Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о деятельности

Поиск

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Из житейского опыта вам известно, что человек постоянно подвергается воздействиям окружающей среды. Среди них важно выделить: а) прямые воздействия со стороны окружающих людей, коллектива (передача сведений или предметов, предъявление тех или иных требований); б) воздействия со стороны предметного окружения (свет, звук, тепло, окружающие вещи, явления природы).

В свою очередь человек сам воздействует на окружающий мир, так или иначе изменяя в нем что-то в соответствии со своими потребностями, намерениями. Таким образом, можно говорить о взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и предметной).

111

Каков смысл этого взаимодействия? Ради чего человек взаимодействует со средой? Не проще ли отгородиться от всего окружающего?

Без окружающей среды человек не может существовать: без природной среды он не может выжить как организм, без социальной — не может развиться как разумное, мыслящее существо. Это, впрочем, не следует понимать так, что человек должен как можно больше толкаться среди людей и искать все новые явления в мире предметов. Общение с людьми может быть сколь угодно опосредствованным (через книги, предметы труда). Взаимодействие с природой тоже может быть не внешним, не ежеминутным, не непосредственным.

Животные хорошо приспосабливаются к среде, но сознательно не преобразуют ее. Человек отличается тем, что преднамеренно и инициативно изменяет среду вплоть до того, что создает себе искусственную среду обитания и новые средства существования, перемещения, воздействия на природу, хранения и передачи энергии и информации (сведений).

В обиходной речи слово «деятельность» употребляется часто в смысле «работа», иногда даже применительно к стихийным силам («вулканическая деятельность»), отдельным органам тела («деятельность сердца»). Мы будем вкладывать в это слово несколько особый и достаточно строгий психологический смысл, который вам станет ясен после выполнения следующего упражнения.

Признаки понятия «Деятельность»
1. Процесс действий.
2. Сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и некоторое преобразование ее.
3. Имеет значение для существования и развития человека и общества.

Упражнение (контрольно-обучающее). Справа в рамке выписаны признаки понятия «Деятельность». Если все они присущи тому или иному явлению, то его можно считать деятельностью, «отрезком» деятельности. Если хотя бы один признак не подходит, то это не деятельность (или ее «отрезок», часть), а что-то другое. Разберитесь в следующих примерах, определите, в каких случаях имеется в виду деятельность, а в каких — нет:

1. Электронно-вычислительная машина выполняет последовательность математических преобразований.

2. Человек вздрагивает от внезапного звука.

112

3. Актер на сцене изображает крадущегося по лесу вражеского диверсанта, который вздрагивает от внезапного звука.

4. Учащийся в слесарной мастерской занят определением пригодности металлических заготовок для обработки (одни заготовки он, осмотрев, отбирает, другие — откладывает).

5. Происходит извержение вулкана.

6. Ребенок четырех лет положил стул на пол, сел на его спинку. Держа в руках круглую подставку из-под цветочного горшка, «фырчит», кричит проходящей сестренке: «Осторожно, тебя машина задавит!»

7. Учащийся читает книгу, делает выписки, готовясь к сочинению.

8. Подростки, собравшись группой, поздно вечером расшатали и опрокинули в городском парке недавно установленную там каменную вазу (украшение аллеи), затем сдвинули с мест тяжелые скамейки, стоявшие вдоль аллеи.

9. Ученик 8-го класса проводит в подшефном 4-м классе пионерский сбор на тему «Профессии наших родителей».

10. Группа учащихся 8-го класса обсуждает вопрос о том, какая специальность наиболее подойдет каждому из них.

11. Котенок, сидя на окне, ловит лапой муху, мечущуюся по стеклу.

Ответы и пояснения. 1. У электронно-вычислительной машины нет осознанных мотивов и целей, а значит, и действий, и деятельности. Нет сознательной направленности на что-либо. Машина не деятель, а средство, созданное и используемое человеком в его деятельности.

2. Нет. Здесь нет действия (см. признаки понятия «Действие» в § 4). Это непроизвольное поведение.

3. Это отрезок деятельности актера, характеризующийся осознанными мотивами и целями (создать на сцене правдивый образ, характер). Актер считается с требованиями общества, запросами зрителей, театральными возможностями и условностями; стремится повлиять на зрителя, что-то изменить в нем, вызвать те или иные чувства. Общественное значение действий актера в целом очевидно.

4. Идет процесс гностических действий (осмотр, оценка). Ученик учитывает требования задания и в

113

соответствии с этим упорядочивает предметы, с которыми действует. Общественное значение учебно-производственной занятости очевидно. Это отрезок деятельности.

5. Это не деятельность в принятом нами смысле слова. Слово «деятельность», как и многие другие слова, имеет несколько смыслов, которые важно различать.

6. Что-то узнав об окружающей жизни, ребенок инициативно воплощает это в доступных ему условиях и способах. Здесь есть совокупность процессов познания и исполнения, мотивы, цели. Итак, это процесс действия. Налицо учет некоторых требований среды и, главное, есть элемент ее преобразования (стул перевернут и стал «машиной», круглая подставка из-под цветка — рулевым колесом). Игровые действия отражают действия взрослых людей, их взаимоотношения, являются средством для приобретения опыта, развивают те или иные способности. В связи с этим игра дошкольника имеет общественное значение (как средство подготовки человека к жизни в обществе). Итак, это отрезок деятельности.

7. Это отрезок деятельности.

8. Это отрезок деятельности, имеющий отрицательное значение для общества. Общество беспощадно борется с проявлениями такого рода.

9. Это отрезок деятельности.

10. Это отрезок деятельности.

11. Это поведение не подходит под признаки понятия «Деятельность».

Итак, деятельностью (или отрезком ее) мы будем называть процесс действий, сознательно направленный з целом на приспособление к требованиям среды и некоторые преобразования ее, а также имеющий значение для существования и развития человека и общества.

Основные виды деятельности

Основные виды деятельности — труд, учение, игра. Признаки, общие для них, рассмотрены в предыдущем параграфе.

Отличия же их состоят в следующем. Трудэто деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества. Эти результаты могут быть четырех видов: а) вещи, предметы (пища, одежда, жилище, средства и орудия труда), виды энергии; б) информация

114

(новые знания о природе, обществе, художественные образы действительности); в) обслуживание людей (торговое, бытовое, медицинское обслуживание, защита общества); г) руководство, управление людьми, обучение их.

Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества.

Эти результаты могут быть двух видов: а) усвоенные элементы опыта человечества (знания, приемы практической и умственной работы, приемы обращения с людьми); б) развитые мотивы и способности, делающие человека пригодным к реальному участию в жизни общества.

Учение — это средство подготовки человека к общественно-трудовой деятельности.

Игра (имеется в виду прежде всего деятельность детей, возникающая в дошкольном возрасте) — это подражательно-выразительная деятельность не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду. В игре дошкольника развиваются его ум, навыки общения с людьми, отношение к коллективу, умелость в действиях с окружающими предметами, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе правилами.

Следует оговориться, что уже в деятельности 5—6-летнего дошкольника появляются элементы учения и труда. Если взрослый поручает ему отнести и положить в почтовый ящик письмо, то это уже не игровое действие, а трудовое. Когда играют «в почту», то письмом может считаться любая бумажка или лист дерева, а почтовым ящиком — щелка в заборе, стене и т. п. Когда же взрослый дает ребенку настоящее письмо, то имеется в виду, что его можно опустить не в любую щелку, а в настоящий почтовый ящик, независимо от настроения и желаний исполняющего. Таким образом, здесь есть элемент обязательности, делающий действие учебно-трудовым.

В школьном возрасте наряду с учением дети довольно много играют (военно-спортивные коллективные игры, настольные игры, требующие умственной нагрузки, и т. д.). В зрелом возрасте люди не только работают, но

115

и учатся, а также и играют в порядке отдыха1. Но для определенных возрастных периодов жизни человека есть определенные, так называемые ведущие (главные, основные) виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность — игра. Для ребенка школьного возраста — учение. Для человека зрелого возраста — труд.

Продвижение, успехи и неудачи в ведущем виде деятельности определяют положение человека среди людей, отношение к нему коллектива. Все ценные личные качества человека (убеждения, идеалы, ум, воля, умелость во взаимодействии с людьми и предметами) проявляются и воспитываются прежде всего в ведущей деятельности.

Упражнение. Определите, какого типа поведение описано в нижеследующих примерах — трудовое, учебное или игровое:

1. Мальчик впервые пришел учиться в первый класс. Ему все очень понравилось — парты, которые открываются и закрываются, доски, на которых можно писать мелом. Он пол-урока открывал и закрывал парту, даже влез под нее, чтобы все осмотреть. В середине урока встал и пошел. «Ты куда?» — «Погулять». Когда его оставили (в наказание) после уроков, он был очень доволен — ведь теперь он был один в классе и мог открывать и закрывать любую парту, писать что угодно на доске.

2. Подросток учится играть на гитаре, но у него не получается одна трудная последовательность аккордов «пальцы путаются»), поэтому он в течение часа с короткими перерывами повторяет только эту последовательность. В конце концов пальцы перестают «путаться».

3. Ученица 8-го класса в качестве пионервожатой организует и проводит с учащимися 4-го класса сбор макулатуры.

4. В учебной столярной мастерской учащиеся делают древки для флажков в связи с предстоящим праздником.

Ответы и пояснения.

1. Хотя мальчик находится в школе, поведение его протекает по типу игры.

116

2. Это типичный пример настойчивого самообучения. Поведение учебного типа.

3. Хотя речь идет об учащейся, но в данном случае она не учится, а выступает как организатор коллектива. Это поведение трудового типа.

4. Хотя мастерская учебная, но в данном случае ученики не столько тренируются, учатся, сколько уже применяют имеющиеся навыки для выполнения обязательного важного задания. Это поведение трудового типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.01 с.)