Схема 9. Цикл основных операций по профессиональному самосовершенствованию



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 9. Цикл основных операций по профессиональному самосовершенствованию



185186

Эти учебные заведения готовят специалистов, имеющих теоретическую и практическую подготовку, способных самостоятельно решать вопросы текущей работы по своей специальности.

В средних специальных учебных заведениях обычно имеется наряду с дневным также вечернее и заочное обучение. Принимаются (на основании результатов приемных конкурсных экзаменов) выпускники 8-летней и полной средней школы. Срок обучения, в зависимости от специальности и образования поступающих, — от 2,5 до 4 лет. Профессиональная подготовка включает общеобразовательные (литература, математика, история и т. д.) и профилирующие (по специальности) дисциплины, по которым проводятся теоретические и практические занятия.

Обучение завершается выполнением дипломного проекта или государственными экзаменами. Выпускники получают диплом (документ об окончании) единого образца.

Высшие учебные заведения (вузы) делятся на три группы: университеты (готовят различных специалистов по гуманитарным и естественным дисциплинам; отличаются преобладанием теоретической подготовки), политехнические и индустриальные институты (готовят инженеров разных профилей), отраслевые институты (готовят соответствующих специалистов для практической работы — инженеров, агрономов, врачей, учителей, художников, музыкантов и т. д.). Некоторые вузы по традиции называются высшими училищами, академиями, консерваториями.

Вузы готовят разносторонне образованных специалистов для различных отраслей народного хозяйства (понимаемого в широком смысле, включая материальное и духовное производство, сферу обслуживания людей и сферу управления обществом, его защиты и т. д.). Срок обучения — от 4 до 7 лет. Принимаются (на основании результатов вступительных конкурсных экзаменов) лица до 35 лет, имеющие полное среднее образование. Существуют наряду с дневной вечерняя и заочная формы обучения (возраст поступления не ограничивается).

Некоторое предпочтение при поступлении в вуз отдается лицам, имеющим стаж практической работы и демобилизованным из Советской Армии. Промышленные предприятия, стройки, колхозы, совхозы имеют право

187

направлять лучших работников для обучения в вузы (с выплатой им стипендии за счет предприятия), при условии, что после окончания вуза эти люди вернутся работать на данные предприятия.

Обучение завершается защитой дипломного проекта или сдачей государственных экзаменов. Выпускники получают диплом единого образца.

Сведения о конкретных профессиональных учебных заведениях, их адресах, перечнях соответствующих специальностей и другие подробности можно узнать из ежегодно издаваемых справочников (они есть в библиотеках, поступают в продажу). Полезные сведения можно получить у должностных лиц — уполномоченных по использованию трудовых ресурсов (в каждом райисполкоме), у работников приемных комиссий учебных заведений, в отделах кадров предприятий, учреждений.

Общая схема продвижения по ступеням профессионального мастерства

Как вы имели возможность убедиться, решение задачи о выборе профессии — дело не простое. Но вот профессия и соответствующие пути обучения выбраны; теперь возникают следующие задачи — «вжиться» в профессию, «найти себя в ней», выработать свой стиль, свой «почерк» как важное условие мастерства, успехов в работе, а следовательно, и удовлетворенности ею. Эта задача еще сложнее, и ей надо посвятить особую книгу, и даже не одну. Здесь мы ограничимся описанием самой общей схемы «шагов» (операций) в данном направлении (схема 9). В прямоугольниках описано содержание операций (сказано, что́ нужно делать), а стрелки и номера в сочетании с соответствующими текстовыми указаниями показывают направление и последовательность операций, «шагов».

Схема имеет вид замкнутого цикла. Это значит, что после выполнения всех рекомендованных шагов и достижения некоторого результата можно начинать новый цикл для достижения еще более высокого результата и так далее — к вершинам мастерства.

Все сказанное в данной книге можно было бы кратко подытожить народной пословицей: «Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись!»

188

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Часть I.
ПРОФЕССИОЛОГИЯ
Понятие о профессии и специальности
§ 1. Разделение труда
§ 2. Краткая история разделения труда в обществе
§ 3. Специальность и профессия
Классификация специальностей
§ 4. Классификация специальностей — карта для ориентировки в мире профессий
§ 5. Предмет труда — первый классификационный признак профессии, специальности
§ 6. Сравнительная характеристика некоторых профессий, различающихся по предмету труда
§ 7. Понятие о типах профессий, специальностей
§ 8. Цель труда — второй классификационный признак профессии, специальности. Классы специальностей
§ 9. Орудия труда — третий классификационный признак профессии, специальности. Отделы специальностей
§ 10. Условия труда — четвертый классификационный признак профессии, специальности. Группы специальностей
§ 11. Общий обзор классификации специальностей. Формула специальности
§ 12. Понятие об основных и производных признаках специальности

189

Разбор кратких профессиограмм
§ 13. Изучение профессиограмм — важнейший путь для ориентировочного изучения мира профессий
§ 14. Специальности типа «человек — природа» (биономические)
§ 15. Специальности типа «человек — техника» (технономические)
§ 16. Специальности типа «человек — художественный образ» (артономические)
§ 17. Специальности типа «человек — знаковая система» (сигнономические)
§ 18. Специальности типа «человек — человек» (социономические)
Часть II.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ
Действия
§ 1. Исходные факты
§ 2. Цели и мотивы
§ 3. Ориентировка и исполнение
§ 4. Понятие о действии. Виды действий
§ 5. Регуляция действий и самоконтроль
§ 6. Действие и операция
§ 7. Условия успешного выполнения действий и операций
§ 8. Усвоение действий
Деятельность
§ 9. Общее понятие о деятельности
§ 10. Основные виды деятельности
§ 11. Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
§ 12. Личностные ценности трудовой деятельности
§ 13. О юридическом (правовом) регулировании трудовой деятельности
Способности
§ 14. Понятие о способностях
§ 15. Общие и специальные способности
§ 16. Способности и задатки
§ 17. Группировка способностей

190

§ 18. Признаки уровня развития способностей
§ 19. Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
§ 20. Некоторые советы по самовоспитанию
§ 21. Общее понятие о психических особенностях человека
Часть III.
МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выбор профессии
§ 1. Некоторые общие требования к решению задачи о выборе профессии, специальности
§ 2. Основные причины ошибок и затруднений при решении вопроса о выборе профессии
§ 3. Общая схема решения задачи о выборе профессии
§ 4. Некоторые советы к заключению о предпочтительном типе будущей профессии, специальности
§ 5. Некоторые советы к заключению о предпочтительном классе будущей профессии, специальности
§ 6. Некоторые советы к заключению о предпочтительном отделе и группе будущей профессии, специальности
Профессиональное образование и самообразование
§ 7. Общий обзор системы профессионального образования в стране
§ 8. Общая схема продвижения по ступеням профессионального мастерства

191



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.01 с.)