О юридическом (правовом) регулировании трудовой деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О юридическом (правовом) регулировании трудовой деятельности



Когда вы проходите по улице или по зданию, вам не придет в голову попытаться пройти сквозь стену или проникнуть на следующий этаж дома, минуя лестницу или лифт. Вы не обижаетесь на горячий утюг за то, что он обжигает, если брать его в неположенном месте.

Одним словом, окружающие предметы, вещи требуют от нас определенного поведения, соблюдения некоторых, обычно неписаных, правил. Однако поведение человека может регулироваться не только вещественными объектами, но и осознанными и удерживаемыми в памяти общими правилами, нормами поведения, принятыми в коллективе, принципами, законами.

Важно понять, что законы, правила, важнейшие общественные нормы поведения столь же реальны, как и вещественные предметы, и столь же непреложно требуют от нас определенного поведения. Вспомните многим хорошо знакомые правила спортивных игр (хоккей, футбол). Они очень четко и жестко определяют действия и взаимоотношения участников игры. Можно сказать, что

124

незримые правила управляют игрой. Судья — лишь бдительный и строгий блюститель общепризнанных норм, с которыми никто не спорит, и именно поэтому неуместно и не принято спорить с судьей. Но это игра, а она, как иногда говорят, — дитя труда.

Основная жизненно необходимая деятельность человека — профессиональный труд. Естественно, что действия и взаимоотношения людей в труде также определяются совершенно четкими правилами. При этом если правила спортивных игр вы можете знать или не знать (это ваше личное дело), то правила, регулирующие трудовые отношения людей, обязан знать каждый, кто вступает на путь выбора профессии, и тем более каждый, кто трудится. Плохое знание законов о труде ведет к разнообразным необоснованным жалобам, конфликтам, недоразумениям. Так, один работник автобазы самовольно уехал в отпуск и был искренне удивлен, когда его за это уволили с работы. Он рассчитывал, что «схватит» на первый случай выговор, не больше. А вот другой случай. Девушка, совмещавшая работу с учебой в вечерней школе, некоторое время не знала (а ее руководитель «забыл»), что она имеет право на сокращенный рабочий день, и работала (в ущерб себе) наравне со всеми.

Человек, не знающий законов, норм, порядков, принятых в трудовом коллективе, или не считающийся с ними, подобен тому, кто с завязанными глазами хочет пройти по пересеченной местности или густому лесу. Он то и дело будет ударяться о невидимые или неожиданные преграды или проваливаться в ямы.

Разумеется, не все нормы поведения, принятые в той или иной малой группе людей, заслуживают уважения и не все нормы нужно соблюдать. Иногда возникают «неписаные законы» типа предрассудков, или очередной моды, или вредной традиции (например, «обмывать» первую зарплату или купленную вещь, «прошвырнуться» по улице с включенным на всю мощь портативным радиоприемником и т. п.). Не все, что принято в той или иной малой группе людей, должно быть обязательно для отдельного человека. В то же время заслуживают безусловного уважения такие, тоже неписаные, «законы», как правила вежливости, корректность поведения в коллективе и многие другие.

Но есть категория правил поведения, которые должен знать и исполнять каждый, — это

125

советские законы в юридическом понимании этого слова.

Законы — это четко сформулированные и изданные постановления высших органов государственной власти — Верховного Совета СССР или Верховного Совета союзной или автономной республики. Законов очень много. Они регулируют всю хозяйственную, политическую, культурную жизнь советского общества. Действия государственных органов, отдельных граждан должны соответствовать этим законам. Если человек, каково бы ни было его общественное положение, действует вопреки закону (по забывчивости, или незнанию, или злоумышленно), то, как говорится на него всегда найдется управа.

Важное место в системе советских законов занимают законы о труде. Возможно, вы уже слышали слово «КЗОТ». Это сокращенное название Кодекса законов о труде1. Основные положения КЗОТа должен знать каждый, кто вступает в самостоятельную трудовую жизнь.

15 июля 1970 г. Верховный Совет нашего государства обсудил и принял (утвердил) важнейший документ «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», который вступил в силу с 1 января 1971 г. Это единый общесоюзный закон о труде, объединяющий все основные нормы, регулирующие в условиях коммунистического строительства труд рабочих и служащих.

Основы законодательства о труде гарантируют каждому гражданину нашей страны право на труд, заработную плату, отдых; право на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение профессиональной квалификации; право на объединение трудящихся в профсоюзы и участие в управлении производством; право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности, на пенсионное обеспечение в старости. При этом Основы законодательства о труде закрепляют право рабочих и служащих на судебную защиту своих прав и интересов в том случае, когда они считают, что действия профсоюзного комитета или администрации предприятия не согласуются с законами.

Свое право на труд гражданин СССР осуществляет путем заключения трудового договора с тем или иным

126

предприятием, учреждением, организацией. Практически это выглядит так. После того как в беседе с ответственным представителем (руководителем) предприятия, организации уточняется круг ваших обязанностей, вы добровольно подаете письменное заявление с просьбой принять вас на определенную работу (для выполнения определенного круга обязанностей в определенных условиях). Если вы как кандидат на вакантный трудовой пост удовлетворяете необходимым требованиям, руководитель предприятия (организации) подписывает ваше заявление о приеме на работу. После этого договор считается состоявшимся и вступает в силу.

Советское законодательство о труде не допускает какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав и установления преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии.

Добровольность выбора места и рода работы с учетом интересов общества обеспечивается правом рабочего или служащего расторгнуть по собственному желанию трудовой договор (заключенный на неопределенный срок), предупредив администрацию за две недели. Вместе с тем предусматриваются значительные поощрения, льготы и преимущества (в области социально-культурного обслуживания, улучшения жилищно-бытовых условий, в отношении служебного продвижения) для тех работников, которые длительное время и успешно работают на данном предприятии. Наше общество не поощряло и не поощряет «летунов» — любителей «порхать» с одного места работы на другое.

Советское законодательство предоставляет льготы рабочим и служащим, совмещающим работу с обучением. При продвижении по работе преимуществом пользуется тот, кто успешно прошел производственное обучение, имеет более высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Для рабочих и служащих, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением средней заработной платы.

Рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных средних и высших специальных

127

(профессиональных) учебных заведениях, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска.

Пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями — основной режим рабочего времени. Ежегодный отпуск рабочим и служащим — не менее 15 рабочих дней с перспективой постепенного перехода к предоставлению отпусков большей продолжительности.

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих старше 18 лет не может превышать 41 часа в неделю; для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю. При этом заработная плата рабочим и служащим моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как выплачивалась бы при полной продолжительности ежедневной работы.

Основы законодательства о труде предусматривают ряд специальных льгот в области охраны труда женщин и молодежи. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах, ограничивается их труд на ночных, сверхурочных работах и направление в командировки. Беременные женщины переводятся на более легкую работу с сохранением заработка по прежней работе, им предоставляется также ряд других льгот.

Предоставление советским гражданам широких и разнообразных прав предполагает и строгое выполнение ими своих обязанностей перед обществом, безусловное соблюдение трудовой дисциплины. Оно является непременным условием нормального функционирования всего народного хозяйства.

Рабочие и служащие обязаны добросовестно выполнять свою работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку предприятия, учреждения; своевременно и точно выполнять распоряжения администрации; повышать производительность труда и качество продукции; соблюдать требования по охране труда и производственной санитарии; беречь общественное добро.

Внутренний трудовой распорядок учреждения, предприятия, организации устанавливается (в соответствии с законами о труде) администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза. При обсуждении проекта этого распорядка каждый

128

работник может выдвигать свои предложения, замечания. (Тем самым он реализует свое право участвовать в управлении производством.) Но когда правила внутреннего распорядка одобрены и приняты коллективом, они должны строго соблюдаться и нарушать их нельзя.

За нарушение трудовой дисциплины администрация имеет право применять следующие меры взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или должность на срок до трех месяцев, увольнение. Администрация имеет право также передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеского суда или общественной организации.

Увольнение рабочих и служащих моложе 18 лет по инициативе администрации допускается только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и т. д. рабочие и служащие получают поощрения (объявление благодарности, выдача премии, занесение на Доску или в Книгу почета, первоочередное предоставление путевок в дома отдыха, в санатории, улучшение жилищных условий и т. д.).

Принятие Верховным Советом СССР Основ законодательства о труде нельзя расценивать иначе, как новое яркое проявление заботы партии и государства о трудящихся, как выражение внимания и почета человеку труда.

Вступая на самостоятельный трудовой путь, каждый из вас должен внимательно и вдумчиво ознакомиться с советскими законами о труде.

Понятие о способностях

СПОСОБНОСТИ

«От каждого по способностям...» — так начинается формулировка одного из коренных принципов социалистического общества. Это не означает, что обязательно от одного — больше, а от другого — меньше. Бессмысленно измерять и сравнивать по принципу «больше — меньше» работу агронома-селекционера, слесаря-рационализатора, композитора и т. д. Они не могут заменить друг друга, каждый нужен на своем месте.

129

Разумеется, в определенных (сравнимых) случаях возможно и необходимо различать способности по уровню их развития («больше — меньше»). Но прежде всего нужно ставить вопрос не о «больше — меньше», а «к чему способен?», то есть вопрос не количественной, а качественной характеристики способностей.

Что же называть способностями?

Признаки понятия «Способность»
1. Индивидуально-психологическая особенность человека.
2. Особенность, обусловливающая возможность успеха в какой-либо деятельности.
3. Особенность, не сводящаяся к конкретным знаниям, отдельным навыкам, привычкам.

Справа в рамке даны три признака способностей. Если все три присущи той или иной черте человека, проявляемой им в деятельности, то эту черту можно отнести к категории способностей, а если хотя бы один признак не подходит, то это не способность.

Упражнение. Разберитесь в следующих примерах и определите, в каких случаях речь идет о способностях, а в каких — нет.

1. Длина рук у боксера.

2. Стремление быть чем-то постоянно занятым, склонность к труду.

3. Широкая осведомленность в какой-либо области.

4. Наблюдательность, проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с этими предметами или людьми.

5. Человек хорошо удерживает «в уме» много цифр, букв, слов или внешних признаков объектов; может их мысленно по-разному комбинировать.

6. Сила мышц рук.

7. Ученик очень хорошо декламирует стихотворение, отрепетированное с учителем.

8. Человек быстро запоминает разнообразные внешние признаки предметов (форму, цвет, величину).

9. Человек быстро усваивает новые движения, позы, двигательные действия.

10. Ученик хорошо рассказывает выученный урок.

11. Требовательность.

12. Человек хорошо различает запахи и точно помнит их.

130

Ответы к примерам. 1. Нет, ибо это хотя и особенность человека, но не психологическая, а анатомическая.

2. Да, это важнейшая из так называемых общих способностей и в то же время мотив.

3. Нет, ибо это прежде всего совокупность знаний.

4. Да.

5. Да (в то же время это особенность памяти и воображения).

6. Нет.

7. Неизвестно, что обусловило успех.

8. Да.

9. Да.

10. Неизвестно, что обусловило успех.

11. Да, это одна из организаторских способностей (и в то же время черта характера).

12. Да, это одна из профессиональных способностей (важна для химика, фармаколога, врача, дегустатора, повара и т. д.).

Вы уже очевидно поняли, что нет такой особой группы психологических качеств, которые были бы способностями и более ничем. Любая особенность мотивов, характера, ума, чувств, воли, если она удовлетворяет изложенным выше трем признакам, относится в то же время и к категории способностей.

Одним из наиболее волнующих является вопрос о возможности развития способностей. Рассмотрим некоторые факты.

Вот перед вами два дошкольника. Один может пропеть по слуху несложные мелодии из трех — пяти звуков, которые ему перед этим проиграли на инструменте, другой, хотя и «гудит», но совсем не похоже на то, что перед этим прослушал. Очевидно, что у первого дошкольника есть способность — музыкальный слух, а второму, как говорят, «медведь на ухо наступил».

Советский психолог А. Н. Леонтьев брал именно подобных детей, у которых нет музыкального слуха, что обычно считают врожденным. С этими детьми проводились специальные тренировочные опыты. Ребенка, который не может точно пропеть заданный звук, начинают вначале «подстраивать», как подстраивают, например, гитару: «Пой немного потоньше... Нет, нет, это уже слишком, чуть потолще (пониже)» и т. д. Когда голос ребенка совпадает с заданным тоном, обращают его

131

внимание на особый характер получающегося при этом звучания (унисон). Достаточно быть не глухим, чтобы заметить, что при таком совпадении получается особое характерное звучание. После нескольких занятий ребенок научается «подстраиваться» самостоятельно вначале к отдельным звукам, а затем и к их сочетаниям, мелодиям. После нескольких месяцев таких и подобных занятий дети вполне хорошо пропевают простейшие новые мелодии, ничем не отличаясь от тех, кто имеет музыкальный слух. Если бы детей учили и тренировали петь определенные мелодии, то это был бы просто навык — автоматизированные действия. Но ведь они самостоятельно пропевают новые для них звукосочетания!

Здесь уже можно говорить о способности, ибо способность, которую приобрелидети, нельзя свести просто к навыкам. Это способность в самом строгом смысле этого слова. Врожденной она раньше казалась потому, что мы не знали, как ее сформировать у человека. Точно так же обстоит дело и с другими способностями — пока не знают, как их развить, разводят руками: «природный дар»... На самом же деле способности развиваются, формируются в активной, напряженной деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.011 с.)