Профессионально обусловленная структура личности специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально обусловленная структура личности специалиста



 

  Подструктуры     Социально-психологические и психофизиологические компоненты подструктур     Профессионально обусловленные ансамбли компонентов подструктур (ключевые квалификации)  
Профессиональная направленность Склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность и др.
Профессиональная компетентность Профессиональные знания, умения и навыки, квалификация Социально-правовая и экономическая, компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие за рамки одной профессии), аутокомпетентность
Профессионально важные качества Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др. Профессиональная самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др.
Профессионально значимые психофизиологические свойства Энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др. Обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и др.

 

 

Профессиональное развитие — это психологиче­ские приобретения и потери, а значит, в процессе становления специалиста, профессионала происхо­дит не только совершенствование, но и разрушение, возникновение деформаций и профессионально не­желательных качеств. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессионально нежелательных качеств, негативно влияющих на продуктивность профессио­нальной деятельности.

В наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслу­живания и правоохранительных органов, госслужа­щих, руководителей, предпринимателей и др.

У представителей этих профессий профессио­нальные деформации могут проявляться на четырех уровнях:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Эти инвариант­ные особенности личности и поведения профессио­налов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной груп­пы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», проявляю­тся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцеп­ции», при котором каждый гражданин воспринима­ется как потенциальный нарушитель. У руководите­лей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессио­нальных деформаций делает работников профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, воз­никающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специаль­ностей. Каждая специальность имеет свой состав де­формаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника — актуальная агрессивность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают свои­ми деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психоло­гических особенностей личности: темперамента, спо­собностей, характера - на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессио­нально и личностно обусловленные комплексы:

• деформации профессиональной направленно­сти личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуни­кативных, интеллектуальных и др. (комплекс превос­ходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая «гермети­зация», нарциссизм и др.);

• деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная ин­тервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных про­фессиях и не имеет четкой профессиональной ориен­тации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные про­фессионально важные качества, как, впрочем, и про­фессионально нежелательные, чрезмерно развива­ются, что приводит к возникновению сверх качеств, или акцентуаций. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать проявлениями «профес­сионального кретинизма».

Следствием всех этих деформаций являются ошибки, конфликты, кризисы и снижение продуктивности профессиональной деятельности личности.

Профессиональные деформации неизбежны. Каждая профессия имеет свой ансамбль деформа­ций. Их преодоление предполагает использование разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и реабилитации.

Глава 3 Психологические основы профессиографии

Основные понятия

Исходным концептуальным понятием профессиоведения является понятие «профессия». Трактовок данного понятия в профессиоведческой литературе много. Прежде всего, это занятие, требующее специ­альной подготовки, которое человек практикует ре­гулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятель­ностью, внутри которой устанавливаются опреде­ленные связи и нормы поведения. Профессия вы­ступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных об­щим видом деятельности и профессиональным со­знанием. По определению Б.Шоу, профессия — это заговор специалистов против непосвященных. Не­сколько определений приводит в своих работах Е.А.Климов. Наиболее полным является следую­щее: «Профессия — это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разде­ления труда область приложения физических и ду­ховных сил человека, дающая ему возможность полу­чать взамен затраченного труда необходимые средст­ва его существования и развития»[18]. Уточняя это объ­емное определение, Е. А. Климов характеризует про­фессию как общность, деятельность, область прояв­ления личности и как исторически развивающуюся систему. Приведем еще одно его определение: «С точки зрения общества, профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессио­нальной деятельности, профессиональных особен­ностей личности, могущих обеспечить удовлетворе­ние потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта»[19]. Более уз­кое определение профессии, с точки зрения конкрет­ного человека, приводит В. Г. Макушин: профессия это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к су­ществованию[20].

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. рrofessiо) — это исторически возникшие формы трудовой деяте­льности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профес­сионально важные качества.

В англоязычной среде различают понятия «про­фессия» (рrofessiоп) и «занятие» (оссираtiоп). Термин профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятель­ности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят по­нятия «профессия» и «специальность». Профессия — понятие более широкое, чем специальность, ее отли­чительными признаками, помимо профессиональ­ной компетентности, являются также социаль­но-профессиональная компетенция, профессиональ­ная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия — врач, специальности — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия — инженер, специальности — конструктор, технолог, металлург; профессия — слесарь, специальности — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определен­ного вида деятельности в рамках той или иной про­фессии. Таким образом, специальность - один из ви­дов профессиональной деятельности внутри профес­сии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение об­щих результатов специфическими средствами.

В истории развития цивилизации разделение тру­да на профессиональные виды деятельности наблю­дается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий на­учно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профес­сий. В официальном справочнике США в 1965 г. в ал­фавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации про­фессий в 1988 г. было занесено 9 333 профессии. Еди­ный тарифно-квалификационный справочник объе­диняет около 7 000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональ­ную ситуацию, сложившуюся ко времени их состав­ления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, т. к. мир профессий весьма динамичен. Постоянно воз­никают новые профессии, содержание труда дейст­вующих профессий обновляется, отмирают профес­сии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и спе­циальности.

По многим профессиям и специальностям подго­товка осуществляется на предприятиях и в учрежде­ниях подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Для подготовки по наиболее массовым профессиям, требующим высокой определенной квалификации, существует система начального, среднего и высшего профессионального образова­ния. Для этой системы базовым является понятие «учебная профессия».

Учебная профессия — это уровень квалификации, отражающий объем и качество знаний, умений и спо­собностей, необходимых для дальнейшего освоения и выполнения видов деятельности в данном, конк­ретном профессиональном поле.

Понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проек­тирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцирован­ного подхода к изучению профессиональной деятель­ности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те про­фессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессио­нальной пригодности. Для определения уровня ква-лификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных зна­ний, умений и навыков. Для профессионального образования важное значение имеет характеристика видов деятельности, состав типовых производственных задач, перечень необходимых знаний, умений, навыков, качеств и свойств специалиста.

Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, да и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно отли­чаются. Нужен научно обоснованный отбор учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квали­фикации. Результатом должен стать перечень учеб­ных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это может быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обуче­ние в профессиональных школах или вузах.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Составление перечня учебных профессий для профессионального образования всегда будет актуа­льным. И конечно, этот перечень должен иметь науч­но обоснованную группировку и быть немногочис­ленным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.011 с.)