Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И проспектированное профессиографированиеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Профессиография — это технологии изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику. Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Важной составляющей профессиограммы является психограмма — характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Психограмма — психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов: • комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности; • целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели; • типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии; • реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях; • учета перспектив профессионального роста и карьеры; • надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях; • научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов)[29]. В зависимости от целей профессиографии проектируются различные профессиограммы. В профессиоведческой литературе представлены информационные, диагностические, прогностические, методические профессиограммы[30]. Для предмета нашего изучения важное значение приобретают образовательно ориентированные и проспектированные профессиограммы. Рассмотрим их. Образовательно ориентированное профессиографирование. В основу данного вида профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Исследователи образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профессиограмм1. Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации. Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования. Блок «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек — природа», «человек —человек», «человек —техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы. Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии. Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства. Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности: • развитие мыслительного потенциала; • возможности саморегуляции и саморазвития личности; • направленность личности на «стратегию успеха»; • гибкость и мобильность личности в рыночных условиях. В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры. Блок «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования. Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности. Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает: • наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы); • уровень профессиональной подготовки; • шифр; • параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии); • степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту); • критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста). Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста. Проспектированное профессиографирование, Данный вид профессиографирования отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования. Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности: • конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами; • профессиональные действия, направляемые тактическими целями; • способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности. Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Приведем схему проспектированной профессиограммы, /. Паспорт профессии: • тип профессии и ее отраслевая принадлежность; • уровень образования и ступени (категории) квалификации; • смежные специальности и профессии; • социально-профессиональные ограничения. 2. Подготовка кадров: • форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; • уровень получаемой квалификации; • перспективы профессионального роста и карьеры; 3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления: • функции; • конкретные виды деятельности; • типовые профессиональные задачи; • профессиональные умения. 4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления: • ведущая деятельность; • основные подструктуры субъекта деятельности: - профессиональная направленность; - профессиональная компетентность; - профессионально важные качества (ключевые квалификации); - профессионально значимые психофизиологические свойства; • психологическая характеристика каждой подструктуры личности. 5. Санитарно-гигиенические условия труда: • режим труда; • нервно-психическая напряженность; • сенсомоторная и перцептивная сферы; • медицинские противопоказания. Области применения рассмотренных профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации. Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования. Образовательно ориентированная профессиография может быть использована в следующих областях деятельности: • определение содержания профессионального образования и разработка образовательно-программной документации; • проектирование технологий профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых, определение оптимальной организации учебно-производственной среды, конструирование технико-технологических и информационных средств обучения и контроля его результатов, а также отбора и разработки методов диагностики профессиональной подготовленности; • осуществление профессионального консультирования и профотбора оптантов; • аттестация профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лицензирование и сертификация учебных программ; • проектирование новых учебных профессий, специальностей и специализаций; Проспектированное профессиографирование целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации. Проспектированные профессиограммы являются нормативной базой для осуществления мониторинга профессионального развития, разработки психологического сопровождения профессионального становления, роста и карьеры личности специалиста.
Глава 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.007 с.) |