Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ мира у разнотипных профессионаловСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: сформировать понимание о связи типа профессиональной деятельности и особенностей отражения субъектом окружающей действительности.
План 1. Классификации профессий. 2. Основные характеристики процесса профессионального самоопределения. 3. Влияние типа профессии на восприятие окружающей действительности.
Задания для самостоятельной работы Изучите существующие классификации профессий. В чем отличие классификаций профессий по характеристикам объекта и субъекта труда? Какие ярусы классификации профессий выделяются Е.А.Климовым? Систематизируйте отличительные характеристики процесса профессионального самоопределения по Э.Ф. Зееру. В чем отличие профессионального самоопределения от выбора профессии? Какова суть дифференциально- типологического подхода в профориентации? Чем обусловлены различия в образе мира у разнотипных профессионалов. Подберите соответствующие иллюстрации в научной и художественной литературе.
Литература 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336с. 2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с. 4. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ (А.В. Карпов и др.); под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350с. - (Учебник для вузов). 5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; высшая школа, 2001. – 360с. 6. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). Методические рекомендации по изучению темы При изучении темы следует обратить внимание на то, что в большинстве существующих классификаций профессий основанием для классификации выступают характеристики объекта труда: предмет, цели, средства, способы, условия и др. Собственно психологические классификации предполагают выделение в качестве оснований характеристик субъекта труда. Важно уяснить, что одной из ключевых характеристик профессионального самоопределения является избирательность отношения человека к миру профессий. Выбор той или иной профессии предполагает определенную близость и принятие доминирующих в ней системы ценностей и моделей поведения. Последствием длительной работы в определенном типе профессии становится не только профессиональные деформации личности, но и формирование специфического образа мира.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 (4часа *)
Противоречия и кризисы в профессиональном развитии Цель: Сформировать знание о противоречиях как источнике профессионального развития субъекта и неизбежности кризисов в процессе профессионализации.
План 1. Стадии профессионализации субъекта. Мотивационная и операциональная сферы профессионализма. 2. Система противоречий человека в профессиональном развитии по А.К. Марковой. 3. Нормативные и ненормативные кризисы личности в ходе профессионализации.
Задания для самостоятельной работы Уточните содержание понятия «профессионализм». Какие стадии профессионализации выделяет Е.А. Климов? Что является предметом изучения амеологии? Изучите систему противоречий в профессиональном развитии, предлагаемую А.К. Марковой. Что объединяет и отличает две группы противоречий: противоречия между особенностями профессионала и социальной средой и противоречия внутри структуры самого профессионала? Проанализируйте понятие кризиса личности. В чем суть типологии кризисов личности Э.Ф. Зеера. Каковы возможные последствия преодоления кризисов для развития личности?
Литература 1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240с. 2. Климов.Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. – 456с. 3. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 309с. 4. Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с. 5. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2005. – 240с. – (Серия «Библиотека психолога»).
Методические рекомендации по изучению темы При изучении темы особое внимание следует уделить разведению понятий профессионализм, квалификация и компетентность. Принципиально важным является выделение в профессионализме двух сфер: операциональной и мотивационной. Гармоничное развитие профессионала предполагает согласованное развитие обеих сфер. Основным источником профессионального развития субъекта выступают разнообразные противоречия. Необходимость их преодоления является главным стимулом развития тех или иных компонентов профессионализма. Важно отметить, что профессиональное развитие субъекта неразрывно связано с личностным развитием: одно невозможно без другого. Противоречия между личностным и профессиональным развитием могут приводить к кризисам личности. Значительная часть возникающих кризисов носит «нормативный» характер, т.е. имеет объективные социально-экономические, возрастные и иные причины. Конструктивное разрешение возникающих конфликтов может быть стимулом для развития личности.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 (4часа *)
Индивидуальный стиль трудовой деятельности Цель: сформировать представление о природе и возможностях реализации индивидуального стиля в трудовой деятельности.
План 1. Индивидуальные различия людей в работе: личность и способности. 2. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. 3. Индивидуальный стиль трудовой деятельности и его связь с эффективностью труда. 4. Формирование интегральной индивидуальности.
Задания для самостоятельной работы Проанализируйте существующие в литературе подходы к пониманию природы индивидуальных различий людей. Какие уровни и свойства индивидуальности выделяются в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина? Как объясняются роль личности в теории взаимодействия? Соотнесите выделяемые в зарубежной организационной психологии основные и дополнительные измерения личности, особенно значимые для организаций. В чем отличие таких разновидностей интеллектуальных способностей, как когнитивный, практический и эмоциональный интеллект? Изучите концепцию индивидуального стиля деятельности (ИСД) в отечественной психологии. Как объясняется в этой концепции связь ИСД и эффективности труда? Во всех ли видах трудовой деятельности может быть сформирован ИСД? Раскройте понятие ядро ИСД. Каковы механизмы формирования и характеристики ИСД?
Литература 1. Антология организационной психологии/ Барри М. Стоу; (Пер. с англ.: С.Е. Пале). – М.: «ООО Вершина», 2005. – 712с. 2.Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с. 3. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура, функции в произвольной активности человека. – М.: Наука, 1998 – 192с. 3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с. 5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Методические рекомендации по изучению темы При изучении темы следует обратить внимание, что не все индивидуальные отличия людей в работе трансформируются в ИСД. ИСД проявляется в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, в своеобразной временной организации деятельности, в качественных особенностях продукта деятельности. ИСД выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности. Важно уяснить, что одинаковая эффективность может быть достигнута при разных ИСД. Выработанный ИСД может быть неэффективным в при переносе в другую трудовую деятельность. Оптимальный ИСД может быть сформирован не во всех видах трудовой деятельности и, прежде всего, в жестко регламентированных видах. Важно отметить биологическую составляющую в формировании ИСД. ИСД выступает устойчивым образованием и зависит от сохранения свойств индивидуальности, образующих ядро ИСД. Само по себе формирование ИСД может опираться как на сознательные, так и на бессознательные механизма адаптации человека к среде.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8 (4часа *)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.007 с.) |