Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное здоровье менеджера↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цель: сформировать умение диагностики и коррекции типа поведения А как одного из факторов профессионального здоровья менеджера.
План 1. Знакомство с концепцией профессионального здоровья в отечественной науке. 2. Проведение опросника поведения типа А (шкала Положенцева С.Д. и Руднева Д.А.). 3. Обсуждение результатов диагностики и возможностей применения опросника в практике психологического консультирования.
Оснащение и порядок работы В начале занятия студенты знакомятся с основными положениями концепции профессионального здоровья в отечественной психологии. Систематизируются основные факторы профессионального риска, влияющие, влияющие на профессиональное здоровье менеджеров. Рассматриваются характеристики и последствия поведения типа А. Далее каждый студент получает шкалу диагностики поведения типа А, ключ к обработке и знакомится с инструкцией по ее проведению. Работа с опросником проводится индивидуально. На завершающем этапе занятия ответы испытуемых обсчитываются по показателю выраженности поведенческого стереотипа в целом и по каждой из 9-ти субшкал дифференцировано. Полученные результаты анализируются. Обсуждаются возможности применения опросника в работе практического психолога по ранней диагностике и коррекции данного поведенческого стереотипа у менеджеров.
Методические рекомендации по изучению темы При обсуждении проблемы обеспечения профессионального здоровья менеджеров и необходимости ранней диагностики и коррекции у них поведения типа А следует обратить внимание на следующие положения: - концепция профессионального здоровья имеет гуманистический характер и акцентирована на обеспечение безопасности профессиональной деятельности и профессионального долголетия; - профессиональная деятельность менеджеров отличается высоким нервно-психическим и эмоциональным напряжением; - одним из наиболее важных факторов профессионального риска у менеджеров выступает тип поведения А, который приводит к высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний в данной профессиональной группе; - ранняя диагностика и психологическая коррекция поведения типа А у менеджеров позволяет повысить продуктивность их работы и сохранить профессиональное долголетие.
Литература 1. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 463с. 2. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с. 3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с. 4. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с. 5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №8 (4 часа *)
Конфликты в организации Цель: сформировать умение анализа «человеческого» аспекта в организационных конфликтах и ведения переговоров в ситуации конфликта интересов.
План 1. Знакомство с современными представлениями о конфликтах. 2. Прогнозирование потенциальных конфликтов при организационных нововведениях. 3. Ведение переговоров в ситуации столкновения интересов сторон. 4. Обсуждение способов работы с конфликтами в организации.
Оснащение и порядок работы В начале занятия студенты знакомятся с современными представлениями о природе и функции конфликта в организации. Рассматривается практическая проблема «работы» с конфликтами в организации и психологическая составляющая организационных конфликтов. Далее студенты переходят к выполнению первого задания: прогнозированию потенциальных конфликтов в ситуации организационных нововведений. При этом сначала моделируется ситуация организационных нововведений и выделяются перечень возникающих проблем. Затем предлагается проанализировать «человеческие» аспекты этих организационных проблем. В завершение задания необходимо предложить рекомендации по устранению или смягчению негативных последствий решения организационных проблем. Работа проводится в небольших группах по3 – 4 чел. в каждой. Во втором задании студентам предлагается провести ролевую игру: переговоры в ситуации столкновения интересов сторон. Для этого вводится примерный сюжет ситуации. Ролевая игра проводится в группах по 3чел.: два участника переговоров и один наблюдатель. По окончании работы каждая группа сообщает о своем опыте и наблюдениях. На завершающем этапе занятия подводятся итоги и обсуждаются возможные способы работы психолога с конфликтами в организации.
Методические рекомендации по изучению темы При обсуждении проблемы работы с конфликтами в организации и собственно психологического аспекта этой проблемы следует обратить внимание на следующие положения: - на сегодняшний день традиционная проблема «как избежать конфликтов» сменяется практическим вопросом «как работать с конфликтами»; - задача управления конфликтами сводится к переводу конфликта в конструктивные формы, позволяющие использовать его позитивный потенциал и минимизировать возможные деструктивные последствия; - основная задача организационного психолога состоит в том, чтобы вычленять «человеческий» аспект в организационных конфликтах и использовать адекватные методы работы, направленные именно на психологические составляющие конфликтов; - работа психолога с конфликтами в организации может рассматриваться не как изолированная, а в рамках стратегии формирования организационной культуры.
Литература 1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2001. – 400с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»). 2. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 463с. 3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с. 4. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384с. 5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с. 6. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.
Примерные вопросы к экзамену 1. История психологии труда за рубежом. 2. История психологии труда в России. 3. Становление и основные проблемы инженерной психологии и эргономики. 4. Предмет и основные направления исследований современной психологии труда. 5. Труд как предмет междисциплинарных исследований. 6. Место психологии труда в системе психологических наук. 7. Смежные с психологией труда психологические дисциплины. 8. Понятие труда, виды и признаки труда. 9. Стороны труда и проблема их соответствия. 10. Соотношение эргатической и трудовой функции. 11. Виды эргатических функций. 12. Понятие профессии и аспекты ее рассмотрения. 13. Основные составляющие трудового поста. 14. Отличительные особенности рабочего места. 15. Соотношение понятий методика, процедура, метод, профессиональная идеология и профессиональная мораль. 16. Методы построения и совершенствования теоретических объектов. 17. Эмпирико-познавательные методы психологии труда. 18. Преобразующие методы психологии труда. 19. Соотношение понятий профессия, специальность и специализация. 20. Профессиограмма и ее составляющие. 21. Подходы к изучению профессий и построению профессиограмм. 22. Понятие профессионально-важных качеств и компетенций. 23. Профессиональная пригодность и ее структурные компоненты. 24. Классификации профессий. 25. Образ мира у разнотипных профессионалов. 26. Удовлетворенность работой и ее потенциальные последствия. 27. Виды организационной приверженности. 28. Предубеждения и способы их преодоления. 29. Содержательные теории трудовой мотивации. 30. Процессуальные теории трудовой мотивации. 31. Мотивирование посредством планирования работы. 32. Стадии профессионализации человека. 33. Мотивационная и операциональная сферы профессионализма. 34. Противоречия и кризисы профессионального развития. 35. Понятие профессиональной деформации 36. Особенности профессионального обучения. 37. Отличительные признаки профессионального самоопределения. 38. Структура профессионального самосознания. 39. Основные направления профориентации и психологической поддержки населения. 40. Дифференциально-типологический подход в профориентации. 41. Понятие карьеры, типы карьеры. 42. Стадии развития карьеры. 43. Свойства интегральной индивидуальности. 44. Теория взаимодействия и основные измерения личности. 45. Способности и их проявления в работе. 46. Концепция индивидуального стиля деятельности. 47. Внешние и внутренние условия формирования индивидуального стиля деятельности. 48. Стратегии работы с человеческими ресурсами в современных условиях. 49. Оценка успешности профессиональной деятельности сотрудников в процедурах аттестации. 50. Прогнозирование профессиональной пригодности потенциальных сотрудников в процедурах отбора персонала. 51. Понятия продуктивности и работоспособности. 52. Динамика и уровни рассмотрения работоспособности человека. 53. Концепция состояния «потока» в профессиональной деятельности. 54. Состояние утомления, степени выраженности утомления. 55. Состояние монотонии и возможные направления оптимизации. 56. Профессиональный стресс, основные концептуальные подходы. 57. Отличительные признаки рабочей группы. 58. Структура рабочей группы. 59. Понятие и виды совместимости в группе. 60. Отличительные характеристики современной команды.
Учебное издание МКРТЫЧЯН ГЕРАСИМ АМИРОВИЧ Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Психология труда» для студентов специальности Педагогика и психология Психология В авторской редакции Технический редактор С.П.Никонов Верстка, оформление и вывод оригинала макета Ю.А.Шаравина
Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001 Подписано в печать Формат 60х84/16. Усл. печ. листов 1,6 Тираж экз. Заказ
Издатель: Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара 607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36
Участок оперативной печати АГПИ 607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К. Маркса, 36
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.009 с.) |