Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерный аспект трудовой деятельностиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Цель: систематизировать знания о природе и разнообразных проявлениях гендерных различий в трудовой деятельности.
План 1. Гендерный аспект в проблематике психологии труда. 2. Гендерные различия в выборе профессий. 3. Гендерный аспект карьеры. Понятие «стеклянный потолок». 4. Различия в стилях руководства лидеров – мужчин и лидеров – женщин.
Задания для самостоятельной работы Изучите и систематизируйте основную проблематику одной из современных отраслей психологического знания как гендерная психология. Насколько оправдано выделение гендерного аспекты при изучении проблематики психологии труда. Ознакомьтесь со статистикой по сложившемуся распределению мужчин и женщин в различных профессиях. Чем, на ваш взгляд, обусловлены существующие диспропорции? Какие факты дискриминации по половому признаку вам известны? Проанализируйте информацию о возможностях карьерного роста женщин в современных организациях. Раскройте понятие «стеклянный потолок». Насколько оправдан тезис о том, что женщина не может быть руководителем высокого уровня. Существуют ли различия в стилях руководства мужчин и женщин? В чем они проявляются? Наблюдается ли тенденция к сближению женского и мужского стиля руководства?
Литература 1. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов/ Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 463с. 2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – 544с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 3. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 480с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»). 4. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.
Методические рекомендации по изучению темы При изучении темы следует обратить внимание на то, что гендерные различия обусловлены, с одной стороны дифференциальной психофизиологией мужчин и женщин, а, с другой стороны – исторически сложившимся распределением ролей. Современный этап развития общества предполагает активное включение женщин в самые разнообразные традиционно мужские виды профессиональной деятельности. Однако данный факт не снимает проблемы гендерных различий в труде. Принципиально важным является осмысление и принятие тезиса о том, что любые проявления дискриминации в работе по половому признаку недопустимы. Предполагается, что существующие гендерные различия касаются не столько эффективности выполняемой работы, сколько выбираемых способов и стилей профессиональной деятельности. Важно также подчеркнуть, что создание равных возможностей в реализации профессиональной карьеры должны сопровождаться и справедливым распределением обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Следует признать, что основной причиной гендерной дискриминации в настоящее время выступают мужские стереотипы в восприятия гендерных ролей.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (2часа)
Экспертная оценка профессионально значимых свойств Цель: сформировать умение проведения методики экспертных оценок профессионально значимых свойств с помощью ранжирования карточек.
План 1. Знакомство с методикой получения экспертных оценок с помощью процедуры ранжирования карточек. 2. Проведение студентами индивидуальной экспертной оценки профессионально значимых свойств руководителя малого предприятия. 3. Обработка результатов экспертной оценки по группам. 4. Обсуждение полученных результатов.
Оснащение и порядок работы Каждый студент получает одинаковый набор из 30 карточек, на которых напечатано одно из возможных профессионально значимых свойств руководителя малого предприятия. Задача студента состоит в том, что он индивидуально ранжирует карточки по степени значимости с 1-го до 30-го места. Результаты ранжирования заносятся им в специальный протокол. После получения индивидуальных экспертных оценок студенты разбиваются на 2 - 3 группы. В каждой группе индивидуальные экспертные оценки усредняются: в результате получаются групповые экспертные оценки. Групповые экспертные оценки выписываются на доске и становятся предметом общего обсуждения.
Методические рекомендации по изучению темы При обсуждении методики экспертных оценок следует обратить внимание на следующие положения и рекомендации по проведению метода экспертной оценки: - качественный состав экспертов: в состав экспертов следует включать людей, хорошо знающих данный вид профессиональной деятельности; - количественный состав: для групповой экспертной оценки количество экспертов должно составлять не менее 9 – 11 экспертов; - перечень оцениваемых профессионально значимых свойств составляется психологом заранее на основе предварительного исследования данного вида профессиональной деятельности и сопровождается глоссарием; - составленный перечень свойств рекомендуется группировать по блокам (блок мотивации, блок эмоционально-волевых свойств, блок интеллектуальных свойств и др.) - групповая экспертная оценка может получаться как путем усреднения индивидуальных экспертных оценок, так и по результатам обсуждения и согласования в группе; - полученный в результате экспертной оценки ранжированный перечень профессионально важных свойств может использоваться при аттестации персонала.
Литература 1. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004. – 400с. 2. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384с. 3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с. 4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (4часа *)
Построение профессиограммы: модульный и задачно-личностный подходы Цель:сформировать умения по составлению профессиограммы на основе модульного и задачно-личностного подходов.
План 1. Знакомство с существующими подходами к построению профессиограмм. 2. Построение профессиограмм врача-терапевта на основе модульного и задачно-личностного подхода. 3. Обсуждение достоинств и ограничений изучаемых методов построения профессиограмм.
Оснащение и порядок работы После краткого знакомства с существующими подходами к изучению и построению профессиограмм учебная группа разбивается на две подгруппы. Одна подгруппа получает задание построить профессиограмму врача-терапевта по модульному методу, другая – по задачно-личностному. Соответственно заданию, подгруппы получают трудограмму врача и инструкции с изложением основных принципов модульного или задачно-личностного методов. После завершения работы каждая подгруппа представляет построенную ею профессиограмму для последующего сопоставления и обсуждения.
Методические рекомендации по изучению темы При обсуждении различных методов построения профессиограмм следует обратить внимание на следующие положения: - выбор того или иного метода профессиографирования зависит от того, насколько жестко в профессии задан конечный результат и состав профессиональных действий; - состав и содержание профессиограммы меняется в зависимости от типа решаемых задач: профориентации, профобучения, отбора и оценки персонала, рационализации режима и условий работы; - построение профессиограммы предполагает углубленное изучение психологом особенностей данной профессиональной деятельности с помощью методов наблюдения, опроса, беседы, экспертных оценок; - изучение профессий и разработку профессиограмм психологу целесообразно осуществлять совместно с представителями данной профессиональной группы, выступающих в роли экспертов.
Литература 1. Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессии в целях профориентации. – Л.,1988. 2. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 309с. 3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с. 4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.008 с.) |