Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая история разделения труда в обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разделение труда не всегда было и не всегда будет таким, как сегодня. Оно сложилось в ходе развития общества и продолжает изменяться. С фактами разделения труда вы встречались в курсах истории, географии. Первобытный человек, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни — добывать пищу, изготовлять одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов, объяснять причины своих успехов и неудач, предвидеть ход событий и создавать условия для успеха. По ряду причин в человеческом обществе постепенно произошло первое крупное разделение труда. Одни люди или целые племена стали заниматься специально (преимущественно) скотоводством, другие — земледелием. Специалисты-скотоводы и специалисты-земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних могли быть в избытке продукты скотоводства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т. п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит и ткани 10 и т. п.), у других же мог возникать избыток этих продуктов, но не было достаточного количества продуктов скотоводства. Таким образом возник обмен продуктами труда, ценностями. В ходе этого обмена в дальнейшем возникли некоторые промежуточные средства обмена — деньги. Далее постепенно аналогичным же образом произошло второе крупное разделение труда — выделились ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производственными ценностями между разными специалистами — ремесленниками, скотоводами, земледельцами. Деятельность по обмену стала настолько сложной и хлопотной, что отвлекала производителя ценностей от его прямого дела. В связи с этим возникло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы. В процессе развития человеческого общества постепенно произошло отделение производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен; например, ученые и художники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут. Однако дело было осложнено тем, что это разделение труда произошло в связи с развитием классового эксплуататорского, а именно рабовладельческого общества. Возникнув как детища материально-производственного труда, наука и искусство оказались на службе не тех, за счет кого существуют, а на службе угнетателей. Более того, эксплуататоры и их идеологи стремились всячески противопоставить труд по созданию духовных ценностей труду в сфере создания материальных ценностей, подчеркивая их различие, а не родство. Пережитки этого противопоставления имеют место и сейчас и проявляются в наблюдающемся иногда чванстве, сознании собственной исключительности у отдельных представителей науки и искусства, пренебрежении к труду в сфере материального производства. В соответствии с исторически сложившимся (и не зависящим от желания отдельных людей) разделением 11 труда в современном обществе существуют тысячи видов трудовых постов, должностей, рабочих мест. Было бы неправильным думать, что в обществе идет только процесс дробления, «измельчения» видов деятельности. Там, где это необходимо, происходит и их слияние, объединение. Например, лет сорок назад при вспашке земли типичной была такая картина: за рулем трактора сидит один человек (тракторист), а на плуге, прицепленном к трактору, — другой («плугарь»). Да еще не всякий удостаивался чести быть плугарем — как-никак, все же «при технике»! А сейчас оба эти занятия слились в одно — «тракторист-машинист широкого профиля». Это стало возможным благодаря тому, что трактор теперь оборудован так, что управление, например, плугом легко осуществляется из кабины тракториста. Более того, к трактору можно прицепить и навесить самые разнообразные дополнительные приспособления-орудия, управляемые все из той же кабины. Раньше считалось нормальным, что на мелких речных судах (катерах) один человек находился у штурвала, а другой — у двигателя: теперь же благодаря более совершенной технике судном управляет один человек —рулевой-моторист. Иногда виды труда, возникнув и просуществовав некоторое время, отмирают. В шахтах давно исчезли коногоны, в машиностроении вы не встретите молотобойца ручной ковки и т. д. Итак, процесс разделения труда — это далеко не дробление, а развитие все более совершенных и эффективных видов труда. Таким образом, надо различать два следующих положения: 1. В каждый данный момент разделение труда в обществе представляет собой, действительно, множество обособленных видов деятельности. 2. Развитие разделения труда происходит далеко не обязательно в направлении их дальнейшего обособления и дробления. В этом процессе развития наблюдаются следующие четыре типа изменений видов деятельности: 1) дробление; 2) объединение; 3) появление и развитие новых видов деятельности; 4) отмирание и исчезновение устаревших. Упражнение. Опираясь на трудовой опыт ваших родителей или заменяющих их лиц, приведите примеры, показывающие, как изменилось разделение труда в какой-либо 12 области (какие виды работ, трудовых постов исчезли и какие появились вновь, какие виды деятельности раздробились, распределились между разными работниками, какие объединились в рамках одной специальности). Специальность и профессия С каждым трудовым постом связаны не только предмет, цели труда, традиционно сложившиеся оснащение, оборудование, но и определенная система прав, обязанностей, норм поведения, требований к подготовке, культуре и личным качествам работника. Например, существует такой пост в обществе — «машинист башенного крана». С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран и виды перемещаемых грузов, предметов. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т. д. Вместе с тем он обязан точно выполнять задания и команды определенных лиц, руководящих монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном случае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе. В целом трудовой пост характеризуется следующими компонентами (частями): а) предмет, цели труда; б) система технического оснащения, орудия труда (машины, инструменты, а также книги и другие средства информации); в) система требований к подготовке и личным качествам работника; г) система требований к поведению, служебных обязанностей (в отношении вида, количества и качества продукции, сроков исполнения заданий, бережного отношения к оснащению, корректного отношения к руководителям, подчиненным, товарищам по работе, соблюдения норм служебного поведения); д) система прав (в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий работы, возможностей 13 бесплатного повышения профессиональной квалификации, участия в управлении жизнью трудового коллектива). Пост (должность) может существовать без человека (т. е. быть незанятым, вакантным). Каждый такой трудовой пост со всей системой его требований к человеку (см. выше пункты «в» и «г») можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого — учиться. Когда человек овладел специальностью, т. е. усвоил соответствующие знания и навыки, развил в себе необходимый минимум личных качеств, овладел культурой служебного поведения, говорят: «его специальность», «у него есть специальность». Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития. Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т. д. Все эти специальности теоретически («в уме», «мысленно») объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т. д., мысленно относимые к группе «педагогическая профессия». В связи с высокими и все ускоряющимися темпами научно-технического и социального (общественного) прогресса в нашей стране обновление мира профессий сейчас происходит быстрее, чем в прошлом. Многие профессии еще сохранили неизменными свои старые названия, тогда как содержание труда в них существенно обновилось. Например, если ткачиха раньше заряжала и сменяла челноки вручную, то теперь ей приходится лишь наблюдать за автоматом, выполняющим эту технологическую операцию. Вследствие изменившегося характера труда многие профессии получают двойное название: маляр-оператор, штамповщик-прессовщик, гладильщица-прессовщица и т. д. Упражнение. Опишите в меру своей осведомленности и в соответствии с пунктами «а», «б», «в», «г», «д» две специальности из нижеследующего перечня (можно фантазировать, то есть описать, какой должна быть, 14 с вашей точки зрения, работа по указанным специальностям): 1. Библиотекарь. 2. Врач (или фельдшер, или медсестра — на выбор). 3. Продавец (продовольственных, или промышленных, или иных товаров — на выбор). 4. Водитель транспорта (вид транспорта — на выбор). 5. Портной (специализация портного — на выбор). 6. Мастер по ремонту техники (вид техники — на выбор). 7. Животновод-механизатор (специализация — на выбор). 8. Агроном. 9, Овощевод (плодоовощевод)-механизатор (специализация — на выбор). 10. Стенографистка-машинистка. 11. Переводчик. 12. Оператор клавишных вычислительных машин. 13. Художник-оформитель (в клубе и т. д.). 14. Концертный исполнитель (специализация — на выбор).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.01 с.) |