Предмет и место психологии труда в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и место психологии труда в системе наук



Цель: сформировать представление о предмете и месте психологии труда в системе психологических и непсихологических наук.

 

План

1. Предмет и основные разделы психологии труда.

2. Непсихологические науки и практики, изучающие категорию «труд».

3. Психология труда как теоретико-прикладная дисциплина.

4. Смежные с психологией труда психологические дисциплины.

 

Задания для самостоятельной работы

Изучите основные разделы психологии труда в соответствующих учебниках. Объясните, почему в настоящее время сложился именно этот перечень основных направлений психологии труда.

В чем отличие предмета психологии труда от предмета непсихологических наук о труде?

Объясните, как следует понимать тезис о том, что психология труда имеет статус теоретико-прикладной дисциплины и разрабатывает теории «среднего уровня обобщенности».

Проанализируйте, в чем сходство и отличие психологии труда от смежных психологических дисциплин: инженерной психологии и эргономики, психологии управления, организационной психологии, экономической психологии.

 

Литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с.

2.Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.

3.Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.

4. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ (А.В. Карпов и др.); под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350с. - (Учебник для вузов).

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

6. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 560с.

 

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении темы следует сделать акцент на том, что труд является категорией социально-экономической и выступает предмет изучения многих непсихологических наук и практик: от экономики труда до медицинских аспектов трудовой деятельности. При решении целого ряда задач психологии труда (например, профориентации и карьерного консультирования) сведения из этих отраслей знания являются крайне необходимыми.

Важно также отметить, что психология труда занимает промежуточное положение между дисциплинами сугубо теоретическими и прикладными: она соединяет в себе и разработку теорий среднего уровня обобщенности (например, теории трудовой мотивации), и прикладную психологию частных видов трудовой деятельности (например, психологию профессиональной деятельности врачей).

Следует обратить внимание на то, что психология труда имеет сходную проблематику с целым рядом вновь возникающих психологических дисциплин: психологией управления, организационной психологией и экономической психологией.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 (4часа *).

 

Система основных понятий психологии труда

Цель: Сформировать представление о системе основных понятий психологии труда, включающей разные уровни описания труда.

 

План

1. Признаки и вида труда.

2. Понятия эргатической функции и эргатической системы.

3. Компоненты человека как субъекта труда.

4. Уровни описания труда: профессия, трудовой пост, рабочее место.

 

Задания для самостоятельной работы

Изучите основные признаки труда; выделите основные отличия труда от других видов человеческой деятельности: игры, учения и общения.

Поясните положение о том, что разные виды труда в различной степени развивают человека. Каким должен быть труд с наибольшим развивающим эффектом? Приведите соответствующие иллюстрации.

Исходя из выделения в труде двух его сторон: объекта и субъекта, как формулируется центральная задача психологии труда.

Проанализируйте, как с позиций системного подхода соотносятся следующие уровни описания труда: профессия, трудовой пост и рабочее место.

 

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336с.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с.

3. Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.

4. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ (А.В. Карпов и др.); под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350с. - (Учебник для вузов).

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении темы следует обратить особое внимание на то, что труд является не просто одним из видов человеческой деятельности, но выступает в качестве основного вида деятельности, в рамках которого осуществляется развитие человека. При этом развивающий труд противопоставляется труду как средству поддержания существования.

С точки зрения уточнения состава трудовой деятельности принципиальным является различение понятий трудовой функции и эргатической функции. В современных условиях труда все большая часть трудовых функций передается техническим устройствам; при этом они теряют специфические признаки человеческой деятельности.

Важно уяснить, что решение центральной задачи психологии труда – задачи соответствия субъекта труда объекту – не всегда может быть решена в пользу субъекта. Это обусловлено тем, что существуют жестко регламентированные виды профессиональной деятельности, в которых субъектность человека загоняется в узкие рамки качественного и быстрого исполнения по заранее заданному образцу.

Следует обратить внимание, что разные уровни описания труда, по существу, отражают разные уровни обобщения или конкретизации описания. Исходя из этого, выбор того или иного уровня описания труда зависит от задач исследования: преимущественно теоретических или практических.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 (4часа *)

 

Методы психологии труда

Цель: сформировать знание о системе теоретических, эмпирико-познавательных и преобразующих методов, применяемых в психологии труда.

План

1. Соотношение категорий: методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология и профессиональная мораль.

2. Методы построения и совершенствования простых и сложных объектов теории.

3. Эмпирико-познавательные методы психологии труда.

4. Преобразующие методы психологии труда.

 

Задания для самостоятельной работы

Изучите содержание категорий методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология и этика в соответствующих разделах психологических учебников и словарей. Соотнесите указанные категории. Существует ли специфика содержания данных категорий в естественнонаучных и гуманитарных науках?

Выделите основное отличие между простыми и сложными объектами теории. Сопоставьте методы построения и совершенствования простых и сложных теоретических объектов.

Составьте перечень эмпирико-познавательных методов психологии труда. В чем заключается специфика применения этих методов по сравнению с другими отраслями научной психологии?

На что направлены две основные разновидности преобразующих методов в психологии труда? Каковы основные требования к психологу-практику, использующему преобразующие методы?

 

Литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350с.

2.Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.

4. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ (А.В. Карпов и др.); под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350с. - (Учебник для вузов).

5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении темы основное внимание следует уделить возможностям и ограничениям применения различных методов и методик психологии труда. Наиболее детального изучения заслуживают методы и методики, которые возникли или преимущественно используются именно в психологии труда: метод анализа продуктов трудовой деятельности, метод экспертных оценок профессионально значимых свойств и др.

При использовании преобразующих методов важно соотносить их с так называемым «золотым правилом» психологии труда – правилом установления наилучшего взаимосоответствия человека как субъекта труда и объективных требований трудового поста. Преобразующая деятельность психолога-практика предъявляет повышенные требования, как к профессиональной этике, так и уровню профессионализма психолога.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (4часа *)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.013 с.)