Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические классификации профессий

Поиск

Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого много­образия возможно по различным критериям.

Изучение литературы позволило остановиться на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии, так называемую профессио­нальную пригодность. При этом согласовываются востребованные профессией психологические струк­туры личности, По этим критериям можно также осу­ществлять профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Такой подход прослеживается у многих психологов труда (С. М. Богословский, 1911; // Н.Мunsterberg, 1913; А Нuth, 1961; Е. Воrпетапп, 1967; C .L. Тhоrnton, 1969; И. П. Титова, 1970; В.В. Чебышева, 1971; В. Г. Лаос, 1974). В современных классифи­кациях эти критерии уже не используются и ссылка на них — дань истории психологии труда.

Важной проблемой классификации профессий были и остаются методы сбора данных, характеризу­ющих профессию. К ним относятся наблюдение, са­мостоятельное выполнение деятельности (трудовой метод), опрос работников, наблюдаемый опрос на рабочих местах и др.

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.

Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж.Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, от­ношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентаций - Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентитрованных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определен ную профессиональную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание тех­нологических процессов и технических устройств, интеллектуальный - на умственный труд, социаль­ный — на взаимодействие с социальной средой, кон­венциональный — на четко структурированную дея­тельность, предпринимательский - на руководство людьми и бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способ­ности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленно­сти различных типов личности к разным профессио­нальным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозна­чает один из 6 типов личности и среды (рис. 4). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной

 

Рис. 4. Модель Дж. Холланда для определения

совместимости личности и среды:

Р — реалистический тип; И — интеллектуальный;

С — социальный; К - конвенциональный;

П — предпринимательский; X - художественный

 

 

средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами[21].

Согласно этой модели, например, наиболее со­вместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в табл. 18.

 

Таблица 18

Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж. Холланду)

 

 

Тип личности Тип профессиональной среды
Р И С К П X
Реалистический (Р) + + + - - + - -
Интеллектуальный (И) + + + - - - - +
Социальный (С) - - - + + - + +
Конвенциональный (К) + - - + + + - -
Предпринимательский (П) - - - + + + + -
Художественный (X) - + + - - - + +
               

Примечание. В таблице приняты следующие условные обозначения:

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

+ тип личности хорошо приспособлен;

- тип личности недостаточно приспособлен;

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде;

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетво­ренность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Работники одной профессии обу­словливают и определенную профессиональную сре­ду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и ин­тересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На пер­вом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — ме­нее значимые профессиональные среды, позволяю­щие личности подобрать себе резервные профессии.

В отечественной психологии наибольшую извест­ность получила классификация профессий, разрабо­танная Е. А. Климовым[22].

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1. Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животны­ми организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человектехника (и неживая природа) (Т). Ра­ботники имеют дело с неживыми, техническими объек­тами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-меха­ник, инженер-механик, электрослесарь, инженер -элек­трик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4.Человекзнаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

Человек — художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действитель­ности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, худож­ник-реставратор, настройщик музыкальных инстру­ментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра[23].

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис»- знание). Примеры в типе «человек - природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек – техника»: пирометрист, контролер и новой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек - человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек - знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полигра­фии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художест­венный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер- животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, опе ратор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «че­ловек — знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «че­ловек — художественный образ»: цветовод-декора­тор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хо­зяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, био­лог-исследователь; в типе «человек — техника»: рас­кройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-кон­структор; в типе «человек — человек»: воспитатель, ор­ганизатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, матема­тик; в типе «человек — художественный образ»: худож­ник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждо­го класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактерио­логического анализа, контролер слесарных и станоч­ных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразую­щих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыска­тельских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, на­пример, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Маши­ны с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэ­тому типичными профессиями для этого подразделе­ния классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функцио­нальных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мыслен­ные эталоны (например, у акробата - мысленный о последовательности действий, у дирижера —
образные эталоны и т. д.).

По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду:

(о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспек-
тор Госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях - на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, воло­лаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии и к профессии – мечте.

Формула «моей профессии», или профессии-меч­ты, может состоять в простейшем варианте из четы­рех позиций, на которых расположены литеры, обо­значающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий. (Важно не путать порядок по­зиций: так, литера П («природа») в первой позиции означает тип профессий «человек - природа», а во второй позиции — класс преобразующих профессий.)

Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подо­брать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразо­ванием знаков, символов и использованием автома­тической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула про­фессии будет такой: ЗПАб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: опера­тор вычислительных машин, оператор фотонабор­ных автоматов, телеграфист и т. д.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведен­ная классификация предназначена для профориентационной работы.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А.Кли­мов предлагает более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда при­знаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профес­сии, чем знание о тонкостях познавательной активно­сти профессионалов, соотношениях гнозиса и прак-сиса в их работе, внутренних и внешних средств труда.

Обзорная классификация профессий подразделяет весь мир профессий на 15 зон. Это значительно уменьшает неопределенность выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей.

Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце, (например, зоны 1,6, 11 или 4, 9, 14), соответствую т профессиям, которые родственны по предметной области, хотя и различаются по соотношению теоре­тической и практической подготовки. Так, напри­мер, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооинженер (11) явно более близки по предметной области труда, чем мастер-животновод (1), мастер по ремонту бытовой техники (2), проводник пассажирского ва­гона дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке зданий и помещений (5).

Но и признак необходимого образования тоже может быть важным для оптанта. К примеру, он не располагает возможностью долго учиться и вынужден думать о скорейшем обретении экономической само­стоятельности. Тогда он может выбрать для начала те профессии, которые не предполагают длительного те­оретического образования (верхняя из трех основных граф таблицы), но иметь в виду как перспективные запасные варианты (для профессионального роста) другие зоны в пределах избранного столбца («Пора­ботаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера»; «Поработаю проводником пасса­жирского вагона, а потом стану инженером путей со­общения по эксплуатации железных дорог или инже­нером-организатором дорожного движения»; «Пора­ботаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на про­граммиста-математика» и т. д.)[24].

Профессиональное образование нуждается в классификации профессий, пригодной для подго­товки специалистов в учебных заведениях на основе учета потребностей экономики в профессиях и их распространенности. Такая работа ведется. В 1987 г. был утвержден очередной общесоюзный перечень профессий для подготовки рабочих в системе проф­техобразования. Общее число учебных профессий было сокращено до 1193. Основным недостатком этого перечня была ориентация на профессии узко­операционного профиля.

В июне 1994 г. Министерство образования России утвердило федеральный стандарт начального про­фессионального образования[25]. В госстандарте опре­делен перечень учебных профессий и специально­стей. В основу классификации учебных профессий положены следующие принципы:

• систематизация перечня профессий в соответ­ствии с крупными отраслевыми комплексами;

• формирование профессий на основе общности технико-технологических параметров или трудовых функций;

• введение характеристики сложности профес­сий.

Введение госстандарта на перечень учебных про­фессий направлено на повышение качества подго­товки рабочих и служащих за счет регламентации учебно-программной документации, упорядочения системы контроля за результатами обучения, обеспе­чения единого образовательного пространства. Пе­речень призван также обеспечить эквивалентность профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия России в международном рынке труда.

Основной недостаток нового перечня профессий, как и предыдущих, заключается в том, что он состав­лен из числа реально существующих профессий. Со­став и содержание этих профессий стали результатом развития экономики, техники, технологии, условий и организации труда. Речь же идет об учебных профессиях. Они должны перекрывать содержание ныне действующих профессий, иметь экстра­функциональный компонент, ориентированный на перспективы развития профессий. А в отдельных случаях учебная профессия может объединять, ин­тегрировать несколько родственных специальностей и профессий. Это принципиально новые профессио­нально-педагогические образования. Их необходимо разработать, сконструировать. Формирование содер­жания и состава учебных профессий должно основы­ваться на учете трех факторов: технико-технологиче­ского, политехнического и личностного.

Рассмотрим влияние этих факторов на образова­ние учебных профессий.

В последние десятилетия кардинально обнови­лись техника и технология производства. Внедрение информационных технологий, гибких автоматизи­рованных производств, новых организационных форм труда существенно изменило требования к со­временному специалисту. Стали востребованы ра­ботники широкого профессионального профиля. Нечеткий рынок труда затрудняет прогнозирование профессиональной квалификации и требует боль­шей универсализации профессиональных функций специалистов.

Научно-технический прогресс сопровождается интеграцией различных видов деятельности. Наряду с этим происходят процессы образования комплек­сов видов деятельности на единой технико-техноло­гической основе. Обоснуем это положение.

Под техникой подразумевают орудия, инстру­менты труда и любые искусственные устройства, созданные человеком для преобразования окружа­ющей среды. Технология - более широкое поня­тие, она представляет собой сложную развивающу­юся систему искусственных устройств техники, производственных процессов и операций, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления и др.[26] Технологии интегрируют до­стижения науки и практики, определяют прогресс общества. Основанием дифференциации технологий могут стать обобщенные технологические действия, обладающие интегративным единством и отличите­льными особенностями. Все многообразие техноло­гий, характеризующихся единством технологических действий, может быть дифференцировано на следую­щие профессиональные профили:

• информационные технологии - получение, анализ и обработка информации;

• экологические технологии — поддержание оптимальной среды обитания;

• экономические технологии — предпринима­тельство и бизнес;

• производственные технологии — создание материальных ценностей;

• аграрные, земледельческие технологии — выращивание культурных растений;

• социальные технологии[27] — стабилизация и улучшение взаимодействия людей.

Виды технологий могут стать основаниями для формирования групп учебных профессий, которые правильнее было бы назвать профилями профессий. Такой подход позволит значительно сократить груп­пы профессий.

Основанием проектирования учебных профессий могли бы стать политехнические знания и умения. В производственной деятельности современного специалиста возрастает значение социально-технических, физико-технических, химических, биотех­нических, экономических, экологических и других видов знаний. К факторам, детерминирующим необ­ходимость профессионального политехнического образования, относятся:

интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

• усложнение техники и технологии за счет нау­коемких технических систем, электроники, пневмоники, хромотроники и др.;

• развитие технико-технологического базиса со­временного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рам­ки одной профессии;

• универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда[28].

Важным фактором, детерминирующим необхо­димость проектирования учебных профессий, явля­ется личностный. В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо зна­ний, умений и навыков по конкретной специально­сти в квалификацию работника включаются профес­сионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относят­ся ответственность, надежность, коммуникатив­ность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию реше­ний и др. Всего выделено около 50 ключевых квали­фикаций. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как пра­вило, реализации 5-7 профессионально важных ка­честв.

Три выделенных фактора: технологический, по­литехнический и личностный — могут стать основой проектирования личностно ориентированного со­держания каждого профиля.

При проектировании учебных профессий веду­щими могли бы стать следующие принципы:

• взаимосвязи педагогических технологий и современных производственных технологий;

• профессионального самоопределения лично­сти;

• прогностического отражения содержания профессий;

• интеграции личностно ориентированных технологий обучения и производственных технологий в профессиональные профили.

Реализация этого подхода положительно скажет­ся на унификации учебных планов и программ, суще­ственно облегчит стандартизацию начального про­фессионального образования.

Образовательно ориентированное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.014 с.)