Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие о психических особенностях человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Имеется довольно далеко простирающееся сходство между машиной-автоматом и человеком. Но есть между ними и существенные различия, о которых надо хорошо знать. Упражнение. Выберите показатели, по которым человек превосходит машину, и показатели, по которым машина превосходит человека: а) выполнение однообразных очень точных операций в течение длительного времени; б) обнаружение очень слабых полезных сигналов; 156 в) обнаружение сигналов при высоком уровне шумов (помех); г) учет прошлого опыта и изменение в соответствии с ним способов действия; д) нечувствительность ко многим посторонним воздействиям; е) плавное и точное приложение больших физических усилий; ж) опознавание образов; з) нахождение новых решений задач, проблем; и) нахождение правильных решений при неполных сведениях о событиях; к) выполнение сложных вычислений с большой точностью; л) работа при высоких и низких температурах, в разнообразных химических средах; м) выполнение тонких операций в непредвиденных обстоятельствах; н) способность продолжать действия даже в условиях перегрузок. Ответы. Машина превосходит человека по показателям а, д, е, к, л; человек машину — б, в, г, ж, з, и, м, н. Человек превосходит машину за счет своей психической деятельности, о которой мы, в сущности, давно говорим. Вы уже накопили некоторый запас соответствующих конкретных представлений, поэтому пора разобраться в общем вопросе: «Что-такое психика?» Слово «психика», образованное от древнегреческого корня, означает «душа». Было время, когда одни мыслители считали, что «душа», «психика» бестелесна, другие — что она состоит из очень мелких и очень подвижных огненных шариков, атомов. Представители религии обычно понимают под словом «душа» таинственное бессмертное и бестелесное существо, то живущее в теле человека, то покидающее его. Такое понимание удобно для запугивания верующих и управления ими; но оно не подтверждается научными фактами. В современном русском языке это древнее слово «душа» (от слова «дух», «дыхание») употребляется в другом смысле и обозначает личные качества человека, его состояние или особенности поведения, внутренний мир. Такое использование этого слова вполне правомерно. Мы, конечно, не подразумеваем никакой таинственной души-существа, когда говорим о человеке, что он «работает с душой» (то есть увлеченно), что у него «душа нараспашку» (то есть он откровенный) или «душа не на месте» (то есть он обеспокоен чем-то). Душа в этом смысле есть, по данным современной науки, не что иное, как работа нервной системы человека, направленная на его наилучшее активное взаимодействие с окружающей средой (людьми, природой, техникой, 157 произведениями искусства). Эту работу нервной системы и следует считать психической деятельностью, или психикой. Рассмотрим конкретный пример активного взаимодействия человека (учащегося) со средой. Мастер столярного дела рассказал и показал, как нужно зажимать заготовку в коробке верстака, затем дал ученикам задание выполнить это действие самостоятельно. Выяснилось, что ученик А зажал заготовку слабо, а ученик Б — сломал коробку верстака, приложив чрезмерное усилие. «Почему ты так слабо зажал заготовку?» — спрашивает мастер и получает ответ: «А я думал...» и т. д. «Почему ты так сильно зажимаешь, не щадя верстак?» — спрашивает мастер и получает ответ: «А я думал...» и т. д. Подумаем и мы. В самом деле, давно известно, что перед всяким практическим действием у человека возникает представление о том, что должно получиться и как это действие должно протекать (то есть «что» и «как»). Поскольку ученики никак не могли увидеть нормального усилия (его можно почувствовать только своими руками), то у каждого, в меру его личного житейского и спортивного опыта, сложились свои представления о нормальном усилии, причем эти представления не соответствовали данной конкретной обстановке, не отражали ее. Чтобы какое-либо действие человека и все его поведение в целом в той или иной обстановке было успешным, необходимо, чтобы в нервной системе, в мозгу человека как можно лучше были отражены особенности этой обстановки. Подобно тому как действия армии могут быть успешными только при наличии в штабе точных и полных данных разведки, так и действия человека могут быть успешными только тогда, когда в его голове точно и полно отражен окружающий мир. Вот почему психическую (или душевную) деятельность называют еще отражательной деятельностью. Психика, по В. И. Ленину, — это отражение объективного мира в мозгу человека. Не следует термин «отражение» понимать упрощенно и считать, что психика — это отражение только того, что действует на человека в данный момент; не следует также считать отраженным образом только то, что зрительно (наглядно) соответствует объекту (образ зрительной памяти и т. д.). Общие законы науки — это тоже отражение явлений природы, жизни общества. 158 Кроме того, когда говорят о психике, что это «отражение», то имеют в виду также и то, что психика существует не сама по себе, независимо от внешнего мира, а возникает и развивается как результат взаимодействия человека с этим миром. Например, если человек стал раздражителен, озлоблен или, наоборот, пассивен, сонлив, вял, то это тоже можно истолковать как отражение некоторой ненормальной обстановки, в которой он оказался (сложились неправильные взаимоотношения с коллективом, имеют место нервная перегрузка, утомление и т. п.). Таким образом, раздражительность, озлобленность как временные состояния или стойкие личные качества человека (равно как и пассивность, и вялость и т. п.) — это тоже психические явления, явления отражательной деятельности нервной системы, хотя в обыденном понимании это как будто бы не образы (то есть не образы-картинки). Вопрос о сущности психических («душевных») явлений и об отношении их к явлениям материального мира очень сложен для понимания. В течение многих веков он был и остается ареной непрерывной борьбы между мыслителями разных лагерей. Идеологам господствующих эксплуататорских классов выгодно считать, что психика (душа, идея, мысль) существует раньше, чем материальный мир, чем человеческое тело, и притом не зависит от них. Почему? Эта мысль обосновывает право эксплуататоров (как носителей и хозяев идей) господствовать над производителями материальных благ, право управлять трудящимися в соответствии со своими классовыми идеями, целями, интересами. При некотором размышлении может показаться, что, действительно, мысль первична, а материальные предметы — вторичны. Например, мастер дал учащимся задание придумать образцы более удобной мебели для подшефного детского сада. И вот в головах учащихся вначале возникают эскизы, проекты таких образцов, которых еще нет нигде, а затем эти замыслы учеников воплощаются в материальные формы — чертежи и изделия. Не значит ли это, что мысль действительно первична, а материальные предметы вторичны? Нет, источником, «строительным материалом» для замыслов учеников послужили их впечатления, полученные все из того же окружающего материального мира, хотя эти 159 впечатления и переработаны до неузнаваемости (подобно тому, как идея создать троллейбус есть результат переработки впечатлений от автомобиля, с одной стороны, и трамвая, — с другой). Кроме того, творческая активность учеников вызвана и практическими потребностями подшефного детсада, и педагогическими воздействиями мастера. Таким образом, первичным оказывается всегда нечто объективное, внешнее,общественное, не зависящее от произвола человека, то есть материальное. Мыслители, считающие, что материя первична, а психика вторична, составляют лагерь материалистов, идеологов прогрессивных общественных сил. Мыслители, считающие, что психика первична, а материя вторична, составляют лагерь идеалистов, состоящих на службе реакционных классов. Нет научных оснований резко противопоставлять психические и материальные явления. Психика — это не что иное, как работа вполне телесного, хотя и очень сложного, органа — нервной системы. Укрупненная классификация психических явлений сводится к следующему: 1. Процессы познавательной и исполнительной деятельности. 2. Психические состояния (бодрости, утомления, тревожности, беспечности, напряженности, расслабленности и т. д.). 3. Свойства личности (устойчивые индивидуальные и типичные особенности человека как общественного существа — убеждения, интересы, склонности, черты характера и темперамента, способности). Упражнение. Укажите, какие из перечисленных ниже явлений психические, какие — материальные. (К сведению, признаки психических явлений: 1. Отражение действительности и 2. Отражение в форме образов, или состояний, или свойств человека. Признаки материальных явлений: 1. Существование вне сознания человека и 2. Существование независимо от воли, произвола отдельного человека): а) текст книги, в котором описаны размышления и переживания героя; б) представление об изделии, возникающее у рабочего при ознакомлении с чертежом, который он держит в руках; в) сложение чисел электронной машиной; г) план обработки изделия, возникший в 160 голове учащегося после инструктажа мастера; д) учащийся определяет пригодность заготовок для обработки (одни отбирает, другие — отбрасывает); е) учащийся пытается установить, есть ли признаки брака на изделии, которое он собирается сдать мастеру; ж) чертеж механизма, который выполнил учащийся в кружке технического творчества; з) проделайте следующий опыт: положите перед собой два чистых листка белой бумаги (из тетради). На середину первого листка положите небольшой кусочек (величиной с монету) бумаги какого-либо яркого цвета или нанесите пятно цветным карандашом, чернилами и т. п. Затем смотрите на этот цветной объект, считая про себя до 100 и не сводя при этом с него взгляда (мигать можно). После этого переведите взгляд на середину второго листка и продолжайте смотреть секунд 10—15. При этом вы на чистом белом листе увидите пятно примерно тех же очертаний, что и цветной предмет (но оно будет отличаться от него по цвету). Теперь ответьте на вопрос — является ли это пятно, которое вы видите на чистом листе, материальным явлением или психическим? Ответы: а, в, ж — материальные явления; б, г, д, е, з — психические явления. В связи с пунктом «з» обратите внимание на то, что образ пятна виден вам как бы на расстоянии от вас, но он все же существует не вне вашего сознания, а в нем. 161 Часть III. МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ § 1. Некоторые общие требования к решению задачи о выборе профессии, специальности ВЫБОР ПРОФЕССИИ Вопрос «Кем быть?» — это в то же время и «Среди кого быть?», «Каким быть?», «Где быть?». Это вопрос не только о будущей работе, но и об образе жизни в будущем, о жизненном пути. Лишь для краткости (и по традиции) мы говорим: «Выбор профессии». Если выбор юношей или девушкой профессионального (а значит, и жизненного) пути сделан случайно, ошибочно и резко не соответствует их ранее сложившимся мотивам, способностям, то может возникнуть глубокая неудовлетворенность, стремление переориентироваться, «вырваться пока не поздно» и т. д. Отсюда работа и учеба по профессии — вполсилы, отсюда текучесть кадров, увеличение числа «неудачников» и другие нежелательные последствия морального и экономического порядка. Разумеется, в юном возрасте нельзя считаться только с теми личными качествами, которые уже сложились у человека. Очень многое может и должно быть развито, перевоспитано. Но все же 14—18-летняя история личности приводит к формированиям) таких стойких особенностей человека, с которыми приходится реально считаться. 162 В соответствии с моральными принципами социалистического общества выбор трудового, профессионального пути должен быть сознательным и самостоятельным. Подлинная самостоятельность не исключает того, что учащийся учитывает дельные советы более знающих и опытных людей. Учебные задачи, например на уроках математики, русского языка, тоже должны решаться самостоятельно, но это не исключает, а предполагает руководящую роль учителя, педагога. Задача выбора жизненного (а значит, профессионального) пути много сложнее любой учебной задачи. Во-первых, потому, что для правильного решения ее надо учесть много данных, причем таких, о которых вы раньше могли не подозревать. Во-вторых, потому, что, придя к решению, негде «подсмотреть» ответ, как это можно сделать в отношении любой самой запутанной учебной задачи. В правильности выбора профессии убеждаются через месяцы и годы, а это дорогая цена за поспешное решение. Самостоятельность не следует смешивать с упрямством. Самостоятельный человек (в отличие от упрямого) советуется с более опытными старшими или сверстниками, принимает их разумные доводы, не настаивает на своих поспешных выводах. Сознательным выбор может стать только тогда, когда учитываются все важные обстоятельства дела, а именно: а) потребности общества (экономического района, области, города) в кадрах той или иной специальности и квалификации; б) требования, которые предъявляет та или иная профессия к личным качествам человека; в) личные возможности, которыми располагает сам человек, выбирающий профессию (состояние здоровья, способности, подготовленность, интересы и склонности); г) возможности, которые получает представитель данной профессии для своего развития, профессионального продвижения. Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в том случае, когда решение принимается со знанием всех существенных ограничений. Иногда свободу 163 выбора понимают примитивно, по принципу «вольному — воля». Это неправильно. Например, девушка захотела стать учительницей. А почему бы и нет? Профессия уважаемая. И вот бывшая ученица поступила в пединститут, учится, даже хорошо сдает зачеты и экзамены, но ее тяготит общение с детьми, не увлекает практика в школе, не удовлетворяет работа по формированию знаний, представляясь ей «нудной». Нарастает поток тягостных переживаний, и, наконец, уже с дипломом вуза она уходит от педагогического труда, устраиваясь корректором в издательстве. Через некоторое время оказывается, что и там работа ей «не по душе». Она очень любит вышивать, шить и особенно конструировать одежду, но эта профессиональная область казалась ей раньше не очень уважаемой, она как бы «стеснялась» сделать этот выбор; теперь, после долгих лет блужданий, она, наконец, поняла свою ошибку, исправила ее и именно здесь «нашла себя». В вышеприведенном примере выбор профессии, казалось бы, сделан после окончания школы свободно: «захотела — выбрала». Но это лишь кажущаяся свобода, так как человек оказался в полной зависимости от обстоятельств, которые он не пытался предвидеть, учесть, поэтому и вынужден был бросить начатое дело, зачеркнуть годы жизни и т. д. Какая же это свобода, если она порождает ряд вынужденных поступков! Подлинно свободный выбор — это выбор со знанием дела, ибо свобода — этоосознанная необходимость. Следует признать, что даже специалист по вопросам профориентации не решится утверждать, что он может дать абсолютно точное решение вопроса о выборе профессии в каждом данном случае. Как в бою, решение здесь всегда приблизительно и не лишено риска. Как в бою, здесь нужно действовать не столько упрямо, сколько разумно и гибко, учитывать объективную обстановку. Поэтому правильно ведет себя здесь не тот, кто не ошибается или не меняет своего мнения, а тот, кто вовремя учитывает ошибки свои и других и своевременно исправляет их, не держась за необдуманно принятые решения. 164
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.008 с.) |