Ф. как социокультурный феномен,её образы в истории культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. как социокультурный феномен,её образы в истории культуры



Ф. как социокультурный феномен,её образы в истории культуры

Ф (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Ф вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Как устроен мир? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,справедливость, добро и зло.Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии.

Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический. Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм. Тотемизм: зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме – животном, затем о тотеме-предке, в результате возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма - анимизм.Таким образом, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия). Таким образом, религиозное мировоззрение -- это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм. Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности -- народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.Нельзя однозначно оценить и культурное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались и сохранялись разнообразные знания. Именно с религией связаны выдающиеся достижения в архитектуре, живописи, музыке и хоровом искусстве. При храмах создавались первые учебные заведения, например братские школы на Украине и Белоруссии. Большое познавательное и воспитательное значение имело и имеет чтение священных книг. В то же время мы знаем о массовом уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества.

 

Язык Ф.Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры.

Ф создает свой собственный язык — язык кате­горий, предельно широких понятий, обладающих статусом все­общности и необходимости. Они настолько широки, что не мо­гут мыслиться составляющими других более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. — примеры философских категорий.

Методологические функции Ф

эвристической функции ( состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. )

Координирующая функция ( состоит в координировании методов в процессе научного исследования. )Интегрирующая функция ( связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность )общекульурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям. Логико-гносеологическая функция Ф. Она заключается в разработке самого философского метода,его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Необ. И случайность

Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее:

Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие.

- это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен

- это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность. Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти.

- это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления.- это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна. Любое явление имеет причины. Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.

Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С. В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное.

В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей.Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности. Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами. В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом, Гегелем. Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

- отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть. В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность.

Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия.

Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше.

Классифицируются:

по обусловленности: реальные - необходимыми свойствами, связями. Формальные - случайными свойствами, связями.

Реальные: от условий реализации:

абстрактные (нет условий), конкретные (есть)

от результата реализации: прогрессия: регрессия, варианты

по категориям: в сути и в форме. в явлении и содержании

Аналитическая философия

Ан Ф (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах.Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечением результатов естественных наук.

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее:Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует и что задачей философии является логическое прояснение мыслей.Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа.Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку.

 

Философия экзистенциализма.

Самаяпопулярная философия 20 века. В переводе «философия существования»,которая рассматривает экзистенцию как обозначение конкретной, частной, интимной жизни человека, без маски и роли, жизни идентичной, негарантированной, свободной, открытой, заброшенной. Это философия абсурда, в которой нет ценностей смысла жизни. Начинается в годы Первой Мировой войны. Основоположниками экзистенциализма являются русские философы Н.Бердяев, Лев Шестов. Во Франции: Сартр «Бытие и ничто», Коню «Бунтующий человек»,Габриель Марсель. В Германии: М.Хайдегер «Бытие и время», Леперс «Смысл и назначение истории». Среди этих авторов есть и атеисты (Сартр), и религиозные мыслители.

В целом аналитика человеч. бытия раскрывает модусы: свободу,на которую обречены люди, выбор(мы не можем не выбирать),страх,одиночество,лтчуждение,любовь,пограничная ситуация,абсурд. Экзистенциализм возник как философия интеллектуалов, в кот. есть напряжённость поиска самого себя, есть тонкая линия частной жизни, но нет пессимизма, отчаяния.

 

67.Феномелогия, герменевтика, структурализм: их роль как методы философ. рефлексии действительности. Ф еноменология - ф. сознания, которая возникает как критика натурализма и объективизма. Э.Гуссерль определяет жизнь как мир человеческих смыслов и развивает феноменологию как ф-ю сознания. Он рассматривает все структуры сознания, в которых есть идеальные значения, переживания и языковая форма. Он изучает интенциональность- совпадение субъекта и объекта, важность переживания в процессе познания и языковая форма. Герменевтика известна со времён греческой ф-и. Призвана переводить, трактовать вербальные и невербальные тексты. В 20 веке крупнейшим представителем являлся нем. философ Х.Г. Гадавер. В книге «Истина и метод» он утверждает:1)современная герменевтика рассматривает типы реконструкций, отношения текст-интерпретатор. Задача- восстановить смысл, понять и передать содержание. В то время как классическая герменевтика акцентировала тему автор-текст.

2) Гадавер особо рассматривал связь субъекта и объекта, что интерпретатор явл-ся частью того, что он интерпретирует. Это и есть герменевтический круг. «Понять что-либо можно тогда, когда заранее это понимаешь».

3) Герм-кий метод понимания использует слово, логос(особенности мышления) и поступок. При этом контекст оказывается зачастую важнее текста. Др. авторы,Поли Рикер, рассматр. конфликт интерпретаций, конгениальность(соучастие с текстом).

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр.Основные представители: Клод Леви-Строс (антропология), Роман Якобсон (лингвистика), Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Лакан (психоанализ), Жан Пиаже (психология), Николя Бурбаки (математика)

 

69. Русская философия как уникальная часть мирового философского процесса. Русская философия самобытна, несмотря на ряд заимствований(рецепций). Ключевые рецепции: византизма,европеизма(германское влияние),евразийство. Рус. Ф. отличается своим этизмом, эстетизмом, литературоцентризмом, патреотизмом, оригинальной формой выражения. Есть мнение, что рус. философия так и не достигла профессионального уровня, однако она всегда была «новомыслием»(термин Соловьёва). Периоды развития рус-й философии: 1 .филосовия русского среднековья от 988 г. до утверждения династии русск. царей Романовых в 1813. В этот период особое развитие получило византийское наследие и русский истихазм(«священное безмолвие»,философия монашества,которая призывала к молитве, прозрению духа).2. философия русского Просвещения: раннее Просвещение, представленное белоруск. авторами. 3.социальная философия 19 века, в кот. существенны радикализм Бакунина, консерватизм Леонтьева, а также взаимодействие славянофильства и западничества.4. философия русского духовного Ренессанса, в которой существенна метафизика всеединства Соловьёва. В ыступает за разные синтезы в философии:за синтез платонизма, нем. идеализма и научной философии; за синтез Ф., религии, науки и искус-ва, за синтез всех мировых церквей, за цельное знание, в котором есть опыт, разум и мистика, за синтез трёх начал в человеке: природного, разумного и абсолютного. Он утв., что понять человека можно из того, что ниже его,равно ему и выше. Это показывает первичные 5. Философия русского Зарубежья.

С 1922 г. Георгий Федотов, автор книг о русской интеллигенции.

6.Марксистко-ленинская философия. Эвальд Ильенков, Тугаринов, белорус. философ Михаил Бахтин(«Философия поступка»)

В итоге, русскоязычная философия самобытна, предметно оформлена и даёт осмысление архетипов восточнославянского мировоззрения.

 

Ф. как социокультурный феномен,её образы в истории культуры

Ф (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Ф вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Как устроен мир? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,справедливость, добро и зло.Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии.

Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический. Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй - философией и наукой. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм. Тотемизм: зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме – животном, затем о тотеме-предке, в результате возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма - анимизм.Таким образом, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия). Таким образом, религиозное мировоззрение -- это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм. Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности -- народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.Нельзя однозначно оценить и культурное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались и сохранялись разнообразные знания. Именно с религией связаны выдающиеся достижения в архитектуре, живописи, музыке и хоровом искусстве. При храмах создавались первые учебные заведения, например братские школы на Украине и Белоруссии. Большое познавательное и воспитательное значение имело и имеет чтение священных книг. В то же время мы знаем о массовом уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.036 с.)