Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектические категории единичного, особенного, общего. Диалектика единичного и общего, закон их объективной взаимосвязиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все три закона содержат сумму категорий диалектики. Есть ещё 7 парных категорий- не основных законов диалектики. 1)Единичное и общее. Понятия невозможны сами по себе, они едины. Единичное – уникально, общее – типично, особенное- специфично. По содержанию единичное богаче общего. Эти категории связаны с законом обратного отношения: чем шире объём, тем уже содержание. Индивидуальность- единично. Первая пара категорий единичное - особенное - общее. Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств. Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность. Но во всяком отдельном, единичное (как в проявлении материи) есть черты которые повторяются - это общее. Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее Особенное - категория для обозначения таких признаков, которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (т.е. указывает на отличительные признаки). Философы по разному рассматривают общее: Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи. Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного. В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво. Единичное тесно связано с другим единичным. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему
25. Сущность и явление, содержание и форма, их диалектика и закономерности объективной взаимосвязи Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее, а явление - от категории вещь.Но с самого начала Ф задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление - познаваемо, сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность. Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер.Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию. Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. - это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом сущность - категория собирательная. Диалектика С и Я. Сущность и явление неразрывно связаны (сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает); Сущность и явление - противоположности (сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости) (сущность - беднее, но глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности) Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий. Сущность и закон понятия одно-порядковые. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание (от Я к С, от С1п ® С2п) вскрыв сущность посмотреть её проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний (Земля плоская на китах, шар, геоид). Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность. Форма и содержание. Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бекон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант - форму противопоставляет содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга). Диалектика Ф и С. Ф и С взаимосвязаны. Но она не одинакова: * Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость * Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм. * Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему * Содержание - изменчиво, форма - устойчива * Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает (отрицает) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание * Развитие обеспечивается отрицанием формы
26.Категории части и целого. Понятия структуры и системы (системного объекта), их методологическое применение в анализе языковых явлений. Часть- элемент целого, а целое не просто сумма частей, но система, и во всяком целом есть структура как способ организации, органичность и уникальные способы взаимосвязи частей. Система структурного подхода позволяет их рассмотреть. Целое не тождественно сумме частей. Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.008 с.) |