Основные причины ошибок и затруднений при решении вопроса о выборе профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные причины ошибок и затруднений при решении вопроса о выборе профессии



Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору трудового пути. Это, во-первых, неправильное отношениек различным обстоятельствам выбора (области деятельности, советам или поведению окружающих и т. д.); во-вторых, недостатки знаний, опыта, информированности об этих обстоятельствах. Из перечисляемых ниже причин 1—5-я относятся в основном к первому виду, а 6—10-я — ко второму.

1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, постоянного островка в океане профессий. При таком подходе к этой задаче учащиеся часто ориентируются сразу на профессии высокой или высшей квалификации, забывая, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий и начинать нужно с нижних ее ступеней. В любой сфере деятельности — практической, теоретической — происходит закономерная смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Например, лучшим инженером становится тот, кто вначале был рабочим, бригадиром; лучшим руководителем — кто в свое время был хорошим исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, а фарватер, путь в океане профессий.

2. Предрассудки чести. Предрассудок — это ложный, необоснованный взгляд, ставший привычным, «само собой разумеющимся». В отношении профессий предрассудки проявляются, например, в том, что некоторые важные профессии, занятия считаются «недостойными», «неприличными». Например, девушка считает вполне «приличным» после окончания школы работать в канцелярии курьером (т. е. приносить, уносить бумаги, письма; работа, как говорится, «кто куда пошлет»), но не хочет работать за прилавком или в цехе, хотя материальное вознаграждение во втором случае значительно больше, чем в первом, да и работа может быть более содержательной и дает больше возможностей для дальнейшего роста, получения образования, специального продвижения, чем «чистая», но действительно слишком

165

простая для человека со средним образованием работа посыльного.

Иногда предрассудки чести есть последствия определенных привычных взглядов, господствующих в семье. Отец говорит сыну: «Мне обстоятельства помешали стать инженером, зато ты им будешь, а о другом и думать забудь!» Некоторые родители чуть ли не с пеленок прочат своих детей в ученые, работники искусства и т. п., а о другом пути для своих детей думают только как о неудаче.

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию», «чтобы не отстать» и т. п.). Мнение окружающих, коллектива у нас принято уважать. Когда человека «наставляют на путь истинный» или увещевают, часто прибегают к выражениям, вроде: «Кто же так делает?», «Все считают, что...», «Смотри, как у других...» и т. п. Иначе говоря, мы довольно часто призываем друг друга «делать, как все». Почему же путь выбора профессии под влиянием окружающих мы рассматриваем как ошибочный? Потому же, почему одежду или обувь мы выбираем по своему размеру и вкусу, а не покупаем то, что подходит нашим товарищам. Надо разобраться в своих способностях, «примерить» к себе данную профессию, узнав о ней как можно больше. И на этой основе выбрать или не выбрать ее. Если выбор совпадает с выбором друзей — ну что ж, хорошо, не совпадает — тоже неплохо.

4. Перенос отношения к человеку (в частности, литературному герою) — представителю той или иной профессии — на самое профессию. Ученику нравится старший брат его друга — летчик — остроумный, веселый, находчивый, аккуратный. Стараясь подражать во всем своему идеалу, ученик решает выбрать то же профессиональное занятие в жизни — стать летчиком. Возможно, это и не плохо, но подражание человеку нельзя считать веским основанием для выбора профессии. Надо еще учесть все особенности будничного труда летчика. Ведь главное, что должен делать летчик, — это не веселиться и острить, а подчинять себя строгому режиму. Он должен выдерживать длительные нервные нагрузки, не теряться в аварийной обстановке, превосходно знать доверенную ему технику. Подобные обстоятельства при выборе профессии нужно учитывать прежде всего, а не

166

основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. «Так, в профессии геолога учащихся часто привлекает возможность путешествовать, но они забывают или просто не знают о тяжелой повседневной работе геолога: длительное и кропотливое наблюдение, необходимость заниматься тончайшими измерениями, из месяца в месяц повторять одну и ту же поисковую работу в разных местах. С профессией летчика чаще всего связано представление о подвигах, необычных скоростных перелетах, о героических спасательных экспедициях, смелых виражах и т. д., а ведь летчики прежде всего и больше всего занимаются перевозкой пассажиров, грузов и багажа, и сама деятельность летчика напоминает работу шофера»1.

Профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой «легкостью» стоит напряженный, длительный, совершенно будничный труд, работа, ограниченная сроками, заданиями, указаниями режиссера, текстом порученной роли, не говоря уже о специфическом образе жизни (ночная работа, неизбежные переезды, связанные с гастролями, и т. д.).

Итак, серьезный подход к выбору профессии требует всестороннего с ней ознакомления.

6. Отождествление учебного предмета с профессией. Разумеется, совокупность учебных предметов в школе подобрана так, чтобы по возможности подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Но система учебных предметов — это все же не карта для ориентировки в мире профессий. Если ученик интересуется таким учебным предметом, как, например, литература, то ему еще следует знать, какие реальные профессии, занятия за этим предметом стоят. Нет «литератора вообще», а есть преподаватель литературы, литературный сотрудник газеты (обрабатывающий материалы, поступающие в газету), редактор в издательстве, исследователь-литературовед, работник книжного фонда

167

библиотеки, библиотекарь, библиограф и т. д. Возможно, что любовь к литературе в данном случае — это всего лишь читательский интерес, совсем не связанный с реальным желанием овладеть одной из перечисленных профессий. Любить книгу и читать в свободное время может и должен человек любой профессии.

Если человек любит математику, то опять-таки он должен подумать, какое с этим учебным предметом может быть связано трудовое занятие после окончания соответствующего учебного заведения — преподаватель математики, программист-вычислитель, научный работник?

За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных работ и, выбирая профессию, надо об этом помнить.

Мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на учебных школьных предметах. О многих профессиях могут не знать ни учителя, ни родители, ни товарищи. Каждый из вас должен и сам быть здесь разведчиком.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Уже отмечалось, что в наш век бурного технического прогресса содержание труда быстро изменяется. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. В современных машинах широко используются электрические, электронные, гидравлические, пневматические устройства и приборы. Рабочий все более освобождается от чисто энергетических нагрузок (физических, силовых) и выполняет функции наблюдения, контроля и управления. При этом он должен иметь хорошие познания в области основ наук, техники и технологии производства.

Например, в связи с переходом к литью под давлением, литью в постоянных формах, к точному литью в некоторых случаях вытесняются, отмирают профессии формовщиков по ручной формовке, выбивщиков опок, обрубщиков, вырубщиков и пр. Вместе с тем развиваются профессии рабочих по обслуживанию формовочных и литейных машин. Отмирают профессии кузнеца, молотобойца ручной ковки, развиваются специальности штамповщиков-прессовщиков.

Расширение парка электро- и автокаров приводит к отмиранию профессий возчиков, загрузчиков,

168

засыпщиков и т. п. Внедрение соответствующих механизмов сокращает работу упаковщиков, укладчиков готовых изделий. Вместо человека начинает работать «умная», ловкая техника, высвобождая его для решения более сложных нешаблонных задач.

Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных и поточно-автоматических линий приводят к тому, что меняется характер труда рабочего-станочника и слесаря-ремонтника. Они имеют дело уже не с отдельными станками, а со сложными комплексами разнообразных машин; это приближает труд рабочего к труду инженера.

Контролеры готовой продукции вооружаются все более совершенными специальными контрольно-измерительными устройствами. Поэтому хотя название профессии («контролер») остается старым, характер труда за последние годы существенно изменился.

Практически все виды профессий непрерывно меняют свой облик. Например, когда говорили «портовый грузчик», в воображении возникала такая картина: сходни, согнутые человеческие фигуры с мешками на спинах... Но ничего похожего в современном порту нет. Погрузка механизирована. Грузчик — это теперь оператор, т. е. человек, управляющий механизмами. Он должен быть технически грамотным, иметь соответствующую подготовку.

Итак, за старым, иной раз еще дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Вот почему всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

8. Неумение разбираться в своих способностях и мотивах. Разобраться в себе — дело не простое. Отчасти в этом может помочь эта книга, отчасти — товарищи, родители, и особенно важно здесь мнение учителей, которые вас хорошо знают. Учитель — это специалист-человековед. Не все, что он скажет, может вам понравиться, но надо уметь признать и неприятную истину.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют объемистые справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма. Эти справочники предназначены для врачей,

169

a не для массового читателя. Поэтому, выбирая профессию, важно проконсультироваться с врачом.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Когда вы решаете задачу по математике, то, само собой разумеется, вы выполняете ряд действий. Если вы их выполняете неверно или нарушаете их последовательность, то ответ получается ошибочным. То же и при решении задачи о выборе профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.013 с.)