Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема 7. Классификация основных способностей
143 Группировка способностей Каждая специальность требует своеобразных способностей, а специальностей — тысячи, десятки тысяч. Каковы же основные группы способностей? Прежде всего нужно выделить относительно общие способности, необходимые для достижения успеха в любой деятельности (см. схему 7). Среди относительно специальных (необходимых для достижения успеха в каком-то определенном, ограниченном круге видов деятельности) уместно выделить две крупные группы: интерсоциальные и конструктивные способности. Интерсоциальные способности — это все те личные качества, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий. Конструктивные способности — это все те личные качества, которые обеспечивают успех в преобразовании окружающего мира, в его улучшении (изучение и практическое преобразование природы и общества). Оба эти вида способностей (как и другие, рассматриваемые ниже) взаимно переплетаются, и приведенное на схеме деление их достаточно условно. Среди интерсоциальных способностей в свою очередь уместно выделитьорганизаторские и коммуникативные. Комплекс организаторских способностей был приведен на стр. 131. К коммуникативным способностям относятся те личные качества, которые обеспечивают способность человека к согласованным действиям в коллективе (способность понять и учесть интересы других людей, способность подчинить свое поведение коллективным задачам). Среди конструктивных способностей целесообразно выделить оперативно-исполнительские и гностические (познавательные). Оперативно-исполнительские способности — это все личные качества, которые обеспечивают энергичные, точные, четкие, быстрые, ловкие и т. п. действия по практической реализации замыслов. Об организаторских способностях мы уже говорили. 144 Психомоторные способности — это личные качества, обеспечивающиедвигательную умелость (по-латыни «мотор» — двигающий, «мотус» — движение). Эти способности ярко проявляются в спорте, искусстве (балет, ваяние), в таких «вечных» профессиях, как слесарь, хирург, гравер, в работе всякого мастера-умельца (вспомните рассказ Лескова о легендарном Левше, подковавшем блоху).
Автору этих строк довелось видеть, как машинист экскаватора (на стройке), вызванный в связи с возникшей небольшой аварией, быстро и ловко орудовал огромным ковшом, уверенно пронося его в нескольких миллиметрах от уже установленных витринных стекол. По сложности эта задача, по-видимому, была не ниже, чем балетное соло. Во всяком случае, когда дело было сделано, раздались аплодисменты наблюдавших за работой. В сознательной деятельности (в труде, спорте, производственном обучении) движения всегда как бы опираются на знания, опыт, рассуждения о ходе работы. Человек как бы соединяет голову с руками, поэтому и говорят «психомоторные», а не просто «моторные» (двигательные) способности. Человек с ярко выраженными психомоторными способностями — это, образно говоря, человек с «умными» руками (а если речь идет о спорте или балете, то с «умным» телом). К гностическим (от греческого «гнозис» — познание) способностям относятся те личные качества, которые обеспечивают, с одной стороны, быстрое и точноераспознавание предметов, явлений (ориентировку в обстановке, в наблюдаемых фактах), а с другой стороны — успешное оперирование отраженными образами действительности (знаками, символами, понятиями, идеями, общими правилами или типизированными представлениями — художественными образами). Среди гностических способностей можно выделить диагностические и креативные. Диагностические — это те, благодаря которым человек быстро замечает, распознает важные конкретные признаки известных общих закономерностей, видов и групп явлений и по отдельным признакам делает (конструирует) общее заключение, диагноз. Например, дежурный по станции, встречая и наблюдая поезд, замечает, в частности, особый шум и 145 ненормальный внешний вид буксы одного из вагонов. Это позволяет принять необходимые меры и, может быть, спасти жизнь людей. Наладчик ткацких станков должен учесть множество признаков (симптомов), быстро и точно поставить правильный технический диагноз — определить причину неполадки, брака и пр. Диагнозы, строго говоря, ставит не только врач. По-гречески «диагностикос» — значит способныйраспознавать, определять. Любой разумный работник в любом деле должен ставить своего рода диагнозы. Без этого невозможна никакая работа. Организатор должен распознавать настроение руководимого им коллектива; агроном — состояние всходов, почвы и несметное количество других обстоятельств; животновод — особенности состояния и поведения животных, качество корма и т. п. Человек, обрабатывающий какой-либо материал (металл, дерево, ткань), должен диагностировать и качество сырья, и качество инструмента, и качество продукта.
Способность ставить правильные диагнозы в той или иной области — ценнейшее профессиональное качество человека. Недаром говорят: «Один да зорок — не надо и сорок». Креативные способности позволяют человеку по-новому представить виденное,придумать нечто новое, неизвестное ранее. Эти способности можно подразделить на научные и художественные. Например, у каждого человека, очевидно, когда-нибудь «текли слюнки» при стуке посуды, запахе пищи и др. Однако великий ученый физиолог И. П. Павлов нашел в этом, казалось бы, всем известном явлении нечто удивительное и новое. В самом деле, стук посуды, звук шагов человека, приносящего обычно пищу, сигналы сами по себе «несъедобные». Почему же они вызывают пищевую реакцию? В результате «неотступного думания», тщательного экспериментального изучения этого явления И. П. Павлов создал теорию условно-рефлекторной деятельности нервной системы. Согласно преданию, Исаак Ньютон удивился однажды самому обычному явлению — падению яблока. В самом деле, почему оно падает, и падает именно вниз, а не вверх? В результате тщательного изучения явлений падения тел люди узнали о законе всемирного тяготения. 146 Карл Маркс, по словам В. И. Ленина, берет самое обычное, повседневное явление — обмен и, анализируя его, вскрывает все противоречия капиталистического общества. Все эти примеры проявления высокого уровня способностей к научной работе — из прошлого. В настоящее время научная работа становится столь же массовым занятием, как и многие другие; она находится на службе общественного управления, производства, здравоохранения. Многие сотни и тысячи научных работников изо дня в день на своих рабочих местах добывают и анализируют факты, делают выводы; поэтому можно было бы приводить неисчислимое множество соответствующих примеров. Примеры проявления художественных способностей можно также в бесчисленном количестве найти не только в области литературы, музыки, театра, архитектуры, но и в области прикладного искусства, в сфере культурного обслуживания трудящихся. Строго говоря, художественные профессии тоже становятся массовыми, и представители их обслуживают тех, кто работает у станка, водит комбайн, лечит людей и т. д. Общая классификация способностей приведена на схеме 7. Почти каждая профессия (специальность) требует наличия одновременно многих способностей, но в разных соотношениях. Ни один из этих видов способностей сам по себе, без остальных, как правило, не может обеспечить успешной деятельности. Могут спросить: «А где же педагогические или, например, технические способности?» Вспомним комплекс педагогических способностей (см. стр. 132). Пункты 1, 4, 7 и 8 относятся к конструктивным, и притом главным образом гностическим способностям, пункты 2, 3, 5 и 6 — к интерсоциальным. Если иметь в виду не учителя средней общеобразовательной школы, а, например, мастера профтехучилища, спортивного тренера ил«преподавателя балетной школы, то в комплекс их способностей нужно добавить и психомоторику. Мастер должен уметь не только рассказать, но и мастерски показать. Итак, педагогические способности складываются из определенного сочетания выделенных нами групп способностей.
Точно так же обстоит дело с техническими способностями. Но прежде всего следует учесть, что мир техники 147 так же необъятен, как человеческая практика, и при этом все расширяется. Технические способности портного-модельера, конструирующего новую одежду, отличаются от технических способностей химика-аппаратчика, дистанционно управляющего технологическим процессом, или кулинара, конструирующего новый вкусовой букет, или конструктора-машиностроителя, или инженера — организатора производства. Техника — это не обязательно только то, что связано с механизмами, это совокупность орудий и навыков трудовой деятельности. Для инженера-организатора техника может состоять, например, в картотеке оперативного контроля, системе хранения и быстрого поиска нужных документов, системе видеотелефонной связи с управляемыми объектами, а техника для инженера-куратора (информатора) — в системе справочников и других информационных средств. Приведенные на схеме 7 основные способности в различных сочетаниях могут обеспечить хорошую пригодность к самым разнообразным видам труда, профессиям, специальностям. Упражнение. Приведите примеры (из жизненных наблюдений, кино, художественной литературы и т. п.) яркого проявления у людей различных групп способностей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.007 с.) |