Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о психических особенностях человека

Поиск

Имеется довольно далеко простирающееся сходство между машиной-автоматом и человеком. Но есть между ними и существенные различия, о которых надо хорошо знать.

Упражнение. Выберите показатели, по которым человек превосходит машину, и показатели, по которым машина превосходит человека: а) выполнение однообразных очень точных операций в течение длительного времени; б) обнаружение очень слабых полезных сигналов;

156

в) обнаружение сигналов при высоком уровне шумов (помех); г) учет прошлого опыта и изменение в соответствии с ним способов действия; д) нечувствительность ко многим посторонним воздействиям; е) плавное и точное приложение больших физических усилий; ж) опознавание образов; з) нахождение новых решений задач, проблем; и) нахождение правильных решений при неполных сведениях о событиях; к) выполнение сложных вычислений с большой точностью; л) работа при высоких и низких температурах, в разнообразных химических средах; м) выполнение тонких операций в непредвиденных обстоятельствах; н) способность продолжать действия даже в условиях перегрузок.

Ответы. Машина превосходит человека по показателям а, д, е, к, л; человек машину — б, в, г, ж, з, и, м, н.

Человек превосходит машину за счет своей психической деятельности, о которой мы, в сущности, давно говорим. Вы уже накопили некоторый запас соответствующих конкретных представлений, поэтому пора разобраться в общем вопросе: «Что-такое психика?»

Слово «психика», образованное от древнегреческого корня, означает «душа». Было время, когда одни мыслители считали, что «душа», «психика» бестелесна, другие — что она состоит из очень мелких и очень подвижных огненных шариков, атомов. Представители религии обычно понимают под словом «душа» таинственное бессмертное и бестелесное существо, то живущее в теле человека, то покидающее его. Такое понимание удобно для запугивания верующих и управления ими; но оно не подтверждается научными фактами.

В современном русском языке это древнее слово «душа» (от слова «дух», «дыхание») употребляется в другом смысле и обозначает личные качества человека, его состояние или особенности поведения, внутренний мир. Такое использование этого слова вполне правомерно. Мы, конечно, не подразумеваем никакой таинственной души-существа, когда говорим о человеке, что он «работает с душой» (то есть увлеченно), что у него «душа нараспашку» (то есть он откровенный) или «душа не на месте» (то есть он обеспокоен чем-то). Душа в этом смысле есть, по данным современной науки, не что иное, как работа нервной системы человека, направленная на его наилучшее активное взаимодействие с окружающей средой (людьми, природой, техникой,

157

произведениями искусства). Эту работу нервной системы и следует считать психической деятельностью, или психикой.

Рассмотрим конкретный пример активного взаимодействия человека (учащегося) со средой. Мастер столярного дела рассказал и показал, как нужно зажимать заготовку в коробке верстака, затем дал ученикам задание выполнить это действие самостоятельно. Выяснилось, что ученик А зажал заготовку слабо, а ученик Б — сломал коробку верстака, приложив чрезмерное усилие. «Почему ты так слабо зажал заготовку?» — спрашивает мастер и получает ответ: «А я думал...» и т. д. «Почему ты так сильно зажимаешь, не щадя верстак?» — спрашивает мастер и получает ответ: «А я думал...» и т. д. Подумаем и мы. В самом деле, давно известно, что перед всяким практическим действием у человека возникает представление о том, что должно получиться и как это действие должно протекать (то есть «что» и «как»). Поскольку ученики никак не могли увидеть нормального усилия (его можно почувствовать только своими руками), то у каждого, в меру его личного житейского и спортивного опыта, сложились свои представления о нормальном усилии, причем эти представления не соответствовали данной конкретной обстановке, не отражали ее. Чтобы какое-либо действие человека и все его поведение в целом в той или иной обстановке было успешным, необходимо, чтобы в нервной системе, в мозгу человека как можно лучше были отражены особенности этой обстановки.

Подобно тому как действия армии могут быть успешными только при наличии в штабе точных и полных данных разведки, так и действия человека могут быть успешными только тогда, когда в его голове точно и полно отражен окружающий мир. Вот почему психическую (или душевную) деятельность называют еще отражательной деятельностью. Психика, по В. И. Ленину, — это отражение объективного мира в мозгу человека.

Не следует термин «отражение» понимать упрощенно и считать, что психика — это отражение только того, что действует на человека в данный момент; не следует также считать отраженным образом только то, что зрительно (наглядно) соответствует объекту (образ зрительной памяти и т. д.). Общие законы науки — это тоже отражение явлений природы, жизни общества.

158

Кроме того, когда говорят о психике, что это «отражение», то имеют в виду также и то, что психика существует не сама по себе, независимо от внешнего мира, а возникает и развивается как результат взаимодействия человека с этим миром.

Например, если человек стал раздражителен, озлоблен или, наоборот, пассивен, сонлив, вял, то это тоже можно истолковать как отражение некоторой ненормальной обстановки, в которой он оказался (сложились неправильные взаимоотношения с коллективом, имеют место нервная перегрузка, утомление и т. п.). Таким образом, раздражительность, озлобленность как временные состояния или стойкие личные качества человека (равно как и пассивность, и вялость и т. п.) — это тоже психические явления, явления отражательной деятельности нервной системы, хотя в обыденном понимании это как будто бы не образы (то есть не образы-картинки).

Вопрос о сущности психических («душевных») явлений и об отношении их к явлениям материального мира очень сложен для понимания. В течение многих веков он был и остается ареной непрерывной борьбы между мыслителями разных лагерей. Идеологам господствующих эксплуататорских классов выгодно считать, что психика (душа, идея, мысль) существует раньше, чем материальный мир, чем человеческое тело, и притом не зависит от них. Почему? Эта мысль обосновывает право эксплуататоров (как носителей и хозяев идей) господствовать над производителями материальных благ, право управлять трудящимися в соответствии со своими классовыми идеями, целями, интересами.

При некотором размышлении может показаться, что, действительно, мысль первична, а материальные предметы — вторичны. Например, мастер дал учащимся задание придумать образцы более удобной мебели для подшефного детского сада. И вот в головах учащихся вначале возникают эскизы, проекты таких образцов, которых еще нет нигде, а затем эти замыслы учеников воплощаются в материальные формы — чертежи и изделия. Не значит ли это, что мысль действительно первична, а материальные предметы вторичны? Нет, источником, «строительным материалом» для замыслов учеников послужили их впечатления, полученные все из того же окружающего материального мира, хотя эти

159

впечатления и переработаны до неузнаваемости (подобно тому, как идея создать троллейбус есть результат переработки впечатлений от автомобиля, с одной стороны, и трамвая, — с другой). Кроме того, творческая активность учеников вызвана и практическими потребностями подшефного детсада, и педагогическими воздействиями мастера. Таким образом, первичным оказывается всегда нечто объективное, внешнее,общественное, не зависящее от произвола человека, то есть материальное.

Мыслители, считающие, что материя первична, а психика вторична, составляют лагерь материалистов, идеологов прогрессивных общественных сил. Мыслители, считающие, что психика первична, а материя вторична, составляют лагерь идеалистов, состоящих на службе реакционных классов.

Нет научных оснований резко противопоставлять психические и материальные явления. Психика — это не что иное, как работа вполне телесного, хотя и очень сложного, органа — нервной системы.

Укрупненная классификация психических явлений сводится к следующему:

1. Процессы познавательной и исполнительной деятельности.

2. Психические состояния (бодрости, утомления, тревожности, беспечности, напряженности, расслабленности и т. д.).

3. Свойства личности (устойчивые индивидуальные и типичные особенности человека как общественного существа — убеждения, интересы, склонности, черты характера и темперамента, способности).

Упражнение. Укажите, какие из перечисленных ниже явлений психические, какие — материальные. (К сведению, признаки психических явлений: 1. Отражение действительности и 2. Отражение в форме образов, или состояний, или свойств человека. Признаки материальных явлений: 1. Существование вне сознания человека и 2. Существование независимо от воли, произвола отдельного человека):

а) текст книги, в котором описаны размышления и переживания героя; б) представление об изделии, возникающее у рабочего при ознакомлении с чертежом, который он держит в руках; в) сложение чисел электронной машиной; г) план обработки изделия, возникший в

160

голове учащегося после инструктажа мастера; д) учащийся определяет пригодность заготовок для обработки (одни отбирает, другие — отбрасывает); е) учащийся пытается установить, есть ли признаки брака на изделии, которое он собирается сдать мастеру; ж) чертеж механизма, который выполнил учащийся в кружке технического творчества; з) проделайте следующий опыт: положите перед собой два чистых листка белой бумаги (из тетради). На середину первого листка положите небольшой кусочек (величиной с монету) бумаги какого-либо яркого цвета или нанесите пятно цветным карандашом, чернилами и т. п. Затем смотрите на этот цветной объект, считая про себя до 100 и не сводя при этом с него взгляда (мигать можно). После этого переведите взгляд на середину второго листка и продолжайте смотреть секунд 10—15. При этом вы на чистом белом листе увидите пятно примерно тех же очертаний, что и цветной предмет (но оно будет отличаться от него по цвету). Теперь ответьте на вопрос — является ли это пятно, которое вы видите на чистом листе, материальным явлением или психическим?

Ответы: а, в, ж — материальные явления; б, г, д, е, з — психические явления.

В связи с пунктом «з» обратите внимание на то, что образ пятна виден вам как бы на расстоянии от вас, но он все же существует не вне вашего сознания, а в нем.

161

Часть III.

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. Некоторые общие требования к решению задачи о выборе профессии, специальности

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Вопрос «Кем быть?» — это в то же время и «Среди кого быть?», «Каким быть?», «Где быть?». Это вопрос не только о будущей работе, но и об образе жизни в будущем, о жизненном пути. Лишь для краткости (и по традиции) мы говорим: «Выбор профессии».

Если выбор юношей или девушкой профессионального (а значит, и жизненного) пути сделан случайно, ошибочно и резко не соответствует их ранее сложившимся мотивам, способностям, то может возникнуть глубокая неудовлетворенность, стремление переориентироваться, «вырваться пока не поздно» и т. д. Отсюда работа и учеба по профессии — вполсилы, отсюда текучесть кадров, увеличение числа «неудачников» и другие нежелательные последствия морального и экономического порядка.

Разумеется, в юном возрасте нельзя считаться только с теми личными качествами, которые уже сложились у человека. Очень многое может и должно быть развито, перевоспитано. Но все же 14—18-летняя история личности приводит к формированиям) таких стойких особенностей человека, с которыми приходится реально считаться.

162

В соответствии с моральными принципами социалистического общества выбор трудового, профессионального пути должен быть сознательным и самостоятельным.

Подлинная самостоятельность не исключает того, что учащийся учитывает дельные советы более знающих и опытных людей. Учебные задачи, например на уроках математики, русского языка, тоже должны решаться самостоятельно, но это не исключает, а предполагает руководящую роль учителя, педагога. Задача выбора жизненного (а значит, профессионального) пути много сложнее любой учебной задачи. Во-первых, потому, что для правильного решения ее надо учесть много данных, причем таких, о которых вы раньше могли не подозревать. Во-вторых, потому, что, придя к решению, негде «подсмотреть» ответ, как это можно сделать в отношении любой самой запутанной учебной задачи. В правильности выбора профессии убеждаются через месяцы и годы, а это дорогая цена за поспешное решение.

Самостоятельность не следует смешивать с упрямством.

Самостоятельный человек (в отличие от упрямого) советуется с более опытными старшими или сверстниками, принимает их разумные доводы, не настаивает на своих поспешных выводах.

Сознательным выбор может стать только тогда, когда учитываются все важные обстоятельства дела, а именно:

а) потребности общества (экономического района, области, города) в кадрах той или иной специальности и квалификации;

б) требования, которые предъявляет та или иная профессия к личным качествам человека;

в) личные возможности, которыми располагает сам человек, выбирающий профессию (состояние здоровья, способности, подготовленность, интересы и склонности);

г) возможности, которые получает представитель данной профессии для своего развития, профессионального продвижения.

Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в том случае, когда решение принимается со знанием всех существенных ограничений. Иногда свободу

163

выбора понимают примитивно, по принципу «вольному — воля». Это неправильно. Например, девушка захотела стать учительницей. А почему бы и нет? Профессия уважаемая. И вот бывшая ученица поступила в пединститут, учится, даже хорошо сдает зачеты и экзамены, но ее тяготит общение с детьми, не увлекает практика в школе, не удовлетворяет работа по формированию знаний, представляясь ей «нудной». Нарастает поток тягостных переживаний, и, наконец, уже с дипломом вуза она уходит от педагогического труда, устраиваясь корректором в издательстве. Через некоторое время оказывается, что и там работа ей «не по душе». Она очень любит вышивать, шить и особенно конструировать одежду, но эта профессиональная область казалась ей раньше не очень уважаемой, она как бы «стеснялась» сделать этот выбор; теперь, после долгих лет блужданий, она, наконец, поняла свою ошибку, исправила ее и именно здесь «нашла себя».

В вышеприведенном примере выбор профессии, казалось бы, сделан после окончания школы свободно: «захотела — выбрала». Но это лишь кажущаяся свобода, так как человек оказался в полной зависимости от обстоятельств, которые он не пытался предвидеть, учесть, поэтому и вынужден был бросить начатое дело, зачеркнуть годы жизни и т. д. Какая же это свобода, если она порождает ряд вынужденных поступков!

Подлинно свободный выбор — это выбор со знанием дела, ибо свобода — этоосознанная необходимость.

Следует признать, что даже специалист по вопросам профориентации не решится утверждать, что он может дать абсолютно точное решение вопроса о выборе профессии в каждом данном случае. Как в бою, решение здесь всегда приблизительно и не лишено риска. Как в бою, здесь нужно действовать не столько упрямо, сколько разумно и гибко, учитывать объективную обстановку. Поэтому правильно ведет себя здесь не тот, кто не ошибается или не меняет своего мнения, а тот, кто вовремя учитывает ошибки свои и других и своевременно исправляет их, не держась за необдуманно принятые решения.

164



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.008 с.)