 1/8, 7/8, 2/8, 6/8, 3/8, 5/8 ее хода. Так делать 10 раз с небольшими перерывами для отдыха (3 минуты — тренировка, 1 минута — передышка).

Важно добиться, чтобы практически безошибочно определять, опираясь на мышечное чувство (не глядя), в каком из положений находится педаль. После этого рывки и резкие движения исчезнут без специальной тренировки исполнительной части действия.

Выделение и сознательное, активное усвоение важнейших действий, типичных для той или иной специальности, профессии, — основной путь практической подготовки к выбору профессии, а также повышения уровня мастерства после того, как профессия избрана.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.034 с.)